Естественная монополия и механизм ее регулирования: мировой опыт и специфика в Республике Беларусь Курсовая работа (проект)
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Естественная монополия и механизм ее регулирования: мировой опыт и специфика в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Макроэкономика»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Естественная монополия и механизм ее регулирования: мировой опыт и специфика в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Макроэкономика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы развития естественной монополии
1.1 Понятие и определение естественной монополии
1.2 Причины возникновения естественной монополии
1.3 Преимущества и недостатки естественных монополий
2 Мировой опыт регулирования естественных монополий
2.1 Общие направления государственного регулирования естественных монополий
3 Перспективы развития естественных монополий в Республике Беларуси
3.1 Специфика развития естественных монополий в Республике Беларусь
3.2 Формы государственного регулирования естественных монополий в Республике Беларусь
3.3 Перспективы развития естественных монополий в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Монополия - (от моно… и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Монополии - это крупные хозяйственные ассоциации (картели, синдикаты, трасты, концерны и т. д.), которые находятся в частной собственности (отдельные, групповые или акционерные) и контролируют отрасли, рынки и экономики, основанные на высокой степени концентрации производства и капитала через установление монопольных цен и извлечения монопольной прибыли. Доминирование в экономике является основой влияния монополий на все сферы жизни страны. Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с ростом капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области экономических отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктатуры и господства. Монополии в связи с высоким уровнем концентрации экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольных высоких прибылей. Джозеф Шумпетер и другие экономисты утверждали, что крупные фирмы со значительной властью являются желательным явлением в экономике, поскольку они ускоряют технологические изменения, поскольку фирмы с монопольной властью могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или консолидировать свою монопольную власть. Проводя исследования, они приносят пользу как себе, так и обществу в целом. Но нет убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, поскольку монополии могут задерживать развитие технического прогресса, если это угрожает их прибыли. История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации экономики, придавая ей новые формы. Среди наиболее важных из них - рост собственности акционеров, новая роль банков и развитие систем участия, монополистические слияния как средство централизации капитала, эволюция капиталистических ассоциаций и новейшие формы ассоциаций. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И в то же время каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации экономики. Целью курсовой работы является изучение методов регулирования естественных монополий.
Исходя из сформулированной цели, поставлены следующие задачи:
1 изучить сущность монополий и их виды;
2 рассмотреть естественные монополии: понятие, причины появления и существования;
3 исследовать политику регулирования монополий;
4 изучить особенности естественных монополий и их регулирования в Республике Беларусь.
1 Теоретические основы развития естественной монополии
1.1 Понятие и определение естественной монополии
Естественная монополия - это состояние рынка услуг, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно из-за технологических особенностей производства и предоставления этого вида услуг. Субъект естественной монополии - это субъект хозяйствования, который предоставляет услуги, связанные с естественными монополиями. Сфера естественных монополий - это сфера предоставления услуг, юридически именуемая естественной монополией, в которой потребитель может приобретать такие услуги. [1, с. 43]. Естественная монополия возникает из объективных причин. Это отражает ситуацию, когда спрос на этот продукт лучше всего удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В его основе лежат особенности технологий производства и обслуживания клиентов. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером может служить электроснабжение, телефонная связь и т.д. Сюда также входят целые инфраструктурные сектора, имеющие особое значение и стратегическую роль для общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. д.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический эффект от крупномасштабного производства. Они создают продукты по более низкой цене по сравнению с затратами на ресурсы, которые были бы у многих аналогичных фирм [2, c. 33].
1.2 Причины возникновения естественной монополии
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров. Из этого определения видно, что естественная монополия является скорее экономической, чем юридической категорией.
2 Мировой опыт регулирования естественных монополий
2.1 Общие направления государственного регулирования естественных монополий
Методы регулирования государством деятельности естественных монополий:
1. Прямое государственное регулирование.
Чаще всего механизм и границы такого регулирования определяются национальными законодательными актами. Прямое государственное регулирование путем определения тарифов или решающего влияния на них для естественных монополистов является довольно простым и понятным способом снижения роли негативных факторов, существующих в их деятельности. В законодательстве этому методу уделяется первостепенное внимание. Однако при реализации этого подхода возникает ряд проблем [8, c. 52]:
- необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или передачи таких функций уже существующей антимонопольной структуре. Это несет в себе угрозу замены общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих расходах на содержание правительственных чиновников;
- сложность точного определения реальных затрат поставщика услуг в естественной монополии.
2. Торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях). При оценке этого метода государственного регулирования очевидно, что решение этого вопроса ограничено как рынком, так и государством в рамках государственной иерархии независимо от формы: либо прямая деятельность, либо прямое государственное регулирование. Однако могут возникнуть проблемные вопросы. В первом случае создаются предпосылки для возникновения частной нерегулируемой монополии с установлением монопольной высокой цены, которую должно заплатить общество (мы имеем дело с прямым общественным ущербом для монополии). Во втором случае все недостатки административной, а не экономической системы, проявляются там, где процессы политизации проводятся для решения проблем естественных монополий (в интересах государства и правящей элиты, но не в интересах общества в целом) [8, 53]. Можно сделать вывод, что, говоря о франчайзинге, будем иметь дело с контрактной системой как формой экономической организации. Договор заключается с производителем (хозяйствующим субъектом), который предлагает лучшие условия (более низкая цена, больший набор услуг и т. д.). Анализ мирового опыта показал, что торги по франшизе позволили США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, и это оказалось лучшим методом по сравнению с другими методами их регулирования.
3 Перспективы развития естественных монополий в Республике Беларуси
3.1 Специфика развития естественных монополий в Республике Беларусь
В литературе, как правило, рассматриваются два направления стратегии реформирования естественных монополий: выделение естественного монополистического ядра и определение мер по его регулированию. Эти меры, о чем свидетельствует мировой опыт, должны дополняться: разработкой механизма коммерциализации и приватизации конкурентного сектора - во-первых, и изменением регулятивной парадигмы регулирования конкурентного сектора - во-вторых. При реализации первого направления, прежде всего, выявляется сфера естественной монополии в конкретной отрасли, выделяется структура - носитель наиболее существенных свойств, характерных для монополии. К ним (свойствам) относятся «классические» свойства естественной монополии: во-первых, отсутствие конкуренции как условие экономии от масштаба, а во-вторых, высокие барьеры для входа на рынок. Постоянные затраты, связанные с созданием таких монопольных структур, настолько высоки, что эксплуатация дублирующих структур вряд ли целесообразна и не окупается. Кроме того, фиксированные расходы должны быть оплачены до начала производства. В-третьих, сетевой характер организации рынка. Особенности технологии производства заключаются в том, что она характеризуется замкнутым производственным циклом. Это основано на единой технологической среде и существовании сетевых структур (трубопроводов, линий электропередач, систем водоснабжения, железнодорожных линий). Наличие организованной сети требует отправки из одного центра. В-четвертых, поскольку производство естественной монополии не имеет товарных заменителей, спрос на него неэластичен. В-пятых, известно, что в естественной монополии производятся общественные товары или квазигосударственные товары, основными свойствами которых являются неконкурентоспособность (неизбирательность, неделимость) и неисключительность. Другими словами - потребление общественного блага одним человеком не уменьшает потребление другим. Все эти свойства определяют устойчивость естественной монополии и образуют методологическую основу для отбора естественного монополистического ядра [5, c. 99]. В Беларуси, согласно положению Закона «О естественных монополиях», таким ядром является транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам; передача и распределение электроэнергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; общественные электрические и почтовые услуги (сети общего пользования, телефонные станции, телеграфы, междугородная телефонная связь); услуги транспортных терминалов, аэропортов; общественные железнодорожные перевозки; управление поездом; железнодорожные перевозки; техническое обслуживание и эксплуатация воздушных трасс. В республике существует два уровня естественно монополистических структур: республиканский и местный [16].
Заключение
Естественная монополия - это компания, способная удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с более низкими затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирмы поставляли одинаковое количество товаров. Этот тип монополии называется естественным, поскольку в этом случае входные барьеры основаны на особенностях технологии, отражающих естественные законы производства, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводы (нефте- и газопроводы), проводные телефоны, централизованное теплоснабжение, городские канализационные системы и метро. Очевидно, что в этих отраслях конкуренция либо затруднена, либо просто неприменима, поскольку конкуренция здесь приведет к значительно более высоким средним издержкам производства, чем при монополии, поскольку поддержание конкуренции потребует существования множества небольших фирм с небольшой долей рынка. В странах с развитой рыночной экономикой современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что использование государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производится одним хозяйствующим субъектом, при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и (или) экономическим причинам, а рост производства одного предмета сопровождается снижением удельных затрат (эффект масштаба). В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому специального распределения отраслей, связанных с естественными монополиями, практически не было. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость использования определенных методов регулирования естественных монополий. Это необходимо по нескольким причинам. Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией. Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства.
1 Аносова А.В. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. - М.: Юрайт, 2015. - 521 c.
2 Антипина О.Н. Макроэкономика: Учебник / О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская . - М.: ДиС, 2016. - 496 c.
3 Басовский Л.Е. Макроэкономика: Учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 202 c.
4 Белкина Е.Н. Монополия – «за» и «против». Двойственная роль монополии / Е.Н. Белкина, Д.А. Киселева // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – С. 96-99
5 Липсиц И.В. Микроэкономика. Макроэкономика : учебник / И.В. Липсиц. — М. : КНОРУС, 2016. — 608 с.
6 Бутыркин А.Е. Естественные монополии: теории и проблемы регулирования. – М.: Новый век, 2015. – 230 с.
7 Юданов, А.Ю. Микроэкономика. Практический подход (Managerial Economics) : учебник. М. : КНОРУС, 2015. – 190 с.
8 Васильев, В.П. Макроэкономика: Учебное пособие / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. - М.: ДиС, 2015. - 208 c.
9 Вечканов, Г.С. Макроэкономика: учеб. / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 286 с.
10 Стальская А.С. Монополия и конкуренция. Чистая монополия / А.С. Стальская // Вестник современной науки. – 2016. – С. 114-115.
11 Белокрылов К. А. Микроэкономика : учебник / К. А. Белокрылов, О. С. Белокрылова. — Ростов н/Д : Феникс, 2016. — 491 с.
12 Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. - М.: Юрайт, 2016. - 686 c.
13 Микроэкономика : учебник для бакалавров / под ред. А. С. Булатова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 439 с.
14 Мокроносов А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2015. – 194 с.
15 Бурба В.В, Ломовцева О.А. Основы антимонопольной деятельности: Учебное пособие. — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2014. — 116 с.
16 Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 162-З «О естественных монополиях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10200162.
17 Министерство антимонопольного регулирования и торговли [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mart.gov.by/sites/mart/home.html//.
18 Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11300094.
19 Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/.
20 Совершенствование антимонопольного законодательства и законодательства о конкуренции Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://belinstitute.com/sites/biss.newmediahost.info/files/attached-files/BISS_SA11_2016ru.pdf .
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 39.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты