Культурно-досуговая деятельность библиотеки
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Культурно-досуговая деятельность библиотеки»
по дисциплине: «Библиотековедение»
2020
45.00 BYN
Культурно-досуговая деятельность библиотеки
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Библиотековедение
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы культурно–досуговой деятельности детей
1.1. Аналитический обзор по теме исследования
1.2. Сущность, принципы, особенности культурно–досуговой деятельности детей
1.3. Виды и формы культурно–досуговой деятельности детей
ГЛАВА 2. Детская библиотека как учреждение культурно–досугового характера
2.1. Роль детских библиотек в организации культурно–досуговой деятельности детей
2.2. Формы и методы культурно–досуговой деятельности детских библиотек
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Культура – это уникальное явление. В настоящее время наиболее актуальной является деятельность по вовлечению различных аудиторий в процесс ее развития. Культура, как известно, обладает способностью преодолевать определенные нравственные, духовные и нравственные проблемы общества.
Исследования ученых подтверждают, что культурная среда в высшей степени выражает интенсивность жизненного цикла человека, а также дает представление о понимании конкретной исторической эпохи, его роли в обществе, об участии в важнейших исторических событиях.
Восприятие деятельности человека как историко–культурного процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью – творца собственной и общественной жизни, настоящего «локомотива» истории, потому что нет сомнений, что именно жизнь конкретных людей в их связях и взаимодействиях на протяжении всего социального времени и социального пространства является единственным содержанием исторического процесса.
В свете вышесказанного в последние годы стал очевиден интерес ученых к историческому анализу одной из граней культурного процесса – культурно– досуговой деятельности населения.
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время культурные и досуговые мероприятия проводятся различными учреждениями. Однако особое внимание следует уделить библиотекам. Их деятельность направлена на обеспечение широкого спектра и универсальности содержания методов этой деятельности, создание условий для развития личности, форм коллективной организации, обусловливающих взаимодействие различных социальных, профессиональных, культурных, возрастных групп населения и так далее.
Сущностью культурно–досуговой деятельности детей является творческое поведение детей в свободном выборе видов деятельности и степень активности в пространственно–временной среде, определяемая внутри и снаружи. Культурно–оздоровительная деятельность детей в современных условиях предполагает учет как психологических особенностей возраста представителей определенных групп, так и тенденций развития современной науки и культуры, достижений новейших техник и технологий.
ГЛАВА 1. Теоретические основы культурно–досуговой деятельности детей
1.1. Аналитический обзор по теме исследования
В современно мире особенности культурно–досуговой деятельности рассматриваются как основной метод развития и формирования личности человека. Такие исследователи как Бобков В.А., Бочарова В.Г. и др. рассматривали культурно – досуговую деятельность как необходимый фактор для реабилитации и приспособления к социуму детей с особенностями психофизического развития, ограниченными возможностями, как основной фактор коррекции негативных явлений в жизни детей и подростков. КДД представляет собой направление социальной деятельности, основной функцией которого является оптимальное и продуктивное проведение досуга человека [3, с. 5].
Культурно–досуговая деятельность представляет собой социальный и культурный процесс, благодаря которому происходит развитие духовной и физической сферы человека, формирование личности на основе развития творчества, освоении нормативного творчества, осуществление продуктивного отдыха [4, с. 65].
Как говорит А.И. Домбровская, культура отдыха – это время досуга, которое человек проводит, которое уравновешивается различными формами досуга, развития и развлечений, наполнено социально значимым значением и ценится в этом обществе как традиционное и в то же время отвечает современным потребностям. Наличие семантически близкой концепции «культурно–досуговой деятельности» подчеркивает конструктивный характер и высокую социальную и индивидуальную значимость культуры отдыха [6, с. 156].
Культурно–досуговые мероприятия развиваются в рамках культуры конкретной общины. Она организована на основе социально значимых и утвержденных норм в рекреационных целях, которые закреплены в данной культуре. В связи с этим в теории и практике досуга важную роль играют исторические и этнонациональные представления о красивой, физической и творческой деятельности.
Культурно–досуговая деятельность связана с установленными этическими нормами и правилами. Это означает, что человек может использовать свое свободное время либо на пользу, либо во вред себе и окружающим.
Конструктивное использование досуга, по мнению И.Н. Грушецкой, подразумевает свободное владение развитыми и социально приемлемыми нормами поведения.
ГЛАВА 2. Детская библиотека как учреждение культурно–досугового характера
2.1. Роль детских библиотек в организации культурно–досуговой деятельности детей
В настоящее время несколько учреждений занимаются организацией культурных и оздоровительных мероприятий для детей. К ним относятся семейные, образовательные и культурные учреждения, учреждения, занимающиеся вопросами здравоохранения и физической культуры, каналы средств массовой информации и общественные движения, деятельность которых включает, в частности, социальные и культурные мероприятия.
Учреждения культуры и дополнительного образования играют важную роль в организации социальной и культурной деятельности детей: музеи, культурные центры, социально–культурные комплексы, библиотеки, музыкальные и художественные школы и др.
Библиотеки традиционно являются важной культурной ячейкой детской аудитории [12].
Интерес к деятельности библиотеки по организации досуга населения в современных социально–культурных условиях возрастает. Современные библиотеки осваивают новую парадигму социокультурной политики, основанную на деятельности, направленной на формирование, удовлетворение и возвышение жизненных духовных потребностей пользователей для всестороннего и гармоничного развития личности в свободное время.
Библиотека – учреждение, которое собирает и хранит печатные и письменные произведения для общественного пользования, а также осуществляет консультативную и библиографическую деятельность. Микрофиши, микрофильмы, слайды, аудио– и видеокассеты в настоящее время все чаще распространяются и включаются в коллекцию библиотеки, так же как и электронные носители.
Основной целью библиотек, обслуживающих детей, является содействие социализации подрастающего поколения путем предоставления широкого спектра качественных информационных и библиотечных ресурсов и услуг в соответствии с их ожиданиями, возрастом и другими характеристиками, и потребностями.
Задачи детских библиотек, по мнению исследователей, таковы [13, c. 74]:
- стимулирование деятельности детских библиотек в образовательной деятельности и на рынке досуговых услуг;
- внедрение современных технологий и практик во всех сферах деятельности библиотеки;
- построить эффективную сеть детских библиотек и развивать деловое взаимодействие;
- формирование позитивного восприятия чтения у детей – посетителей библиотеки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного исследования, в соответствии с поставленными задачами, были сделаны следующие выводы:
1. Досуг представляет собой свободное от работы или учебы время, которое человек может направить на освоение форм и правил поведения, которые невозможно усвоить при выполнении обязанностей на работе или учебе. Культурно–досуговая деятельность представляет собой направление социальной работы, которое направлено на оптимальное и продуктивное проведение досуга. Культурно–досуговая деятельность направлена на формирование ценностей, которые способствуют гармонизации эмоционального состояния и восстановления материальных и духовных сил.
2. Выделяют следующие принципы культурно–досуговой деятельности детей:
- принцип универсальности и доступности;
- принцип любительской деятельности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип системности и готовности в организации детского досуга;
- принцип непрерывности в организации досуга;
- принцип веселья в организации досуга.
Сущностью культурно–досуговой деятельности детей является творческое поведение детей в свободном выборе видов деятельности и степень активности в пространственно–временной среде, определяемая внутри и снаружи.
3. Культурно–оздоровительная деятельность детей в современных условиях предполагает учет как психологических особенностей возраста представителей определенных групп, так и тенденций развития современной науки и культуры, достижений новейших техник и технологий.
4. В процессе организации досуга библиотека решает задачи, направленные на организацию следующих видов деятельности: культурно– просветительской; информационно–развивающей; творческой; релаксационной. Основное содержание досуга остается неизменным. Оно заключается в достижении максимального числа пользователей, овладевающих духовными ценностями культуры, проникновении в высоты и идеалы прогрессивной мировой культуры через приобщение к чтению высокохудожественных произведений отечественной и мировой литературы, освобождении себя от духовной свободы и вступлении на путь развития, ведущий к формированию гармоничной, всесторонне развитой личности – идеала представлений о человеке.
1. Аванесова, Г.А. Культурно–досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Асанова, И.М. Организация культурно–досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
3. Березовский районный исполнительный комитет (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bereza.gov.by.
4. Бурлина, В.А. Особенности организации культурно–досуговой деятельности детей и подростков в современных условиях / В. А. Бурлина // Национальная культура глазами молодых : сборник материалов XXXIX итоговой научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов (26–27 марта 2014 г.) [Электронный ресурс] / Белорусский государственный университет культуры и искусств. – Минск, 2014. – С. 108–112.
5. Гимазетдинова, О.В. Научно–педагогические основы организации досуга детей и подростков: теория, методика и организация культурно–просветительской деятельности / О.В. Гимазетдинова, В.К. Крючек; М–во культуры Рос. Федерации, С.–Петерб. гос. ун–т культуры и искусств, Волгоград. гос. ин–т искусств и культуры. – Волгоград: Изд–во ВолГУ, 2003. – 217 с.
6. Григорьева, Е.И. Современные технологии культурно–досуговой деятельности: учебное пособие / Е. И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
7. Грушецкая, И.Н. Особенности организации молодежного досуга / И.Н. Грушецкая // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2012. – №1–2. – С.164–166.
8. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально–культурной деятельности: учеб.–метод. пособие / М.Ю. Домбровская. – СПб.: Лань; Планета Мызыки, 2013. – 159 с.
9. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно–досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
10. Зацепина, М.Б. Организация культурно–досуговой деятельности дошкольников: учеб.–метод. пособие для вузов / М. Б. Зацепина. – М.: Педагог. о–во России, 2004. – 144 с.
11. Зацепина, М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно–досуговой деятельности: автореф. дис.… доктора пед. наук: 13.00.05 / М. Б. Зацепина; МГОПУ. – М., 2005. – 44 с.
12. Иванова, В.Г. Освоение инновационно–информационных технологий как актуальная проблема для специалистов культурно–досуговой деятельности / В. Г. Иванова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 227–231.
13. Киселева, Т.Г. Социально–культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 530 с.
14. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дисс. … канд.социол.наук: 22.00.06 / Н.В. Котельникова; Кубанск. госуд. ун–т. – Ставрополь, 2003. – 26 с.
15. Михалева, О.Ю. Развитие креативности детей в условиях досуга (на примере изобразительной деятельности): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.05 / О. Ю. Михалева. – М., 2003. – 21 с.
16. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально–культурной деятельности: учебное пособие / Г.Н. Новикова. – изд. 2–е, испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2008. – 173 с.
17. Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам. / Я.Д. Грыгаровіч, А.І. Смолік. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2005. – 288 с.
18. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. – М.: Институт человека РАН, 2002. – 260 с.
19. Смаргович, И.Л. Основы культурно–досуговой деятельности: учебно–методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1–21 04 01–02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н.В. Самерсова]. – Мн.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
20. Смолина, Т.Н. Теория и методика культурно–досуговой деятельности / Т.Н. Смолина, Ю.Г. Бердникова, Ю.С. Жданова. – Екатеренбург, 2010. – 30 с.
22. Суртаев, В.Я. Социально–педагогические особенности молодежного досуга: учебное пособие / В.Я. Суртаев. – Ростов н/Д: СПбГАК, 1997. – 200 с.
23. Технология социально–культурной деятельности: учеб.–метод. пособие / Л.И. Козловская. – Мн.: БГУКИ, 2014. – 206 с.
24. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 4–е изд. – М.: Энциклопедия, 2009. – 1632 с.
25. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально–культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты