ВВЕДЕНИЕ
1. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
1.1. СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
1.2. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
2.1. МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
3.1. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.2. ПОРЯДОК РАБОТЫ С ВХОДЯЩИМИ И С ИСХОДЯЩИМИ ДОКУМЕНТАМИ НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
3.3. КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ. СОСТАВЛЕНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЛО-ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях делопроизводство, или документационное обеспечение управления, организуется на базе действующих нормативных документов, регламентирующих большинство вопросов, возникающих в процессе документирования управленческой деятельности [1].
Правильная постановка делопроизводства в учреждениях является одним из важнейших условий надлежащей организации работы, соблюдения норм, своевременного рассмотрения дел, исполнения решений, постановлений, четкого и культурного обслуживания обращающихся к ним граждан, а также представителей предприятий, учреждений и организаций.
Актуальность выбранной темы обуславливается недостаточной проработкой проблемы документационного обеспечения управления в организациях Республики Беларусь. Решение проблемы управления документацией в современных условиях позволит целенаправленно формировать информационные ресурсы организаций, обеспечивать их эффективное функционирование, а также открыть доступ потребителям к информационным ресурсам с наименьшими затратами времени, труда и средств.
Объектом исследования данной курсовой работы является ОАО «Гродненский мясокомбинат». Предметом исследования выступает организация делопроизводства в акционерном обществе.
Целью курсовой работы является анализ состояния делопроизводства в системе управления ОАО «Гродненский мясокомбинат» и поиск путей его совершенствования. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- рассмотреть роль делопроизводства в системе управления сельскохозяйственным производством;
- дать производственно-экономическую характеристику исследуемому предприятию;
- проанализировать сложившееся состояние делопроизводства на предприятии;
- разработать пути совершенствования и внести предложения по автоматизации делопроизводства и документооборота для ОАО «Гродненский мясокомбинат».
При проведении исследований использовались следующие методы: анализ, дедукции, наблюдения и др.
1. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
1.1. СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
Термин «делопроизводство» в России возник, по данным словарей русского языка, во второй половине XVIII в. (во всяком случае, именно с этого времени фиксируют его употребление, следовательно, в речевой практике он появился несколько раньше) [16].
На территории Беларуси появился в конце XVIII – начале XIX вв. одновременно с введением русского языка в учреждения государственного управления и внедрением российских принципов работы с документами в них. Процесс рассмотрения и решения тех или иных вопросов («дел») в приказах назывался «производством дел». Поскольку производство дел фиксировалось письменно, документы учреждений по отдельным вопросам получили название «дел», а работу по письменному оформлению производимых дел и совокупность самих дел учреждения до передачи в архив стали называться делопроизводством [9].
Делопроизводство есть документирование деятельности организации (предприятия), основанное на научной организации с применением современной техники. Делопроизводство охватывает весь комплекс работ по созданию и оформлению документов, их исполнению и контролю сроков исполнения, по учету документов, формирование дел из исполненных документов, хранению и использованию текущих дел, подготовке их к сдаче в архив [5].
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
2.1. МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ И УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Открытое акционерное общество «Гродненский мясокомбинат» создано в соответствии с законодательством об акционерных обществах и о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь путём преобразования государственного предприятия «Гродненский Мясокомбинат» (приказ Гроднооблимущества №73 от 30 декабря 1995 года) и является правопреемником имущественных прав и обязанностей последнего. Гродненский мясокомбинат введён в строй в 1973 году. Структурно ОАО «Гродненский мясокомбинат» входит в состав Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и является предприятием перерабатывающей промышленности.
Юридический адрес Комбината: 230005, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Мясницкая 25.
Основные виды деятельности акционерного общества: производство, оптовая и розничная торговля мясом и мясными продуктами.
Открытое акционерное общество «Гродненский мясокомбинат» является одним из крупнейших производителей мяса и мясных продуктов в Гродненской области и в Республике Беларусь. Вся продукция выпускается согласно ТНПА.
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА НА ОАО «ГРОДНЕНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
3.1. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Организация работы с документами включает полный цикл обработки и движения документов в учреждении с момента их создания или получения до завершения исполнения и передачи на архивное хранение.
Управление документацией в ОАО «Гродненский мясокомбинат» осуществляется на стадии приема и регистрации, рассмотрения документов директора, прохождения их в организации, исполнения, контроля исполнения, формирования дел, подготовки и передачи дел в архив.
Движение документов в ОАО «Гродненский мясокомбинат» образует документооборот, который отвечает следующим требованиям:
1. Оперативности и целесообразности;
2. Исключению лишних инстанций и действий, не обусловленных деловой необходимостью;
3. Соблюдению единой схемы движения, утвержденной руководством организации;
4. Использованию унифицированных и стандартизированных форм документов, обеспечивающих совместимость традиционной и автоматизированной обработки;
5. Доступности оперативного контроля исполнения.
На ОАО «Гродненский мясокомбинат» спроектированы маршруты движения документов, установлены конкретные сроки их нахождения у каждого исполнителя, а также контроль прохождения документов по всем рабочим местам.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Основными задачами совершенствования форм документов следует считать: при унификации – целесообразное уменьшение разнообразия документов по форме и правилам оформления; при стандартизации – формирование и внедрение в качестве обязательной нормы ограничений, позволяющие отобрать наиболее эффективные формы и правила оформления документов и обеспечить их длительное хранение.
Инструкция по делопроизводству обязательно должна быть в каждой компании. На крупных предприятиях могут разрабатываться отдельные инструкции по общему и кадровому делопроизводству.
Инструкция по делопроизводству - это главный документ, который содержит описание работы с документами в организации: как правильно работать с внутренними и входящими документами, как их создавать и другие основные организационные моменты. В небольших предприятиях инструкция по делопроизводству необходима, потому что она: регламентирует, как создавать, использовать, хранить, уничтожать документы; способствует стабильности бумажной работы; обеспечивает соблюдение требований законодательных и правовых нормативных актов; закрепляет, как нужно организовать делопроизводство в организации; определяет ответственных за делопроизводство.
Инструкцию разрабатывает служба ДОУ. Юристы и работники архива тоже участвуют в процессе. Когда инструкция по делопроизводству готова, руководитель отдела ее подписывает, после чего она вступает в действие. В начале инструкции располагается гриф утверждения, в котором указывается, кто и когда подписал документ. Вместо этого может быть дана ссылка на дату и номер распорядительного документа. Инструкция по делопроизводству рассылается во все отделы предприятия, если утверждена. Сотрудники обязаны ее соблюдать. Служба документационного обеспечения управления обучает ответственных за делопроизводство в своих отделах новым правилам. Инструкция по делопроизводству доводится до всех сотрудников. Служба ДОУ контролирует, соблюдаются ли ее положения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ОАО «Гродненский мясокомбинат» ведется непрерывная работа по совершенствованию документооборота, что обусловлено наличием большого количества документов, а также развитой структурой фирменных магазинов, поставкой продукции в другие организации.
Документооборот на предприятии представляет собой движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения, отправки адресату или сдачи на хранение. Организацией документооборота на предприятии занимается сектор делопроизводства. Суть данного подразделения заключается в организации потоков документов на ОАО «Гродненский мясокомбинат».
От организации делопроизводства зависят оперативность, надежность управления, организация труда, культура работы управленческого аппарата, использование информации в будущем.
Организация ДОУ на уровне современных требований предусматривает создание единой комплексной системы ДОУ, единого порядка работы с документами, начиная с их создания/получения и до сдачи в архив (уничтожения). ДОУ является эффективным инструментом контроля исполнения, достаточно простым средством ведения общего делопроизводства и решения различных вопросов при работе с документами.
Руководитель каждой организации должен владеть информацией о работе его подчиненных, и вовремя принимать решения по устранению проблем и координации деятельности персонала организации.
Необходимо отметить, что с документами работают все сотрудники организации. Документы всегда создаются исключительно в каких-либо целях: либо для закрепления информации при выполнении поставленных задач, либо по требованию контролирующих органов.
1. Андреева, В.И. Делопроизводство: организация и ведение: учебно-практическое пособие / В.И. Андреева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2007. – 248 с.
2. Андреева, В.И. Делопроизводство: Практическое пособие / Издание 10-е, переработанное и дополненное – М.: ООО «Управление персоналом», 2005. – 200 с.
3. Басаков, М.И. Делопроизводство [Документационное обеспечение управления]. : учебник / М.И. Басаков, О.И. Замыцкова. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 376 с.
4. Басаков, М.И. Справочник секретаря по делопроизводству. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 320 с. (Серия «Безупречные документы»)
5. Березина, Н.М. Современное делопроизводство / Н.М. Березина, Л.М. Лысенко, Е.П. Воронцова. - 3-е изд. - СП–.: Питер, 2007. – 224 с.: ил. – («Современный офис-менеджер»)
6. Гваева, И.В. Делопроизводство: курс лекций / И.В. Гваева, А.А. Тепляков. – Мн.: Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 228 с.
7. Гваева, И.В. Делопроизводство: справочник / И.В. Гваева, С.В. Собалевский. – Минск: Тетралит, 2014. – 224 с.
8. Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 6.38-2016 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» 01.06.2017
9. Давыдова, Э.Н. Делопроизводство: Учеб.-практич. Руководство / Э.Н. Давыдова, А.Е. Рыбаков. – 7-е изд., стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288с.
10. Делопроизводство и другие аспекты работы секретаря / Под ред. Г. Ю. Касьяновой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: АБАК, 2015. – 272 с.
11. Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях: утв. Постановление Мин. Юстиций Респ. Беларусь 19.01.2009. – Минск: Дикта, 2009.
12. Кондракова, Н. Пути совершенствования документооборота // Секретарское дело. – 2010. - №3. – с. 21-24
13. Кузнецов, С.Л. Проблема выбора программного обеспечения для комплексной автоматизации работы офиса // Секретарское дело. - 2006. - № 4. – с. 10-12
14. Мишина, Л.А. Документация. Делопроизводство / Л.А. Мишина.- Минск: Амалфея, 2008. – 452 с.
15. Мусаткова, Н.М. Деловая документация: учеб пособие / Н.М. Мусаткова. – Минск: Беларус. Энцыкл. Iмя П. Бройкi, 2009. – 128 с.
16. Организация работы с документами: учебник / В.А. Кудряев и др. – М.: ИНФРА-М, 1998, 575 с.
17. Паневчик, В.В. Делопроизводство: Учеб. Пособие / В.В. Паневчик. – 3-е изд. – Мн.: Выш. Шк., 2004. – 348 с.: ил.
18. Пешкова, Г.Д. Секретарское дело: учеб. Пособие / Г.Д. Плешкова. – 3-е изд., испр. и доп. - Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 367 с.
19. Рыбаков, А.Е. Делопроизводство: актуальные вопросы // Отдел кадров. – 2011. - №10. – с. 72-77
20. Хвалей, М.К. Делопроизводство и деловая (торговая) корреспонденция: Учеб. Пособие. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 253 с.