Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав. Правовые проблемы отграничения административных правонарушений от иных видов правонарушений Курсовая работа (проект)
Могилёвский институт МВД РБ (Высший колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав. Правовые проблемы отграничения административных правонарушений от иных видов правонарушений»
по дисциплине: «Администативное, административно деликтное и прцессуально-исполнительное право»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав. Правовые проблемы отграничения административных правонарушений от иных видов правонарушений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Администативное, административно деликтное и прцессуально-исполнительное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
Введение
1 Понятие и признаки административного правонарушения
2 Понятие, структура и признаки состава административного правонарушения
3 Правовые проблемы отграничения административных правонарушений от иных видов правонарушений
Заключение
Список использованных источников
Введение
Республика Беларусь является унитарным, демократическим и социально-правовым государством, где установлен принцип верховенства права [1, с. 1-2].
Для достижения цели формирования конституционного государства на основе превосходства Конституции Республики Беларусь верховенство права невозможно во всех общественных отношениях и сферах общественной жизни без административного права. [2, с. 5].
В последнее время роль административного права значительно возросла, поскольку практически каждый закон содержит нормы этого закона.
Тема настоящей курсовой работы «Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав. Правовые проблемы отграничения административных правонарушений от иных видов правонарушений» является чрезвычайно важной и интересной.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что сокращение преступности во всех сферах общественной жизни в настоящее время очень остро. Эта актуальность определяется рядом методологических, теоретических и практических факторов, которые отводят особое место административным правонарушениям в структуре административного права. Административные правонарушения, так или иначе, затрагивают практически каждого человека в ходе его повседневной деятельности. Поэтому необходимо усилить эту тему и провести комплексное исследование. В связи с тем, что отношения между государством и человеком постоянно развиваются, появляются новые аспекты нормативных правонарушений, которые требуют научной оценки и юридического анализа.
Работа по защите правопорядка, защите прав, свобод и законных интересов граждан еще недостаточно эффективна и не отвечает целям создания гражданского общества. Рассмотрение гарантий административной ответственности граждан будет особенно актуально в контексте частых нарушений принципа законности и нарушения прав и законных интересов бизнеса.
Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения
Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом об административных правонарушений Республики Беларусь, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. [3]
Административное правонарушение может выражаться в форме действия или бездействия. Например, управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения (ст. 18.18 КоАП) – это противоправное действие водителя.
Зачастую, на практике возникают проблемы в юридической квалификации административного правонарушения и отграничение его преступления, так как им присущи общие признаки. От преступления административное правонарушение можно отличать по степени общественной опасности, то есть правонарушение приносит более мелкий вред личности, обществу, государству, чем преступление [4, с. 13].
Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить следующие его признаки:
1) Противоправность (т.е. нарушение установленных законом норм права);
2) Виновность (т.е. совершение правонарушения при наличии вины, которая бывает в форме умысла и неосторожности);
3) Наказуемость (т.е. за совершение проступка должна быть установлена административная ответственность).
Не каждый проступок, которое содержит в себе признаки административного правонарушения, можно признать таковым. В действительности, в конкретном деянии может отсутствовать хотя бы один элемент состава административного правонарушения, который исключает привлечение лица к административной ответственности. Поэтому наличие состава правонарушения необходимо для его квалификации как противоправного [5, с. 212].
Глава 2. Понятие, структура и признаки состава административного правонарушения
Правовые признаки административного правонарушения в совокупности образуют сложную правовую структуру, которая обеспечивает единственную основу для административной ответственности правонарушителя.
Признаки административного правонарушения следует отличать от элементов его состава. Совокупность признаков сама по себе состава правонарушения не образует, для его наличия необходимо присутствие всех его элементов.
Совокупность признаков административного правонарушения и его юридический состав – явления не тождественные. Они решают разные задачи, у них различное назначение. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение – быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности [9, с. 114].
Рассмотрение понятия состава административного правонарушения имеет очень важное как теоретическое, так и практическое значение, так как позволяет правильно квалифицировать совершенное деяние органами административной юрисдикции, способствует эффективному применению административных наказаний, повышает общую правовую культуру населения.
В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных Кодексом об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение (например, незаконное врачевание (целительство), занятие проституцией, самоуправство). К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, то есть регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения.
Глава 3. Правовые проблемы отграничения административных правонарушений от иных видов правонарушений
Отграничение административных проступков от иных правонарушений является одной из первоочередных и весьма важных задач органа (должностного лица), применяющего нормы законодательства. Сложность ее решения обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушений. Все они являются опасными (вредными) для общества, государства и граждан. Любое из них нарушает требования (предписания) тех или иных правовых норм. Однако они различаются по иным существующим признакам.
По основному материальному признаку – степени общественной опасности – все правонарушения можно разделить на преступления и проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые).
Преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности, которая определяется объектом посягательства, характером деяния, способом его совершения, наступившими последствиями (размером ущерба), мотивом, целью, формой вины, юридическими признаками лица, совершившего правонарушение, и другое [13, с. 187].
Формальным признаком, положенным в основу отграничения преступления от административного проступка, является характер их противоправности и наказуемости.
Преступление – это деяние, запрещенное уголовным законом, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание.
Административный проступок (правонарушение) – деяние, предусмотренное нормами административного права, содержащимися в КоАП, за которое установлена административная ответственность. Названные признаки разграничения преступления и административного проступка не являются неизменными. На разных этапах развития общества одни и те же деяния могут оцениваться законодательством как более или менее общественно опасные, а следовательно признаваться либо преступлениями, либо административными проступками. Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот. Поскольку объекты посягательства у ряда административных правонарушений, дисциплинарных проступков и преступлений общие, вопрос об их размежевании довольно сложен. За совершение любого правонарушения применяются карательные санкции [14, с. 214].
Заключение
С принятием ныне действующего КоАП Республики Беларусь от 21.03.2003 г. (с изменениями и дополнениями) упразднено существенное многообразие источников и норм об административной ответственности на государственном уровне, сформулирована не только общая часть всего института, но и определен исчерпывающий перечень составов административных правонарушений. Ныне действующий КоАП является «единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, в обязательном порядке подлежат включению в КоАП».
В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть правовые аспекты административного правонарушения как основу административной ответственности, ее состав, причины и условия совершения и пресечения административных правонарушений. Без административного правонарушения отсутствует административная ответственность, которая является неотъемлемой частью административного бремени и имеет все свои качества (субъектов исполнительной власти в контексте представления вне службы и т.д.).
Интересы правовой защиты и поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы государственные органы обеспечивали реализацию воли государства в случае проступков и принудительных мер, разрешенных законом.
Административное правонарушение – негативное социально-правовое явление. Оно наносит вред общественным и личным интересам граждан, субъектов хозяйствования, которые охраняются нормами административного права [17, с. 11].
Главное в незаконном поведении заключается в том, что оно противоречит существующим социальным отношениям, которые могут нанести ущерб или нанести ущерб правам и интересам граждан и общества в целом и препятствовать дальнейшему развитию этого общества. Оскорбительные действия должны быть четко определены действующим законодательством.
1. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г.: с изменениями и дополнениями 1996 г. и 2004 г. – Мн., 1996. – 91 с.
2. Гавриленко, Д.А. Административное право: учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко, под ред. проф. Д.А. Гавриленко. – Мн.: Амалфея, 2002. – 416 с.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апреля 2003 г., № 194-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
4. Агапов, А.Б. Административная ответственность: Учебник / А.Б. Агапов. – М.,2000. – 251 с.
5. Бахрах, Д.Н., Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2009. – 800 с.
6. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. – М.: Юристъ, 2006. – С.1158.
7. Братановский, С.Н. Административное право: учебник / С.Н. Братановский. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 921 с.
8. Бельский, К.С. О принципах административного права. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы / К.С. Бельский // Государство и право. – 1998. – №8. – С. 24-26.
9. Административное право. Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2005. – 703 с.
10. Бондарович, С.Л. Постатейный комментарий к кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях. – Мн.: Консультант Плюс, 2009. – 325 с.
11. Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Общая часть / А.Н. Крамник // Пособие для студентов вузов. – Мн.: Тесей, 2004. – 288 с.
12. Козлов, Ю.М., Овсянко, Д.М. Административное право / Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко. – М., 2005. – 250 с.
13. Кузякин, Ю.П. Административная ответственность / Ю.П. Кузякин. – М.: МТИУ, 2008. – 223 с.
14. Рябцев, Л.М. Административное право: Учебное пособие / Л.М. Рябцев, Г.А. Василевич, А.Г. Тиковенко, Г.Б. Шишко и др.; под общ. ред. Л.М. Рябцева. – Мн.: Книжный Дом, 2007. – 320 с.
15. Телятицкая, Т.В. Административное право: ответы на экзаменационные вопросы. – 3-е изд., переработанное и дополненное / Т.В. Телятицкая. – Минск.: Терра-Системс, 2009. – 208 с.
16. Шергин, А.П. Научное обеспечение борьбы с административными правонарушениями / А.П. Шергин. – М.: Институт административного права России. 1999. – 315 с.
17. Алексеев, С.С. Проблемы теории государства и права / С.С. Алексеев. – М.: Юридическая литература, 1987.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты