Гендерные различия в восприятии классической (или современной) музыки учащимися Курсовая работа (проект)
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Гендерные различия в восприятии классической (или современной) музыки учащимися»
по дисциплине: «Психология»
2019
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Гендерные различия в восприятии классической (или современной) музыки учащимися
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика музыкального развития детей от 3 до 7 лет (Автор методики: Радынова О.П.)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Метод наблюдения за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений А. Г. Гогоберидзе
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты методики диагностики музыкальности О. П. Радыновой
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты методики по выявлению уровня музыкального восприятия в ходе наблюдения за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений А. Г. Гогоберидзе
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНОГО РАЗЛИЧИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
1.1 МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ (ИЛИ СОВРЕМЕННОЙ) МУЗЫКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.2 ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КАК ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1.3 ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРЕСА К КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ У УЧАЩИХСЯ
2 ГЛАВА. ВЫЯВЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ (ИЛИ СОВРЕМЕННОЙ) МУЗЫКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, четко сформировалась мысль о том, что образовательная система переживает кризис, и взоры многих педагогов и родителей обращены в сторону искусства. По этому поводу Д. Б. Кабалевский говорил, что музыка является самым эмоциональным видом искусства.
Музыка имеет огромное воздействие на формирование личности. Роль восприятия музыки в музыкальной культуре всеобъемлюща и многогранна. Одной из актуальных и наиболее активно разрабатываемых в современной музыкально-педагогической науке является исследование гендерного аспекта особенностей восприятия музыки представителей разных возрастных периодов. Особо много исследований российских ученых, которых интересовал гендерный аспект восприятия музыки подростками. Среди них К. Л. Перегудова, М. В. Глезер и др. Так интерес подростков к классической музыке в работах Н. Н. Гришановича, Н. Г. Морозовой, В. И. Петрушина, Т. Ю. Свистельниковой, Г. С. Тарасова и др. определяется как целостное динамическое образование личности, которое включает: способность к эмоциональному воспри¬ятию произведений классической музыки, элементарные знания в области классической музыки и музыкально-эстетическую твор¬ческую деятельность [1].
Однако крайне мало исследований данной проблематики, которые бы основывались на младшем школьном возрасте.
Музыкальное восприятие множественно и многолико, что напрямую связано с множественностью и многоликостью музыкальной культуры. Для каждого стиля, вида и жанра музыки характерен свой способ восприятия, который обусловлен различными психологическими установками, манерой поведения слушателей и т.д.
Необходимость многогранного исследования сферы развития музыкального восприятия у детей сегодня осознается как остро актуальная проблема современной музыкальной педагогики.
По всеобщему мнению, наиболее сензитивным возрастным периодом для развития музыкального воображения средствами музыки считается младший школьный возраст. В первую очередь, это обусловлено тем, что именно в этот период закладывается базовая культура личности, фундамент всех видов мышления. Учет гендерного аспекта в восприятии музыки предполагает использование учителем не так дифференцированного материала, сколько специальных средств и методик работы.
1 ГЛАВА. Теоретические и методологические подходы к проблеме гендерного различия восприятия музыки
1.1 Музыкальное восприятие. Особенности восприятия классической (или современной) музыки младших школьников
Музыкально-познавательный процесс представляет собой психические процессы, предметом и областью развертывания которых является музыка. В качестве основных познавательных процессов общая психология называет ощущение, восприятие, мышление и воображение. Применительно к музыке они являют собой музыкально-познавательные процессы, поскольку на их основе осуществляется познание музыки в широком смысле.
Как только проблема музыкального восприятия становится проблемой психолого-педагогической, возникают вопросы, связанные с «аппаратом» восприятия: ресурсами памяти и внимания, возможностями слуха и музыкального интеллекта.
Способность человека слышать и эмоционально переживать музыку в единстве музыкального содержания и музыкальных образов называют «музыкальным восприятием» [2].
Традиционное определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого определенное эстетическое удовольствие.
Сам процесс восприятия музыки составляет неотъемлемую характеристику развития музыкальной культуры, так как он подчинен общим тенденциям совершенствования нашего общества и включен в них, как фактор нашего духовного обогащения, идейного, эстетического, этнического воспитания.
По мнению А. Г. Гогобидзе, основной путь развития музыкального восприятия основан на повышении тонкости звуковысотного слуха и его производных, а также расширение круга знаний о музыке, ее стилях, музыкальных жанрах и т.д. [3].
Музыкальное восприятие – это чрезвычайно сложный и многоаспектный процесс. Он основан на объединении в сознании воспринимающего огромного количества различных музыкальных элементов, принадлежащих к разным уровням качественно своеобразных систем.
2 ГЛАВА. Выявление гендерных особенностей восприятия классической (или современной) музыки у младших школьников.
2.1 Описание методик исследования
Эмпирическое исследование проводилось в ГУО «Средняя школа №__г. ______________». В исследовании принимали участие учащиеся второго класса, в составе 26 человек, 14 девочек и 12 мальчиков.
Цель: выявить гендерные особенности восприятия музыки у младших школьников.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. определить компоненты; способности, как показатели музыкального восприятия младших школьников;
2. выявить уровень музыкального восприятия младших школьников;
3. сравнительный анализ гендерных особенностей восприятия музыки младших школьников.
Для решения первой задачи нами была использована методика диагностики музыкальности О. П. Радыновой [19]. Поскольку восприятие музыки напрямую зависит от музыкальности ребенка, нами было решено, в первую очередь, определить уровень развития и гендерные аспекты основных музыкальных способностей младших школьников.
Методика диагностики музыкальности О. П. Радыновой основана на наблюдении за детьми на уроках музыки и индивидуально, кроме того, ребятам предлагались для выполнения специально подобранные задания.
Цель методики: выявления у младших школьников трёх основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма.
В ходе наблюдения дается оценка уровня музыкальных способностей по трехбалльной системе. Каждому ребенку присваивается высокий, средний или низкий уровень развития музыкальных способностей.
Если младший школьник самостоятельно справляется с заданиями, то ему присваивается высокий уровень развития способностей. Средний уровень музыкальных способностей присваивается в том случае, когда ребенок справляется с заданием, но при поддержке взрослого. При условии, когда ребенок не справляется с заданием, ему присваивается низкий уровень развития музыкальных способностей.
В ходе диагностики исследователи руководствуются специально разработанными критериями (см. Приложение А). Все данные заносятся в таблицу.
Для выявления уровня музыкального восприятия нами был использован метод наблюдения за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений А. Г. Гогоберидзе [20].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать выводы о том, что музыкально-познавательный процесс представляет собой психические процессы, предметом и областью развертывания которых является музыка. Музыкальное восприятие включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого определенное эстетическое удовольствие. В ходе изучения данной проблемы мы пришли к выводу, что музыкальное восприятие – это чрезвычайно сложный и многоаспектный процесс. В свою очередь, анализ психологических механизмов музыкального переживания дает возможность понять нам психологическую специфику музыкально-слуховой деятельности.
Вся сложность восприятия музыки, как психологического процесса, приводит к проблеме массовых предпочтений в области музыки – точнее, преобладающего предпочтения легкой музыки. Это характерного и для восприятия музыки детьми.
Кроме того, проведенный нами анализ литературы позволил сделать следующие выводы:
• в рамках урока музыки музыкальные произведения представлены единицей музыки, которая выступает неотъемлемой частью содержания музыкальных занятий со школьниками.
• Целостный анализ музыкального произведения, в ходе которого происходит поиск особых черт выразительности произведения, достаточно сложный процесс, который помогает определить связи между образным смыслом произведения, его структурой и средствами.
• Для более полного и глубокого анализа музыкального произведения учитель руководствуется четким планом, задавая при этом наводящие вопросы.
Проанализировав различные подходы и идеи исследователей данного вопроса, пришли к выводу, что интерес и восприятие музыки обусловлен гендерным аспектом. По мнению Н. И. Кашина, уже в начальной школе структура музыкальности мальчиков и девочек имеет свои отличительные особенности. И особо важно учителю, учитывая гендерные различия младших школьников, музыки постоянно поддерживать интерес мальчиков и девочек к урокам музыки и заложить основу музыкального образования, фундаментом которого выступает сформированные на необходимом уровне умения и навыки.
1. Электронный журнал «Центр Педагогического Сотрудничества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centrpedagog.ru/.
2. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.sgu.ru/.
3. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.;198с.
4. Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.org/.
5. Федорович, Е. Н. Основы музыкальной психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://educ.wikireading.ru/.
6. Алексеев, А. Кто есть кто в советском роке: Иллюстрир. энцикл. отеч. рок- музыки /А. Алексеев. - М.: Останкино, 1991.- 320 с., 32 с. Ил.
7. Психологические механизмы музыкального переживания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psibook.com/.
8. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки: Исследование / В. В. Медушевский. – М.: Композитор, 1993. – 262 с.
9. Бонфельд, М. Ш . Б81 Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 4.1. – 256 с.
10. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. – М. : Просвещение, 1983. – 112 с.
11. Музыка в начальных классах: Методическое пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин, Т. Е. Вендрова и др.: Науч. Рук. Д. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1985. – 140 с., нот. – (Б-ка учителя нач. классов.)
12. Берн, Ш. Гендерная психология. / Ш. Берн. – СПб., 2001. – 320с. c. 46-65
13. Формирование интереса к классической музыке у подростков на основе гендерного подхода [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vspu.ru/.
14. Константинова, О. А. Гендерный подход к обучению школьников/ О. А. Константинова – Саратов, 2005. – 172 с.
15. Агеев В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопр. психологии. 1987. № 2. С. 152-157., с. 54
16. Кашина Н. И. Реализация гендерного подхода на уроках музыки в кадетских учебных заведениях // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. 2009. № 9. С. 85-89
17. Библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/.
18. Столярчук, Л. И. Методологические проблемы гендерного подхода в образовании/ Л. И. Столярчук // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. Сер. : Педагогические науки. – 2014. – № 6(91). – С. 25-29.
19. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/.
20. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика музыкального развития детей от 3 до 7 лет (Автор методики: Радынова О.П.)
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Метод наблюдения за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений А. Г. Гогоберидзе
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты методики диагностики музыкальности О. П. Радыновой
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты методики по выявлению уровня музыкального восприятия в ходе наблюдения за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений А. Г. Гогоберидзе
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты