Обзорная экскурсия по Минску для иностранных студентов Курсовая работа (проект)
Республиканский институт высшей школы БГУ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обзорная экскурсия по Минску для иностранных студентов»
по дисциплине: «Экскурсоведение»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
60.00 BYN
Обзорная экскурсия по Минску для иностранных студентов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экскурсоведение
Организация: БГУИР
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
1.1 НАПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА БГУИР
1.2 ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО МИНСКУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ БГУИР
2.1 СОДЕРЖАНИЕ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ
2.2 РАЗРАБОТКА МАРШРУТА ЭКСКУРСИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одно из важных направлений воспитательной работы в учреждениях высшего образования – адаптация студентов первого курса к условиям университетской среды, а иностранных студентов – также и к особенностям жизни в Беларуси и в Минске.
Адаптация выступает как целостный феномен, который характеризует и отражает адаптацию человека к социокультурной и природной среде, интеграцию с сообществом и самоопределение в нем на основе наиболее важных особенностей личности. Адаптация иностранных студентов является сложной и противоречивой из-за влияния индивидуальных и групповых факторов. Индивидуальные факторы включают в себя: индивидуальные характеристики, обстоятельства жизненного опыта человека. К групповым факторам относятся степень сходства или различия между культурами, особенности принимающей страны; психологические факторы адаптации к учебной группе.
Для успешной адаптации в университетах нашей страны действуют программы поддержки иностранных студентов, направленные на ознакомление с белорусской историей, национальными традициями и особенностями.
Перспективным также является использование экскурсий при адаптации иностранных студентов к жизни в новых для них условиях. Экскурсия, как форма работы с учащейся молодежью, используется в связи с тем, что с ее помощью осуществляется воздействие на формирование мировоззрения экскурсантов, а сообщаемые им сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению их кругозора.
В Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники в настоящее время обучается более 700 иностранных студентов из 45 стран мира, однако в настоящее время для их адаптации не используются специально разработанные обзорные экскурсии, учитывающие специфику данной группы, и представляется актуальной разработка подобной экскурсии.
ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
1.1 Направления адаптации иностранных студентов первого курса БГУИР
Согласно пониманию К. А. Абульханова, Б. Г. Ананьева, А. К. Болотовой, Л. Пельцманна «адаптацию в широком смысле трактуют как процесс приспособления деятельности человека в изменившихся условиях существования, как процесс активного взаимодействия личности и среды, активного приспособления к индивидуальным условиям жизнедеятельности, осуществляемым в пространстве и во времени. Характер адаптационных приспособлений, их временные пределы и этапы связаны, прежде всего, с развитием субъективного чувства времени, адекватными временными восприятиями, а также со стилем и способами организации жизнедеятельности человека в соответствии с временными типологиями индивидуальности» [2, c.56; 20, c.48].
Согласно имеющимся теоретическим концепциям Г. Селье «зачастую систему адаптационных реакций вызывают стрессогенные воздействия, различно протекающие во времени» [22, c.124].
Выделяются три фазы развития адаптационного синдрома:
1) возникновение тревоги, вызывающей мобилизацию сил для оказания сопротивления;
2) развитие сопротивления организма и различные копинг-стратегии;
3) истощение приспособительных возможностей организма.
Термин «адаптация» интерпретируется как приспособленность (поддержание основных параметров) системы при изменении условий окружающей среды [1, c.61].
Возможность его самореализации, идентификации и раскрытия творческого потенциала напрямую зависит от процесса адаптации человека. Приспосабливаясь, человек вступает в совершенно новые общественные отношения, и если они достаточно сильны, то цели, которые человек ставит перед собой, приспосабливаясь, будут реализовываться более успешно.
ГЛАВА 2. ПРОЕКТ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО МИНСКУ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ БГУИР
2.1 Содержание обзорной экскурсии
С учетом потенциала экскурсии как средства адаптации, представляется актуальной разработка экскурсии по городу для иностранных студентов БГУИР, обучающихся на первом курсе. В связи с этим предлагаем проекта обзорной экскурсии «Прогулка по Минску».
Цель экскурсии – ввести иностранных студентов БГУИР в культурный контекст столицы Республики Беларусь.
Задачи экскурсии:
– способствовать адаптации иностранных студентов БГУИР к проживанию в г. Минске;
– познакомить с историческим и культурным контекстом города;
– развивать языковые и речевые компетенции иностранных студентов;
– способствовать культурному развитию иностранных студентов.
Ключевыми подтемами в экскурсии будут: «Минск современный», в данной подтеме ключевыми объектами будут являться: площадь Независимости, Национальная библиотека Беларуси; следующая подтема «Минск исторический», ее ключевыми объектами будут являться: привокзальная площадь, площадь свободы, Минское замчище, Троицкое предместье, проспект Независимости, здание КГБ, Главпочтамт; подтема «Память» ее ключевым объектом будет являться Остров мужества Обелиск и площадь Победы; подтема «Минск спортивный», ее ключевыми объектами является «Минск-арена», Дворец спорта, стадион Динамо.
Далее приведем краткую характеристику объектов экскурсии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, адаптация иностранных студентов – это сложный процесс адаптации к новой социокультурной среде, основанный на их понимании социокультурных представлений о новой среде и умении сопоставлять их в поведении в конкретной ситуации. Мероприятия по адаптации иностранных студентов включают в себя: языковую адаптацию, социально-педагогическое и психологическое сопровождение, профилактику состояний дезадаптации, а также организацию культурно-досуговой деятельности.
На начальном этапе «вхождения» в новую культурно-образовательную среду большинство иностранных студентов имеют сравнительно низкую информированность о политической, экономической и социальной системах Беларуси, о нормах, традициях, обычаях и культуре народа, о существующей в стране системе высшего образования.
Длительное пребывание иностранных студентов в Беларуси ставит их перед необходимостью знакомства с белорусской действительностью, историей и культурой в стране обучения и проживания. Адаптация иностранных студентов пройдет успешнее, если в процессе обучения иностранным студентам будет предлагаться разнообразный страноведческий материал, отражающий актуальную информацию.
Обучение в системе образования является инвариантом долгосрочной адаптации в другой инонациональной среде, поэтому эффективность учебного процесса зависит от уровня социальной адаптации студентов-иностранцев. Одной из современных форм адаптации иностранных студентов могут быть экскурсии. Экскурсия является таким средством адаптации иностранных студентов, которое позволяет проводить наблюдения, а также изучать различные объекты, явления и процессы в естественных условиях. Экскурсии, используемы в качестве адаптации иностранных студентов, должны состоять из трех этапов: подготовительного, основного и завещающего. Должна осуществляться предварительная подготовка студентов к экскурсии.
1. Аркатова, О.Г. Специфика социокультурной адаптации// Диагностика и прогнозирование социальных процессов: материалы междунар. науч.- практ. конф. в 2-х ч. / БГТУ им. В.Г. Шухова; отв.ред. Н.С.Данакин, В.Ш.Гузаиров, И.В.Шавырина. – Белгород: изд-во: БГТУ, 2016. – Ч.1 – С.60-66.
2. Болотова, А.К. Психология организации времени / А. К. Болотова. – М., 2006. – 149 с.
3. Веткин, В. А. Технология создания туристского продукта / В. А. Веткин. – М. : ГроссМедиа, 2008. – 200 с.
4. Гутман, Е.В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления специалиста в негосударственном вузе : Автореферат дис. ... канд. псих. наук по специальности 13.00.08./ Е.В. Гутман. – М. 2013. — 36 с.
5. Деркач, А. А. Психология развития профессионала /А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова. – М.: РАГС, 2000. – 124 с.
6. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Туризм» (квалификация «бакалавр») / Е. А. Джанджугазова. – М. : Академия, 2014. – 270 с.
7. Дзяржаўны спіс гісторыка-культурных каштоўнасцей Рэспублікі Беларусь / склад. В. Я. Абламскі, І. М. Чарняўскі, Ю. А. Барысюк. – М. : БЕЛТА, 2009. – 684 с.
8. Казанцева, А. А. Организационно-педагогическое сопровождение процесса адаптации иностранных студентов в российском вузе [Электронный ресурс] / А.А. Казанцева // Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал). – СПб., 2012. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1922.htm
9. Клипинина, В. Н. Социально-педагогическая поддержка первокурсников как средство их адаптации к образовательной среде педагогического университета / В. Н. Клипинина, О. С. Куницкая // Выш. шк. – 2015. – № 6. – С. 47– 51.
10. Культурно-историческое и природное наследие Беларуси: теория и практика использования в туризме / Л.М.Гайдукевич [и др.]. – Минск: издательство «Четыре четверти», 2014. – 348с.
11. Куницкая, О. С. Адаптация первокурсников в учреждении высшего образования как социально-педагогическая проблема / О. С. Куницкая // Адукацыя і выхаванне. – 2013. – № 10. – С. 81–84.
12. Локотко, А.И. Историко-культурные ландшафты Беларуси / А.И. Локотко. – Минск: Белорус. наука, 2006. – 470 с.
13. Мазько, Г.Ч. Музейные экскурсии как средство социокультурной адаптации иностранных студентов / Г.Ч. Мазько // Организационные аспекты обучения иностранных граждан: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 3-4 сент. 2014 г. / РИВШ. – Минск: РИВШ, 2014. – С. 102–107.
14. Милюченков, С.А. Натурное исследование народной архитектуры и традиционной хозяйственно-бытовой среды белорусов/ С.А.Милюченков; науч.ред. А.И.Локотко, ГНУ ИИЭФ им.К.Крапивы НАН Беларуси. – Минск: право и экономика, 2009. – 284 с.
15. Официальный сайт спортивного комплекса «Минск – арена» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minskarena.by.
16. Официальный сайт Национальной библиотеки Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nlb.by/.
17. Официальный сайт БГУИР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bsuir.by/.
18. Павлушкина, Т.В. Особенности адаптации студентов в вузе /Т.В.Павлушкина // Психология XXI в. Сборник материалов IV международной научно-практической конференции молодых ученых. - Санкт-Петербург, 2008 г. – С. 165–169.
19. Павлушкина, Т.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов к среде вуза / Т.В. Павлушкина // Организация развивающего воспитательного пространства в профессиональной школе: сборник материалов региональной научно-практической конференции, Благовещенск, БГПУ, 9 апреля 2009 г. - С. 127-132.
20. Пельцманн, Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу / Л. Пельцманн // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13, № 1. С.-45-53
21. Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в диалоге культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. – Воронеж: Истоки, 1996. – 189 с.
22. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – Рига, 1992. – 307 c.
23. Соколова, Т. М. О проведении учебных экскурсий силами студентов-иностранцев в процессе их обучения РКИ / Т. М. Соколова // Инновационная наука. – 2015. № 6–С. 35-39
24. Туристическая мозаика Беларуси / А.И. Локотко [и др.]; науч. ред. А.И. Локотко. – Минск: Беларус. навука, 2011. – 640 с.
25. Туристские регионы Беларуси / редкол.: Г. П. Пашков [и др.] ; под общ. ред. И. И. Пирожника. – М. : БелЭН, 2008. – 600 с.
26. Чантурия, В.А. Памятники и памятные места Беларуси: (путеводитель по культурно-историческим памятникам) / В.А. Чантурия, Ю.В. Чантурия. – Смоленск: Русич, 2007. – 416 с.
27. Шамрук А.С. Архитектура Беларуси ХХ – начала ХХI в.: эволюция стилей и художественных концепций/А.С. Шамрук. – Минск: Белорус. наука, 2007. – 132 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты