Особенности личностной зрелости у людей с разной степенью удовлетворения жизнью Курсовая работа (проект)
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности личностной зрелости у людей с разной степенью удовлетворения жизнью»
по дисциплине: «Психология»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Особенности личностной зрелости у людей с разной степенью удовлетворения жизнью
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Организация: БрГу имени А.С. Пушкина
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А ОПРОСНИК «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б АНКЕТА «СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛЮДЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ
1.1 Общее понятие личностной зрелости
1.2 Удовлетворенность жизнью как базовая характеристика личности
1.3 Взаимосвязь личностной зрелости и удовлетворенности жизнью
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У ЛЮДЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие – одна из важнейших ценностей современного мира, важная цель государственной политики в разных странах, а также ярко выраженное стремление каждого человека. Удовлетворенность играет важную роль в жизни человека, определяя его действия, различные виды деятельности и поведения. Известно, что такой опыт является существенным фактором состояния общественного сознания, групповых настроений, ожиданий, отношений в обществе.
Удовлетворенность жизнью – неотъемлемый показатель, сочетающий в себе многие составляющие. В условиях постоянно растущей нестабильности, связанной с напряженной общественно–политической ситуацией в стране, изучение проблем комфорта жизни становится еще более актуальным.
Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью, успешная или неудачная самореализация человека, комфорт жизни зависят от многих обстоятельств, в том числе от среды обитания, в которой человек находится непосредственно, социально–экономических условий, места жительства, социально–культурных аспектов и тому подобного. Набор жизненных стратегий порождает среду со своей структурой, с набором конкретных ситуаций на разных уровнях.
Чувство комфорта или дискомфорта в жизни возникает тогда, когда человек в реальной жизни находит или теряет что–то, что служит насыщению его потребностей и вызывает чувство удовлетворения, способствует деятельности в жизни и гармонизирует отношения с другими людьми.
Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью определяет множество действий субъекта, различные виды его деятельности и поведения: бытовые, экономические, политические.
В научной психологии невозможно найти единственное и точное определение термина «удовлетворение жизнью», поскольку это понятие достаточно широкое.
В частности, в работах зарубежных исследователей удовлетворенность жизнью рассматривается сквозь призму медицины и относится, главным образом, к состоянию здоровья, влиянию болезни и лечебного процесса на определенные стороны жизни пациента. Рассматривается также вопрос субъективного благополучия, его структура, влияние жизненных целей на субъективное благополучие, нежные черты в опыте субъективного благополучия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛЮДЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ
1.1 Общее понятие личностной зрелости
Проблема зрелости человека многогранна и может рассматриваться в контексте таких наук, как биология, философия, социология, педагогика и др. И в каждой из этих наук феномен зрелости будет иметь разное содержание.
В психологической науке наиболее важным, но и наиболее сложным и малоизученным из всех аспектов зрелости, по мнению некоторых авторов, является личностная зрелость. В современной психологической литературе, несмотря на большое количество исследований, нет четкого определения личностной зрелости.
Таким образом, рассмотрение проблемы личностной зрелости отечественной психологической школой основано на понимании личности как социального явления. Личностная зрелость понимается, прежде всего, как социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно человек понимает свое место в обществе, какое мировоззрение он имеет, каково его отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы, социальные ценности), к своим обязанностям и труду.
Л.И. Анцыферова считала, что формирование личности – это овладение собственными психическими процессами, а развитие личности и характера связано с различными формами деятельности, особенно речью. Л.И. Божович определяет основную цель развития личности как более полное самовыражение и раскрытие себя [2, с.11].
Рассматривая зрелую личность как гуманистический идеал, образ нового человека, В.А. Ананьев выделяет такие характеристики, как свобода и ответственность, целостность и гармония, актуализация и реализация всех возможностей. Он также отмечает, что зрелость личности проявляется в ее эмоциональной устойчивости. Такой человек обладает способностью доводить свои мысли, чувства и поступки до полного равновесия, «спонтанно», естественно, решает, какие чувства испытывать, как их выражать. В.А. Ананьев пишет, что зрелость личности характеризуется в основном развитием самоконтроля и усвоением адекватных различным жизненным ситуациям реакций [1, с.178].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У ЛЮДЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ
2.1 Организация и методики исследования
База исследования: БрГу имени А.С. Пушкина (Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина). В исследовании приняли участие 40 респондентов в возрасте 30-40 лет. Выборка составила 10 (25%) мужчин и 30 (65%) женщин. В связи с преобладающим количеством в выборке женщин, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
С целью определения особенностей личностной зрелости людей с разным уровнем удовлетворенности жизнью, нами был сформулирован научно-категориальный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: личностная зрелость.
Предмет исследования: особенности личностной зрелости людей с различной степенью удовлетворенности жизнью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что степень удовлетворенности жизнью оказывает определенное влияние на развитие личностной зрелости у людей.
Цель эмпирического исследования: эмпирически обосновать особенности личностной зрелости людей с различной степенью удовлетворенности жизнью.
Задачи эмпирического исследования:
1. Определение уровня удовлетворенности жизнью.
2. Определить уровень личностной зрелости испытуемых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С целью определения особенностей личностной зрелости людей с различным уровнем удовлетворенности жизнью, нами было проведено эмпирическое исследование при помощи методик «опросник удовлетворенности жизнью» и анкета «социальное благополучие». В ходе исследования нами были получены следующие результаты:
– жизненная включенность как фактор удовлетворенности жизнью в основном определялась на высоком уровне в 13% случаев, на среднем – 50%, а на низком – 37%.
– разочарование в жизни на высоком уровне проявлялось в 18% случаев, на среднем – 33% случаев, на низком – 49% случаев;
– усталость от жизни, в основном, характерна для 23% на высоком уровне, на среднем уровне – в 38% случаев, а на низком – 39% случаев.
– беспокойство о будущем в основном на высоком уровне характерно для 38% опрошенных, на среднем уровне – 53% случаев, а на низком – в 9% случаев.
– общий уровень удовлетворенности жизнью на высоком уровне характерен для 23% опрошенных, средний – для 44% опрошенных, а на низком уровне – в 34% случаев.
При анализе личностной зрелости респондентов нами было определено, что:
– в основном активность, а также автономность респонденты оценивают на низком уровне, в то время как высоко ценят семейную самоценность;
– общий уровень личностной зрелости у респондентов данной категории, в основном, на высоком уровне формируется в 28% случаев, на среднем – 32%, а на низком –– 50% опрошенных.
Данные, полученные в ходе исследования, определили, что прямой взаимосвязи между уровнем личностной зрелости и удовлетворенности жизнью нет. Возможно, при более детальном анализе данных, мы могли бы найти элементы связи, однако, в рамках нашего исследования определено, что мы можем исходить из основных принципов, полученных в ходе исследования и определить необходимость формирования новых принципов эмпирического исследования.
Результаты исследования могут быть полезны исследователям и психологам, определяющим особенности формирования личностной зрелости и определении взаимосвязи между уровнем личностной зрелости и удовлетворенности жизнью.
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.
2. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. – М.: Академия, 2011. – 228 с.
3. Бодалёв, А.А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психологии. – М.: Академия, 2005. – № 3. – С. 32-35
4. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. – М.: Ин–т практ. психологии, 2006. – 358 с.
5. Васильева О.С. Психология здоровья человека / Ф.Р. Филатов. – М.: Академия, 2011. – 352 с.
6. Галажинский, Э.В. Самореализация личности: взгляд с позиции психоистории // Сибирский психологический журнал. – 2000. – № 11–12. – 358 с.
7. Галажинский, Э.В. К вопросу о методологии изучения самореализации личности в системе родственных понятий // Сибирский психологический журнал. – 2001. – № 13. – С. 28–31.
8. Ганзен, В.А. Системные описания в психологии. / В.А. Ганзен. – Л.: ЛГУ, 2006. – 389 с.
9. Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / Э.В. Галажинский. –Томск: Изд–во Том. ун–та, 2009. – 378 с.
10. Кон И.С. Социальная психология / И.С. Кон. – М.: Воронеж, 2009. – 278 с.
11. Коростылева, Л.А. О методологических вопросах развития и саморазвития в трудах Б.Г. Ананьева // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. – СПб., 2000. – Вып. 4. – С. 35-44
12. Краснорядцева, О.М. Проблемы профессионального становления личности в процессе повышения квалификации // Сибирский психологический журнал. – 2002. – № 16–17. – С. 42–44.
13. Ломов, Б.Ф. Системность в психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Воронеж, 2006. – 278 с.
14. Матис, В.И. Социология образования и формирование личности / В.И. Матис. – Барнаул, 2005. – С. 38.
15. Проблемы общей акмеологии / Под ред. А.А. Реана, Е.Ф. Рыбалко, Н.А. Грищенко и др. – СПб.: СПбГУ, 2010. – 156 с.
16. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2006. – 651 с.
17. Реан, А.А. Личностная зрелость и социальная практика // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 378 с.
18. Русалов, В.М. Психологическая зрелость: единая и множественная характеристика? // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 5. – С. 83–97.
19. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. – Л.: Изд–во Ленингр. ун–та, 2010. – 256 с.
20. Слободчиков, В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. –2006. – № 5. – С. 35-78
21. Степанова, Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология / Е.И. Степанова. – СПб.: Алетейя, 2010. – 288 с.
22. Сухобская, Г.С. Понятие «зрелость социально–психологического развития человека» в контексте андрогогики // Новые знания. – 2002. – № 4. – С. 17–20.
23. Шамионов, Р.М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте / Р.М. Шамионов. – СПб.: Питер, 2007. – 19 с.
24. Швеньк Е.В. О показателях социальной зрелости личности современного предпринимателя // Ананьевские чтения–2006 / Под ред. Л.А. Цветковой, А.А. Крылова. – СПб.: Изд–во СПбГУ, 2006. – С. 235–237.
25. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – М.: Академия, 2006. – 592 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А ОПРОСНИК «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б АНКЕТА «СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты