Международный рынок туристических услуг и организация работы белорусских туристических фирм на зарубежных рынках Курсовая работа (проект)
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Международный рынок туристических услуг и организация работы белорусских туристических фирм на зарубежных рынках»
по дисциплине: «Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Международный рынок туристических услуг и организация работы белорусских туристических фирм на зарубежных рынках
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
Введение
1 Понятие туристической услуги и её отличительные характеристики
2 Понятие, особенности и структура международного рынка туристических услуг
3 Организация работы белорусских туристических фирм на зарубежных рынках
Заключение
Список использованных источников
Введение
Международный рынок туристических услуг является составной частью мировых экономических отношений. Значение международного туризма и его влияние на социально-экономическое развитие современного общества возрастает по мере ускорения процесса глобализации экономики.
Современный этап международной хозяйственной деятельности с количественной стороны характеризуется увеличением масштабов международного обмена, ростом не только традиционной торговли товарами услугами, но и международной миграцией капитала и трудовых ресурсов, обменом информацией и технологиями, способствующими инновационному развитию. С позиции качественных характеристик процесс глобализации экономики рассматривается как новый этап в развитии цивилизации, который характеризуется усилением взаимосвязей и взаимозависимостей между национальными хозяйствами и различными сферами их деятельности.
Увеличение международных туристских потоков сопровождается серьёзными изменениями в социально-экономической, финансовой, научно-технической и других сферах общественной жизни человека. Экономика некоторых стран мира сильно зависит от прогрессирования международного туризма, так как он является почти единственным источником валютных поступлений в страну. Причем количество этих поступлений позволяет стране поддерживать высокий уровень экономического развития и благосостояния своих граждан.
Известно, что индустрия туризма является не только важной рентабельной отраслью экономики, но и позволяет решать проблемы занятости населения путем создания новых рабочих мест, благотворно влияет на изменение облика территорий, улучшение инфраструктуры. Развитие туризма способствует решению многочисленных проблем окружающей среды, ведет к укреплению межгосударственных связей, расширению делового сотрудничества, оказывает стимулирующее воздействие на различные секторы экономики, такие как транспорт, связь, торговля, строительство, сфера услуг, культура, искусство. Вышесказанное обусловило актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы – изучить международный рынок туристических услуг.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие туристической услуги и её отличительные характеристики;
- рассмотреть понятие, особенности и структуру рынка туристических услуг;
- рассмотреть организацию работы белорусских туристических фирм на зарубежных рынках.
Объект исследования – международный рынок туристических услуг.
Предмет исследования – деятельность белорусских туристических фирм на международном рынке туристических услуг.
При написании курсовой работы были использованы общенаучные методы исследования: сопоставления, сравнения и обобщения.
1 Понятие туристической услуги и её отличительные характеристики
Туризм как область нематериальной сферы экономики имеет собственную производственную базу и производственный цикл, где в результате объединения средств производства с рабочей силой вырабатывают определенный продукт, определенные потребительские стоимости, которые по обыкновению имеют нематериальный характер. Речь идет прежде всего об услугах.
Услуга в общем понимании является специфической формой деятельности человека, результат которой может быть воплощен в создании нового или изменении состояния старого реального предмета, а также в виде полезного эффекта труда.
Соответственно различают услуги материальные и нематериальные. Но в любом случае, услуга является объединением производственной деятельности (процесса обслуживания) и полезного эффекта этой деятельности (продукции), т. е. продукт производства является неотъемлемым от процесса производства.
Туристическая услуга включает целенаправленную деятельность предприятий, организаций, учреждений, направленную на удовлетворение потребностей населения в путешествиях, отдыхе и развлечениях. Туристическая услуга трактуется как услуги таких субъектов туристической деятельности, как турагентов, туроператоров, экскурсионных организаций и экскурсоводов.
К туристическим услугам должны предъявляться следующие требования: безопасность для жизни и здоровья туристов; охрана имущества туристов; охрана окружающей среды; соответствие назначению; точность и своевременность выполнения; комплексность выполнения; этичность и эстетичность обслуживания; комфортность; эргономичность, которая создает правовую основу соблюдения требований к ним в контексте устойчивого развития туризма [2, c. 45].
С точки зрения маркетинга любая услуга, осуществляемая на коммерческой основе, является товаром. В связи с этим существует точка зрения, что большинство положений классического маркетинга можно отнести и к учреждениям, для которых предоставление туристических услуг является основным направлением деятельности.
Специфика туристического предложения на рынке заключается в том, что на нем представлен широкий спектр услуг, которые имеют комплексный характер. Комплексная услуга – это предварительно спланированное и реализованное по единой цене объединение элементов, которые обеспечивают основное и дополнительное условия осуществления путешествий.
Потребительские свойства услуг определяются их количественным и качественным соответствием потребностям туриста, на удовлетворение которых они направлены. Туристическая услуга имеет характерные свойства, которые существенным образом влияют на формирование цели и задач туристического предложения.
2 Понятие, особенности и структура международного рынка туристических услуг
Туризм – важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступления иностранной валюты и т.д. Внутренняя экономическая природа туризма предусматривает, что турист непременно должен оставить свои деньги в посещаемом государстве или местности. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, и взамен местность или государство должны получить доход.
Рынок туристических услуг – это система отношений (экономических, социальных, юридических), связывающих производителей тур продукта и потребителей, которые заинтересованы в определенном виде турпродукта, которые имеют возможность продавать и покупать их.
Международный рынок туристических услуг включает совокупность национальных рынков туристических услуг, имеющих свои специфические черты, емкость, определенные виды туристских услуг, особенности инфраструктуры, уровень цен и т.д. В соответствии с особенностями социально-экономического и исторического развития рынки туристических услуг классифицируются в научной литературе следующим образом [10, c. 61]:
- рынки стран, где туризм зародился и получил свое развитие как форма проведения досуга. Это европейские высокоразвитые страны (Великобритания, Швейцария, Франция и др.), США и Канада, где туризм стал составной частью жизни населения. Они отличаются высоким уровнем развития туристской инфраструктуры, многообразием туристских предложений;
- рынки стран, где туризм вошёл в стиль жизни населения постепенно в формах, присущих для массового туризма (например, постсоциалистические страны Европы). Здесь деформированная индустрия туризма перестраивается благодаря инвестиционным вливаниям и ориентируется на стандарты мирового уровня;
- рынки стран, где туризм воспринимается как способ получения дохода, а не как способ проведения свободного времени (развивающиеся страны). Эта группа стран делится на два основных подтипа: а) страны, где развитие туризма базируется на основе использования уникальных природно-рекреационных и историко-культурных ресурсов; б) страны, имеющие благоприятные условия для получения международного капитала (например, островные). В этих странах туристская инфраструктура развивается на основе имеющегося спроса преимущественно в странах первого класса.
3 Организация работы белорусских туристических фирм на зарубежных рынках
Статья 1 Закона от 25.11.1999 г. № 326-З «О туризме» в качестве туристической деятельности признает туроператорскую и турагентскую деятельность [13].
Данную деятельность осуществляют организации, которые занимаются формированием и продажей туров, а также подготовкой и проведением экскурсий, оказанием иных туристских услуг. Таким образом, основными направлениями туристской деятельности являются туроператорская и турагентская.
Турагентская деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (турагентов) по продвижению, реализации туров, сформированных туроператорами - резидентами Республики Беларусь, участникам туристической деятельности, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия [13].
Туроператорская деятельность – предпринимательская деятельность юридических лиц (туроператоров) по формированию, продвижению, реализации туров, в том числе сформированных другими туроператорами, включая нерезидентов Республики Беларусь, а также по оказанию отдельных услуг, связанных с организацией туристического путешествия [13].
Туроператор разрабатывает различные туристические продукты из составляющих услуг в соответствии с требованиями и пожеланиями клиентов. Кроме разработки туристических маршрутов туроператорская деятельность состоит в насыщении их услугами в процессе взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечении предоставления услуг, подготовке рекламно-информационных изданий по своим туристическим продукта, определении цены на них и, наконец, передаче турпродукта агенту для последующего продвижения и реализации туристам.
Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Это специфический туристский вид бизнеса. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей его развития и рычагов управления.
Заключение
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
- туристическая услуга – деятельность предприятий, организаций, учреждений, направленная на удовлетворение потребностей населения в путешествиях, отдыхе и развлечениях. Туристическая услуга трактуется как услуги таких субъектов туристической деятельности, как турагентов, туроператоров, экскурсионных организаций и экскурсоводов
- туристическая услуга обладает не только стандартными (неощутимость, невозможность сохранения, неотделимость от источника предоставления), но и специфическими признаками (ситуативность, индивидуальность, размытость потребительских свойств, неопределенность и субъективность критериев оценки уровня качества, пространственную отдаленность мест продажи и потребление туристического продукта, относительную анонимность источника производства и реализации)
- международный рынок туристических услуг – это система отношений (экономических, социальных, юридических), связывающих производителей тур продукта и потребителей, которые заинтересованы в определенном виде турпродукта, которые имеют возможность продавать и покупать их.
- международный рынок туристических услуг обладает следующими признаками: наличие товаров (услуг) и денежных потоков; отношение обмена; свободный выбор партнеров и условий обмена товаров между ними; удовлетворение потребностей человека наиболее рациональным способом; упорядоченность связей между производителями и потребителями материальных благ, в т. ч. и туристских.
- механизм функционирования туристского рынка представляет собой систему действий экономических рычагов для сбалансирования спроса и предложения на туристский продукт. При этом на туристическом рынке, как и на любом другом рынке товаров и услуг, существует определенная иерархия потребностей, и туристский продукт должен одинаково хорошо удовлетворять все уровни этих потребностей.
- туристической деятельностью в Республике Беларусь занимаются туроператоры и турагенства. Основным отличием туроператорской и турагентской деятельности является то, что турагент не участвует в формировании тура, а покупает его у туроператора готовым к реализации или реализует его по поручению туроператора;
- на международном туристическом рынке действует множество туроператоров и турагенств. Туристская теория и практика различает множество видов данных субъектов рынка туристических услуг. Основной классификацией является разделение по видам деятельности на многопрофильные и специализированные туроператоров и турагентов.
1 Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю.Александрова. – М.: Аспект пресс, 2014. – 463 с.
2 Боброва, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебное пособие / В.В. Боброва, Т.Л. Баженова. — Оренбург : ОГУ, 2017.
3 Вавилова, Е.В. Основы международного туризма / Е.В.Вавилова. – М.:Гардарики, 2015. – 157 с.
4 Голова, О.Б. Менеджмент туризма / О.Б. Голова. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 224 с.
5 Дегтярева, С.В. Мировая экономика и международные отношения : учебное пособие : в 2 частях / С.В. Дегтярева. — Омск : ОмГУ, [б. г.]. — Часть 1 — 2017. — 208 с.
6 Джанджугазова, Е. А. Маркетинговые технологии в туризме: маркетинг туристских территорий : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 208 с.
7 Корниенко, О.В. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебное пособие / О.В. Корниенко. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 303 с.
8 Лукичева, Л.И. Менеджмент туризма: основы менеджмента / Л.И. Лукичева. – М.: КНОРУС, 2016. – 200 с.
9 Международный туризм : проблемы политико-правового регулирования : монография / И. С. Мерзлякова, Т. В. Бернюкевич, Е. В. Дроботушенко, А. В. Шемелин. — Чита : Забайкальский гос. ун-т, 2016. — 216 с.
10 Можаева, Н. П. Организация туристской индустрии и география туризма : учебник / Н. П. Можаева, Г. С. Рыбачек. — М. : Форум ; Инфра-М, 2014. — 336 с.
11 Морозов, М. А. Экономика туризма : учебник для среднего профессионального образования / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 251 с.
12 Мотышина, М. С. Менеджмент туризма : учебник для среднего профессионального образования / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 282 с.
13 О туризме: Закон Республики Беларусь № 326-З от 25.11.1999 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2019. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
14 Пашковская, М.В. Мировая экономика : учебник / М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Университет «Синергия», 2017. — 768 с.
15 Сенин, В.С. Организация международного туризма / В. С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 397 с.
16 Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / Н.Ф. Чеботарев. — Москва : Дашков и К, 2017. — 352 с.
17 Экономика и организация туризма : Международный туризм : учеб. пособие / Е. Л. Драчева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др. ; под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. — М. : КНОРУС, 2015. — 568 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты