ВВЕДЕНИЕ
1 ТОВАРНЫЙ РЫНОК: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ (2-3 СТРАНЫ)
3 АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Денежные рынки на основе товаров и товарные рынки в первоначальной форме, как полагают, возникли в Шумере между 4500 до н.э. и 4000 до н.э. Шумеры сначала использовали глиняные символы, запечатанные в сосуде из глины, затем глиняные таблетки письма, чтобы представлять сумму – например, число коз, которое должно быть поставлено. Эти обещания времени, и дата поставки напоминают фьючерсный контракт.
Товарный рынок имеет свою емкость, т.е. устойчивый потенциальный спрос покупателей данного товара. Различают абсолютную и текущую емкость рынка. Абсолютная отражает потенциал спроса, обусловленный потребностями всех покупателей. Текущая емкость характеризует спрос традиционных покупателей. Организация должна знать емкость своего рынка и прогнозировать его развитие. Поскольку весь рынок предприятие обхватить чаще всего не может, то необходимо выбрать базовый рынок и провести его сегментирование. А затем исследуется товарный сегмент, т.е. определяется конъюнктура рынка.
В самом общем виде, открытая экономика является экономикой, которая интегрирована в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой субъект хозяйствования может осуществлять внешнеэкономические операции: экспорт/импорт товаров и услуг, а также финансовые сделки. Открытость экономики можно рассматривать с двух сторон.
Первое, она может значить полную двустороннюю доступность экономики для международных потоков капитала, технологий, сырьевых и трудовых ресурсов, товаров конечного спроса. В данном значении «открытая экономика» определяется отказом от протекционизма, то есть снятие всех барьеров на ввоз и вывоз товаров и услуг, любых ограничений на деятельность в стране иностранных фирм и банков, в том числе касательно вопросов приобретения собственности; отмена всех привилегий, льгот и преимущественного права резидентов над нерезидентами в доступе к ресурсам, в получении государственных заказов; обеспечение свободного перемещения рабочей силы.
В этом первом значении, открытой экономики нет в развитых странах – можно говорить лишь о большей или меньшей степени приближения к этой модели. В чистом виде она встречается в колониях и экономически зависимых государствах.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что развитие общественного разделения труда, отношений специализации и кооперации производства явилось завершающим фактором формирования рыночных отношений. Таким образом, в ходе развития товарного хозяйства сформировался рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. В процессе общественного воспроизводства целостность народного хозяйства обеспечивается системой хозяйственных связей между его структурными подразделениями, с помощью которых осуществляется движение продуктов труда от производителя к потребителю. В результате происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями – с другой.
1 ТОВАРНЫЙ РЫНОК: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ РАВНОВЕСИЯ
Под товарным рынком понимают экономические отношения между покупателями и продавцами (производителями) по поводу купли-продажи товаров и услуг.
С точки зрения натурально-вещественной структуры ВНП рынок товаров подразделяется на: рынок средств производства и рынок товаров народного потребления (рынок потребительских товаров).
Субъектами рынка средств производства являются товарно-сырьевые биржи, брокерские конторы, промышленные и торговые компании. Они организуют оптовую продажу средств производства крупными партиями на основе долгосрочных контрактов.
Структура оптовой торговли имеет единичную, комплексную и широкую специализации. Единичная специализация предполагают куплю-продажу товаров одного вида. При комплексной специализации организуется торговля несколькими товарами одного профиля. Широкая специализация означает куплю-продажу разнообразных товаров, вне узкой специализации.
Рынок потребительских товаров представляет собой куплю-продажу товаров через систему розничной торговли, которая максимально приближенно к потребителям и осуществляется небольшими количествами. На данном рынке оказывается и широкий спектр послепродажных услуг по доставке товаров, обеспечению нормального функционирования бытовых, аудио- и видео-товаров и т.д.
Особую специфику имеет рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных). Оказание услуг осуществляется по заявкам клиентов и сопровождается перемещением исполнителя к месту их производства. Контроль за качеством услуги осуществляется потребителем в процессе ее исполнения.
Каждый товарный рынок имеет свои специфические параметры, которые предопределяют выбор поставщиков и потребителей в области оперативных и стратегических решений. Вместе с тем, можно выделить ряд параметров, которые свойственны всем видам товарного рынка. К ним относятся:
–объем, темпы роста и степень насыщенности спроса на данный товар –по этим данным анализируются жизненные циклы товаров, а также жизненные циклы технологий, используемых для производства потребительских товаров. Смена технологии не только меняет структуру издержек, но может и способствовать оживлению отрасли, которая переживает падение спроса и, сопряженные с ней по цепочкам межотраслевых связей, другие отрасли;
– баланс спроса и предложения с учетом товаров субститутов и взаимодополняемых товаров. Эти характеристики демонстрируют возможности межотраслевой конкуренции. Ее масштабы различаются, но всегда зависят от дефицита данного товара на рынке (чем выше дефицит, тем активнее осуществляется поиск заменителей);
– ценовая эластичность спроса. Данный показатель отражает взаимосвязь между изменениями пены и объемом спроса. Спрос на товары первой жизненной необходимости слабо реагируют на изменения в ценах, а спрос на предметы роскоши достаточно эластичен по цене.
2 ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ (2-3 СТРАНЫ)
Внешнеторговая деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность в области международной торговли товарами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них и осуществляется между субъектами такой деятельности через экспорт и импорт товаров, работ и услуг. Государство может устанавливать (на основании лицензий): государственную монополию на экспорт и импорт определенных продуктов, списки определяются федеральными законами, а также запреты и ограничения на экспорт и импорт товаров, работ, услуг, результаты интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них, на основе национальных интересов [6, c. 94].
Инструментом торговой политики и государственного регулирования товарного рынка, является таможенный тариф, основными целями которого являются: поддержание рационального соотношения экспорта и импорта товаров, валютных доходов и расходов на территории государства; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления продукции; защита экономики от вредного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции страны в мировую экономику.
В последние десятилетия на развитие мировых товарных рынков оказывают влияние различные факторы, среди которых основными являются макроэкономическая стабильность стран, неравномерное развития отдельных стран мира, геополитическая нестабильность, что привело к перераспределению позиций стран мира на товарных рынках и изменению направлений мировых товаропотоков. Модификация товарной структуры мирового товарного рынка, ценовые изменения по отдельным группам рынков также оказали влияние на изменение тенденций мирового товарного рынка [28, C. 28].
Особое внимание уделяется влиянию современной волны научно-технического прогресса на конъюнктуру мировых товарных рынков. Отличительной особенностью современного товарного рынка является расширение торговли топливно-сырьевыми и сельскохозяйственными товарами между развитыми странами. Данная тенденция сопровождается увеличением доли обработанного сырья и полуфабрикатов. Усилился товаропоток в направлении «юг-юг» среди развивающихся стран. Новой тенденцией на мировом товарном рынке является постепенное вытеснение в промышленном производстве традиционных материалов инновационными, что не сможет не отразиться на перераспределении долей таких товаров в мировой торговле. Технологические изменения в производстве товаров повлияли на усиление взаимодействия рынков товаров и услуг. В 2017 г. мировая торговля товарами вернулась к значительному росту после двух лет спада. Рост объемов мировой торговли в 2017 г., обусловленный в основном увеличением инвестиционных и потребительских расходов, достиг наибольших показателей с 2015 г. В 2017 г. экспорт товаров составил 17,7 трлн. долл. США (рисунок 2.1) [29].
3 АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Инфраструктура современного товарного рынка является неотъемлемой и основной его частью, определяя эффективное функционирование всех элементов рынка. Анализ показывает, что издержки плохой инфраструктуры приравниваются к дополнительному 30% налогу на все коммерческие предприятия страны.
Если обращаться к опыту западных стран, с их обширной развитой рыночной инфраструктурой, то рынки довольно эффективно справляются с временным дефицитом товаров. И, прежде всего, они не позволяют им укорениться, стать дефицитом. Причина этого заключается в том, что инфраструктура товарных рынков адекватно реагирует на изменения спроса и предложения, в то время как система естественного распределения, существовавшая до этого, не обладает этими качествами. В целом рыночная инфраструктура определяется уровнем развития экономической системы.
Субъекты инфраструктуры товарных рынков не могут выполнить свою неотъемлемую функцию и ряд преимуществ перед предприятиями-производителями: использование капитала посредническими организациями для поддержки отечественного производства в условиях тотальных неплатежей; предоставление услуг по хранению на складах, холодильниках; разделение объемов поставок; предоставление контейнеров, упаковки; перевозка и доставка товаров; предоставление информации о спросе, предложении, ценах, условиях продажи, местонахождении.
Для оценки эффективности развития товарного рынка, необходимо рассмотреть взаимосвязь чистого экспорта и ВВП на рисунке 3.1.
Рассматривая рисунок 3.1 можно выделить значительное снижение чистого экспорта, которое не привело к снижению ВВП в 2013 году.
В первую очередь, снижение чистого экспорта можно связать с большим снижением экспорта, по сравнению с импортом. Если же рассматривать периоды 2011-2012 гг. и 2015-2018 гг., то наблюдается равномерное соотношение прироста чистого экспорта и ВВП, что говорит о линейной зависимости величины ВВП от чистого экспорта.
Для того чтобы более точно определить причины такого положения, необходимо рассмотреть структуру экспорта Республики Беларусь за указанный период. Данные представлены на рисунке 3.2 [9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Товарный рынок является сферой товарного обмена и представляет собой систему организационно-экономических действий по продвижению товара потребителю от производителя.
В основном товарный рынок представлен тремя составными элементами, это товарное предложение, спрос населения и цена товара.
Деятельность товарного рынка характеризуется несколькими основными показателями: емкость товарного рынка, динамика развития товарных рынков страны по отдельным отраслям, степень диверсифицированности товарного рынка, качество товара, которое реализуется на рынке, конкурентоспособность товаров на рынке.
Внешнеторговая деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность в области международной торговли и осуществляется между субъектами такой деятельности через экспорт и импорт товаров, работ и услуг.
Основным показателем внешнеторговой деятельность является чистый экспорт, который необходимо увеличивать, так как он оказывает значительное влияние на экономику государства.
На современном этапе экономического развитие, важной частью, обеспечивающей эффективное функционирование товарного рынка, является инфраструктура.
График валового внутреннего продукта еще раз подтверждает, что положительная величина чистого экспорта увеличивает валовой внутренний продукт государства. То есть величина валового внутреннего продукта прямолинейно зависит от величины чистого экспорта. А экономический рост государства на прямую зависит от его доходов, то есть от валового внутреннего дохода. Следовательно, увеличивать чистый экспорт необходимо, но также необходимо экономически рационально расходовать полученные в результате этого увеличения средства. Таким образом, в системе взаимосвязанных экономических показателей чистый экспорт оказывает значительное влияние на экономику государства.
Для внешней торговли Беларуси товарами характерен постоянный дефицит и в последнее десятилетие внешнеторговая деятельность Республики Беларусь имеет тенденцию к ухудшению. Так, в течении рассматриваемого периода, отмечается не только отрицательное сальдо торгового баланса, но и отсутствие равномерного роста. Фактически, больший размер импорта при параллельном росте с экспортом провоцирует увеличение разницы между ними в денежном выражении, что и приводит к росту отрицательного сальдо.
Такая ситуация во внешней торговле значит, что власти не ведут серьезной работы по развитию экспорта. Экспортные и импортные потоки меняются по воле конъюнктуры рынков, а вклад самой Беларуси близится к нулю. Следовательно, необходимо развивать инфраструктуру товарного рынка.
Развитие инфраструктуры товарного рынка необходимо направить на создание системы организаций и условий работы, обеспечивающих связь между структурными элементами рынков и свободным перемещением товаров, непрерывным процессом воспроизводства и бесперебойным функционированием области конечного потребления.
1 Алесин, А. Аналитикам вопреки / А. Алеси // Директор. – 2019. – № 5. – С. 22-23.
2 Аносова, А.В. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина. – М. : Юрайт, 2013. – 521 c.
3 Балабанова, А.В. Макроэкономика: механизмы повышения качества роста. / А.В. Балабанова. – М. : Высшая школа, 2014. – 373 c.
4 Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 202 c.
5 Бланшар, О. Макроэкономика: учебник. 2-е изд. / О. Бланшар. – М. : ГУ ВШЭ, 2015. – 653 c.
6 Васильев, В.П. Макроэкономика: учебн. пособие / В.П. Васильев, Ю.А. Холоденко. – М.: ДиС, 2012. – 208 c.
7 Вымятнина, Ю.В. Макроэкономика в 2 ч. часть 1. учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Ю.В. Вымятнина, К.Ю. Борисов, М.А. Пахнин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 294 c.
8 Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Макроэкономика – 1,2. Метаэкономика. Экономика трансформаций: учебник, 3-е изд.(изд:3) / Г.П. Журавлева. – М. : ИТК Дашков и К, 2016. – 920 c.
9 Информационно-аналитический сборник «Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь» [Электронный ресурс]: Нац. банк Республики Беларусь, 2019, Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/BalPay.
10 Киреев, А.П. Международная макроэкономика: Учебник / А.П. Киреев. – М.: МО, 2014. – 592 c.
11 Мэнкью, Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью, М. Тейлор; Пер. с англ. А.П. Смольский. – СПб.: Питер, 2013. – 560 c.
12 Овчинников, Г.П. Макроэкономика: учебн. / Г.П. Овчинников, Е.Б. Яковлева. – СПб.: Бизнес-Пресса, 2012. – 368 c.
13 Резник, Г.А. Макроэкономика: практикум: учебн. пособие / Г.А. Резник. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 216 c.
14 Розанова, Н.М. Макроэкономика: учебник для магистров / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2013. – 813 c.
15 Ромер, Д. Высшая макроэкономика: учебник. 2-е изд. / Д. Ромер. – М.: ИД ВШЭ, 2015. – 855 c.
16 Официальная статистика / Национального статистического комитета Республики Беларусь / Статистический ежегодник Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika
17 Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2012. – 686 c.
18 Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник для бакалавров / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. – М.: Юрайт, 2013. – 686 c.
19 World Data Atlas [электронный ресурс]: Khoema, 2018, Режим доступа: https://knoema.com
20 Безбородова, А. Влияние регулирования рынков на уровень цен в экономике: межстрановой анализ / А. Безбородова // Банковский вестник. – 2017. – № 1. – С. 35-44.
21 Найданова, Э. Б. Обеспечение продовольственной безопасности региона (на примере Республики Бурятии) / А. Ю. Апокин, И.Б. Ипатова // Проблемы прогнозирования. – 2017. – № 1. – С. 67-76.
22 Рынок как зеркало экономики: итоги и перспективы // Гермес. – 2019. – № 2. – С. 4-13.
23 Столяров, П. П. Мы в постоянном движении / П. Столяров // Пекарь&Кондитер. – 2018. – № 4. – С. 19-21.
24 Бойкова, И. П. Методические подходы к оценке экспортного потенциала / И. П. Бойкова // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2016. – № 1. – С. 66-76.
25 Вертинская, Т. С. Межрегиональные связи Беларуси со странами – членами ЕАЭС /Т.С. Вертинская // Наука и инновации. – 2019. – № 1. – С.17-20.
26 Васильченко, А. Звенья единой цепи / А. Васильченко // Директор. – 2019. – № 6. – С. 32-33.
27 Дайнеко, А. Е. Внешняя торговля и развитие экономики Беларуси / А.Е. Дайнеко, Д. Береснев // Наука и инновации. – 2019. – № 1. – С. 4-12.
28 Ревенко, Л.С. Мировые товарные рынки: тенденции XXI века / Л.С. Ревенко // Вестник СПбУ. Серия 5. Вып. 3. – 2015. – С. 27-45.
29 Total merchandise trade [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://stats.unctad.org/handbook/MerchandiseTrade/Total.html.
30 Strong trade growth in 2018 rests on policy choices [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wto.org/english/news_ e/pres18_e /pr820_e.htm.
31 Международная торговля в 2018 г.: снова рост, но перспективы не обнадеживают / Мировая экономика: новая аналитика. – №5. – 2019. – С. 77-83
32 Гладков, И.С. Внешняя торговля России в 2018 году: разворот на взлет / Власть. – № 3. – 2019.– С. 38-46.
33 Гладков, И.С. 2018. Актуальные тренды в экономике и внешней торговле ЕС на этапе санкций / И. С. Гладков, М. В. Дубовик // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2019 . – Т. 7. – № 1(22). – С. 95-98.
34 Оборот внешней торговли России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [https://www.alta.ru/external_news/65177/].
35 Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: пер. с англ. – М.: Гемюс АРВ, 1999. – 352 c.
36 Аметова, Э.Э. Современные тенденции и перспективы развития мирового товарного рынка / Э.Э. Аметова // Вестник СПбУ. – Серия 5. Вып. 3. – 2019. – С. 27-45.