Введение
1 Общие вопросы организации работы бюджетного учреждения
2 Организация контрольно-ревизионной работы
3 Анализ хозяйственной деятельности
3.1 Анализ основных экономических показателей деятельности бюджетной организации
3.2 Анализ финансирования, кассовых и фактических расходов
3.3 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
3.4 Анализ труда и заработной платы
3.5 Анализ основных средств, нематериальных активов и отдельных предметов в составе оборотных средств
3.6 Анализ материальных ресурсов
3.7 Анализ внебюджетных средств
3.8 Обобщение результатов анализа
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Преддипломная практика является одним из важнейших элементов учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов в области учета, анализа и аудита. Она способствуют закреплению и углублению и систематизации теоретических знаний студентов, полученных при изучении специальных дисциплин по специальности, приобретению профессиональных навыков по специальности.
Основными задачами преддипломной практики являются:
1 Освоение и закрепление знаний студентов, полученных в университете по курсу обучения;
2 Проверка возможной самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретной организации;
3 Подготовка материалов к дипломной работе;
4 Изучение отраслевых действующих нормативных и методических материалов, и периодической литературы по вопросам организации бухгалтерского учета, анализа, контрольно-ревизионной работы, налогообложения;
5 Ознакомление в практических условиях с функциональными обязанностями своей будущей профессии и получение необходимых навыков в области организация учета и внутреннего контроля;
6 Исследование и оценка действующей в организации системы учета и внутрихозяйственного контроля посредством сбора, систематизации, и обобщение практического материала в процессе выполнения учетных операций;
7 Выявление отклонений в организации, методике бухгалтерского учета и ревизии от установленных нормативных документами правил их ведения. Разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию учетного процесса, организации ревизионной работы в учреждении с использованием современных и рациональных методов ведения учета;
8 Ознакомление с организацией и методикой анализа финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Исследование информационной базы и проведение на ее основе анализа с использованием типовых методик анализа, определение факторов, влияющих на отклонения по исследуемым показателям с целью выявления резервов повышения эффективности деятельности организации.
Отчет по практике выполнен на основании данных Учреждения здравоохранения «Чаусская центральная районная больница».
1 Общие вопросы организации работы бюджетного учреждения
Учреждение здравоохранения «Чаусская центральная районная больница» – юридическое лицо, которое имеет на праве оперативного управления обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательства, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс, открывать расчетные, иные счета в банкахи небанковских кредитно-финансовых организациях, иметь печать, штампы, фирменные бланки со своим наименованием и иными реквизитами.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения доступности медицинской помощи для граждан лиц без гражданства, и не предусматривает извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Основными целями деятельности Учреждения здравоохранения «Чаусская центральная районная больница» являются:
- сохранение и укрепление здоровья населения;
- организация и проведение мероприятий, направленных на снижение заболеваемости (в том числе профессиональной), инвалидизации и смертности населения;
- повышение санитарно-гигиенической и медицинской культуры населения;
- повышение профессионального уровня медицинских работников и культур обслуживания населения;
- совершенствование медицинской помощи населению.
Предметом деятельности Учреждения здравоохранения «Чаусская центральная районная больница» является:
- обеспечение конституционного права граждан на получение бесплатной, доступной, своевременной квалифицированной помощи и услуг на территории района в пределах компетенции Учреждения;
- проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;
- предупреждение возникновения и распространения инфекционных паразитарных заболеваний;
- проведение мероприятий, направленных на повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала;
- оказание платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательном;
- организация работы Учреждения на плановой основе и обеспечение контроля за деятельностью медицинской службы района.
2 Организация контрольно-ревизионной работы
Согласно трактовке Современного экономического словаря контроль (франц. controle – проверка) – это составная часть управления экономическими объектами и процессами, которая состоит в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия объекта наблюдения желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, соглашениями, проектами.
Финансовый контроль – это деятельность государственных, общественных и иных субъектов, регламентированная законом, по проверке своевременности и точности финансового планирования, эффективности и полноты использования средств, связанных с поступлением средств, правильности и эффективности их использования.
Этот термин включает в себя контроль хозяйственной, производственной, экономической и финансовой деятельности.
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансово-хозяйственной деятельности. Его целью является установление фактов злоупотребления и хищения товарно-материальных ценностей и денежных средств. В рыночной экономике значение финансового контроля особенно заметно.
Формально объектом финансового контроля являются финансовые показатели, но, т.к. они регламентируют процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, фактически объектом финансового контроля становится весь процесс производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Этим и определяется огромная роль финансового контроля, он выступает важным фактором успешного социально-экономического развития страны.
В зависимости от субъектов, которые осуществляют контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль.
Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления, применяется относительно любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. Этот контроль осуществляют такие органы, как Министерство Финансов, Контрольно-ревизионное управление, Государственная налоговая инспекция, банки. Проверка осуществляется финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.
Ведомственный контроль делится на внутриведомственный и внутрихозяйственный. Внутриведомственный проводят все министерства, ведомства, объединения в подведомственных им предприятиях, организациях, учреждениях; в их составе создаются контрольно-ревизионные группы, отделы или контрольные управления.
3 Анализ хозяйственной деятельности
3.1 Анализ основных экономических показателей деятельности бюджетной организации
Производственные показатели деятельности учреждения отражают различные аспекты использования койки для лечения больных. С определенной долей условности можно сказать, что они характеризуют работу койки относительно имеющихся возможностей оказания стационарной помощи. Значимость конкретных производственных показателей в зависимости от ситуации может быть различной. Так, на заре советской власти, когда стояла задача выравнивания доступности медицинской помощи, первостепенное значение имели показатели обеспеченности населения койками. По мере разрешения этой проблемы все более актуальным становился вопрос о структуре коек, об уровне госпитализации. В условиях относительного насыщения койками возрастало значение эффективности использования коечного фонда, борьба с простоями и т.д.
В смете каждого бюджетного учреждения проводятся производственные показатели на основании, которых планируются расходы по смете. К производственным показателям относятся такие показатели, которые определяют основное содержание из работы.
Характеристика использования коечного фонда имеет важное значение при анализе объема работы больницы.
Для оценки использования коечного фонда больницы применяются такие показатели, как среднее число дней работы койки в году, средняя длительность пребывания больного в стационаре, оборот койки.
Отклонение показателей в сторону уменьшения или увеличения говорит о серьезных недостатках в организации оказания медицинской помощи данного района, об отсутствии контроля со стороны руководителей за рациональным использованием имеющихся ресурсов.
Рост числа дней работы койки в году свыше нормативного свидетельствует о том, что отделения стационара работали с перегрузкой. В них постоянно находились дополнительные, сверхсметные (приставные) койки, нарушались санитарно-гигиенические нормы и нормативы. Однако для оценки эффективности использования коечного фонда одного этого показателя недостаточна, так как высокую занятость коек можно создать искусственно, задерживая выписку бальных из стационара.
Второй наиболее важный показатель, по которому судят о работе стационара, – эта средняя длительность пребывания больного в стационаре.
Продолжительность пребывания больного в стационаре зависит как от состава больных по диагнозам, характеру и тяжести заболевания, так и от уровня организационной и лечебной работы больницы.
Заключение
Преддипломная практика проходила на основании материалов, предоставлены УЗ «Чаусская ЦРБ».
Учреждение здравоохранения «Чаусская центральная районная больница» – юридическое лицо, которое имеет на праве оперативного управления обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательства, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь самостоятельный баланс, открывать расчетные, иные счета в банкахи небанковских кредитно-финансовых организациях, иметь печать, штампы, фирменные бланки со своим наименованием и иными реквизитами.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения доступности медицинской помощи для граждан лиц без гражданства, и не предусматривает извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Основными целями деятельности Учреждения здравоохранения «Чаусская центральная районная больница» являются:
- сохранение и укрепление здоровья населения;
- организация и проведение мероприятий, направленных на снижение заболеваемости (в том числе профессиональной), инвалидизации и смертности населения;
- повышение санитарно-гигиенической и медицинской культуры населения;
- повышение профессионального уровня медицинских работников и культур обслуживания населения;
- совершенствование медицинской помощи населению.
Учет хозяйственных операций ведется с использованием регистров, отражающих отраслевую специфику бюджетной организации, предназначенных для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных учетных документах для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (налоговой) отчетности в разрезе:
– статей (подстатей, элементов) бюджетной классификации;
– в целях контроля исполнения сметы расходов;
– соблюдения казначейской системы исполнения бюджетов;
– выделения в учете кассовых и фактических расходов.
Бухгалтерский учет ведется по мемориально-ордерной форме учета. Главным учетным регистром синтетического учета является книга «Журнал-главная».
Рабочий план счетов организации утверждается приказом главного врача. Главному бухгалтеру предоставляется право вводить, уточнять субсчета второго, третьего порядка в целях обеспечения раздельного учета бюджетных, внебюджетных средств и других источников поступлений.
1. Андриевская, Е. Внебюджетные средства в вопросах и ответах / Е. Андриевская // Финансы, учет, аудит. – 2019. – № 6. – С. 41–47.
2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008 № 412-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
3. Данилов, Е. Учет финансирования бюджетных учреждений / Е. Данилов // Бюджетные организации. – 2017. – №4. – С. 10–16.
4. Еськова, Л.Ф. Бухгалтерский финансовый учет в бюджетных организациях: учеб. пособие. В 2ч. / Л.Ф.Еськова. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 208 с.
5. Михайлова, В.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях / В.А. Михайлова, Е.А. Головкова, А.А. Чернюк. – Минск: БГЭУ, 2012. – 156 с.
6. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
7. О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями : постановление Минтруда Республики Беларусь от 21.01.2000 г. № 6 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
8. Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан: Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
9. Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2012 г. № 1230 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.
10. Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета организациями, финансируемыми из бюджета, и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 8 февраля 2005 г. № 15 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
11. Об утверждении Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 31.12.2008 № 208 (в ред. Постановления от 13 ноября 2015 г. № 54) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
12. Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 марта 2010 г. №22 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
13. Об утверждении Инструкции о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций: Постановление Министерства финансов Республики Беларусь 30.01.2009 № 8 (в ред. постановления 17.10.2013 № 66) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
14. Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь 19.07.2013 № 641 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15. Руденков, В.М. Организация деятельности бюджетных и научных учреждений: учеб. пособие для вузов / В.М. Руденков, И.К. Рудак. – Минск: Соврем. шк., 2008. – 448 с.
16. Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 296-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.
17. Чернюк, А.А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях : учеб. для вузов / А.А. Чернюк. – Минск : Выш. шк., 2008. – 623 с.