Введение
Глава 1 Теоретические основы Влияние бальных танцев на физическое и психологическое развитие
1.1. Понятие и основные характеристики бальных танцев
1.2. Психологические особенности подросткового возраста
Глава 2 Влияние бальных танцев на развитие подрастающего поколения
2.1 Роль бальных танцев в физическом и психическом развитии детей
2.2. Исследование влияния бальных танцев на физическое и психологическое развитие
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Изменения в системе социально-экономических отношений и кризисные процессы в Республике Беларусь сопровождаются отчуждением личности от общества, отрывом от национальной культуры. В этих условиях возрастает необходимость укрепления духовно-нравственного здоровья и эстетическое воспитание молодежи. Важным компонентом воспитания является развитие танцевального искусства, в частности, спортивного бального танца – одного из наиболее востребованных, доступных, массовых видов хореографического искусства и танцевального спорта. Занятия спортивными бальными танцами вносят положительную активность, способствуют укреплению межличностных взаимоотношений, гармонизации физического и душевного состояния человека, интеграции музыкального, пластического, этического и художественно-эстетического развития личности, способствуют приобщению к достижениям мировой культуры. Специфика бальных танцев проявляется не только в интеграции спортивной, культурной, эстетической и художественной деятельности как сочетания элементов спорта и искусства, но и в комплексном подходе к воспитанию личности и формированию творческой культурной среды.
Цель данной работы – изучить роль бальных танцев в физическом и психическом развитии детей.
Задачи:
1) Рассмотреть понятие и основные характеристики бальных танцев;
2) Выявить особенности подросткового возраста;
2) изучить роль бальных танцев в психическом и физическом развитии детей;
3) исследовать влияние бальных танцев на детей на базе танцевального коллектива «Конфетти».
Объект исследования – методика приобщения к искусству.
Предмет исследования – пути формирования интереса подростков к различным видам искусства в процессе социокультурной деятельности.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, сопоставительный.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЕ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
1.1. Понятие и основные характеристики бальных танцев
История становления хореографического искусства – это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени, это история эволюции народно-танцевального искусства.
Танец – одно из древнейших искусств, наиболее яркое и глубокое проявление человеческих чувств – немыслим без музыки. Вместе с музыкой зародилась пляска, возникло искусство танца, и вместе с музыкой это искусство продолжает жить и развиваться [9, с. 3].
Социальные функции танца более разнообразны, они не ограничиваются эстетическими параметрами, что подтверждается другими авторами. Так, В.Е. Гусев, исследуя эстетику фольклора, его синкретичные формы, куда входит и танец, делает важный для интерпретации рассматриваемой проблемы вывод: «Фольклор является одновременно искусством и не-искусством; познавательная, эстетическая и бытовые функции составляют в нем одно неразрывное целое, но это единство заключено в образно-художественную форму» [9, c. 22].
История искусства танца уходит в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движение. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественней, и поэтому язык танца многонационален и понятен всем. Сначала человечество вкладывало в танце свои представления и верования – танец был обрядом.
В пляске человек выманивал у неведомых богов счастливую охоту, обильный урожай, спасение то недугов.
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ НА РАЗВИТИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
2.1 Роль бальных танцев в физическом и психическом развитии детей
Сохранение физического и психологического здоровья детей в сложных современных условиях является одной из самых важных проблем общества. Характерным является то, что дети нашего времени имеют очень низкий уровень двигательной активности, в результате перегруженности школьной программы и увлечённости компьютерными играми. Итогом этого является ухудшение здоровья детей, их эмоционального состояния и системы ценностей, умственного и душевного развития. Одним из увлекательнейших путей улучшения физического, духовного и эстетического развития детей являются бальные танцы.
Выдающиеся физиологи и психологи И.М. Сеченов, П.К. Анохин Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже в своих трудах указывают о важном значении мышечной деятельности для улучшения здоровья, в первую очередь, психического и моторного развития. Экспериментальным путём доказано, что увеличение двигательной активности стимулирующе воздействует на персептивные, мнемические и интеллектуальные процессы детей. Ни один из видов спорта не развивает растущий организм ребёнка настолько гармонично и разносторонне как бальные танцы: развиваются все мышцы ребенка, укрепляется кардио-сосудистая и респираторная системы, раскрываются индивидуальные и творческие возможности. Танцевально-физическая нагрузка способствует выработке эндорфинов – гормонов, счастья.
О том, что бальные танцы полезны для здоровья, говорят и врачи. Для детей с болезнями сердца и страдающих избыточной массой тела рекомендуются бальные танцы, с плавными движениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Бальные танцы – группа различных парных танцев. В настоящее время к бальным танцам относят 17 различных танцев, разбитых на четыре программы.
Выделяют два этапа подросткового возраста – младший и старший. Следует отметить, что не существует четкой границы между старшим и младшим подростковым возрастом. Условно считается, что период с 11 до 13 лет – это младший подростковый возраст, а период с 14 до 17 – старший. Однако данные возрастные границы размытые, так как процессы взросления у всех протекают по-разному. Для младшего подросткового возраста характерны такие особенности, как повышенный эмоциональный фон, обидчивость, восприимчивость к мнению других, стремление поиска признания у сверстников, а также противоречивые стремления с одной стороны быть «не хуже других», а с другой – быть «не как все». В период старшего подросткового возраста данные процессы развиваются, именно в этот период отмечается повышенная значимость близких эмоциональных контактов, важность социализации, которая приходит на смену характерному для подростков противопоставлению себя и взрослого общества. В этот период подросток активно занимается поиском друзей, много времени уделяет эмоциональному, доверительному общению, причем проявляет склонность к очень быстрой смене симпатий.
Бальный танец является уникальнейшим средством духовно-эстетического воспитания, развития социально активной, творческой личности. Процесс обучения бальному танцу способствует пробуждению художественного начала в ребёнке, который не просто пассивно воспринимает красивое на занятиях по бальному танцу, школьник преодолевает физические нагрузки, трудности постижения пластической выразительности, осваивает танцевальную лексику и т. д., проделывая большую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна.
С целью изучения влияния бальных танцев на физическое и психологическое развитие было проведено исследование на базе танцевального коллектива «Конфетти» (г. Слуцк). В исследовании приняло участие 28 детей в возрасте 11-13 лет (младший подростковый возраст), из них 14 мальчиков и 14 девочек. В данном исследовании были использованы такие показатели, как: настроение ребенка, физическая подготовленность, физическое развитие, выносливость, пластичность, общий физический и психический тонус. Занятия направлены на формирование мотивации и актуализацию собственных сил для профилактики заболеваний. Был использован метод анкетирования, а также наблюдения и беседы с педагогом.
Из результатов мониторинга было определено, что 98 % участников отметили улучшение настроения; у 70% мальчиков и 75% девочек наблюдалось улучшение физического здоровья; у 70% мальчиков и 68% девочек улучшилась выносливость; и 78% мальчиков и 88% девочек повысили уровень своей пластичности; общий физический и психический тонус улучшился у 78% мальчиков и 90% девочек.
1. Абульханова-Славская, К.А. Личность в процессе деятельности и общения / К.А. Альбуханова-Славская // Психология личности : хрестоматия. – Самара, 1999. – Т. 2. – 388 с
2. Блок, Р. Методические указания в помощь начинающему педагогу бального танца / Р. Блок. – М. : Педагогика, 1972. – 85 с
3. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2003. – 304 с
4. Выготский, Л.С. Психология детского возраста / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо-пресс, 2000. – 1008 с
5. Дубровина, И.В. Психология : учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан ; под ред. И.В.Дубровиной. – М. : Академия, 1999.– 464 с
6. Дубровина, И.В. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы / И.В.Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова // Начальная школа плюс: до и после. – 2006. – №5.– С. 1–6
7. Дуликов, В.З. Технологии XXI века и социально-культурная сфера (достижения и просчеты) / В.З. Дуликов // Вестник МГУКИ. – 2010. – № 2. – С. 108-116
8. Зауторова, Э.В. Искусство и формирование нравственно-ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова // Искусство и образование: Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания. - 2008. - N2. - С. 68-73
9. Кауль, Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы: Методическое пособие / Н. Кауль. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. – 352 с
10. Кривых, С.В. Поликультурное воспитание: современный взгляд. Воспитание элиты как ресурс развития регионов страны: материалы межрегиональной научно-практической конференции / С.В. Кривых. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 45 – 51
11. Маралов, В.Г. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. – М. : Прометей, 1990. – 220 с
12. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие / М. В. Матюхина [и др.] ; под ред. М.В. Гамезо. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с
13. Мур, А. Бальные танцы: методическое пособие / А. Мур. – М. :Астрель, 2004. – 319 с
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М. : Академия, 1999. – 456 с
15. Немов, Р.С. Общая психология : учеб.для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 259 с
16. Немов, Р.С. Практическая психология : пособие для уч-ся / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 320 с
17. Нечаев, А.П. Учебник психологии для средних учебных заведений / А.П. Нечаев. – СПб. : Питер, 1997. – 319 с
18. Ножкина, Т. Общая психология : учебное пособие / Т. Ножкина // Т. Ножкина, Н. Прусова, И. Пивоварова. –М. : Litres, 2015. – 372 с
19. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология :учебное пособие / Л.Ф.Обухова. – М. : Педагогическое общество России. – 1999 – 442 с
20. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов [Электроный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov. – Дата доступа: 12.01.2018
21. Остапова, А.В. Психологические особенности подросткового возраста / А.В. Остапова // Евразийский научный журнал. – 2015. – № 7. – С. 28–31
22. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе : учебное пособие / Л.Е. Пуляева. – Тамбов : Изд-во ТГУ им.Г.Р. Державина, 2001. – 80 с
23. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.Н. Матюшкина. – М. : Педагогика, 2003. – 60 с
24. Стриганова, В.М. Современный бальный танец / М. Стриганова. – М. : Просвещение, 1978. – 422 с
25. Шмерлина, И.А. Дружба как духовная и социальная реальность / И.А. Шмерлина // Социальная реальность. – 2006. – № 5. – С. 29–50