Введение
1 Причины возникновения и особенности функционирования естественных монополий
2 Методы регулирования деятельности естественных монополий
3 Место естественных монополий в национальной экономике
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Естественные монополии являются важнейшими составляющими белорусской экономики – от результатов их функционирования зависит формирование отечественного внутреннего рынка.
Обращая внимание на отсутствие смысла борьбы с естественно–монопольными структурами и учитывая объективный характер их функционирования, основная задача государственного регулирования должна сводиться к нахождению баланса интересов сторон, которые имеют отношение к данной рыночной структуре.
Государство, во–первых, должно быть ориентировано на защиту интересов потребителей от всевозможного злоупотребления монопольным положением со стороны естественных монополий и, во–вторых, создавать необходимые условия для эффективного их функционирования в своих интересах и интересах потребителей. Следовательно, это свидетельствует о необходимости регулирования естественно–монопольных структур в рыночной экономике. Осознание ключевой роли естественных монополий в развитии национальной экономики обусловило необходимость рассмотрения данной категории не только с точки зрения теории, но и с позиций практической значимости данных структур, разработки соответствующей нормативно-правовой базы и инструментов их регулирования. Вышесказанное обусловило актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – выявить актуальное состояние естественных монополий в Республике Беларусь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть причины возникновения и особенности функционирования естественных монополий;
- рассмотреть методы регулирования деятельности естественных монополий;
- рассмотреть место естественных монополий в национальной экономике.
Объект исследования – естественные монополии.
1 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Недавно в экономической теории были предприняты попытки переосмыслить концепцию, отражающую сущность естественных монополий и методы регулирования их деятельности. В то же время на основе критики существующих подходов к определению роли и места естественных монополий в системе экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой, прежде всего в США и Великобритании, были приняты законы и нормативные акты, направленные на регулирование естественных монополистических секторов экономики.
Исторически стремление государств упорядочить деятельность естественных монополий было связано с компенсацией затрат на строительство объектов, производящих жизненно важные продукты и услуги, и ограничивало потребителей от злоупотребления монополиями.
Все существующие в экономической теории подходы и направления к классификации естественных монополий можно идентифицировать по следующим критериям: по уровню развития производительных сил и производственных отношений, по форме собственности, по методу реализации функции естественных монополий.
С точки зрения развития производительных сил и производственных отношений ортодоксальная марксистская школа (Р. Гильфердинг, В.И. Ленин) [2] связывает естественную монополию с наличием высокого уровня концентрации производства и его специализации. Консолидация капиталистической фирмы стимулируется как экономическими факторами (экономия от масштаба, необходимость контроля над рынком), так и неэкономическими факторами (стремление усилить социально-экономическое влияние).
Неоклассическая теория рассматривает естественную монополию как компанию, производственная функция которой показывает положительную отдачу от масштаба при произвольном объеме производства. Критерием существования естественной монополии является снижение средних издержек, характерное для так называемых инфраструктурных предприятий. В последнее время в экономической теории преобладает концепция субаддитивности затрат. Теория конкурентных рынков, представленная В. Боумолом, Дж. Панзаром, Р. Вилленгом и др. [4], оказала большое влияние на процесс дерегулирования различных отраслей и понимания сущности естественной монополии. Сторонники этой теории считают, что отрасль является естественной монополией, если на всех уровнях выпуска функция затрат является субаддитивной. Субаддитивность затрат означает: если n фирм производят в целом выпуск Q, то их общие затраты на производство всего выпуска всегда будут выше, чем затраты одной фирмы, производящей весь выпуск Q.
2 МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Естественные монополии традиционно считаются объектами государственного регулирования. Эти отрасли являются наиболее важной инфраструктурой, которую часто называют «кровеносной системой», «локомотивом» экономики, поэтому вопросы об оптимальности их функционирования, необходимости вмешательства государства, применимости различных инструментов регулирования являются предметом постоянного обсуждения.
В большинстве случаев отнесение естественных монополий к ряду вопросов государственного характера связано с необходимостью повышения эффективности распределения ресурсов посредством государственного вмешательства, которое имеет два аспекта: это, с одной стороны, защита общества от абсолютной власти монополистов на рынках путем регулирования цен и регулирования качества обслуживания, а с другой - для обеспечения условий для их эффективного развития. В то же время тезис о том, что монополия как таковая является абсолютным злом и ведет к снижению общественного благосостояния и экономической эффективности, остается и по сей день одним из самых противоречивых в экономической теории. В частности, речь идет о степени подверженности различных рыночных структур техническим и технологическим инновациям, о проявлениях X-неэффективности, о целях компании, которые в действительности не сводятся к максимизации прибыли. В то же время ряд теоретиков оспаривает право на существование утверждений о «естественности» таких монополий и вытекающей из этого необходимости государственного регулирования. В частности, они считают, что проблемы «чрезмерного дублирования» вызваны неспособностью правительства установить адекватные цены на соответствующие ограниченные ресурсы; если бы эти ресурсы находились в частной собственности, проблема такого рода решалась бы автоматически [14].
Разработка основных концепций анализа функционирования современных ключевых инфраструктурных отраслей основана на теории естественной монополии, основные моменты которой были изложены выше. Согласно этой теории, естественная монополия как отрасль требует определенных мер со стороны правительства для достижения эффективности производства и распределения ресурсов.
Традиционные формы государственного регулирования следующие:
- ценообразование на продукцию естественных монополий;
- ограничение доходности естественных монополий.
Как уже упоминалось, целью использования этих или других инструментов государственной политики является повышение эффективности распределения ресурсов (рост общественного благосостояния), но идеальных решений в этой области не существует, даже если теоретически рассматривать эти вопросы.
Основой ценообразования на продукцию естественных монополий являются принципы «первый лучший» и «второй лучший».
3 МЕСТО ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Согласно государственному реестру субъектов естественных монополий по к естественным монополистам республиканского и местного уровней (по состоянию на 01.02.2019) относят 195 субъектов.
Наиболее известными естественными монополистами Республики Беларусь в сфере услуг электросвязи и почтовой связи общего пользования являются РУП «Белтелеком», РУП «Белпочта». В сфере услуг железнодорожного транспорта общего пользования – ГО «Белорусская железная дорога». В структуре ВВП Республики Беларусь статья информация и связь в 2017 году занимала 5 %, а транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность – 5,8 %. Исходя из этого рассмотрим сферы электросвязи и железнодорожного транспорта более подробно.
РУП «Белтелеком» – национальный оператор электросвязи Республики Беларусь. Предприятие обеспечивает передачу междугородного и международного трафика, а также работу наземной сети телевизионных каналов и каналов радиовещания.
Республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком» – ведущая телекоммуникационная компания с многолетней историей, персонал которой обеспечивает и развивает важные для государства, общества, частных и корпоративных клиентов технологии связи. В своей деятельности предприятие делает ставку на активную политику расширения и улучшения услуг электросвязи.
«Белтелеком» был создан 3 июля 1995 года как Республиканское государственное объединение. 1 августа 2004 года компания прошла преобразование в Республиканское унитарное предприятие электросвязи. Областные унитарные предприятия электросвязи, а также УП «Минская городская телефонная сеть», УП «Междугородная связь», УП «Минская телефонно-телеграфная станция» были реорганизованы в филиалы РУП «Белтелеком» путем присоединения.
Сегодня компания «Белтелеком» включает в себя 9 филиалов и 3 производства в составе головного структурного подразделения предприятия. Филиалы:
‒ Брестский филиал;
‒ Витебский филиал;
‒ Гомельский филиал;
‒ Гродненский филиал;
‒ Могилевский филиал;
‒ Минский филиал;
‒ филиал «Минская городская телефонная сеть»;
‒ филиал «Междугородная связь»;
‒ филиал «Подсобное сельское хозяйство».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы были сделаны следующие выводы:
- естественная монополия - состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства и предоставления данного вида услуг;
- государственное регулирование естественных монополий в развитых странах опирается на несколько стратегий, среди которых наиболее эффективной является стратегия, базирующаяся на модели ценообразования;
- к основным направлениям государственной политики по регулированию естественных монополий относят: регулирование цены, формирование и поддержание конкурентной среды в естественно монопольных отраслях и управление механизмом перераспределения монопольной ренты;
- в Республике Беларусь деятельность естественных монополий регулируется Законом «О естественных монополиях» от 16 декабря 2002 года № 162-З;
- сферами естественных монополий в Республике Беларусь признаются: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электросвязи и почтовой связи общего пользования; услуги железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые с использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; аэронавигационные услуги.
- государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в Республике Беларусь осуществляется следующими способами: регулированием цен (тарифов) на услуги, относящиеся к сфере естественных монополий; определением категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, и (или) установлением минимального уровня обеспечения их услугами, относящимися к сфере естественных монополий, в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в этих услугах; регулированием доступа к услугам, относящимся к сфере естественных монополий, в том числе установлением в случаях, предусмотренных законодательством, платы за подключение (присоединение, использование) к таким услугам либо методологии ее определения.
1. Аносова, А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. - М.: Юрайт, 2015. - 521 c.
2. Антипина, О.Н. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская . - М.: ДиС, 2016. - 496 c.
3. Балансовые отчеты РУП «Белтелеком» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://beltelecom.by/balansovye-otchety- Дата доступа:
4. Басовский, Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 202 c.
5. Бутыркин А.Е. Естественные монополии: теории и проблемы регулирования. – М.: Новый век, 2013. – 6 с
6. Васильев, В.П. Макроэкономика: Учебное пособие / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. - М.: ДиС, 2012. - 208 c.
7. Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учеб. / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова.– 4-е изд. – СПб.: Питер, 2017
8. Годовой отчет 2017 ГО «Белорусская железная дорога» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rw.by/uploads/userfiles/files/annual_report_2017.pdf - Дата доступа:
9. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
10. Естественные монополии как уникальная форма организации рынка несовершенной конкуренции [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennye-monopolii-kak-unikalnaya-forma-organizatsii-rynka-nesovershennoy-konkurentsii - Дата доступа:
11. Естественные монополии: проблемы определения и контроля / Ж. Сапир // Проблемы прогнозирования, 2004. – N 6. – С. 42-55.
12. Естественные монополии: проблемы функционирования и практика регулирования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://docplayer.ru/53062537-Estestvennye-monopolii-problemy-funkcionirovaniya-i-praktika-regulirovaniya.html - Дата доступа:
13. Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 162-З «О естественных монополиях» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10200162 - Дата доступа:
14. Зарубежный опыт регулирования деятельности естественных монополий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/151223468.pdf - Дата доступа:
15. Истоки и смысл реформирования естественных монополий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-i-smysl-reformirovaniya-estestvennyh-monopoliy - Дата доступа:
16. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home.html// - Дата доступа:
17. Природа и функции естественных монополий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-i-funktsii-estestvennyh-monopoliy - Дата доступа:
18. Роль естественных монополий в национальной экономике [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-estestvennyh-monopoliy-v-natsionalnoy-ekonomike - Дата доступа:
19. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2013. - 686 c.
20. Теоретические аспекты государственного регулирования естественных монополий [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-gosudarstvennogo-regulirovaniya-estestvennyh-monopoliy - Дата доступа:
21. Трачук А.В. Реформирование естественных монополий. Цели, направления и результаты развития. – Москва, 2011