ВВЕДЕНИЕ
1 ПОЛИТИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ
2 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ПОЛИТИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития любой страны, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Так как здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности государства по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье, усиление роли права, в том числе медицинского, в жизни общества, тем более в условиях проведения реформ, приобретает важное значение. Сегодня следует учитывать такой факт, что по ряду вопросов об охране здоровья граждан Республики Беларусь законы и другие нормативно-правовые акты на республиканском уровне, и особенно в регионах если и есть, то они во многом устарели и требуется их отмена или доработка и изменение. Существенной проблемой в настоящее время является то, что законодательство, регулирующее медицинское право и декларирующее многоукладность здравоохранения, не формирует организационного единства всех звеньев системы здравоохранения, что не способствует установлению единых стандартов во всех направлениях деятельности по охране здоровья населения. В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения. Кризис деятельности медицинских учреждений приближается к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами. Вместе с тем имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи. В отрасли растет социальная напряженность. Все более широкое распространение получает теневая сторона оплаты медицинских услуг. В связи с этим необходима продуманная стратегия реформирования здравоохранения, в этом и заключается актуальность выбранной темы курсовой работы. Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность политики здравоохранения в качестве объекта социальной политики, а также рассмотреть мировой опыт и реализацию политики здравоохранения в экономике Республики Беларусь.
1 ПОЛИТИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ
Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Оно выполняет две основные функции – экономическую и социальную. Экономическая функция состоит в восстановлении трудоспособности работников. Социальная функция заключается в формировании здоровья человека, увеличении продолжительности его жизни. Развитие здравоохранения ориентировано на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, создание благоприятных условий труда, быта и отдыха, своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным, предупреждение возникновения болезней и распространения их среди населения [1, с. 102]. Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью. Приоритетным структурным элементом системы здравоохранения является профилактическая деятельность медицинских работников, развитие медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни среди различных групп населения. Здравоохранение как объект государственного управления и регулирования представляет собой, как деятельность государства, так и систему социально-экономических, медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья граждан путем выявления, предупреждения и лечения болезней; оказание качественной и высокотехнологичной медицинской помощи всем нуждающимся в ней гражданам, а также обеспечение доступности получения такой помощи. В содержательном значении здравоохранение – это институт реализации государственных гарантий в области охраны здоровья с системной формой устройства, представляющий собой с организационно-правовой точки зрения неоднородную систему.
2 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СТРАНАХ С РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Организация предоставления медицинских услуг населению определяет долгосрочные цели и результаты социально- экономического развития каждого конкретного муниципального образования, т.к. влияет на продолжительность и качество жизни всех социальных слоев и групп населения местного сообщества, процессы воспроизводства рабочей силы на локальном рынке труда, брендирование муниципального образования. Это крайне актуально в современных условиях демографического феномена старения нации большинства территорий РФ, снижения рождаемости и роста убыли населения по экологическим и производственным причинам. С развитием рыночных отношений изменяется система государственного регулирования здравоохранения как важнейшего вида экономической деятельности. Отличительной чертой рыночной системы хозяйствования является механизм саморегулирования, основанный на соотношении спроса и предложения. Однако именно в сфере здравоохранения существуют изъяны рынка, нарушающие действие законов. Необходимость определения оптимального соотношения плановых и рыночных регуляторов, актуальную как для бюджетных, так и страховых систем здравоохранения диктуют и реформы здравоохранения, проводимые в последние годы. Трансформация здравоохранения происходит на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Рассматривая регулирование здравоохранения на муниципальном уровне, следует учитывать принцип децентрализации, в соответствии с которым на муниципальные органы власти возложены функции по решению проблем отрасли, в том числе финансовых вопросов. В этой связи актуально исследование опыта зарубежных стран в области регулирования здравоохранения с целью определения степени нерыночного вмешательства в сферу здравоохранения, а также методов, которые позволят оптимизировать регулирование сферы здравоохранения на национальном, региональном и муниципальном уровнях. Рассматривая систему здравоохранения Швеции, можно считать одной из лучших из-за ее высокой эффективности при умеренных расходах. Здравоохранение Швеции является государственным на 92%, характеризуется высокой степенью децентрализации с разделением ответственности за охрану здоровья между государством, ландстингами (политическими органами) и муниципалитетами.
3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ПОЛИТИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Государственная система здравоохранения Республики Беларусь основана на соблюдении принципов социальной справедливости и доступности медицинской помощи. Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер с бюджетной системой финансирования здравоохранения. В стране функционирует около 600 организаций здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях и около полутора тысяч амбулаторно-поликлинических организаций; 17 республиканских научно-практических центров, 143 центра гигиены и эпидемиологии, более трех тысяч аптек, 134 станции скорой медицинской помощи. Сегодня здравоохранение Республики Беларусь – это 4-х уровневая система оказания медицинской помощи с четко организационно выстроенной структурой от фельдшерско-акушерских пунктов до республиканских научно-практических центров. Сохранена белорусская система подготовки медицинских кадров и повышения их квалификации. Обеспечена доступность высокотехнологичных и сложных вмешательств пациенту в Республиканских научно-практических центрах. Активно внедряются новые технологии в областных и межрайонных центрах. В стране работают РНПЦ: «Кардиологии», «Мать и дитя», «Трансплантации органов и тканей», «Неврологии и нейрохирургии», «Трансфузиологии и медицинских биотехнологий», «Травматологии и ортопедии» и другие. В них обеспечена тесная связь науки и практики, без которой не было бы такого количества внедрений новых технологий в лечение и диагностику заболеваний. На 1 января 2018 г. численность населения в Беларуси составила 9491,8 тыс. чел. (прирост по сравнению с 2013 г. – 27,3 тыс. чел.). Коэффициент рождаемости в 2017 г. составил 10,8 (в 2013 г. – 12,5) (отношение числа родившихся живыми в течение календарного года к среднегодовой численности населения; показывает число родившихся на 1 тыс. человек населения). За 5 месяцев 2018 г. коэффициент рождаемости равен 10 [7, с. 17]. В таблице 3.1 рассмотрим капитал здоровья Республики Беларусь за 2014-2017 гг. Как видно из таблицы 3.1, выросла ожидаемая продолжительность жизни. В 2017 г. значение этого показателя составило 74,1 года в общей популяции, в том числе мужчин – 69,3 года, женщин – 79,2 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, деятельность государства в сфере управления здравоохранением объективно необходима, поскольку существует, с одной стороны, насущная потребность в соблюдении общенациональных приоритетов в сфере охраны здоровья населения, а с другой – необходимость сочетания реальных возможностей государства с порой противоположными друг другу интересами отдельных слоев и групп общества. Удовлетворение этих объективных потребностей общества составляет суть деятельности государственных органов в сфере здравоохранения. Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный. Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи. Особая роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики. В поликлиниках должны развиваться консультативно-диагностические службы. На их базе могут быть развернуты отделения медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и т.д. Требуют государственной поддержки меры по внедрению современных технологий в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии и кардиохирургии, онкологии, диагностики и лечения социально значимых болезней. Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов. Требуется повысить роль научных центров и научно-исследовательских институтов в разработке и внедрении эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов диагностики и лечения. Необходимо принятие мер государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций системы здравоохранения, оздоровительных учреждений и организаций. Главной целью белорусской системы здравоохранения является улучшение здоровья населения, снижение заболеваемости, смертности, увеличение средней продолжительности жизни на основе дальнейшего повышения качества и доступности медицинской помощи всем слоям населения, усиление профилактической направленности при широком вовлечении населения и общественных организаций в формирование здорового образа жизни.
1 Соколовский, Н.К. Экономика социально-культурной сферы: учеб.-метод. пособие / Н.К. Соколовский, О.Н. Ерофеева, В.Г. Гаркава. – Минск: БГЭУ, 2015. – 208 с.
2 Ходжаев, В. Здоровая нация – сильное государство / В. Ходжаев // Экономика Беларуси. – 2014. – № 3. – С. 46-49.
3 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 // Сайт Совета Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/ pdp2016_ 2020.pdf.
4 Официальный сайт Национального статического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
5 Социальные нормативы [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/socnorm/.
6 Статистический ежегодник Республики Беларусь: стат. сборник / Нац. стат. комитет – Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – 490 с.
7 Беларусь в цифрах 2017: статистический справочник. – Минск, 2018. – 365 с.
8 Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь // Указ Президента Республики Беларусь от 24 января 2014 г. №49 [Электронный ресурс]. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=P31000575.
9 Жарко, В.И. Об итогах работы органов и организаций здравоохранения Республики Беларусь в 2017 году и основных направлениях деятельности на 2018 год (по материалам Постановления коллегии Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 27.01.2018 № 1.1) [Электронный ресурс] / В. И. Жарко, Ю. В. Климов. – Мед. вест. – 2018. – 19 февр. – Режим доступа: www.medvestnik.by.officially.view.
10 О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» : закон Респ. Беларусь от 21 октября 2016 г. № 433-З [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http:// www.pravo.by/main.aspx?guid =3871&p0 =H11400164&p1=1.
11 О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О лекарственных средствах» : закон Респ. Беларусь от 29 июня 2016 г. № 386-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. expert.by/EC/monitorings/212907.txt.
12 О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь : закон Респ. Беларусь от 24 дек. 2015 г. № 331-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid= 12551&p0=H11500331&p1=1&p5=0.
13 О Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003–2007 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 8 окт. 2003 г. № 1276 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.busel.org/texts/cat9uu/id5vwiyev.htm.
14 Глушаков, В.С. Реализация белорусской модели здравоохранения и приоритетные направления ее дальнейшего развития / В.С. Глушаков, Е.В. Михневич, М.В Алферова // Вестник ВГМУ. – 2016. – №6. – С.74-83.
15 О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 27 авг. 2014 г. № 840 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx.
16 О некоторых вопросах государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 29 марта 2016 г. № 259 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/ upload/docs/fileb52683286d09d1d1.PDF. –
17 Государственная программа «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 гг. : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 14 марта 2016 г. № 200 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. government.by/upload/docsPDF.
18 О добровольном медицинском страховании в Республике Беларусь: приказ Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 10 янв. 2012 г. № 15 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. levonevski.net/pravo/norm2013/num06/d06197.html.
19 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
20 О здравоохранении: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 1993 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
21 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апр. 2003 г. № 194-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
22 Уголовный кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г. № 275-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.
23 Макущенко, Л.В. Формирование конкурентных преимуществ в сфере услуг здравоохранения Республики Беларусь на инновационной основе / Л.В. Макущенко // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. – 2018. – № 5. – С.29-35.
24 Доклад Президента Беларуси «Вместе – за сильную и процветающую Беларусь» на Пятом Всебелорусском народном собрании. Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by.
25 Информация о финансировании расходов на здравоохранение в 2017 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ upload/dadvfiles/информация%20о%20финансовых%20расходах%20по%20здр.за%202017%20год.pdf.
26 Регионы Республики Беларусь: стат. сборник / Нац. стат. комитет – Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – 590 с.
27 Здравоохранение Швеции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sos-system.org.ua/?page_id=88.
28 Тэннер, М. Сравнительный анализ систем здравоохранения в разныхстранах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.inliberty.ru/library/49-sravnitelnyyanaliz-sistem-zdravoohraneniya-v-raznyhstranah.
29 Солодкий, В.А. Обзор реформ в системе здравоохранения Германии за последние двадцать лет / В.А. Солодкий, В.И. Перхов, Р.В. Стебунова // Менеджер здравоохранения. – 2015. – №10. – С.52-56.