ВВЕДЕНИЕ
Танец - особый вид искусства. Было бы крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпровождения. Танец отражает чувства. Через танец человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. Особое значение танец имеет в Китае. Китайцы создавали хореографию движений рук и ног, чтобы выразить свою преданность небесным и земным духам, отобразить повседневную жизнь и разделить с духами и людьми чувство радости и удовлетворения. Танец также исполнял функции искусства, которое доставляло удовольствие выступающим и зрителям.
В современном Китае сохранению традиций народного танца уделяется особое внимание, т.к. он входит в число наиболее значимых компонентов традиционной китайской культуры.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения основ развития национальных хореографических традиций Китая, обладающих выраженной спецификой и отражающих самобытную эстетику народа. Китайские национальные традиции хореографии - явления культуры с исключительно длительной историей, вобравшие в себя народные основы танца, придворные танцы, искусство китайской оперы, элементы боевых искусств и китайской философии. Развитие китайских национальных традиций хореографии происходило от поколения к поколению, от одной исторической эпохи к другой, и в своем современном виде они представляют собой комплекс традиционных основ, оформленных в стройную систему, изучение и сохранение которой – одно из приоритетных научных направлений для Китайской Народной Республики. Национальные традиции хореографии Китая признаны нематериальным культурным достоянием страны.
Объектом исследования в нашей работе является хореография в Китае.
Предмет исследования – история обучения хореографии в Китае.
Цель исследования заключается в изучении истории обучения хореографии в Китае.
Для достижения цели исследования нами решались следующие задачи:
1) изучить и описать педагогические основы национальных традиций хореографии Китая;
2) исследовать специфику становления национальных традиций хореографии Китая;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ХОРЕОГРАФИИ КИТАЯ
1.1. Педагогические основы национальных традиций хореографии Китая
Первым носителем развития национальных традиций хореографии Китая является классический танец, который опирается на глубокий философский смысл. На протяжении тысяч лет этот культурный феномен развивался самостоятельно, и постепенно оформился в совершенно самобытную национальную традицию хореографии, обладающую собственными принципами трансляции своего содержания. Поэтому педагогические основы национальной традиции хореографии Китая являются сложным и глубоким предметом исследования.
Педагогика китайской хореографии является неразрывным единством педагогических основ и художественного творчества, которая вбирает в себя живые связи искусства, обучения и воспитания. Обучение танцу предъявляет высокие требования к способностям и возможностям будущего исполнителя, а исследование педагогических основ национальной традиции хореографии дает возможность выявить эффективные наработки данной системы с целью их укрепления и развития [11, с. 33].
Исследование педагогических основ развития национальных традиций хореографии Китая имеет особое значение для теории и истории педагогики, так как оно способно показать факторы становления аутентичных условий и методов передачи мастерства, развития целостного вида искусства хореографии в контексте передачи опыта художественного творчества.
Следует отметить, что традиция национальной хореографии в Китае, во многих своих аспектах достигла совершенства, но меняющаяся социокультурная ситуация предъявляет новые требования к ее педагогическим основам.
В хореографическом искусстве разных стран интеграция педагогических основ достигается с особым трудом. Зачастую вступают в противоречия сами методические принципы овладения искусством хореографии, а также его эстетические основы. Опыт интеграции китайской и европейской национальных хореографических традиций зачастую приводит к появлению совершенно эклектических произведений, например, таких, как акробатическая версия «Лебединого озера», что демонстрирует
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ ХОРЕОГРАФИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КИТАЯ
2.1. Идейно-философские основы традиции китайского национального танца
Для того чтобы точнее понять философию китайского национального танца, необходимо обозначить основные категории даосизма, буддизма, конфуцианства и боевых искусств, которые лежат в основе идейно-философской канвы китайского искусства.
Как отмечает Чэнь Цзин, в истории развития китайского танца можно различить два направления, соответствующие философии Инь-Ян [15, с. 99].
Глубокой связью духовной, философской составляющей с функционированием всего организма в целом объясняется и тот факт, что большинство боевых китайских искусств являются духовными практиками.
Для китайского танца особое значение имеет круг. Движение по кругу - это символ внешнего круга мироздания. Гармония природы состоит в том, что все в мире совершает круг, рождаясь из земли и умирая в землю. Это похоже на основные принципы даосизма, когда из ничего рождается одно, одно рождает два, два рождает три, три рождает множество, но в результате все возвращается к одному, к началу. Если эти принципы изобразить графически, то получается круг, «круг жизни».
Поскольку танец и музыка неразрывно связаны между собой, то он не может существовать без музыки и ритма, а музыка невозможна без движения, так как даже для игры на музыкальном инструменте необходимо движение. Из любого движения человеческого тела может вырасти танец, основой которого является ритм, - в этом основа осознания отношений между танцем и музыкой. Ритм - это дух танца. Танец может существовать без музыки, но не может без ритма, где основной единицей является время. Время играет существенную роль в движении человеческого тела, изменение времени влияет на изменение усилия, с помощью которого достигается изменение пространства, что в свою очередь влияет на качество движения. Этот смысл заключен в круге Тайцзи и выражен соотношением инь и ян.
Для создания системы тренажа китайского классического танца необходимо было найти опосредованную форму, которой и стал Тайцзицюань - китайское боевое искусство. В Тайцзи прослеживаются отношения между квадратом и кругом. Система подготовки основана на
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китайская танцевальная культура переживала периоды расцвета и упадка, которые связаны с экономическим и социальным развитием государства. Изначально танец являлся формой поклонения императору, с помощью танцев показывалась военная мощь империи и духовное богатство нации. Позднее танец стал развлекательной формой. Поэтому создавались специальные школы, обучавшие танцевальному искусству. Передаваясь из поколения в поколения, многие танцевальные традиции сохранились и по настоящее время, другие же были утрачены в процессе исторического развития. Эстетика китайского классического танца складывалась веками, вбирая в себя элементы народного танца, акробатики, боевого искусства у-шу, а также мастерство Пекинской оперы.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Педагогические основы китайской национальной традиции хореографии формировались на протяжении более чем четырех тысячелетий и включили в себя комплекс фольклорно-бытового, идейно - символического, религиозного, официально-этикетного материала, что делает педагогическую систему национальной традиции хореографии Китая уникальной формой национального культурного наследия.
Идейно-философские основы педагогической системы национальных традиций хореографии Китая формировались под воздействием даосизма, буддизма и конфуцианства, что определило комплексный культурно - смысловой пласт традиции, сохранившийся неизменным до наших дней. Нравственные принципы конфуцианства, воплощенные в данной педагогической традиции, требуют уважительной и полной передачи опыта предыдущих поколений, что стало решающим фактором сохранения национальных традиций хореографии в Китае.
Педагогические основы национальных традиций хореографии Китая на протяжении практически всего времени существования данного культурного феномена развивались в интеграции с традициями национальной оперы Китая, и разделение педагогических основ двух традиций произошло только в 1980-е годы в связи с формированием концепции «Шень Юнь», содержащей квинтэссенцию эстетики и теоретическую основу китайского классического танца.
Классическая хореографическая педагогика в китайской национальной традиции хореографии синтетически соединяет элементы собственно танцевального тренажа, боевых искусств и акробатики, что делает подготовку танцовщиков классического национального танца Китая
1. Абсалямов, М.Б. Культурология : учеб. пособие / М.Б. Абсалямов. – Красноярск, 2003. – 50 с.
2. Агапова, Т.В. Культура как совокупность материальных и духовных ценностей / Т.В. Агапова // Вестник КрасГАУ. – 2014. – №5. – С. 32–39.
3. Гревцева, Г.Я. Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования / Г.Я. Гревцева // Вестник ЧГАКИ. – 2015. – №3 (43). – С. 119-126.
4. Гуревич, П.С. Культурология и философия культуры / П.С. Гуревич // Личность. Культура. Общество. – М., 2004. – Вып. 3. – С. 68–83.
5. История Китая с древнейших времен до начала XXI века / А.Г. Алексанян [и др.] – М. : Энциклопедия, 2013. – 687 с.
6. Китайское искусство: Принципы, школы, мастера / сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В.В. Малявина. – М. : Академия, 2004. – 432 с.
7. Культурология : учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян [и др.] ; под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М. : Высш. шк., 2002. – 511 с.
8. Культурология : учеб. пособие / М.Б. Абсалямов [и др.] ; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2009.– 344 с.
9. Лон Иньпы. Обзор хореографического искуcства / Иньпы Лон, Эрчун Сюй. –Шанхай : Издательство Народа, 1997. – 140 с.
10. Люй, И Шэн. Танцевальное образование / И Шен Люй. – Шанхай : Музыкальное изд-во, 2000. – 140 с.
11. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. –М. : Академия, 2003. – 627 с.
12. Сунь, Цянь. Влияние западной хореографии на формирование китайского танца в начале ХХ века / Цянь Сунь // Веснік беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і мастацтваў. – 2007. – №8. –С. 89–94.
13. Чжань, Ц. Классическая национальная хореография как отражение моральных принципов китайского общества / Ц. Чжань // Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С.Сковороды. – 2011. – № 4. – С. 84–85.
14. Чжао, Сяо Я. Исследование развития образования в области искусства / Я Сяо Чжао // Китайское образование. – 2006. – № 5. –С. 3–4.
15. Чэнь, Цзин. Педагогическая специфика обучения классическому национальному танцу в средней школе Китая / Цзин, Чэнь // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2012. – № 1-2. – С. 99-105.
16. Чэнь, Цзин. Педагогические основы развития национальных традиций хореографии Китая : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Цзин Чэнь. – М. : 2012. – 23 с.
17. Ю Пин. Китайская танцевальная культура / Пин Ю. – Пекин : Народ и музыка, 2002. – 140 с.