ВВЕДЕНИЕ
1 Общие принципы организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
1.1 Характеристика и содержание расчетов с бюджетом по налогам и сборам
1.2 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов по налогам и сборам
1.3 Основы учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам в современных условиях хозяйствования
2 Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
2.1 Порядок расчета и учет налогов и сборов, включаемых в себестоимость товаров, продукции, работ, услуг
2.2 Порядок расчета и учет налогов, уплачиваемых из выручки от реализации продукции (работ, услуг)
2.3 Порядок расчета и учет налогов, уплачиваемых из прибыли
2.4 Основные направления совершенствования учета расчетов по налогам и сборам в ОАО «8 Марта», г. Гомель
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение А Бухгалтерский баланс
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках
Приложение В Отчет об изменении собственного капитала
Приложение Г Отчет о движении денежных средств
Приложение Д Отчет об использовании целевого финансирования
Приложение Е Налоговая декларация по экологическому налогу
Приложение Ж Налоговая декларация по земельному налогу
Приложение З Налоговая декларация по налогу на недвижимость
Приложение И Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь
Приложение К Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость
Приложение Л Налоговая декларация по налогу на прибыль
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
В связи с развитием рыночных отношений и налогообложения, соответствующего этому типу развития экономики, особую актуальность приобретает учет расчетов по налогам и сборам. Несомненно, проблема грамотного ведения учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам наиболее актуальна для отечественных предприятий. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями, она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов. Следить за правильностью исчисления и уплаты налогов обязан бухгалтер предприятия, а для этого и необходима грамотная правовая и экономическая организация учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам.
Необходимость изучения и выявления путей совершенствования сбора и накапливания данных об объектах налогообложения, порядка составления налоговых расчетов, организации аналитического и синтетического учета расчетов с бюджетом определила цели, задачи, объект, и предмет данного исследования.-
Целью работы является изучение методики и организации бухгалтерского учета расчетов по налогам и сборам на предприятии.
Отсюда имеется ряд задач:
в общем виде изучить основные аспекты начисления и уплаты налогов и сборов на предприятии;
рассмотреть порядок начисления и учета расчетов по налогам и сборам;
привести различные примеры расчета налогов и сборов, дать корреспонденцию счетов бухгалтерского учета.
Объектом работы является Открытое акционерное общество «8 Марта», на примере которого анализируется бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам.
Предметом исследования стал учет расчетов по налогам и сборам в указанной организации.
В ходе написания работы использованы:
- основные нормативно - правовые акты, указы, регулирующие учет расчетов по налогам и сборам в Республике Беларусь;
- учебные пособия белорусских и зарубежных авторов;
- материалы специализированных периодических изданий.
- практические материалы.
1 Общие принципы организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
1.1. Характеристика и содержание расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Неотъемлемым элементом регулирования рыночных отношений в обществе выступают налоги, которые обеспечивают финансовыми ресурсами органы государственной власти и местного самоуправления для решения экономических и социальных задач, воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов, регулируют доходы, имущественную состоятельность, платежеспособный спрос населения.
Налоги - это историческая, экономическая и правовая категория. Исторически их появление связано с разделением общества на классы, возникновением государства, требующего соответствующего финансирования. Формы налогов, методы их взимания развивались по мере эволюции общественных отношений. Вместе с ними менялось представление о сущности и роли налогов, их теоретическое обоснование.
Классическую теорию налогов обосновали А. Смит и Д. Рикардо. Они рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, плата за услуги, страховой платеж) налогам не отводилась.
Сущность экономической категории «налог» останется невыраженной, если исследовать ее только с позиций проводимой государством политики. Поэтому в трудах российских экономистов по теории налогов и налогообложения: А.В. Брызгалина, И.В. Горского, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, И.Г. Русаковой, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной и др. налог является комплексной категорией, имеющей как экономическое, так и юридическое значение [1, с. 15].
В экономическом смысле под налогами понимаются обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, взимаемые с налогоплательщиков в законно установленных порядке и размерах [2, с. 36].
Определение сущности налога, с юридической точки зрения, вызывает необходимость разграничения таких понятий, как налог, сбор, пошлина, обязательный платеж. В мировой теории и практике налогообложения выработаны два основных подхода к решению проблемы юридического определения налога.
Первый из них предполагает рассмотрение налога в широком смысле слова, при котором к налогу-относятся любые изъятия средств для финансирования публичных расходов. Такой подход подразумевает отнесение к понятию налога любого взноса, отчисления, сбора, тарифа.
2 Бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
2.1 Порядок расчета и учет налогов и сборов, включаемых в себестоимость товаров, продукции, работ, услуг
ОАО «8 Марта» уплачивает налоги по общей системе налогообложения, а именно:
- налог на добавленную стоимость - НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
- налог на прибыль, ставка- 18 % от налогооблагаемой прибыли;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, ставка 34% от фонда оплаты труда;
- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда;
- налог на недвижимость;
- земельный налог;
- экологический налог;
- другие налоги.
ОАО «8 Марта» составляет и представляет за соответствующий отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту регистрации налоговые декларации (расчеты) по налогам и сборам (пошлинам), а также иные документы, связанные с налогообложением (Приложения Е, Ж, З, И, К, Л).
В основе отражения информации по порядку ведения бухгалтерского и налогового учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ОАО «8 Марта» лежат следующие документы:
– Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 (далее соответственно – типовой план счетов и Инструкция № 50) [21];
– Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102) [22];
– Налоговый кодекс РБ (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З (далее – НК) [5].
В бухгалтерском учете ОАО «8 Марта» для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам, сборам и иным платежам предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» обычно имеет кредитовое сальдо, которое представляет собой задолженность предприятия перед бюджетом по налогам и неналоговым-обязательным платежам. Сальдо по счету 68 может быть дебетовым, означая наличие излишне перечисленных сумм в бюджет, которые будут зачтены в счет налогов на следующие месяцы или возвращены на расчетный счет предприятия (по его заявлению в налоговую инспекцию).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги являются основной составляющей доходной части государственного бюджета. Впоследствии данные средства республика использует на финансирование мероприятий по развитию экономики, оборону, содержание органов государственного управления и на другие цели.
К настоящему времени в Республике Беларусь сформировалась систематизированная нормативно-правовая налоговая система, образованная из совокупности налогов и сборов. Существующий механизм налогообложения состоит из многоуровневой системы налогов сборов и других обязательный платежей в бюджет. Своевременные и правильные расчеты с бюджетом по налогам помогают предприятию избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет. В связи с этим каждая организация должна быть заинтересована в правильности составления расчетов платежей в бюджет и своевременности их перечисления.
В настоящее время расчет и уплата налогов, форма и сроки предоставления налоговых деклараций ОАО «8 Марта» в Инспекцию Министерства по налогам и сборам осуществляются в соответствии с нормами государственных правовых актов. Иные положения выбраны предприятием самостоятельно путем закрепления в разработанном главным бухгалтером и утвержденным руководителем ОАО «8 Марта» Положении по учетной политике организации на 2016 год.
В ходе написания курсовой работы мы рассмотрели порядок бухгалтерского учета налоговых платежей в ОАО «8 Марта». Результаты проведенного исследования показывают достаточно высокую степень организации налогового учета на предприятии, что позволяет эффективно управлять расчетами по налоговым обязательствам, а также избежать налоговых рисков и нежелательных финансовых последствий.
Однако организация не в полной мере использует возможности аналитического учета налогов и сборов. Так бухгалтерский учет сумм «входного» НДС в ОАО «8 Марта» осуществляется с применением счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам». Для раздельного учета сумм НДС по приобретенным товарам, работам, услугам и основным средствам, нематериальным активам предусмотрены соответствующие субсчета.
По-нашему мнению, в случае невозможности принятия «входного» НДС к вычету в текущем отчетном периоде (например, по причине не выставления ЭСЧФ продавцом), целесообразно суммы такого НДС отражать на счете 18.20 – «Предъявленный НДС, не принятый к вычету в прошлых отчетных периодах».
Так, в течении месяца предъявленные поставщиками суммы НДС будут отражаться на счете 18.1.1, 18.1.2, 18.1.3. Суммы НДС, по которым не подписаны или не выставлены счета-фактуры, по окончании отчетного периода будут отражаться бухгалтерской записью: Дебет счета 18.20 «Предъявленный
1. Мамрукова, О. И. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / О. И. Мамрукова. – М.: Омега-Л, 2015. – 598 с.
2. Перов, А. В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А. В. Перов. – 6-е изд. пер. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2015. – 799 с.
3. Вознесенский, А. Э. Актуальные вопросы общей теории налогов / А. Э. Вознесенский // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2016. – № 5. – С. 7 – 8.
4. Кашин, В. А. Системный подход в налоговых отношениях / В. А. Кашин, Н. В. Пономарева // Финансы. – 2012. – №12 . – С. 29 – 31.
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 2009 г.: текст Кодекса по состоянию на 14 янв. 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь : Справочная правовая система [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; эталон. банк дан. правовой информ.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Электр. дан. и программа. – Минск, 2016.
6. Аронов, А. В. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / А. В. Аронов, В.А. Кашин – М.: Экономистъ, 2013. – 560 с.
7. Заяц, Н. Е. Теория налогов : учебник / Н. Е. Заяц. – Минск : БГЭУ, 2012. – 220 с.
8. Максимова, В. Ф. Микроэкономика. Учеб. изд. третье, перераб. и доп. / В. Ф. Максимова – М. : «Соминтэк», 2014. – 428 с.
9. Табала, Д. И. Сущность налога и система налогообложения / Д. И. Табала // Вестник БДЭУ. – 2013. – № 3. – С. 65-67.
10. Юткина, Т. Ф. Налоги и налогообложение : учеб. Пособие / Т. Ф. Юткина. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 687 с.
11. Налоги: учебник / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. И. Василеская и др.; под общ. ред. Н. Е.Заяц, Т. И. Василевской. – Минск : БГЭУ, 2013. – 435 с.
12. Попов, Е. М. Налоги, налогообложение и страхование в Республике Беларусь. – Ч. 1. – Гомель, 2015. – 184 с.
13. Дуканич, Л. В. Налоги и налогообложение : учеб. пособие / Л. В. Дуканич. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 416 с.
14. Крейнина, М. Н. Влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятий / М. Н. Крейнина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – №4. – С. 11-13.
15. Литвин, М. И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий / М. И. Литвин // Финансы. – 2012. – № 5. – С. 29-31.
16. Кадушин, А. Н. Насколько посильно налоговое бремя в России (попытка количественного анализа) / А. Н. Кадушин, Н. М. Михайлова // Финансы. – 2013. – № 7. – С. 15-21.
17. Василевская, Т. И. Налоги Беларуси: теория, методика и практика / Т. И. Василевская, В. А. Стасенко. – Минск : Белпринт, 2014. – 544 с.
18. Островенко, Т. К. Налоговая нагрузка на предприятие: обобщающие и частные показатели системы / Т. К. Островенко // Аудиторские ведомости. – 2015. – № 9. – С. 5 – 9.
19. Незамайкин, В. Н. Роль и место налогового анализа в общей системе управления народным хозяйством / В. Н. Незамайкин // Экономический анализ. – 2014. – №2. – С. 18-22.
20. Кобзик, Е. Г. Эффективность налогообложения на уровне субъекта хозяйтвования / Е. Г. Кобзик // Экономический анализ. – 2016. – №5. – С. 73-77.
21. Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившим силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов : утв. постановл. Министерства финансов Респ. Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 // Консультант Плюс: Беларусь : Справочная правовая система [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; эталон. банк дан. правовой информ.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Электр. дан. и программа. – Минск, 2016.
22. Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов : утв. постановл. Министерства финансов Респ. Беларусь от 30 сент. 2011 г. №102 // Консультант Плюс: Беларусь : Справочная правовая система [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; эталон. банк дан. правовой информ.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Электр. дан. и программа. – Минск, 2016.
23. Инструкция о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете : утв. постановл. Министерства архитектуры и строительства Респ. Беларусь от 14 мая 2007 г. № 10// Консультант Плюс: Беларусь : Справочная правовая система [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; эталон. банк дан. правовой информ.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Электр. дан. и программа. – Минск, 2016.
24. Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 29 фев. 1996 г. № 138-ХIII // Консультант Плюс: Беларусь : Справочная правовая система [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; эталон. банк дан. правовой информ.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Электр. дан. и программа. – Минск, 2016.
25. Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость : утв. постановл. Министерства финансов Респ. Беларусь от 30 июня 2012 г. № 41 // Консультант Плюс: Беларусь : Справочная правовая система [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр»; эталон. банк дан. правовой информ.: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Электр. дан. и программа. – Минск, 2016.