I. Пожилые люди как объекты социальной работы
II. Понятие «инвалидность» и виды инвалидности
III. Семья как объект социальной работы
I. Пожилые люди как объекты социальной работы
Старение населения – увеличение доли пожилых людей в общей численности населения. Это результат длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, рождаемости, смертности, их соотношения, а также частично миграции.
Пожилые люди – люди, которые достигли пенсионного возраста. В Беларуси этот возраст наступает для женщин в 57 лет, для мужчин в 62 лет. По мнению Всемирной организации здравоохранения к «пожилым» относятся люди в возрасте 60-80 лет.
Старые люди – люди, находящиеся в периоде жизни от утраты способности организма к продолжению рода до смерти. Часто характеризуется ухудшением здоровья, умственных способностей, угасанием функций организма. Старость делится на несколько более коротких периодов жизни человека: преклонный и старческий возраст, а также возраст долгожительства.
Долголетие (долгожительство) – социально-биологическое явление, характеризующееся доживаемостью человека до высоких возрастных рубежей, значительно превышающих среднюю продолжительность жизни. Долгожителем считается человек старше 90 лет [9, с. 114].
Классификация пожилых людей.
Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Однако важно осознать, что пожилые люди – это возрастная группа, которая имеет социально специфические особенности и потребности.
В современной науке принята следующая схема возрастной периодизации:
– пожилой возраст (60-74 года (мужчины), 55-74 года (женщины));
– старческий возраст (75-90 лет);
– долгожители (90 лет и старше) [5, с. 34]..
Основные проблемы пожилых людей.
Выделяют семь основных проблем пожилых людей в современном обществе:
1) Проблема потери смысла жизни.
Нередко пожилой человек делает выводы о смысле жизни на основании того, как он относится: к жизни в ее течении во времени (линия, шкала времени); себе как члену общества. Когда старики говорят, что не видят в жизни смысла, то приводят доводы, основанные на определенных умозаключениях либо их последовательности.
II. Понятие «инвалидность» и виды инвалидности
Инвалид – лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите.
Инвалидность – социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности – невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека, что воздвигает барьеры в среде его обитания и ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и приводит к социальной недостаточности [6, с. 74].
Сущность основных моделей инвалидности.
Моделями инвалидности принято называть подходы к пониманию сущности инвалидности, взаимоотношений инвалида и общества. Выделяют основные модели инвалидности:
1. Медицинская модель. Согласно ей, человек с нарушениями психофизического развития признается больным. Он рассматривается с точки зрения перспектив медицинской помощи и определения способов возможного лечения. Основной акцент делается на медицинскую диагностику, лечебные мероприятия. Достоинства модели в том, что она способствовала развитию методов диагностики многих патологических состояний, ведущих к тяжелой инвалидности. Инвалидность – это медицинская патология, этим инвалиды отличаются от здоровых людей.
2. Модель «дискриминации». В общественном сознании формировалось мнение, что люди с ограниченными возможностями представляют угрозу обществу, что они своим неадекватным поведением могут причинить ущерб здоровью и собственности окружающих. Следствием такой модели стало строительство крупных закрытых интернатов-изоляторов, расположенных в удаленных местах.
3. Модель «сегрегации» (принудительное отделение какой-либо группы) Люди с ограниченными возможностями рассматриваются как существа низшего порядка. Поэтому условия их жизни сводятся к сегрегационным формам, что проявляется в ограничении пространства, ограничении выбора, ограничении возможности выразить свою индивидуальность.
III. Семья как объект социальной работы
Социальные типы семей
Семья – это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности [4, с. 29].
В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации:
1) В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:
– моногамия (брак одного мужчины с одной женщиной в одно время);
– полигамия (брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве).
2) Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:
– нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
– расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
3) Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:
– эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
– экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
4) Виды семей в зависимости от местожительства супругов:
– патрилокальные (супруги живут в семье мужа);
– матрилокальные (супруги живут в семье родителей жены);
– неолокальные (супруги поселяются отдельно от родителей).
5) Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
– матриархат (власть в семье принадлежит женщине);
– патриархат (во главе семьи стоит мужчина);
–эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время) [2, с. 113].
1. Базаева, Е.А. Региональные особенности структуры первичной инвалидности взрослого населения с учетом групп инвалидности / Е.А. Базаева, Л.Г. Марушева . – Минск, 2011. – 243 с.
2. Башкирова, Н.К. Ребенок без папы. Решение проблем неполной семьи / Н.К. Башкирова. – М: Наука и техника, 2007 . – 129 с.
3. Васильева, В.А. Методические аспекты проблемы бедности и социального неравенства / В.А. Васильева. – М., 2003. – 96 с.
4. Зумакулов, Б.М. Проблемы семьи, материнства, отцовства и детства в условиях рыночной экономики / Б.М. Зумакулов. – М., 2011. – 224 с.
5. Нестерова, Г. Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами / Г. Ф. Нестерова, С. С. Лебедева, С. В. Васильев. – Москва.:Академия, 2009. – 286 с.
6. Пузин, С.Н. Особенности структуры инвалидности и нуждаемости в различных видах медико-социальной помощи инвалидов трудоспособного и пенсионного возраста / С.Н. Пузин, Л.Н. Чикинова, А.М. Рогачев. – 2008. – 193 с.
7. Савина, Л.И., Что происходит с семьей: теоретические и практические ответы / Л.И. Савина. – Минск, 2006. – 214 с.
8. Смычек, В.Б. Современные аспекты инвалидности / В.Б. Смычек. – Минск: БГАТУ, 2012. – 268 с.
9. Яскевич, Я.С. Основы идеологии белорусского государства: практикум / Я.С. Яскевич, Д.В. Белявцева. – Минск: БГЭУ, 2006. – 178 с.