ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
1.1 СУЩНОСТЬ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
1.2 ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛДОРТРАНС»
2.1 КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК В ОАО «БЕЛДОРТРАНС»
3.1 ПРОЕКТ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ АВТОЦИСТЕРНЫ
3.2 СМЕТА ПРОЕКТА
3.3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире любое предприятие, независимо от его размера, имеет индивидуальную экономическую политику (слаженную систему). Транспортная логистика является основной составляющей такой системы. Специфика логистики заключается в вывозе сопутствующих товаров с конвейера и получении их получателем, от производителя до сбытовой организации (предприятия).
Актуальность темы исследования обусловлена динамичным развитием рынка в современных условиях, когда конкуренция на рынке жесткая. Чтобы участвовать в конкурсе, бизнесу необходимо постоянно совершенствовать свою деятельность. Для выживания компании в современных условиях необходимо оптимизировать бизнес-стратегию, диверсифицировать производство,вывести на рынок новые услуги, повысить эффективность логистической деятельности. В настоящее время благодаря ускорению торговых процессов, сотрудничеству между государством и бизнесом особое внимание уделяется поставкам товаров, что позволяет существенно сэкономить время. Эффективное управление логистикой на предприятии имеет важное значение, так как позволяет увеличить прибыль, полученную предприятием, и тем самым повысить конкурентоспособность предприятия в целом.
Эффективность транспортных услуг и своевременная и качественная организация перевозок материальных ресурсов во многом зависят не только от скорости доставки товаров потребителю, но и от их сохранности, качества и транспортных затрат, которые занимают значительную долю в стоимости обращения. Высокая эффективность, надежность и стабильность доставки товаров от точки производства до точки распределения и потребления с минимальными затратами, а также отсутствие потерь количества и качества этих товаров являются основными условиями эффективной коммерческой деятельности.
Эффективная организация перевозок, транспортных услуг и транспортно-логистическая деятельность предприятия имеют огромные резервы для улучшения результатов своей хозяйственной деятельности.
Актуальность транспортной логистики отражается на востребованности каждого предприятия, иначе функционирование и их прибыль будут просто не возможны. Предприятие считается успешным и перспективным, если оно имеет качественную логистику и соблюдение всех её аспектов.
Объект исследования – ОАО «Белдортранс».
Предмет исследования – транспортно-логистическая деятельность ОАО «Белдортранс».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
1.1 Сущность транспортной логистики
Структурно транспортная логистика состоит из логистики транспортного процесса и логистики транспортно-экспедиционного обслуживания. Логистика транспортного процесса связана с перевозкой груза от поставщика к получателю, т.е. с пространственным и временным перемещением. Логистика экспедиционного обслуживания включает основную деятельность и посредническое обслуживание и связана главным образом со временем нахождения товара в различных каналах грузопотоков.
Логистика транспортного процесса включает оптимальное управление транспортными потоками, под которыми имеется в виду не только управление движением груженых и порожних транспортных средств, но и управление различного рода организационными и технологическими процессами, такими как концентрация грузопотоков, план формирования поездов, взаимодействие различных видов транспорта в узлах и др.
Логистика транспортного процесса охватывает и управление погрузочно-разгрузочными операциями, относящимися к перевозочной деятельности, которое включает в себя принятие оптимальных решений относительно погрузки и выгрузки грузов у отправителей и получателей, управление перевалкой грузов с одного вида транспорта на другой на железнодорожных станциях и складах, в портах и терминалах, расположенных на пути следования транспортных потоков. В сферу управления погрузочно-разгрузочными операциями входят и решения по перестановке вагонов с одной колеи на другую на пограничных переходах, взвешиванию груженых вагонов и автомобилей.
К основной деятельности относится логистики экспедиционного обслуживания управление подготовкой груза к перевозке, приемом и сдачей груза, хранением груза, маркировкой груза, консолидацией отправок, охраной и сопровождением груза, оформлением документации, расчетными операциями, включая страховые и банковские операции, касающиеся движения товаров. Посредническая деятельность охватывает организацию доставки и координацию, решение вопросов о попутной разгрузке транспортных средств, выбора вида и типа подвижного состава, выбор тары и упаковки, выбор перевозчика и оптимального маршрута, слежение за грузами, уведомление о вывозе и доставке груза, передачу данных. [6, c. 36]
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛДОРТРАНС»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика организации
ОАО «Белдортранс» является крупным многопрофильным предприятием-перевозчиком, входящим в состав Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Предприятие как надежный партнер привлекалось для перевозки строительных грузов при строительстве таких объектов, как: Национальная библиотека Республики Беларусь, горнолыжный комплекс «Силичи», площадь Независимости - торговый дом «Столица», спортивный комплекс «Минск-Арена» и другие.
ОАО «Белдортранс» более 35 лет работает на рынке транспортных услуг, своевременно с высоким качеством предоставляет конкурентоспособные услуги, имеет заслуженный авторитет у своих заказчиков.
Основными видами деятельности организации являются:
- перевозка сыпучих и навалочных грузов автомобилями-самосвалами (20-32 т.);
- государственный технический осмотр автотранспортных средств;
- техническое обслуживание и ремонт легковых и грузовых автомобилей;
- аренда (ответственное хранение);
- кузовные ремонты и покраска всех видов транспортных средств.
Управление предприятием осуществляется собственником в соответствии с законодательством Республики Беларусь. К исключительной компетенции собственника относятся следующие вопросы:
- утверждение, изменение и дополнение устава предприятия;
- установление размера, формы и порядка внесения дополнительных вкладов в уставный фонд;
- принятие решения о ликвидации предприятия, его реорганизации или продаже;
- определение предмета и целей деятельности предприятия;
- назначение и освобождение от должности директора предприятия;
- определения порядка распределения чистой прибыли;
- определение направления и порядка использования фондов;
- решение вопроса создания совместных предприятий, вопросов создания филиалов, представительств, дочерних предприятий, вхождение в ассоциации, союзы и выхода из них.
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОЦЕССА ОРГАНИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК В ОАО «БЕЛДОРТРАНС»
3.1 Проект по приобретению автоцистерны
Направлением развития транспортно-логистической деятельности для ОАО «Белдортранс», как показали результаты проведенного исследования, должно стать углубление рыночной ниши предприятия, что можно обеспечить за счет инвестиций.
Так, одним из наиболее доходных и в то же время требующим наличия постоянных заказчиков видов большегрузных транспортных перевозок являются перевозки жидких (в том числе – опасных) грузов в цистернах.
Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически-активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород),
Различают цистерны:
По типу:
- общего назначения - для перевозки нефтепродуктов;
- специальные - для определённых видов грузов.
По конструкции:
- цистерны, имеющие раму;
- цистерны безрамной конструкции.
По числу осей:
- четырехосные;
- восьмиосные.
По емкости:
- 60 тонн;
- 120 тонн;
- 125 тонн.
Котел вагона-цистерны может быть предназначен для перевозки груза без избыточного давления (нефтепродукты, вода, химические вещества, цемент) или под давлением (сжиженные газы).
Кузов вагона-цистерны представляет собой котёл цилиндрической формы, закрытый с боков эллиптическими днищами.
Котлы цистерны имеют устройства для погрузки и разгрузки, вид которых зависит от перевозимого груза.
Универсальные цистерны подразделяются на цистерны для перевозки светлых (бензин, керосин, лигроин и т.п.) и темных (нефть, минеральные масла и т.п.) наливных грузов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Белдортранс» является крупным многопрофильным предприятием-перевозчиком, входящим в состав Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Предприятие как надежный партнер привлекалось для перевозки строительных грузов при строительстве таких объектов, как: Национальная библиотека Республики Беларусь, горнолыжный комплекс «Силичи», площадь Независимости - торговый дом «Столица», спортивный комплекс «Минск-Арена» и другие.
ОАО «Белдортранс» более 35 лет работает на рынке транспортных услуг, своевременно с высоким качеством предоставляет конкурентоспособные услуги, имеет заслуженный авторитет у своих заказчиков.
Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляет директор, являющийся исполнительным органом предприятия.
Предприятие осуществляет учет результатов своей хозяйственной деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в установленном порядке. Должностные лица предприятия несут ответственность за её достоверность. Проверка деятельности предприятия осуществляется налоговой инспекцией и аудиторскими организациями.
Выручка от реализации в 2017 году снизилась на 707 тыс. руб. до 7376 тыс. руб., что обусловлено снижением объема продаж услуг на перевозки, после чего в 2018 году ситуация немного улучшилась и показатель увеличился на 5,8% до 7807 тыс. руб.
Себестоимость услуг также снизилась в 2017 году на 7,2%, что взаимосвязано с выручкой от реализации, после чего в 2018 году увеличилась на 3,2% и составила 6514 тыс. руб. Стоит отметить, что себестоимость растет меньшими темпами, чем выручка от реализации, что следует отнести к положительным сторонам экономического состояния организации.
За весь рассматриваемый период как прибыль от реализации, так и прибыль от текущей деятельности имела отрицательное значение, т.е. наблюдался убыток.
Значение чистой прибыли возросло в 2017 году на 65,3% до 119 тыс. руб., после чего снизилась значительно на 99,2% до 1 тыс. руб. Та же ситуация была характерна и для совокупной прибыли.
Рентабельность продаж в 2017 году увеличилась на 0,72 п.п. до 1,61%, после чего снизилась до 0,01 %.
В целом, следует отметить, что в 2018 году некоторые показатели деятельности улучшились, однако наблюдается значительное снижение чистой прибыли и очень низкое значение рентабельности продаж, что требует от руководства организации принятия соответствующих управленческих решений.
В целом, ОАО «Белдортранс» довольно эффективно работающее предприятие со сложившейся материально-технической базой, структурой управления, и активной позицией на рынке транспортных услуг.
1. Бекенов, Т. Эффективность логистических систем / Т. Бекенов // Прикладная логистика. – 2013. – №10. – С. 54-55.
2. Беляев, Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник / Ю.М. Беляев. – М.: Дашков и К, 2013. – 220 c.
3. Венгура, А. В. Проблемы и перспективы развития транспортной логистики Республики Беларусь / А. В. Венгура // Экономика глазами молодых. – Минск, 2011. – С. 135-137.
4. Горфинкель, В.Я. Инновационный менеджмент: учебник / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 461 c.
5. Горяев, Н. К. Основы логистики: учебное пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 78 с.
6. Граник, И.М. Финансы предприятий / И.М. Граник. – Минск: Право и экономика, 2011. – 72 с.
7. Граник, И.М. Финансы предприятий / И.М. Граник. – Минск: Право и экономика, 2011. – 72 с.
8. Дашкевич, Г.Б. Международные автомобильные перевозки грузов: учебное пособие / под редакцией Н. И. Борового: Центр повышения квалификации «БАМАП-ВЕДЫ». – Минск: Парадокс, 2014. – 480 с.
9. Ивуть, Р. Б. Организационно-экономический механизм управления логистическими система¬ми на транспорте и в дорожном хозяйстве: моно-графия / Р. Б. Ивуть, В. В. Равино, П. А. Бабошкина, Н. Е. Гаврилина, О. А. Куличева, Н. П. Янцохина. – Минск, 2015. – 264 с.
10. Карбанович, И.И. Международные автомобильные перевозки; учеб. пособие /И. И. Карбанович. – Минск: Центр «БАМЭ-Экспедитор»: 2014. – 468 с.
11. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие / В. Г. Когденко. – М.: Юнити, 2015. – 471 с.
12. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика: учеб. пособие / В. Г. Когденко. – М.: Юнити, 2015. – 471 с.
13. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2013. – 605 с.
14. Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации: учебник / Г. В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2013. – 605 с.
15. Коротков, Э.М. Основы менеджмента: учеб. пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 272 c.
16. Коротков, Э.М. Основы менеджмента: учеб. пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – 272 c.
17. Кудряшов, Н. Использование транзитного потенциала Республики Беларусь посредством формирования транспортно-логистической системы // Журнал международного права и международных отношений. – 2014. – № 2. – С. 37-41.
18. Кукушкина, В.В. Антикризисный менеджмент: монография / В.В. Кукушкина. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 328 c.
19. Курочкин Д.В. Транспортная логистика. Оптимизация затрат: справочник экономиста / Д.В. Курочкин. – Минск: ООО «Промкомплекс», 2017. – 112 с.
20. Курочкин, Д. В. Логистика и управление цепями поставок: практическое пособие / Д. В. Курочкин. – Минск: Альфа-книга, 2016. – 783 с.
21. Логистика: Учебное пособие / О. В. Верниковская, О. В. Ерчак, Т. В. Кузнецова [и др.]; под общей ред. И.И. Полещук. – 2-е изд., стер. – Минск: РИПО, 2018. – 267с.
22. Международные транспортные операции и логистика: курс лекций / Н. Г. Дзикович. – Минск: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 195 с.
23. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – М.: Дашков и Кº, 2012. – 978 с.
24. Организация производства и управление предприятием: пособие / А. А. Горюшкин [и др.]. – Минск: БГУИР, 2013. – 144 с.
25. Организация производства и управление предприятием: пособие / А. А. Горюшкин [и др.]. – Минск: БГУИР, 2013. – 144 с.