Введение
1 Исследование конъюнктуры рынка
2 Определение оптимальной цены под воздействием конъюнктуры рынка
2.1 Изучение эластичности спроса на услуги, оказываемые в отделениях почтовой связи
2.2 Определение оптимального уровня цен на товары (услуги)
Заключение
Список использованных источников
Введение
К числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макроуровне, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.
Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура - это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обуславливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка.
Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения, т.е. конъюнктуры рынка.
Цель работы – изучить теоретические аспекты исследования конъюнктуры рынка и определить оптимальную цену под ее воздействием для конкретного предприятия.
В работе решаются следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты исследования конъюнктуры рынка;
– изучить эластичность спроса на услуги, оказываемые в отделениях почтовой связи;
– определить оптимальный уровень цен на товары и услуги.
Объект исследования – Вилейский РУПС.
Работа выполнена по данным аналитического учета Вилейского районного узла почтовой связи, а также на основе индивидуального задания, соответствующего заданному варианту (вариант № 8).
1 Исследование конъюнктуры рынка
Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции.
Анализ рынка позволяет выявить положение предприятия на нем, определить конкурентов в отрасли и оценить уровень конкуренции, изучить потребность и спрос потребителей на товар (услугу), а также прогнозировать перспективы товара и определять направления деятельности [15, c. 54].
Анализ рынка позволяет:
- определить параметры рынка, выявить положение предприятия на нем;
- определить конкурентов в отрасли и оценить уровень конкуренции;
- изучить потребность и спрос потребителей на товар (услугу);
- изучить товар, его место на рынке и степень удовлетворения им потребностей покупателей;
- прогнозировать (моделировать) перспективы товара;
- определять направления деятельности с целью удовлетворения меняющихся потребностей покупателей [9, c. 48].
В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию, т.е. конъюнктуры рынка.
Конъюнктура рынка – это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения на товары данного вида, а также уровнем и соотношением цен [9, c. 77].
Конъюнктура рынка – это экономическая ситуация на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж. Положение на рынке зависит от конъюнктуры рынка, т.е. от состояния спроса и предложения [14, c. 7].
Конъюнктура рынка – это сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфелем заказов по отраслям и другими экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка – это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют [17, c. 219].
2 Определение оптимальной цены под воздействием конъюнктуры рынка
2.1 Изучение эластичности спроса на услуги, оказываемые в отделениях почтовой связи
Вилейский районный узел почтовой связи является структурным подразделением Минского филиала РУП «Белпочта», расположенным вне места его нахождения.
Основными задачами деятельности Вилейского РУПС являются:
- обеспечение на территории района бесперебойной работы почтовой и специальной связи в целях полного и всестороннего удовлетворения потребностей органов государственного управления, субъектов хозяйствования и населения в услугах почтовой и специальной связи;
- проведение единой экономической и научно-технической политики в области почтовой связи;
- проектирование, строительство, техническое перевооружение, реконструкция объектов почтовой связи;
- хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли;
- обеспечение высокого качества предоставляемых услуг почтовой и специальной связи с учетом реализации политики РУП «Белпочта» в области качества.
Вилейский РУПС Минского филиала РУП «Белпочта» – это традиционные услуги по приему и выплате денежных переводов, по приему и пересылке письменной корреспонденции и посылок, по приему подписки на периодические издания, по осуществлению телеграфной связи, по выплате пенсий и пособий, а также новые непрофильные услуги. Сегодня их освоено более сорока видов:
- разработка, изготовление, целевая и оперативная рассылка рекламной продукции;
- размещение рекламы на почтовых конвертах;
- ксерокопирование и факсимильная связь;
- реализация товаров народного потребления.
Заключение
Конъюнктура рынка – это сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфелем заказов по отраслям и другими экономическими показателями. Другими словами, конъюнктура рынка – это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют.
Основной показатель конъюнктуры рынка – это влияние спроса и предложения на объем реализаций и динамику ценообразования. Он показывает реальное состояние дел в отрасли и перспективы ее развития.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только определения состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития по крайне мере на один-два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций.
В целях либерализации рынка услуг почтовой связи Министерством связи и информатизации в 2015-2018 годах выдано тринадцать специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области связи на оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовых отправлений: ООО «ГлоБел 24», ООО «Автолайтэкспресс», ООО «ДПД Бел», ЗАО «Наша почта», ООО «СДЭК-Бел», ООО «Росчерк», ООО «КурьерБай», ООО «Гревцов Паблишер», ООО «ГиперМолл», РУП «Специальная связь», ЧП «Сапсан экспресс», ООО «Тайсу», СООО «М&М Милитцер&Мюнх».
Вилейский районный узел почтовой связи является структурным подразделением Минского филиала РУП «Белпочта», расположенным вне места его нахождения.
1. Акулич, И. Л. Маркетинг / И. Л. Акулич. – Минск : Вышэйшая школа, 2012. – 161 с.
2. Артемьева, О.А. Финансовый маркетинг: учебник / О.А. Артемьева; Под общ. ред. С.В. Карпова. – М.: Юрайт, 2013. – 424 c.
3. Барден, Ф. Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем / Ф. Барден. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 267 с.
4. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 372 с.
5. Бурганов, Р.А. Экономическая теория: Учебник / Р.А. Бурганов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 416 c.
6. Вадейко, Е.И. Экономическая теория: Микроэкономика (рабочая тетрадь / Е.И. Вадейко. – М.: Академический проект , 2017. – 80 c.
7. Васильева, Е.В. Экономическая теория: Конспект лекций / Е.В. Васильева, Т.В. Макеева. – М.: Юрайт, 2018. – 191 c.
8. Джобер, Д. Принципы и практика маркетинга: учеб. пособие / Д. Джобер. – пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. – 688 с.
9. Диксон, П. Управление маркетингом / П. Диксон. – М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2011. – 520 с.
10. Ильичева, И. В. Маркетинговые технологии: учебно-методическое пособие / И. В. Ильичева. – Ульяновск : УлГТУ, 2012. – 158 с.
11. Ковальков, Ю. А. Эффективные технологии маркетинга / Ю. А. Ковальков. – М.: Феникс, 2013. – 250 с.
12. Кох, В. И. Основы экономической теории / В. И. Кох. – М.: СПб: Питер, 2017. – 800 c.
13. Курс экономической теории / ред. М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева, и др.. – М.: Киров: АСА; Издание 5-е, перераб. и доп., 2017. – 832 c.
14. Малахов, Р.Г. Экономическая теория / Р.Г. Малахов. – М.: Рид Групп, 2016. – 48 c.
15. Маркетинг: учебник / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М.: Инфра-М, 2013. – 335 с.
16. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. – 148 c.
17. Основы экономической теории / ред. С.И. Иванов. – М.: Вита-Пресс, 2017. – 650 c.
18. Савчук Г.А., Управление маркетингом на предприятии, учеб. пособие / Савчук Г.А., Мокерова Ю.В., М, 2014 – 220 с.