ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА
1.2 МЕТОДЫ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА
ГЛАВА 2 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ (ОКАЗЫВАЕМЫХ УСЛУГ)
2.2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.4 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.2 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Конечная цель любой организации - победа в борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как естественный результат постоянных и грамотных усилий организации. Достигнуто ли это или нет, зависит от конкурентоспособности товаров организации, т. е. насколько они лучше по сравнению с аналогами - продуктами других организаций.
Успех любой организации определяется способностью предлагать продукты, которые наилучшим образом соответствуют потребностям рынка и потребителей. Поэтому важно обратить пристальное внимание на такой многозначный аспект организации, как конкурентные преимущества. Одним из наиболее важных ресурсов для повышения конкурентоспособности организации является формирование корпоративной культуры или обеспечение лояльности сотрудников к деятельности своей компании.
Развитие рыночных отношений обуславливает появление новых задач, что обуславливает необходимость совершенствования управления. Важно понимать руководителей организаций о необходимости постоянно совершенствовать обслуживание клиентов, уделять внимание качеству продукции, ремонту помещений, внедрению новых технологий и т. д.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все организации более или менее сталкиваются с такой проблемой, как конкуренция, поэтому, чтобы выжить в таких условиях, а также развиваться, необходимо проанализировать текущую ситуацию на рынке, принимать решения о мерах по повышению конкурентоспособности. Конкурентные преимущества являются наиболее важным фактором в обеспечении безопасности объекта, то есть его выживания в «суровых условиях реальности» и его последующего эффективного развития.
Целью курсовой работы является изучение ситуационного анализа и его применения на предприятии.
В соответствии с поставленной целью в настоящей работе решаются следующие задачи:
– рассмотреть ситуационный анализ в маркетинговой деятельности предприятия;
– провести анализ маркетинговой деятельности предприятия;
– выявить направления совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.
Предметом исследования курсовой работы является ситуационный анализ предприятия. Объектом исследования является ОАО «Красный пищевик».
При написании курсовой работы использованы следующие методы: логический метод; аналитический метод; метод сравнения; дедукции и индукции, SWOT-анализ.
ГЛАВА 1 СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и основное назначение ситуационного анализа
Ситуационный анализ - это комплексные технологии подготовки, принятия и реализации управленческого решения, в основе которых анализ отдельно взятой управленческой ситуации.
Ситуационный анализ является в некотором смысле противоположностью стратегическому управлению. Действительно, стратегическое управление идет от глобального представления организации, ее целей и способов их достижения, которые в дальнейшем конкретизируются, детализируются, воплощаются в виде планов и заданий. Ситуационный анализ в противоположность технологиям стратегического управления идет от конкретных ситуаций, проблем, возникающих в реальной деятельности организации, по которым должно быть принято управленческое решение. Таким образом, если технологии стратегического управления ориентированы на движение управленческой мысли от общего к конкретному, то технологии ситуационного анализа -- от конкретного к общему.
Центральную роль при ситуационном подходе играет определение ситуационных переменных. Они - ключ к пониманию ситуации, а значит, к принятию эффективных управленческих решений.
Задача установления всех факторов, влияющих на развитие ситуации, является лишенной смысла потому, что сколько-нибудь полный, доведенный до конечной логической точки анализ ситуации становится практически невозможным. Все связи и взаимодействия факторов проследить невозможно. Трудоемкость анализа резко возрастает. Качество получаемого результата в силу перечисленных выше причин не повышается, а снижается.
Внутренняя среда организации представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах организации. В ходе своей деятельности, организация испытывает постоянное прямое воздействие факторов внутренней среды. Внутренняя среда включает цели и задачи организации, ее структуру, работников, технику и технологии, применяемые на производстве, внутреннюю информацию, организационную культуру и другие элементы. Во внутренней среде организации выделяют следующие подсистемы:
- социальную – сюда относят всех работников организации вместе с комплексом их взаимоотношений;
- организационную – охватывающую коммуникационные процессы; субординацию, распределение полномочий, нормы, трудовой распорядок и пр.;
- информационную - совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих организацию необходимой для ее нормального функционирования информацией;
- производственно-техническую – к ней относят комплекс средств производства (оборудование, сырье, материалы и пр.);
- экономическую – совокупность экономических процессов (движение капитала и прав собственности, движение денежных средств).
ГЛАВА 2 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции (оказываемых услуг)
ОАО «Красный пищевик» – современное кондитерское предприятие Республики Беларусь, со своей традицией и богатой историей. На протяжении долгих лет продукция предприятия радует как взрослых, так и самых маленьких покупателей.
Каждый может выбрать лакомство по вкусу, в красивой упаковке или на развес. Но неизменным было и остается высокое качество продукции. «Верность качеству, верность традициям – это главный принцип «Красного пищевика».
Вся продукция изготавливается по классическим технологиям с использованием натурального сырья. На предприятии выпускается: зефир; халва; драже; мармелад; ирис, конфеты с желейными и сбивными корпусами.
Драже – драже сахарное или драже с корпусом из арахиса, изюма с накаткой из сахарной пудры, какао – порошка.
Конфеты – глазированные шоколадной глазурью, с желейными и сбивными корпусами.
Ирис – тираженный с использованием молока сгущенного, сливочного масла, какао- порошка и других компонентов для разнообразия вкусов.
Халва – арахисовая, подсолнечная, в том числе подсолнечная в шоколаде, халва подсолнечная с наполнителями (кокос, арахис, изюм и др.).
Мармелад – изготавливается на пектине, агаре, желатине. Традиционные виды»: «Дольки цитрусовые», «Трехслойный», «Желейный». Жевательный мармелад: «Чудо - фрукты», «Веселая осень», «Любимые сказки», "Вишневые сердечки", "Апельсиновые медвежата" с различными фруктово – ягодными вкусами и ароматами в форме листьев, фруктов, героев любимых сказок.
Зефир – изготавливается на пектине цитрусовом с добавлением пюре натурального яблочного и припасов, а также глазируется шоколадной глазурью. Традиционные виды зефира: "Бело - розовый", "Ванильный", "Ванильный в шоколаде", "Бобруйский". Наборы зефира: "Красный пищевик", "Бобруйский сувенир", "Роза", "Прывiтанне з Беларуси".
Сладости от ОАО «Красный пищевик» — прекрасный выбор всех, кто отдает предпочтение достойной и качественной продукции. Приглашаем всех заинтересованных лиц к сотрудничеству.
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1 Ситуационный анализ маркетинговой деятельности предприятия
Высшим органом управления организацией является общее собрание акционеров, на котором выбирается наблюдательный совет и ревизионная комиссия.
Исполнительным органом организации является дирекция во главе с генеральным директором, который решает самостоятельно все вопросы деятельности, за исключением отнесенных Уставом общества и законодательством к компетенции наблюдательного совета и собрания акционеров. Дирекцию представляют заместители генерального директора, главный инженер, главный бухгалтер, председатель профкома, которые осуществляют функции организации и управления работой структурных подразделений по направлениям производственно-хозяйственной деятельности организации.
К преимуществам линейно-функциональной организационной структуры управления относятся:
- лучшая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;
- освобождение главного линейного менеджера от детального анализа проблем;
- повышение обоснованности команд управления линейного руководителя за счет привлечения специалистов.
На ОАО «Красный пищевик» разработан и действует стандарт СТП СМК 7.3.0-01-2003 «Разработка и постановка продукции на производство». Согласно действующему стандарту планирование разработки и постановки продукции на производство на перспективу осуществляется на основании маркетинговых исследований проводимых на протяжении прошедшего года. Результаты этих исследований предоставляются в службу заместителя генерального директора по производству и технологии, которая в дальнейшем и производит разработку и постановку запланированной продукции на производство.
Система менеджмента качества (СМК) является основой постоянного улучшения и совершенствования деятельности ОАО «Красный пищевик» и направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества: повышение удовлетворенности потребителей и улучшения качества продукции. На Систему Менеджмента Качества имеются: сертификат соответствия, зарегистрирован в Реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь под № BY/112 05.01. 006 00071; сертификат Системы Менеджмента Качества разработки и производства кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства СТБ ISO 9001-2009; сертификат, выданный Bureau Veritas Certification подтверждает, что Система Менеджмента Качества ОАО «Красный пищевик» проверена и отвечает требованиям международного стандарта ISO 9001:2008.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Красный пищевик» – один из крупнейших производителей кондитерских изделий и полуфабрикатов собственного производства в Республике Беларусь.
Основное производство имеет высокий уровень технического развития. Практически полностью автоматизированы линии по производству шоколада, печенья, карамели, вафель. Стратегия развития фабрики также предусматривает значительное изменение ассортимента продукции и повышение её качества за счёт сети цеховых и центральных лабораторий, оснащенных современным оборудованием, где осуществляется строгий входной контроль сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.
Выручка от реализации продукции, работ, услуг ОАО «Красный пищевик» в действующих ценах динамично возрастала. Так, выручка от реализации в 2018 г. по сравнению с 2017 г. увеличилась на 9,8 %, а по сравнению с 2016 г. – на 17,4 %. Тем не менее, в сопоставимых ценах выручка от реализации продукции, работ, услуг в 2018 г. по сравнению с 2017 г. возросла на 0,2 %, а по сравнению с 2016 г. – снизилась на 2,4 %.
В 2018 г. прибыль от реализации составила 7 554 тыс. р., что больше 2017 г. на 26,6 %, а 2016 г. – на 46,7 %. Рост прибыли от реализации обусловил увеличение рентабельности продаж.
Проведенный кроме того анализ внешней среды показал, что основными конкурентами ОАО «Красный пищевик» являются белорусские и украинские производители кондитерской продукции, Причем белорусских конкурентов можно разделить на 4 группы.
Выбор того или иного поставщика сырья обусловлен как ценовым фактором, так и условиями оплаты, качеством поставляемого сырья, стабильностью поставок. ОАО «Красный пищевик» работает только с отечественными производителями сахара. Так, как на данный момент цена на сахар-песок регулируется государством, то при его поставке в основном учитывается факт отсрочки платежа и качество.
Через фирменную торговую сеть реализуется продукция производства ОАО «Красный пищевик» и незначительная часть сопутствующих товаров (чай, безалкогольные напитки, мороженное и др.).
После расчета показателя конкурентоспособности было выявлено, что продукция ОАО «Красный пищевик» конкурентоспособна по отношению к основным конкурентам ОАО «Коммунарка» и СП ОАО «Спартак».
В качестве мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Красный пищевик» были предложены мероприятия по внедрению системы бизнес-моделирования на ОАО «Красный пищевик», использованию SMM и совершенствованию упаковки продукции.
1. Белый, Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления / Е. Белый, С. Барашков // Маркетинг. – 2017. – №4 (65). – С. 29-35.
2. Воронов, А.К. Конкуренция в 21 веке / А.К. Воронов // Маркетинг. – 2016. – №5. – С. 6-9.
3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: курс лекций/ Веснин В.Р. – М.: Издательство «Триада – ЛТД», 2013. – 472 с.
4. Валюшицкий, В. Конкуренция – двигатель торговли / В. Валюшицкий // Беларуская думка. – 2015. – № 5. – С. 55.
5. Габидинова, Г. С. Маркетинговая трактовка территории / Г. С. Габидинова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2015. – № 3. – С. 52–60.
6. Головачев, А. С. Экономика организации: учеб. пособие / А. С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2011. – 464 с.
7. Гапоненко, А. Л. Управление интеллектуальными активами: концептуальный подход / А. Гапоненко, Т. Орлова // Проблемы теории и практики управления. – 2015. – № 8. – С. 56-65.
8. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / Горфинкель В.Я. – М.: Золотой фонд российских учебников, – 6-е издание, 2013. – 536 с.
9. Герчикова, И.Н. Маркетинг: организация, технология / И.Н. Герчикова. – М.: Изд-во школы международного бизнеса МГИМО. – 2010. – 158 с.
10. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебное пособие / А. А. Казущик. – Мн: Беларусь, 2011. – 246 с.
11. Корсак, А. С. Недобросовестная конкуренция и способы борьбы с нею / А. С. Корсак // Промышленно-торговое право. – 2017. – № 5. – С. 57-61.
12. Ковалев, М.Н. Маркетинг : учеб. пособие / М.Н. Ковалев, Г.Л. кроме того Кабаева, О.В. Устименко / Гомель, 2012. – 377 с.
13. Климович, Л. К. Основы менеджмента: учебник / Л. К. Климович. – Минск: РИПО, 2013. – 279 с.
14. Лобан, Л.А. Экономика организации: учеб. пособие / Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. – Минск: ООО «Мисанта». 2012. – 142 с.
15. Назаренко, В. В. Техническое регулирование как фактор повышения конкурентоспособности / В. В. Назаренко // Проблемы управления. – 2016. – № 3. – С. 18-23.
16. Платонова, Л.Е. Конкурентоспособность предприятия «Пространственная» методика оценки» // Маркетинг, идеи и технологии. – 2014. – №5 – С. 42.
17. Показатели конкурентоспособности фирмы [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://bibliotekar.ru
18. Раицкий, К. А. Экономика организации : учеб. для вузов / К. А. Раицкий. – 3-е изд. – М. : Маркетинг, 2012. – 498 с.
19. Сметкина, А. В. Повышение потенциала производства на основе оценки его технического уровня / А. В. Сметкина // Экономика и управление. – 2016. – № 3. – С. 93-98.
20. Султанова, А.Г. Управление качеством или реинжиниринг? / А.Г. Султанова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 1. – С.135-139.
21. Фатхутдинов, Р. «Конкурентоспособность в России и подготовка кадров» / Р. Фатхутдинов // Общество и экономика. – 2014. – №4 – С. 15.
22. Титов, В. И. Экономика предприятия / В. И. Титов. – М.: Эксмо, 2010. – 416 с.
23. Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. – №4. – С. 44-54.