ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мясоопт»
1.1 Общие сведения о предприятии
1.2 Наличие и использование ресурсов
1.3 Технология производства основных видов продукции
1.4 Организация снабженческой деятельности
1.5 Производство и реализация продукции
1.6 Экономические результаты деятельности предприятия
Глава 2 Маркетинговая деятельность ОАО «Мясоопт»
2.1 Организация маркетинговой деятельности на предприятии
2.2 Организация работы с клиентами, поставщиками, посредниками, покупателями, партнерами
2.3 Проведение маркетинговых исследований на предприятии
2.4 Товарная политика предприятия
2.5 Ценовая политика предприятия
2.6 Сбытовая политика предприятия
2.7 Коммуникационная политика предприятия
Глава 3 Обоснование маркетинговой концепции производства и реализации продукции предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика является важной составной частью общеобразовательного процесса подготовки высококвалифицированных специалистов, а также продолжением учебного процесса в производственных условиях.
Практика представляет собой запланированную и целенаправленную деятельность студентов по освоению умений и навыков практической работы в области маркетинговой деятельности.
Практика направлена на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения по специальности «Маркетинг».
Целью преддипломной практики является приобретение студентами профессиональных навыков работы по специальности, закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, а также развитие профессиональных навыков организаторской деятельности в условиях трудового коллектива.
Задачей преддипломной практики является освоение и закрепление знаний и умений студентов, полученных в процессе обучения, проверка возможностей самостоятельной работы будущих специалистов в условиях конкретного производства, подготовка материалов к дипломной работе.
Объектом прохождения практики явилось ОАО «Мясоопт».
Предметом исследования выступила производственно-экономическая, финансовая деятельность предприятия, а также маркетинговая деятельность в разрезе основных составляющих комплекса маркетинга.
В процессе прохождения практики были изучены основные виды документации, имеющейся на предприятии.
Целью данной работы является составление характеристики предприятия и анализ его технико-экономических и финансовых показателей, анализ маркетинговой деятельности ОАО «Мясоопт».
Теоретическую и методологическую базу исследования составляет современная теория экономики, организации и управления производством, экономика труда, социология труда, системный подход к выявлению и исследованию объективных социально-экономических проблем в сфере производства и распределения доходов, критический анализ и синтез современных положений, относящихся к объекту и предмету исследования.
В качестве инструментария для исследования использовались общенаучные и конкретные методы, в том числе: экономико-статистические и социологические методы.
В качестве источников информации были использованы годовые отчеты предприятия за 2017-2019 гг., бизнес-планы и прочая документация ОАО «Мясоопт».
Глава 1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мясоопт»
1.1 Общие сведения о предприятии
ОАО «Мясоопт» является производителем колбасных, мясных изделий и полуфабрикатов. Предприятие относится к частной собственности, отраслевая принадлежность которого пищевая промышленность.
ОАО «Мясоопт» был создан в 2006 году. Это динамично развивающееся предприятие, умело сочетающее в своей работе традиционные и современные технологии. Постоянно расширяется и обновляется материально-техническая база предприятия, совершенствуются технологии производства, создаются новые рабочие места, осваиваются новые рынки сбыта, привлекаются партнеры для взаимовыгодного сотрудничества.
Предприятие занимается переработкой мяса. При изготовлении своей продукции всегда используется охлажденное сырьё, поставщиками которого являются такие сельскохозяйственные предприятия.
Таким образом, внутри компании действует замкнутый цикл, то есть весь цикл от выращивания свиней до производства и реализации продукции осуществляется на предприятиях компании, что позволяет обеспечить своевременный контроль качества на всех этапах производства колбасных и мясных изделий.
Ежедневно на предприятии выпускается около 10 тонн готовой продукции с довольно широким ассортиментом: колбасные изделия вареные, сыровяленые и сырокопченые, копчености, а также мясные полуфабрикаты и полуфабрикаты быстрого приготовления.
Несомненным достоинством изделий ОАО «Мясоопт» является то, что они производятся не из замороженного мяса, а охлажденного, что позволяет обеспечивать постоянно высокое качество и отличные вкусовые свойства продукции.
Предприятие осуществляет оптовую и розничную торговлю продукцией собственного производства.
1.2 Наличие и использование ресурсов
Анализ ресурсов предприятия, в первую очередь, должен включать анализ использования основных и оборотных фондов предприятия, а также трудовых ресурсов. Этот анализ позволит оценить, насколько эффективно и рационально используются имеющиеся в распоряжении ОАО «Мясоопт» ресурсы. В таблице 1.1 приведена информация о составе и структуре основных средств предприятия.
Глава 2 Маркетинговая деятельность ОАО «Мясоопт»
2.1 Организация маркетинговой деятельности на предприятии
Маркетинговой деятельностью в ОАО «Мясоопт» занимается отдел маркетинга.
Руководит отделом маркетинга начальник отдела, который в своей деятельности подчиняется заместителю директора по коммерческим вопросам и руководствуется:
– законодательными и нормативными актами по организации маркетинга;
– методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов его деятельности;
– уставом предприятия;
– правилами трудового распорядка;
– приказами и распоряжениями директора предприятия.
На начальника отдела маркетинга возлагаются следующие функции:
– руководство отделом маркетинга;
– участие в разработке маркетинговой политики предприятия;
– научно-методическое обеспечение вопросов маркетинга;
– координация деятельности функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации;
– принятие мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятии.
В подчинении у начальника отдела маркетинга находятся маркетологи. Маркетолог выполняет следующие должностные обязанности:
– выполняет работу по исследованию основных факторов, влияющих на динамику потребительского спроса на продукцию, соотношение спроса и предложения на аналогичные виды продукции;
– на основе результатов маркетинговых исследований участвует в разработке общей стратегии маркетинга компании;
– разрабатывает бюджет маркетинга и распоряжается выделенными финансовыми средствами;
– проводит категоризацию и выявляет приоритетные группы потенциальных потребителей для разработки мероприятий, способствующих расширению рынка продукции;
– оценивает перспективы развития рынка, перспективы компании по освоению и завоеванию того или иного сегмента рынка;
– анализирует эффективность проведения маркетинговых мероприятий; наблюдает за маркетинговыми кампаниями конкурентов, анализирует их, вносит коррективы в собственные маркетинговые мероприятия.
Глава 3 Обоснование маркетинговой концепции производства и реализации продукции предприятия
Не каждая организация может своевременно и моментально реагировать на изменения рыночной ситуации, что по большей части зависит от эффективной деятельности комплекса маркетинговых действий в организации.
Каждая организация должна ориентироваться на покупателей и продавать то, что приобретается, а не навязывать клиенту те блюда, что готовятся сейчас.
Наиболее подходящим вариантом маркетинговой стратегии для ОАО «Мясоопт» является стратегия СИВ, основанная на работе с сильными сторонами компании с целью реализации существующих у компании возможностей, которые предоставляет внешняя среда.
Тогда в процессе реализации данной маркетинговой стратегии СИВ компания должна воспользоваться имеющимся у нее потенциалом по следующей схеме:
- организовать тесное взаимодействие с клиентами;
- стремиться к повышению узнаваемости компании в профессиональной сфере;
- запустить процесс поиска новых решений повышения конкурентоспособных преимуществ для компании.
В такой ситуации необходимо рассмотреть все возможные варианты контактирования компании со своими потенциальными клиентами.
Для достижения данной цели следует по максимуму использовать выбранную стратегию маркетингового развития компании. Это даст возможность решить все возможные сложности, возникающие в процессе коммуникации компании с клиентами.
Использование маркетинговой стратегии в развитии компании позволит решить все существующие слабости ОАО «Мясоопт»:
- стратегия будет применима на практике, в результате появится возможность структурировать все существующие подходы к разработке маркетинга в компании, а развитие маркетинговой службы станет одним из залогов успеха компании;
- повысить узнаваемость компании можно будет при помощи разработанной маркетинговой стратегии, а это поспособствует узнаваемости компании среди потенциальных клиентов;
- дает возможность компании использовать мощности компании по полной, а это позволит увеличить количество потенциальных клиентов.
Мероприятия развития имеющихся у компании сильных сторон позволят максимально реализовать все имеющиеся у компании возможности, при этом они в полной мере отвечают требованиям компании в рамках поставленной цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Мясоопт» является производителем колбасных, мясных изделий и полуфабрикатов. Предприятие относится к частной собственности, отраслевая принадлежность которого пищевая промышленность.
Вся выпускаемая ОАО «Мясоопт» продукция проходит необходимые биохимические, санитарно-химические и органолептические испытания. Постоянный тщательный контроль качества выпускаемой продукции обеспечивает современная, обеспеченная всем необходимым оборудованием производственная лаборатория.
Вся продукция выпускается согласно НТД, СТБ и ГОСТов.
Ежедневно на предприятии выпускается около 10 тонн готовой продукции с довольно широким ассортиментом: колбасные изделия вареные, сыровяленые и сырокопченые, копчености, а также мясные полуфабрикаты и полуфабрикаты быстрого приготовления.
Обобщая анализ деятельности ОАО «Мясоопт» показал, что в 2019 г. стоимость основных производственных фондов предприятия составила 2502 тыс. рублей. В структуре основных производственных фондов наибольший удельный вес принадлежит машинам и оборудованию.
В 2019 г. стоимость оборотных средств составила 2710 тыс. рублей, в структуре которых наибольший удельный вес принадлежит расчетам с дебиторами – 57,9 % в 2019 г. Среднесписочная численность работников в 2019 г. составила 124 человека, что на 8,1 % меньше, чем в 2017 г.
Снабженческой деятельностью на предприятии занимаются специалисты по снабжению и специалист по маркетингу.
Ежедневно на предприятии выпускается около 10 тонн готовой продукции с довольно широким ассортиментом: колбасные изделия вареные, сыровяленые и сырокопченые, копчености, а также мясные полуфабрикаты. Основная часть произведенной продукции реализуется на внутреннем рынке Республики Беларусь.
Маркетинговой деятельностью в ОАО «Мясоопт» занимается отдел маркетинга.
Развитие партнерских отношений между ОАО «Мясоопт» и всеми группами влияния необходимо для выбора правильного направления развития организации и обеспечения его эффективной реализации. Все поставки товаров осуществляются на основании договора.
Важное значение в деятельности ООО «Мясоопт» занимают маркетинговые исследования. На предприятии применяются кабинетные маркетинговые исследования.
1. Акулич, И. Л. Маркетинг: Учебное пособие для вузов / И. Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2015. – 463 с.
2. Александров, Ю.Л. Экономика предприятия / Ю.Л. Александров, Н. Н. Терещенко. – Красноярск: Экономика, 2009. – 454 с.
3. Анн, Х. Маркетинг: Учебное пособие для ВУЗов (3-е изд) / Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. – Спб: Питер., 2014. – 736 с.
4. Ануфриев, В.Е. Источники формирования маркетинговой стратегии предприятия и его совершенствование // Финансы. – 2013. – № 1. – С. 39.
5. Багиев, Г.Л., Маркетинг: Учебное пособие / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 736 с.
6. Байбардина, Т. Н. Маркетинговая деятельность организаций и организаций потребительской кооперации: Текст лекции / Т. Н. Байбардина, О. А. Бурцева. – Гомель: «БТЭУПК», 2016. – 92 с.
7. Башаримова, С.И. Основы маркетинга: Курс лекций / С.И. Башаримова, М.В. Дасько – Минск: НИИ Белкоопсоюза, 2015. – 106 с.
8. Бронникова Т.С. Маркетинг: Учебник / Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. - М.: Инфра-М, 2015. – 325 с.
9. Герчикова, И.Н. Маркетинг: организация, технология: Учебное пособие / И.Н. Герчикова. – М.: Изд-во школы международного бизнеса МГИМО. – 2015. – 158 с.
10. Голубков, Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс., 2014. – 704 с.
11. Глубокий, С.В. Товаропроводящая сеть организации: Эффективные решения по организации, маркетингу и менеджменту / С. В. Глубокий. – Минск: Изд-во Гревцова, 2015. – 376 с.
12. Данько, Т.П. Система управления эффективностью маркетинга / Т.П. Данько, О.В. Китова // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2015. – №5. С.376.
13. Демидовец, В.П. Предпринимательский менеджмент: Курс лекций/ В. П. Демидовец. – Минск: БГТУ, 2014. – 123 с.
14. Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: Учебное пособие / А.П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2015. – 253 с.
15. Казущик, А.А. Основы маркетинга: Учебное пособие / А.А. Казущик. – Мн: Беларусь, 2015. – 246 с.
16. Капон, Н. Управление маркетингом: Учебное пособие для вузов/ Н. Капон, В. Колчанов, Д. Макхалберт. – Спб: Питер, 2015. – 832 с.
17. Ковалев, М.Н. Маркетинг: Учебное пособие / М.Н. Ковалев, Г.Л. Кабаева, О.В. Устименко; под ред. М.Н. Ковалева. – Гомель: УО ФПБ «Международный университет «МИТСО», 2013. – 377 с.
18. Кулибанова, В.В. Маркетинг: Сервисная деятельность: Учебное пособие / В.В. Кулибанова. – СПб.: Питер, 2015. – 231 с.
19. Маркетинг: Учебное пособие / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. – Москва: Инфра-М, 2016. – 335 с.
20. Маркетинг: Учебное пособие / Г.Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. – М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2015. – 703.с.
21. Михарева, В.А. Маркетинг: Курс лекций / В.А. Михарева. – Минск: Юрайт, 2014. – 224 с.
22. Основы маркетинга. Теория и практика: Учебное пособие / И.И. Пичурин, О.В. Обухов, Н.Д. Эриашвили. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 381с.
23. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 454 с.
24. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: РИГТО, 2013. – 367 с.
25. Секерин, В.Д. Основы маркетинга: Учебное пособие / В.Д. Секерин. – М.: КноРус, 2014. – 232 c.
26. Синяева, И.М. Маркетинговые коммуникации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Маркетинг» И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев; под ред. Л.П. Дашкова. – М.: Дашков и К°, 2012. – 323 с.
27. Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум / Е.Н. Скляр. – М.: Дашков и К, 2015. – 216 c.
28. Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум / Е.Н. Скляр, Г.И. Авдеенко, В.А Алексунин. – М.: ИТК Дашков и К, 2016. – 216 c.
29. Смирнов, А. Лидовое побоище. Маркетинговые инструменты для продвижения бизнеса в Интернете / А. Смирнов, Ю. Суздаль. – СПб.: ИГ Весь, 2015. – 176 c.