Введение
Глава 1. Сущность и роль конфликтов в трудовом коллективе
1.1. Понятие, виды и причины конфликтов и стрессов в организации
1.2. Методы управления конфликтами и стрессами в организации
1.3. Современные подходы к управлению конфликтами и стрессами в зарубежной конфликтологии и менеджменте
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика СПК им. Деньщикова
Глава 3. Конфликты и способы их разрешения в первичных трудовых коллективах
3.1. Анализ системы управления персоналом и оценка морально-психологического климата в коллективе
3.2. Оценка эффективности системы управления конфликтами в организации
3.3. Совершенствование системы управления конфликтами в организации
Список использованных источников
Приложения
Введение
Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко переходящие в конфликты. Необходимо соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.
Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по–разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого–то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из–за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.
Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20 % рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
Глава 1. Сущность и роль конфликтов в трудовом коллективе
1.1 Понятие, виды и причины конфликтов и стрессов в организации
Сравнительно недавно считалось, что успешная организация должна развиваться и действовать гармонично и без сбоев. Современная теория менеджмента придерживается несколько иного мнения. Подъемы чередуются со спадами. Оказывается, для организации не столько важно то, насколько удалось избежать нештатных ситуаций. Гораздо важно то, как организации удается преодолевать трудности, обеспечивая при этом выполнение своих основных задач.
Сложности во взаимоотношениях бывают практически во всех коллективах. Полное их отсутствие – явление невозможное, а иногда даже и ненужное.
В ходе как делового, так и личностного общения люди нередко выходят за рамки уважительных, конструктивных отношений. Столкновение мнений приводит к полемике (см. предыдущий раздел). Если же готовность и умение полемизировать оказались недостаточными, расхождение мнений может привести к конфликту.
Конфликт – это острое противоречие между людьми в связи с расхождением интересов или позиций [2, с. 282].
Греческое слово «conflictus» означает столкновение противоположных взглядов.
Наука, изучающая проблемы конфликтов, называется конфликтологией. Она оперирует такими понятиями, как инцидент, конфликтная ситуация, конфликтогены. Конфликтология рассматривает теории, причины и типы конфликтов, институты их разрешения. Поговорим о круге затронутых вопросов подробнее.
Инцидент – это стечение обстоятельств, которые являются поводом для конфликта.
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика СПК им. Деньщикова
СПК имени Деньщикова был организован 2 февраля 1951 года на базе пяти мелких хозяйств. С 1956 по 1976 г.г. шесть раз укрупнялся и реорганизовывался. В июне 2003 года собранием уполномоченных работников колхоз был переименован в сельскохозяйственный производственный кооператив «им. Деньщикова» и принят Устав кооператива.
СПК им. Деньщикова включен в перечень сельскохозяйственных организаций республики, определенных в качестве базовых по наращиванию объемов производства сельхозпродукции и повышению экономической эффективности ведения хозяйственной деятельности. Сельскохозяйственный производственный кооператив развивается достаточно интенсивно. Большие денежные средства идут на развитие отраслей растениеводства и животноводства, используются при этом новые высокопроизводительные и энергосберегающие технологии и технику.
С 01.01.2008 г. в состав СПК им. Деньщикова вошел СПК «Индура». СПК «Индура» сформировался на базе мелких коллективных хозяйств, созданных в начале 50-х годов прошлого века, путем неоднократного укрупнения. В 1988 г. совхоз «Индура» переименован в колхоз «Индура»,а в 2003 г. – в СПК «Индура». СПК «Индура» расположен в 25 км от областного центра г. Гродно и 30 км от железнодорожной станции Аульс. На территории указанного кооператива расположено 10 населенных пунктов, где проживают более 1400 человек. Основным направлением деятельности СПК имени Деньщикова является мясомолочное направление с развитым свеклосеянием. В таблице 2.1 представлены основные технико-экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности КСУП Воронецкий за 2016-2018 гг. на основании годовых отчётов за 2016-2018 гг. (приложения А, Б, В).
Глава 3. Конфликты и способы их разрешения в первичных трудовых коллективах
3.1. Анализ системы управления персоналом и оценка морально-психологического климата в коллективе
Для проведения вида конфликта на анализируемом предприятии проведем исследование социально-психологического климата в коллективе. Исследование будет проходить в два этапа. На первом этапе включенного наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между членами коллектива.
На втором этапе был применен метод тестирования, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Исследование проводилось в животноводческом отделе, состоящем из 14 человек (женщины).
Возрастной состав членов коллектива: от 35 до 50 лет.
Образование: профессионально-техническое и среднее специальное.
Должность: доярки.
Для исследования были применены следующие методы: метод наблюдения (включенное наблюдение в естественных условиях), а также метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены две методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
А) Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению.
Заключение
Управление конфликтом представляет собой сознательную деятельность по отношению нему, осуществляемую на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.
Управление конфликтами включает их предотвращение и конструктивное завершение. Некомпетентное управление конфликтами социально опасно.
Без знания причин возникновения и развития конфликтов трудно рассчитывать на их эффективное регулирование. Определение системы причин является результатом, главным образом, системно–генетического анализа конфликтных ситуаций. Необходимо различать причины конфликтов и причины изменений в их характеристиках.
Для предупреждения конфликтов важно знать не только, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предотвращение конфликтов в узком смысле заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. Технология предотвращения есть совокупность знаний о способах, средствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых разрешается возникшее противоречие.
1. Анцупов, А. Я. Проблема конфликта / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: Инфра–М, 2014. – 259 с.
2. Бабосов, Е. М. Конфликтология: учеб. пособие. / Е.М. Бабосов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2011. – 464 с.
3. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Минск: Тетрасистес, 2014. – 464 с.
4. Большаков, А. Г. Конфликтология организаций: учеб. пособие / Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. – М.: МЗ Пресс, 2011. – 357 с.
5. Большаков, С. Оценка эффективности управления кадрами. Методы и показатели / С. Большаков // Управленческое консультирование. – 2016. – № 1. – С. 22–24.
6. Бородкин Ф. М. Теория конфликта. – М.: Норма, 2009. –145 с.
7. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник, 3–е изд. / О. С. Виханский, А. И. Наумовю – М.: Гардарика, 2010. – 528 с.
8. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология: учебник / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров – М.: ИНФРА–М, 2014. – 240 с.
9. Генкин, Б. М. Основы управления персоналом: учебник для вузов / Б. М. Генкин. – М.: Высшая школа, 2010. – 204с.
10. Горнев, А. З. Проблемы управления персоналом / А. З. Горнев. – М.: Бином, 2011. – 311 с.
11. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 348 с.
12. Гришко, Н. И. Управление персоналом: учебно–практическое пособие. / Н. И. Гришко. – Мн.: БГЭУ, 2010. – 93с
13. Громова, О. Н. Конфликтология. Курс лекций / О. Н. Громова. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; ЭКМОС, 2011. – 320 с
14. Дмитриев, А. В. Введение в общую теорию конфликтов / А. Дмитриев, В. Кудрявцев, С. Кудрявцев. – М.: Инфра–М, 2012. – 412 с.
15. Дмитриев, А. В. Конфликтология: учебное пособие / А. В. Дмитриев – М.: Гардарики, 2013. – 320 с.
16. Дэнэ, Д. Примирение разногласий. Как создать оптимальные взаимоотношения на работе и дома. / Д. Дэнэ. – М.: Высшая школа, 2013. – 417 с.
17. Егоршин, А. П. Управление персоналом / А. П. Егоршин. – Н.: Новгород НИМБ, 2011. – 298 .
18. Желтухин, А. И. Социологическая концепция конфликта / А. И. Желтухин // Социологические исследования. – 2015. – № 4. – С. 140–144.
19. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник. / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. – М.: Экономист, 2012. – 416 с.
20. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. / А. Г. Здравомыслов. – М.: Аспект–пресс, 2010. – 318 с.
21. Инкин, Б. М. Основы управления персоналом / Б. М. Инкин. – М.: Высшая школа, 2011. – ¬432 с.
22. Кибанов, А. Я. Конфликтология: учебник / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова. / Под ред. А. Я. Кибанова. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2010. – 302 с.
23. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: учебник. 2–е изд., доп. и перераб. / А. Я. Кибанов. – М.: Инфра–М, 2013. – 512 с.
24. Козырев, Г. И. Основы конфликтологии: учебник. / Г. И. Козырев. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА–М, 2011. – 320 с.
25. Леонов, Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учеб. пособие / Н. И. Леонов. – СПб.: «Питер», 2015. – 184 с.
26. Лопатин, М. В. Деконфликтизация процессов управления как показатель качества управленческого труда / М. В. Лопатин // Университетское управление. Декабрь 2015. – № 4(37). – С. 97–102.
27. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис. – СПб.: Питер, 2013. – 448 с.
28. Одегов, Ю. Г. Управление персоналом: учебник / Ю. Г. Одегов, П. В. Журавлев. – М.: Финстатинформ, 2010. – 708с.
29. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая. – 8–е изд.,перераб. – М.: Новое знание, 2013. – 640 с.
30. Силин, А. Н. Управление персоналом: учебник по кадровому менеджменту / А. Н. Силин. – Тюмень: ТГУ, 2014. – 321 с.
31. Старобинский, Э. К. Как управлять персоналом. / Э. К. Старобинский. – М.: Бизнес–школа Интелсинтез, 2015. – 486 с.
32. Травин, В. В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин, В. А. Дятлов. – М.: «Дело», 2011. – 365 с.
33. Шульгин, Д. Б. Управление конфликтами интересов при коммерциализации университетских технологий / Д. Б. Шульгин, В. С. Кортов // Университетское управление. – 2014. – № 4(32). – С. 38–43.
34. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, М.А. Зайцева и др. // Под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. – Мн.: Выш. шк., 2013. – 383 с.