Молодежь и безработица Лабораторная работа
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Лабораторная работа
на тему: «Молодежь и безработица»
по дисциплине: «Социология»
2018
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
21.00 BYN
Молодежь и безработица
Тип работы: Лабораторная работа
Дисциплина: Социология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Анкета.
Приложение 2 План мероприятий проекта «Молодежь и безработица».
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Анкета.
Приложение 2 План мероприятий проекта «Молодежь и безработица».
Поделиться
Введение
1. Молодежь как объект и субъект государственной молодежной политики
2. Состав безработной молодежи по уровню образования
3. Основные направления государственной молодежной политики
4. Профессиональное самоопределение выпускников школ как средство профилактики молодежной безработицы
5. Проект «Молодежь и безработица»
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Становление современной молодежи происходит в сложных условиях изменения старых ценностей, в период формирования новых социальных отношений.
Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как в облике молодежи просматриваются черты будущей социальной действительности.
На сегодняшний день, в условиях экономической и политической нестабильности, процесс социальной адаптации, вопросы трудовой занятости и профессиональной востребованности молодых людей является актуальной проблемой, так как разрушена целостная система работы с молодым поколением различных категорий. Молодежь является одной из самых уязвимых групп населения. В настоящее время социально значимые цели труда девальвированы, а моральные нормы, адекватные задачам развития общества, не сформировались. Это ведет к отчуждению юношей и девушек от труда и в перспективе содержит зародыш социальной нестабильности. Среди официально зарегистрированных безработных молодые люди составляют более 1/3. Каждый пятый молодой безработный ищет работу более 8 месяцев. Все это находится в противоречии с ожиданиями активного экономического участия молодежи в подъеме производства. Ведь именно молодежь представляет собой ту возрастную категорию, которая является наиболее перспективной в плане осуществления прогрессивной социальной роли.
Социальное положение молодежи привело общество к осознанию необходимости исследования проблемы безработицы и ее решения, так как завтрашний день в руках сегодняшней молодежи.
Цель проекта заключается в разработке программы содействия трудовой занятости молодежи.
Объектом проекта выступает молодежь.
Предметом проекта выделяется профилактика безработицы среди молодежи.
Для достижения нашей цели были поставлены следующие задачи:
1) изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;
2) выявление основных проблем молодежи;
3) определение основных направлений государственной молодежной политики, в том числе в сфере занятости;
4) выявление профессионального самоопределения выпускников школ города Могилев;
5) уточнение наиболее эффективных методов социальной работы по организации профилактики безработицы среди молодежи.
1. Молодежь как объект и субъект государственной молодежной политики
Молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления, положения которой определено и социально-экономическим состоянием общества [1,с.234].
Наиболее точное понятие этой группы по нашему мнению дал Луков В.А.: молодежь — это социальная группа, которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъективность, то есть объективно связанные на определенном этапе своей жизни переходом от преимущественного свойства быть объектом социализации к преимущественному свойству быть субъектом социальной деятельности, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также распространенные в этой социальной группе тезаурусы, являющиеся ценностно-нормативными и информационно-ориентационными комплексами, выражающий и отражающий их символический и предметный мир [1, с.112].
Почти каждый пятый житель Беларуси относится к категории молодежи. В Беларуси молодежь представляют люди в возрасте от 14 лет до 31 года. На 1 января 2017-го в стране проживало 1 992,5 тыс. человек в этом возрасте. Наиболее многочисленная группа среди молодежи - в возрасте 25-30 лет (их численность на начало текущего года составила 897,4 тыс. человек, или 45% от общей численности молодежи). В возрасте 20-24 лет - 553,6 тыс. человек (27,8%), 18-19 лет - 180,3 тыс. человек (9,1%), 14-17 лет - 361,1 тыс. человек (18,1%) [2]. Анализируя эти цифры, сделаем вывод, что это огромная сила, которая может многое изменить.
Рыночные преобразования выдвинули на передний план весь узел социальных проблем молодежи.
Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет в среднем от общей численности населения страны составляет около 22-25%. Изменения в масштабах рождаемости в Республике Беларусь привели к «постарению» молодежи.
Самым болезненным для молодежи является проблемы трудовой занятости и профессиональной востребованности. Проблема безработицы одна из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества.
Безработица — это сложное многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоактивного населения не занято в производстве товаров и услуг не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия или нехватки подходящих рабочих мест и лишается, вследствие этого, заработной платы как основного источника необходимых средств в жизни.
Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений [3,с.66].
2. Состав безработной молодежи по уровню образования
Наименьшее количество молодых безработных с высшим профессиональным образованием, работодатели стараются не принимать на работу без высшего образования.
Сравнительно низкая конкурентоспособность и востребованность молодежи на рынке труда обусловлена: качеством полученного первичного профессионального образования, недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, нежелание работодателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением молодежи, необходимостью предоставления ряда льгот, предусмотренных в отношении подростков, низким уровнем активности предприимчивости части молодежи при решении вопросов трудоустройства, информированности о состоянии рынка труда и спросе на конкретные специальности, отсутствием у части молодежи готовности работать в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
Хотя сохраняется профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы и продолжается подготовка по профессиям и специальностям, невостребованным на рынке труда, в некоторых профессиональных учебных заведениях наблюдается адаптация к потребностям рынка труда, но проблема безработицы остается актуальной.
Трудности трудоустройства усугубляются жесткими нормами действующего Трудового Кодекса, которые способствуют развитию неформальных и нелегальных правил найма на работу и увольнения. С этой проблемой тесно пересекается другая — заниженная оплата в бюджетных отраслях и промышленности. С одной стороны, существует «избыточная» занятость, с другой — «дефицит» рабочей силы.
Глубокое изучение проблемы безработицы позволяет сделать вывод:
Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества, молодежи, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий:
— жизненная неустроенность, неопределенность будущего;
— высокий уровень преждевременной смертности;
— всплеск нервно-психических заболеваний;
— ухудшение отношений в семье, увеличение числа разводов, матерей-одиночек, неполных семей, в следствии чего уменьшение демографического показателя;
— социальный пессимизм-неверие в будущее, распространение пьянства, наркомании, токсикомании;
— рост преступности, правонарушений, проституция;
— отток в другие страны одаренных молодых специалистов и другие.
Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую.
3. Основные направления государственной молодежной политики
Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной незащищенностью превращает молодежь в дестабилизирующую общественную силу.
При проблеме безработицы молодежи основной задачей социальной работы является выработка у нее способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении.
Социальная работа с молодежью в нашей стране является частью государственной молодежной политики и осуществляется в ее рамках.
Под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий для социального становления, то есть самореализации личности молодого человека и развития молодежного движения, объединений и инициатив, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.
Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.
Субъектами этой политики считаются государственные органы и их должностные лица — Комитет по делам молодежи, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые люди.
Основными целями государственной молодежной политики являются:
1) содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
2) недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
3) создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
4) расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха;
5) реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.
4. Профессиональное самоопределение выпускников школ как средство профилактики молодежной безработицы
В мае 2018 года нами был проведён социологический опрос старшеклассников школ города Могилева, с целью выяснить профессиональные намерения учащихся 9-11 классов. Участниками анкетирования были 210 старшеклассников. 40% (84 чел.) респондентов составили учащиеся 9-х классов, 60% (126 чел.) — учащиеся 11 классов. В анкетном опросе участвовали респонденты из разных образовательных учреждений:
1)гимназии №2 — 25,7% (54 чел.), из них старшеклассники 9-х классов 15,7% (33 чел.) и выпускники 11 класса 10% (21 чел.);
2)школы № 9 — 8,6% (18 чел.) старшеклассников 9-го класса;
3)школы № 6 — 21,4% (45 чел.) выпускников 11-х классов;
4)школы № 4 — 11% (23 чел.), из них старшеклассники 9-го класса 2,4% (5 чел.) и учащиеся 11 класса 8,6% (18 чел.);
5)школы № 11 — 33,3% (70 чел.), из которых 13,3% (28 чел.) составляют респонденты 9-го класса и 20% (42 чел.) — 11-го класса.
35,2% (74 чел.) участников опроса составили юноши, а 64,8% (136 чел.) девушки. 100% респондентов являются городскими жителями.
Для определения дальнейших планов выпускников по окончании школы нами задан вопрос, на который больше половины (64,3% — 135 чел.) участников опроса ответили, что намереваются поступать в высшие учебные заведения. Каждый пятый участник опроса (18% — 38 чел.) намеревается учиться в средне-специальном учебном заведении (техникуме, колледже). И только 4,8 (10 чел.) респондентов пожелали учиться в профессиональном училище (лицее). Ещё 1,9% (4 чел.) желают получить специальность на краткосрочных курсах, 0,9% (2 чел.) юношей ориентированы на службу в армии, 0,5% (1 чел.) готов приступить к работе сразу после окончания школы. 2,8% (6 чел.) выпускников желают уехать учиться или работать за пределы страны, почти каждый пятый участник опроса (20,4% — 43 чел.) планирует совмещать работу и учёбу. 2,4% (5 чел.) участников опроса затруднились с ответом.
Большая часть старшеклассников уже определились со своими планами. Юноши и девушки желают получить полноценное высшее образование, как необходимое условие достижения желаемого социального положения. Можно отметить, что таких школьников больше в 11-х (40,9%—86 чел.) классах, чем в 9-х (23,3%—49 чел.). Следует отметить, что ориентация на получение высшего образования выше у девушек (43,3% — 91 чел.), чем у юношей (21,4% — 45 чел.).
5. Проект «Молодежь и безработица»
При анализе результатов социологического опроса по профессиональному самоопределению выпускников школ выяснилось, что многие выпускники ждут и желают получить помощь специалиста по социальной работе. Для совершенствования социальной работы с молодежью нами был разработан проект программы под названием «Молодежь и безработица». Безработица в молодежной среде является одной из самых сложных социальных проблем. Рынок труда требует высококвалифицированные кадры, имеющие продолжительный опыт работы. Молодежь не может успешно конкурировать с другими категориями населения из-за недостаточного уровня профессиональной и квалифицированной подготовки. Банк данных вакантных рабочих мест является малопривлекательным. Происходит сокращение рабочих мест на предприятиях и организациях, что приводит к уменьшению возможностей устройства на работу молодежи. Мотивы труда девальвированы. Значительно снизилась активность молодых предпринимателей. Отсутствие достойных финансовых ресурсов не позволяет молодежным предприятиям активно участвовать в развитии важнейших отраслей экономики.
1. Объект: нетрудоустроенные подростки и молодежь города Могилев.
2. Цель: содействие в трудоустройстве, занятости подростков и молодежи, поддержка молодежного предпринимательства.
3. Задачи:
- содействовать органам занятости в трудоустройстве на постоянную работу подростков и молодежи;
- организовать работу по предоставлению услуг в области профориентации, профессиональной подготовки;
- организовать занятость в летний период;
- развивать предпринимательскую деятельность молодежи;
- возродить общественное движение студенческих трудовых отрядов.
4. Срок реализации: май — август 2018 года.
5. Финансовое обеспечение: расходы производятся за счет средств
— местного бюджета (за счет сметы исполнителей на соответствующие мероприятия);
— спонсорских средств.
1. Социальная работа: Учебник/ отв. ред. П.Д. Павленок. — 2-е изд.исп.и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 395с.
2. Электронный источник: http://newsby.org/novosti/2017/06/25/text7829.htm
3. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. Проф. П. Д. Павленка: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. — 236с.
4. Молодежь на рубеже тысячелетий: Монография. Коллектив авторов / Редкол.: Дж.м. Гилязитдинов, К.Ж. Давлетова, Ю.Н. Дорожкин, С.В. Егорышев, Л.А. Ширяев. — Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2001. — 211с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Анкета.
Приложение 2 План мероприятий проекта «Молодежь и безработица».
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение 1 Анкета.
Приложение 2 План мероприятий проекта «Молодежь и безработица».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты