Введение
1 Теоретические аспекты реформирования государственной собственности как инструмента привлечения инвестиций
1.1 Экономическая сущность и понятие реформирования государственной собственности
1.2 Формы и способы реформирования государственной собственности
2 Анализ процесса реформирования государственной собственности в Республике Беларусь как инструмента привлечения инвестиций
2.1 Этапы проведения реформирования государственной собственности в Республике Беларусь
2.2 Анализ процесса реформирования государственной собственности в Республике Беларусь
3 Направления развития процесса реформирования государственной собственности в Республике Беларусь как инструмента привлечения инвестиций
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Внимание к реформированию государственной собственности вызвано тем, что в современных условиях государство из внешней силы по отношению к хозяйственным процессам превращается в органическую составляющую социально-экономического инвестиционного развития. Главные теоретические и практические проблемы, требующие рассмотрения − как повысить эффективность и частной, и государственной собственности, каким образом должны сочетаться различные формы собственности и каковы формы взаимодействия государства с частным сектором в современных условиях.
Объектом исследования является процесс реформирования государственной собственности как объект привлечения инвестиций в Республику Беларусь.
Предмет исследования - преобразование отношений собственности в экономике Республики Беларусь, взаимодействие государства и бизнеса.
Целью работы является исследование общих закономерностей, особенностей и последствий реформирования государственной собственности в условиях глобализации как инструмента привлечения инвестиций.
Достижение поставленной цели предопределило выдвижение и решение следующих задач:
- определить экономическую сущность и понятие реформирования государственной собственности;
- проанализировать особенности практики реформирования государственной собственности как инструмента привлечения инвестиций в Республике Беларусь;
- определить направления развития реформирования государственной собственности в Республике Беларусь.
В качестве методологической базы работы применены методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, моделирования изучаемых процессов посредством сопоставления и сравнения, а также приемы статистического и экономико-математического анализа.
Информационной базой работы послужили справочно-статистические материалы экономические обзоры, подготовленные отечественными, иностранными и международными организациями, материалы периодической печати, информационные и аналитические материалы исследовательских учреждений, информационных агентств.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
1.1 Экономическая сущность и понятие реформирования государственной собственности
Реформирование государственной собственности в классическом словарном понимании (от английского private – частный, личный) – это отход от доминирования государственной собственности и переход к частной собственности.
Реформирование государственной собственности – приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты (имущество), принадлежащие государству.
Под реформированием государственной собственности следует понимать процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащие государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В результате реформирования государственной собственности государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими [1, с.206].
В развитых западных странах, с одной стороны, целью реформирования государственной собственности является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, реформирование государственной собственности – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах [6, с.114].
Контроль за разработкой и координацией программ реформирования государственной собственности объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная программа реформирования государственной собственности государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и реформирования государственной собственности. Вместе с тем в соответствии с этой
2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
2.1 Этапы проведения реформирования государственной собственности в Республике Беларусь
После распада СССР Беларусь имела практически одинаковые со многими постсоциалистическими странами стартовые условия, в том числе тотальную государственную экономику.
Концептуальные положения Закона о реформирования государственной собственности в Республике Беларусь были одобрены в мае 1991г., но лишь с четвертой попытки – 19 января 1993г. – Закон «О разгосударствлении и реформирования государственной собственности» был принят верховным советом. Однако полное законодательное оформление белорусская реформирование государственной собственности получила только к середине 1996г.
Тем самым процесс получил возможность стать непрерывным. Однако и на этот раз, несмотря на полное законодательное оформление, реформа крупных предприятий фактически была остановлена. Беларусь вернулась к старым методам управления предприятиями [13, с.99].
Порядок построения реформирования государственной собственности был следующим: в Госимущество направлялась заявка с подписями не менее 50 % членов трудового коллектива, после ее рассмотрения создавалась комиссия по реформирования государственной собственности, которая разрабатывала соответствующий план, согласовывала его с трудовым коллективом и представляла на рассмотрение Госимуществу [13, с.99-100].
В сентябре 1993г. Беларусь открывает себя для зарубежных консалтинговых фирм. Был определен победитель первого тендера в области реализации программы реформирования государственной собственности – им стала британская сеть фирм Coopers&Lybrand International.
ЕБРР выделил республике в порядке безвозмездной финансовой помощи 980 тыс. ЭКЮ на разработку пилотных проектов реформирования государственной собственности трех белорусских предприятий и обучение 80 специалистов. Из 35 фирм участвовавших в тендере в финальную часть попали
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ КАК ИНСТРУМЕНТА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
Продажа государственной собственности в Республике Беларусь имеет преимущественно фискальный характер и направлена на выполнение плана по наполнению госбюджета. При этом, по существу, игнорируется необходимость инвестирования средств от реформирования государственной собственности в производство, что не позволяет использовать ее в качестве инструмента экономического роста.
В то же время реформирование государственной собственности теряет статус социально ориентированной программы. Широкие слои населения участия в ней не принимают, что укрепляет позиции частного и номенклатурного капитала и вытесняет большую часть граждан в сферу наемного труда. Используемые методы реформирования государственной собственности и действующая нормативно-законодательная база не ориентируют на развитие реального сектора экономики [15, с.54].
Вместе с тем прослеживаемая в государственной политике реформирования государственной собственности ориентация на обеспечение доходной части бюджета и максимизацию доходов от продаваемого государственного имущества сопровождается снижением качества продаваемого имущества, которое далеко не всегда соответствует той цене, по которой оно выставляется на аукционы. Связано это, прежде всего, с целым рядом причин:
- рыночная оценка приватизируемого имущества не соответствует реальной его цене, поскольку не учитывает наличие спроса на продаваемое имущество;
- существующие методы проведения продаж из-за ограниченной информированности процесса значительно сужают возможности доступа потенциальных покупателей к участию в аукционах.
Реформирование государственной собственности государственных предприятий способствует развитию рынка недвижимости. Этот рынок во многом влияет на значительное оживление инвестиционных механизмов, в том числе обеспечивающих деятельность кредитного рынка. Реформирование государственной собственности положила начало и формированию в стране внутреннего рынка, который пришел на смену планово-распределительной системы [15, с.54].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования проведенного в рамках данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.
1 Под реформированием государственной собственности следует понимать процесс передачи права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, ранее принадлежащие государству, коллективам работников, гражданам или частным лицам, ведущим производство на принципах негосударственных форм собственности. В результате реформирования государственной собственности государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а государственные органы – право управления ими.
2 В развитых западных странах, с одной стороны, целью реформирования государственной собственности является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, реформирование государственной собственности – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
3 Реформирование государственной собственности государственной собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляется следующими способами:
- выкупом арендного имущества арендным предприятием;
- продажей объектов на аукционе и по конкурсу;
- продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и физическим лицом.
4 Беларусь начала приватизацию своих предприятий позже, чем соседние страны – только осенью 1993-го. Официально ее целью было сокращение доли госсектора в ВВП до 30% и ниже. Однако к 1998 году данный процесс практически полностью был свернут. С этого момента реформирование государственной собственности стала точечной, а доля частного сектора в ВВП росла медленно, преодолев рубеж 30% только в 2014 году.
Даже когда белорусская экономика демонстрировала драматическое нарастание отрицательного сальдо счета текущих операций (15% от ВВП в 2012-м), власть предпочитала не приватизировать предприятия, а привлекать внешние кредиты. Их сумма в итоге превысила 40% ВВП. Для сравнения: за 2010-2014 годы выручка от реформирования государственной собственности составила около 4 млрд долл., а внешних кредитов было привлечено на 10,5
1 Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник / Т.А. Агапова. − М.: «ДИС», 2014. – 448 с.
2 Абучук, В.А. Курс предпринимательства: Учебное пособие. СПб.: Альфа, 2014. – 364с.
3 Врублевский, Б.И. Основы реформирования государственной собственности и разгосударствления: Учеб. пособие. − Гомель: НТЦ «Развитие». 2016. 252с.
4 Витун, С.Е. Проблемы развития реформирования государственной собственности в Республике Беларусь // Предпринимательство в Белоруссии. 2016. №5. С. 26-29.
5 Лемешевский, И.М. Экономическая теория: Основы. Вводный курс: учебно.-метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / И.М. Лемешевский. – 4-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2014. – 407 с.
6 Макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Минск: БГЭУ, 2016. 216 с.
7 Макроэкономика: Учеб. пособие /Под ред. Зеньковой Л.П. Минск: Новое знание, 2014.-244 с.
8 Макроэкономика: Учебник. / Л.С. Тарасевич, В.Н. Гальперин, П.И. Гребенников А.И. Леусский. СПб.: СПбГУЭФ, 2015. 656 с.
9 Макроэкономика: курс интенсив. подгот. / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2016. – 272 с
10 Национальная экономика Беларуси: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск: Тесей, 2015. 689 с.
11 Направления развития процесса реформирования государственной собственности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://economy.gov.by. Дата доступа: 14.10.2017.
12 Направления деятельности Комитета Госимущества: итоги и перспективы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nb.by/ Дата доступа: 14.10.2017.
13 Улахович, В. Концептуальные подходы реформирования государственной собственности Республики Беларусь (1991—2002 гг.) / В. Улахович // Европа. — 2017. — Т. 3. — № 1. — С. 99—116.
14 Улахович, В.Е. Экспертное обеспечение реформирования государственной собственности / В.Е. Улахович // Журн. междунар. права и междунар. отношений. 2017. № 2. С. 37-45.
15 Улахович, В. Белорусские еврорегионы: практика «приватизационного» сотрудничества и его перспективы / В. Улахович // Актуальні проблеми міжнар. відносин: зб. навук. прац. Киев, 2017. Ч. 2. С. 54-59.
16 Улахович, В.Е. Место и роль концептуальных документов в процессе реформирования государственной собственности и разгосударствления / В.Е. Улахович // Журн. междунар. права и междунар. отношений. 2017. № 4. С. 39-46.
17 Шило, А.В. Реализация совместных межгосударственных программ Беларуси и России в условиях углубления интеграционных процессов: права собственности на результаты / А.В. Шило, В.Н. Емельянов // О повышении эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства: материалы постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, Минск, 27-28 окт. 2016 г. / Секретариат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России; под ред. С.Г. Стрельченко. — Минск, 2017. — C. 51—54.