ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.2 АНАЛИЗ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.3 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ, РАЗВИТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.4 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В результате реформирования экономики Республики Беларусь за последние годы в торговле объективно начали формироваться предпосылки цивилизованных рыночных отношений. В частности, развиваются современные формы обслуживания и торговые форматы, начался переход на европейские стандарты в технологии, ассортиментной насыщенности и уровне обслуживания покупателей, выходят на рынок новые отечественные и иностранные предпринимательские структуры.
Рыночные преобразования в торговой деятельности обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами. Организации торговли получили хозяйственно финансовую самостоятельность и перешли на рыночную модель функционирования.
В настоящее время розничная торговля претерпевает кардинальные изменения. Большинство изменений, происходящих на потребительском рынке не потому, что розничной торговле присуща внутренняя тенденция к изменениям, а именно потому, что ее заставляет это делать окружающая среда.
Возникают новые потребности покупателей, появляются современные торговые форматы, стремительно и масштабно развиваются торговые сети, появляются новые методы торговли.
Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития и совершенствования розничной торговли и государственном регулировании этого процесса. Ведь благосостояние современной экономики напрямую зависит от состояния потребительского рынка.
Во-первых, розничная торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
Во-вторых, розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
В-третьих, в стоимости реализованных торговлей товаров народного потребления находят воплощение конечные результаты деятельности многих отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры. Только после того как созданный продукт пройдет сферу обращения и поступит в потребление, он получает общественное признание, что обеспечивает возмещение материальных издержек производства, формирование накоплений, выплату заработной платы работникам материального производства.
1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей потребительскими товарами и услугами. Как отраслевая экономическая система, торговля представляет собой крупное и важное подразделение экономики. Оно включает совокупность торговых организаций и торговых объектов и обладает общностью материально-технической базы, используемых кадров и торгово-технологического процесса [11, с. 210].
В соответствии с законом «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» торговля – предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров [7].
В процессе коммерциализации экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля.
Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых организациях в отличии от оптовых организаций имеет свои особенности. Розничные торговые организации реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические формы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.
Розничная торговля – вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.
Розничная торговля является конечной стадией продвижения товара, замыкая ее. В этой сфере деятельности пересекаются интересы многих отраслей, организаций и населения. Как опорная составляющая развитых экономических отношений торговля способствует решению главной задачи общественного производства – удовлетворение разносторонних потребностей населения. Именно торговля, реализуя произведенную потребительную стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Розничная торговля один из самых динамично изменяющихся видов деятельности. С одной стороны – правила ее ведения определяются законодательством, с другой – управление розницей как централизованной структурой, в принципе, невозможно. Министерство торговли в Республике Беларусь принимает постановления, дает указания, регулирующие различные аспекты торговли, принимает участие в разработке актов законодательства, но управлять розницей в той же степени, как это делают некоторые другие министерства в рамках своих отраслей, в принципе не может, т.к. каждая покупка – результат индивидуального решения потребителя. Поскольку рынок Беларуси не является закрытым, конкуренция между продавцами и товарами – реальность.
Это одна из главных причин того, что доля частных предприятий (по природе своей более гибких) в розничной торговле особенно велика.
Постановлением Минторга Республики Беларусь № 24 «О классификации форм розничной торговли» от 26 июня 2014 г. выделены следующие виды торговли:
- комиссионная торговля – торговля в ходе которой продавец (комиссионер) принимает у владельца (комитента) какой-либо товар, продает его своими силами потребителю. Право собственности на объект купли-продажи переходит от владельца (комитента) покупателю в момент продажи. Комиссионер в результате сделки получает комиссионное вознаграждение по факту продажи;
- торговля в стационарных торговых объектах – продажа в специально предназначенных для торговли помещениях;
- торговля в нестационарных торговых объектах – торговля во временных, не оборудованных специально помещениях и с транспортных средств;
- торговля без (вне) торговых объектов – тоже самое, но без всякого, постоянного или передвижного торгового объекта;
- торговля по образцам – при такой торговле покупателю демонстрируется образец товара или его модель, изображение.
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Основной целью развития торговли Республики Беларусь на долгосрочный период является создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- создание эффективной системы товародвижения, обеспечение потребителей широким ассортиментом товаров и услуг;
- оптимизация ассортиментной политики торговых организаций для более полного удовлетворения потребностей населения в товарах, стимулирование их приобретения, улучшения структуры потребления продуктов питания на душу населения;
- обеспечение продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;
- оптимизация импорта, работа с производителями по освоению производства импортозамещающих товаров, достижение положительного сальдо во внешней торговле потребительскими товарами;
- совершенствование организационных структур управления торговлей, в том числе за счет создания совместных предприятий и крупных торговых организаций, применяющих сетевые технологии;
- повышение эффективности работы оптовой торговли в товароснабжении розничных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей;
- развитие конкурентной среды, в том числе за счет развития малого и среднего предпринимательства, и создание соответствующей инфраструктуры торговли;
- обеспечение защиты прав потребителей, в том числе во взаимодействии с общественными объединениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торговля является важнейшей сферой формирования и стабилизации потребительского рынка, координирующей звеном в системе межотраслевых, региональных и межрегиональных связей, действенным механизмом удовлетворения социальных потребностей.
Уровень организации и развития розничной торговой сети в значительной степени оказывает влияние на качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятий.
В современных условиях осуществления торговой деятельности важным направлением совершенствования деятельности торговых организаций является совершенствование ее управления, а также применение новой методологии построения и развития организационных структур управления в сфере обращения.
Проведенные в данной курсовой работе исследования розничного товарооборота организаций торговли Республики Беларусь на основе статистических данных показали, что отмечается рост объема розничного товарооборота через все каналы реализации в 2018 году он увеличился по сравнению с 2016 годом в действующих ценах на 21,0%, а по сравнению с 2017 годом на 14,1%. Так же можно отметить, что розничный товарооборот занимает значительный удельный вес в общем объеме ВВП республики 36,75%, однако отмечается снижение удельного веса розничного товарооборота в общем объеме валового внутреннего продукта в 2018 году по сравнению с 2016 годом на 2,1%, а по сравнению с 2017 годом на 0,3%.
Применение при организации розничной продажи товаров в торговых объектах различных форм, разрешенные к применению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, позволяет потребителям выбирать наиболее приемные для них формы. В настоящее время в республике активное развитие получили внемагазинные формы продажи товаров - посылочная торговля, продажа через интернет-магазины, развозная торговля и другие. Что касается применения методов продажи при осуществлении магазинной формы, то в последние годы многие торговые объекты стали более активно использовать такой прогрессивный метод продажи, как самообслуживание, так как данный метод имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным. В целом по республике период численность розничных торговых объектов за пять лет увеличилась на 23,7% и составила в 2016 году 59145 единиц. Наибольшее количество розничных торговых объектов представлено магазинами, их численность по состоянию насчитывает 53653, наибольшие темпы роста за исследуемый период наблюдаются по количеству непродовольственных магазинов - на 60,2 %.
1 Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / С. Н. Виноградова. – Минск : Выш. шк., 2015. – 176 с.
2 Коробкин, А.З. Экономика организации отрасли: учебное наглядное пособие для слушателей факультета по переподготовке кадров / А. З. Коробкин. – Гомель : учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2012. – 232 с.
3 Короткова, Т. Л. Коммерческая деятельность: учеб. для вузов / Т.Л. Короткова; под ред. Н.К. Моисеевой. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 416 с.
4 Козырев, С. Поступление товаров, имеющих брак и дефектфы: документальное оформление и отражение в учете / С. Козырев // Моя бухгалтерия. Торговля и общественное питание. – 2018. – № 10. – С. 16-24.
5 Минько, Э.В. Основы коммерции : учеб. пособие для вузов / Э.В. Минько, А.Э. Минько. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 512 с.
6 Методические рекомендации Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь // Моя бухгалтерия. Торговля и общественное питание. – 2018. – № 3. – С. 48-50.
7 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 8 января 2014 г. №128-З// Нац. реестр. правовых актов Респ. Беларусь 7 августа 2014 г. №9/28978.
8 Об утверждении Положения о поставках товаров в Республике Беларусь: Постановление Совета министров Респ. Беларусь 8 июля 1996 г. № 444 (в ред. С изм. И доп. от 11 октября 2011 г. № 1357.) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 117, 5/34590.
9 О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг) : Постановление Совета министров Респ. Беларусь от 22 августа 2012 г. № 778 // Нац. реестр. правовых актов Респ. Беларусь 18.09.2012, 5/36226.
10 О стимулировании реализации товаров : Указ Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 358 (с изм. и доп. от 5 января 2015 г. № 1) // Нац. реестр. правовых актов Респ. Беларусь, 07.01.2015, 1/15549
11 Раицкий, К.А. Экономика предприятия: учеб. для вузов / К.А. Раицкий. – М.: Информ.-внедрен. центр «Маркетинг», 2016. – 458 с.
12 Розничная и оптовая торговля в Республике Беларусь: стат. сб. – Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2017. – 224 с.
13 Скриба, Н.Н. Бизнес-планирование в торговле: методические подходы и практические рекомендации / Н.Н. Скриба, И.М. Микулич, Р.П. Василевич. — Мн.: БГЭУ, 2015. – 216 с.
14 Слепич, М. Торговля и общественное питание / М. Слепич // Юрист. – 2018. – № 1. – С. 15-17.
15 Томкович, Р.Р. Безопасность товаров и сроки его годности в обновленном законе «О защите прав потребителей» / Р.Р. Томкович // Моя бухгалтерия. Торговля и общественное питание. – 2018. – № 10. – С. 32-39.
16 Экономика предприятий торговли: учеб пособие / Н.В. Максименко [и др.]; под общ ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. – Минск : Выш.шк., 2013. – 542 с.
17 Розничная торговля / Министерство финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/roznichnaya-torgovlya.
18 Валовой внутренний продукт / Министерство финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/valovoj-vnutrennij-produkt.