ВВЕДЕНИЕ
Практика – важная составная часть учебного процесса и является одним из завершающих этапов в системе и подготовки высококвалифицированных специалистов.
Актуальность практики заключается в непосредственном знакомстве с производственным процессом в организации, приобретением практических навыков по специальности.
Объектом изучения практики является ОДО «Горизонт»
Предметом исследования является маркетинговая деятельность ОДО «Горизонт».
Цели практики: развитие и закрепление специальных теоретических и практических знаний на практике, навыков, приобретенных в процессе обучения; Расследование и анализ всех аспектов деятельности компании; Ознакомление с содержанием методов технико-экономического планирования и овладение навыками разработки планов экономического и социального развития предприятия; приобретение практических навыков для анализа экономических процессов, выбора и обоснования управленческих решений в определенных производственных ситуациях.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, метод учета, метод сравнения, табличное представление показателей и другие.
Источником информации для подготовки отчета является бухгалтерская и годовая отчетность ОДО «Горизонт» за 2018-2019 годы.
Приобретенные навыки, способности и информация позволят в будущем справиться с аналогичными функциональными задачами и создать основу для будущего профессионального роста.
1 УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В организации выделяют отдел маркетинга.
В состав отдела маркетинга и сбыта входят: бюро маркетинга и сбыта по СНГ, бюро маркетинга и сбыта по РБ, склад готовой продукции.
Обязанности между офисом отдела маркетинга и продаж распределяются руководителем отдела маркетинга и продаж. Обязанности между сотрудниками отдела маркетинга и продаж распределяются их менеджерами в соответствии с должностными инструкциями.
Маркетинговые функции.
В соответствии с основными задачами, поставленными перед отделом маркетинга и продаж, ему поручены следующие функции, которые являются задачами начальника отдела:
1. Организация маркетинговых исследований, включающая следующие работы:
- выявить проблемы, связанные с продажей продукции;
- поиск и получение первичной информации (внешней и внутренней);
- анализ данных, характеризующих рынок соответствующего вида продукции;
-Разработка рекомендаций по результатам анализа;
2. Определите сильные и слабые стороны конкурентов в следующих областях: качество продукции; Ценовая политика; Реклама продукта; Обслуживание клиентов; Формы выставления счетов: наличные, предоплата в рассрочку.
3. Анализ существующих товаропроводящих сетей.
4. Анализ ассортимента продукции.
5. Выявление и изучение потребностей потребителей в продукции, производимой компанией, и продукции, изготовленной конкурентами; вероятность появления новых потребителей, изучая их жизнеспособность.
6. Организация рекламных мероприятий в СМИ, реклама в пробках и т. Д. Выпускаемой продукции.
7. Организация участия в выставках, ярмарках, ярмарках и других мероприятиях по рекламе товара.
8. Подготовка и заключение договоров на поставку продукции потребителям.
9. Организация оптовой продажи продукции, производимой организацией.
10. Участие в тендерах на поставку продукции, подготовка тендерной документации.
2 ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Продукт - это все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку для привлечения внимания, использования, покупки и потребления. Товары могут быть физическими объектами, услугами, местами, людьми, организациями, идеями, технологиями и деньгами.
Маркетинговая концепция продукта может быть раскрыта с помощью «маркетинговой груши продукта», состоящей из трех слоев. Посередине стоит «продукт в соответствии с намерением производителя» - он определяет, что именно данный продукт означает для потребителя и какие потребности он удовлетворит.
Второй уровень - «продукт в реальном исполнении» - это качество продуктов, дизайн, торговая марка и упаковка. Качество - это совокупность свойств и характеристик товаров, способных удовлетворить потребности людей. Включает в себя: срок службы, экологичность, эстетичность, комфорт. В случае материальных товаров принимаются решения об их упаковке, которые предназначены для обеспечения защиты товаров, удобства использования товаров и их рекламы.
Кроме того, продукт требует этикетки, которая идентифицирует его, указывает на разнообразие, описывает свойства и стимулирует продажи. Согласно закону, продавцы должны иметь минимальные значения на этикетках своих товаров, чтобы информировать и защищать потребителей.
Первый и второй уровни - это просто продукт, то есть конкретный результат исследований, разработок и производства, он несет свойства, через которые он затем покупается на рынке.
Третий уровень - «продукт с усилением» - это поддержка продукта, то есть ряд маркетинговых мероприятий, которые предлагают потребителю дополнительные услуги или дополнительные преимущества при покупке товаров: предоставление кредита и услуг (установка, обслуживание, транспортировка, хранение и правильное использование (инструкция)), гарантия). Компания должна разработать ряд услуг, которые будут интересны потребителям и которые станут эффективным оружием в борьбе с конкурентами.
Маркетинговая политика продукта - это ряд мер, в которых один или несколько продуктов используются в качестве основных инструментов для достижения бизнес-целей. Это означает, что принимаются решения о разработке новых товаров, их модификации, обслуживании и утилизации (выводе из эксплуатации).
3 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Цена - это экономическая категория, то есть сумма денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товаров является их стоимостью. Если единица определенного продукта обменивается на определенное количество другого продукта, последний становится товарной ценой этого продукта. Таким образом, цена является сложной экономической категорией, на которой сосредоточены почти все основные экономические отношения в обществе. Это относится прежде всего к производству и продаже продукции, созданию стоимости, а также созданию, распределению и использованию средств.
Цена опосредует все товарно-денежные отношения
Все цены, которые применяются в экономике страны, взаимосвязаны и образуют единую систему. Эта система подвержена обширным рыночным факторам и поэтому находится в постоянном движении и развитии. Система цен состоит из различных типов цен, которые тесно связаны и взаимозависимы. Взаимосвязь и взаимозависимость цен определяется двумя основными факторами: единство процесса формирования затрат во всех областях и секторах экономики, взаимосвязь всех элементов механизма управления рынком и всех компаний, работающих на рынке.
В результате ценообразование и ценообразование играют центральную роль в различных рычагах механизма экономического управления, а широкий диапазон цен позволяет ему выбирать свою стратегию ценообразования в конкретных рыночных условиях. При переходе к рыночной экономике каждый производитель сталкивается с острой проблемой оценки своей продукции. Одним из методов ценообразования, используемых для определения начальной цены, является метод достижения желаемой прибыли. Он основан на оценке компанией возврата определенного количества продуктов для возврата по фиксированной цене. В этом случае цена определяется исходя из планируемой прибыли. Использование этого метода требует ценовой эластичности и требует расчета уровня цен, на котором продаются продукты, которые покрывают общие затраты и достигают желаемой прибыли.
4 АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Основная задача при создании каналов продаж заключается в определении количества функций, необходимых для процесса продаж, и субъектов, которые выполняют эти функции. Характеристики канала продаж включают длину и ширину канала. Длина канала продаж определяется количеством посредников, через которые товары передаются от производителя к потребителю. Любой посредник между производителем и конечным пользователем, который участвует в распределении товара, считается уровнем канала продаж. Поэтому уровень канала продаж - это любой посредник, который делает то или иное, чтобы приблизить продукт к потребителю.
В отрасли есть каналы с нулевым, одним, двумя и тремя уровнями.
Канал нулевого уровня или канал прямого маркетинга состоит из производителя, который продает свои товары непосредственно потребителям (через отдел продаж, филиал, сеть магазинов, почтовое отделение и т. Д.).
У одноуровневого канала есть посредник - ритейлер. Это могут быть дилеры, брокеры, агенты.
Двухступенчатый канал состоит из двух посредников. Он является оптовым и розничным продавцом на потребительском рынке, а также промышленным дистрибьютором и розничным продавцом на промышленном рынке.
Трехуровневый канал состоит из оптовика, мелкого оптовика и розничного продавца.
ОДО «Горизонт» использует одноступенчатый и двухступенчатый канал.
Ширина канала продаж определяет количество независимых участников на каждом уровне канала. Количество независимых брокеров, в свою очередь, определяется целевой стратегией покрытия рынка, с помощью которой производитель формирует канал продаж.
5 КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
ОДО «Горизонт» не имеет своего сайта, что на наш взгляд является отрицательным моментом, так как на сайте можно было бы размещать многую информацию о магазине (его меню, услуги, контакту, осуществлять бронирование столиков и др.).
Стоит отметить, что ОДО «Горизонт» в своей деятельности осуществляет рекламирование, стимулирование сбыта и производит работу по связям с общественностью, с целью привлечения новых посетителей
В ОДО «Горизонт» используется элементов наружной рекламы, к ним относятся баннеры, вывески, в общем, все, что располагается снаружи заведения.
Внешняя информация магазина включает вывеску, состоящую из названия магазина, а также указателя часов работы.
В магазине можно встретить и внутреннюю рекламу в виде листовок, буклетов в которых содержится, как правило, описание заведения, намечающиеся события и спектр предоставляемых услуг.
При входе в ОДО «Горизонт» размещена информация не только о времени ее работы, но и об оказании различных услуг.
Стоит отметить, что несмотря на отсутствие собственного сайта, магазин осуществляет рекламу в интернете на таких сайтах как http:vsemenu.by/, http: gusto.by, https://gorizont-11.tam.by/, где указывают основную информацию о своей деятельности, о перечне товаров и др.
В ходе своей деятельности магазин осуществляет стимулирование сбыта своих услуг и товаров. Работу в данном направлении необходимо постоянно проводить в виду жесткой конкуренции на рынке.
Для стимулирования покупателей магазин использует следующие методы:
Применяйте скидки. Магазин предлагает скидки для постоянных клиентов, скидки для определенных категорий посетителей в указанные дни (например, для детей 1 сентября) и скидки для владельцев бонусных карт в магазине.
Применение ваучеров. Бизнес использует этот тип стимула, который является типом сертификата. Они подразумевают предоставление скидок при покупке товаров. Ваучеры распространяются непосредственно сотрудниками филиала.
6 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование рынка - это процесс сбора, обработки и анализа данных для решения проблем, связанных с маркетингом товаров и услуг. Рассматриваются рынок, конкуренты, потребители, цены и внутренний потенциал компании. Исследование рынка включает в себя выявление состояния и тенденций развития, которые могут помочь выявить недостатки современной маркетинговой политики и определить пути и средства их исправления в будущем.
Исследование рынка проводят сотрудники организации и потребители, с которыми заключаются договоры, сотрудники отделов продаж в Республике Беларусь и странах СНГ. Специалисты организации квалифицированы, но материально-техническая база отсутствует. Это связано с отсутствием практики исследования рынка в масштабах всей компании. Компания не взаимодействует с внешними организациями, маркетинговыми компаниями и сама проводит маркетинговые исследования.
Исследование рынка в ОДО «Горизонт» проводится по следующим основным направлениям:
1. Анализ и анализ рынков (разделение рынка, выбор предпочтительных рынков, сегментация и позиционирование на рынке);
2. Исследование поведения потребителей на рынках;
3. Анализ конъюнктуры рынка, колебаний спроса и предложения по конструктивным товарным группам;
4. Анализ динамики цен конкурентов (производителей, дилеров, промежуточных структур);
Отчеты и рекомендации, разработанные в рамках исследования рынка, являются узкими.
В прошлом году компания провела исследование для оценки удовлетворенности клиентов в сотрудничестве с ОДО «Горизонт». Целью данного исследования было определить удовлетворенность покупателей организаций сотрудничеством с ОДО «Горизонт». В качестве метода исследования был выбран опрос. В этом случае опрос потребителей целевого сегмента был выбран в качестве основной формы опроса. Это письменный опрос по структурированной проблеме, в котором респонденту предлагается заполнить анкету лично.
7 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Проанализировать ассортиментную политику организации
ОДО «Горизонт» является универсальным магазином – это предприятие розничной торговли, реализующее смешанный ассортимент непродовольственных товаров.
Основной целью при составлении ассортимента товаров является полное удовлетворение потребностей разных групп населения с учетом прибыльности компании.
Формирование ассортимента товаров во многом определяется частотой и типом спроса.
Товары по частоте спроса можно разделить на следующие группы: суточный спрос, периодический спрос, редкий и сезонный спрос.
Товары с периодическим спросом покупаются потребителями в определенные длительные периоды, например, несколько раз в год.
К товарам с редким спросом относятся в основном товары, срок службы которых исчисляется годами (товары длительного пользования). Редкие предметы включают аудио и видео оборудование, компьютеры, мебель, тренажеры, дорогие туалетные принадлежности (например, ювелирные изделия) и т. Д. Эти предметы покупаются каждые несколько лет.
Сезонные товары продаются в определенное время года (летняя и зимняя одежда, елочные украшения и т. Д.).
Основными принципами формирования ассортимента продукции в ОДО «Горизонт» являются:
Обеспечение того, чтобы товары повседневного спроса были достаточно полными, простой ассортимент, который специфичен и который трудно заменить с точки зрения потребления и спроса;
Предоставление разных видов товаров для каждой группы;
Определение количества разновидностей для каждого вида продукции;
На формирование ассортимента товаров в магазине влияют такие факторы, как праздники и традиции. Для ряда продуктов этот фактор приводит не только к увеличению спроса, но и к структурным изменениям. В праздничные дни существует спрос на качественные гастрономические товары, кондитерские изделия и др.
В ассортиментной политике ОДО «Горизонт» учитываются следующие факторы: наличие большого количества товаров в магазинах; Стабильность и гибкость ассортимента, соответствие изменениям спроса и сезонным колебаниям; Рациональное размещение товаров в магазинах.
1. Анурин, В.Ф. Маркетинговые исследования потребительского рынка. Уникальный отечественный опыт: учеб. пособие / В.Ф. Анурин, И.И. Муромкина, Е.В. Евтушенко. – СПб.: Питер, 2016.
2. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И.К. Беляевский – М., 2015. – 98с.
3. Галицкий, Е.Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика: Учебник для вузов / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 570 c.
4. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка: Уч. пос / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, 2015. - 480 c.
5. Гришина, В.Т. Маркетинговые исследования: Практикум: Учебное пособие / В.Т. Гришина. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 441 c.
6. Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности/А.П. Дурович – М., 2017. - 320 с.
7. Зайцев, А.Г. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / А.Г. Зайцев, Е.В. Такмакова. - М.: Риор, 2017. - 118 c.
8. Зайцев, А.Г. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / А.Г. Зайцев, Е.В. Такмакова. - М.: Риор, 2018. - 144 c.
9. Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования: Учебное пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, 2016. - 288 c.
10. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: Учебник и практикум / А.П. Карасев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 323 c.
11. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: Учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 595 c.
12. Лебедева, О.А. Маркетинговые исследования рынка: Учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: Форум, 2018. - 210 c.
13. Лебедева, О.А. Маркетинговые исследования рынка: Учебник / О.А. Лебедева, Н.И. Лыгина. - М.: Форум, 2015. - 16 c.
14. Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с SPSS: Уч. Пос / Г. Моосмюллер, Н.Н. Ребик. - М.: Инфра-М, 2019. - 240 c.
15. Сафронова, Н.Б. Маркетинговые исследования: Учебное пособие для бакалавров / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - М.: Дашков и К, 2015. - 296 c.
16. Сергеев, И. В. Экономика предприятия : учеб. пособие / И. В. Сергеев - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика , 2001. - 304 с.
17. Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум / Е.Н. Скляр, Г.И. Авдеенко, В.А Алексунин. - М.: Дашков и К, 2016. - 216 c.
18. Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: практикум / Е.Н. Скляр. - М.: Дашков и К, 2015. - 216 c.
19. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: Учебник / Б.Е. Токарев. - М.: Магистр, 2016. - 320 c.
20. Черных, В.В. Маркетинговые исследования рынка инновационного продукта: Учебное пособие / В.В. Черных. - СПб.: Лань, 2018. - 124 c