Преддипломная практика
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Отчет
на тему: «Преддипломная практика»
по дисциплине: «Товароведение и торговое предпринимательство»
2022
65.00 BYN
Преддипломная практика
Тип работы: Отчет
Дисциплина: Товароведение и торговое предпринимательство
Организация: Виртан, ООО
Индивидуальное задание: Формирование ассортимента и контроль качества детской печатной продукции.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для потребителей.
Поделиться
Введение
1 Анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия
1.1 Изучение платежеспособного спроса населения и формирования ассортимента товаров
1.2 Рекламная деятельность предприятия
1.3 Закупки товаров и договорная работа
1.4 Поставщики товаров и контроль за поставками
2 Коммерческая деятельность по формированию ассортимента товаров
2.1 Оценка факторов, влияющих на формирование ассортимента отдельных групп товаров
2.2 Анализ структуры ассортимента товаров по товароведным признакам
2.3 Анализ обновляемости ассортимента. Работа по освоению новых видов изделий
3 Анализ контроля и оценки качества непродовольственных товаров
3.1 Состояние нормативно-технической базы документов по контролю и оценке качества
3.2 Работа по контролю за качеством реализуемых товаров. Периодичность, ее результаты. Эффективность.
3.3 Работа, ее результаты по сертификации
3.4 Анализ работы по контролю качества за реализуемыми товарами
4 Экспертиза непродовольственных товаров
4.1 Виды экспертиз, используемых в данном торговом предприятии (кто проводит, как и т.д.)
4.2 Анализ экспертизы качества возвращенных товаров потребителями
4.3 Анализ показателей качества, используемых при проведении экспертизы (на примере конкретной товарной группы)
5 Индивидуальное задание
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
Современный ребенок с самого рождения погружен в медиапространство. К основным факторам, влияющим на формирование детского сознания, сегодня можно отнести не только семью, учебные и воспитательные заведения, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, но и печатные издания.
В современном обществе дети подвержены воздействию мощного информационного потока, который они еще не способны фильтровать, отделять факты от мнений. Детское издательство должно подготовить подрастающее поколение к жизни в современном мире с огромным количеством мировоззрений, взглядов, ценностей и норм. Перед ним стоит важная задача «первичной социализации личности», что требует от создателей и издателей ответственности и осознанности. Отсюда и вытекает особая значимость печатной продукции, направленной конкретно на детскую аудиторию.
Журналы по степени влияния на развитие и социализацию ребенка нисколько не уступают художественной литературе. Напротив, имеют преимущества, поскольку больше приближены к реальной обстановке, в которой находится общество на данный момент.
Детская печатная продукция очень специфична, имеет ряд особенностей, присущих только ей. Определяющий момент в контенте детских печатных изданий – характер аудитории. Подготовка и выпуск детских изданий требуют знаний основных закономерностей и этапов развития ребенка, четкое знание возраста детей, на которых рассчитана та или иная продукция. Дети – это особая аудитория, специфичность которой обусловлена быстрыми психофизических изменениями, полифонией интересов, постоянно меняющимися ориентирами. Знание возрастных особенностей помогает редакции издания учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция продумывает его содержание, структуру, форму, объем.
Особая роль детских журналов в процессе формирования картины мира ребенка, его представлений о морали, развития личных качеств и творческих способностей, особенности отражения в таких печатных изданиях современных эстетических норм конкретного общества, самобытность задействованных механизмов воздействия на сознание читателей детерминируют актуальность отчета.
Целью работы является исследование процесса формирования ассортимента и контроля качества детской печатной продукции. Для достижения поставленной цели были изучены теоретические материалы по данной теме, а также изучен ассортимент и его формирование в ООО «Виртан».
1 Анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия
1.1 Изучение платежеспособного спроса населения и формирования ассортимента товаров
Прежде чем рассматривать платежеспособный спрос, стоит дать краткую организационно-экономическую характеристику организации. Общество с ограниченной ответственностью «ВИРТАН» (ООО «ВИРТАН»), УНП 101489130, зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) 07.05.1998. Предприятие поставлено на налоговый учет 28.05.1998, включено в Государственный реестр плательщиков (иных обязанных лиц) (ГРП).
Общество с ограниченной ответственностью «Виртан» было образовано в 1998 году. На протяжении всего времени специализируется на поставке в Республику Беларусь книжной продукции от ведущих издательств для детей и подростков. К 2002 году «Виртан» является одним из крупнейших официальных дистрибьюторов книжной продукции, товаров для творчества и поздравительных открыток. В постоянном каталоге более 10000 наименований продукции. В своей деятельности «Виртан» постоянно принимает активное участие в международных книжных выставках и ярмарках, за что награждено премиями и дипломами.
Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью.
Форма собственности: частная.
Ведомственная принадлежность: юридическое лицо без ведомственной подчиненности.
Юридический адрес: 220131 г. Минск, ул. Кольцова, 48-4а.
ООО «Виртан» – официальный поставщик книжной продукции в Республике Беларусь.
ООО «Виртан» – предприятие частной формы собственности, не имеет ведомственной принадлежности и вышестоящих органов управления, не входит в состав концернов и других объединений, действующих на территории Республики Беларусь.
ООО «Виртан» является самостоятельной организацией и действует на принципах хозрасчета. Филиалов предприятий в республике и за ее пределами не имеет.
Организация является юридическим лицом и выступает от собственного имени в гражданском обороте. Имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности в пределах, установленных Уставом. Имеет отдельный расчетный счет в банке, печать, штампы со своим наименованием и иную необходимую атрибутику.
2 Коммерческая деятельность по формированию ассортимента товаров
2.1 Оценка факторов, влияющих на формирование ассортимента отдельных групп товаров
В ООО «Виртан» реализуется следующая продукция:
- книжная продукция,
- журналы,
- раскраски,
- комиксы,
- календари,
- наклейки,
- закладки.
Так как ООО «Виртан» является лишь поставщиком печатной продукции, рассматривать ассортимент продукции целесообразно в магазинах, куда поставляется печатная продукция. В качестве таковых представлены: «Буслiк», «Белкнига», «ЦУМ Минск», «Корона» [22].
Для анализа выкладки и планограмм детской печатной продукции выбран книжный магазин «Белкнига», расположенный в г. Минске по адресу: пр-т Независимости, 19.
Проанализируем выкладку товаров в изучаемом нами магазине на примере отдела детской печатной продукции. В отделе используется горизонтальная, вертикальная и декоративная выкладка. Например, раскраски или журналы занимают всю отведенную им полку в длину, что является образцом горизонтальной выкладки.
Выкладка детской печатной продукции в магазине «Белкнига» является простой, т. е. любое печатное издание максимально доступно. Это является положительным моментом, т. к. многие книжные магазины любят прибегать к оригинальной и необычной выкладке, строят из книг какие-либо замысловатые фигуры. По результатам опроса посетителей книжных магазинов было установлено, что 90 % людей отталкивает подобная выкладка, хоть визуально она является эстетичной. Из этого следует, что незачем строить красивые и эффектные фигуры из книг, если необходимо их продать, так как покупатель должен иметь возможность спокойно и беспрепятственно взять товар или поставить его на место, не боясь при этом разрушить хрупкую конструкцию и что-нибудь уронить.
Выкладка товаров должна соответствовать следующим принципам:
- обзор;
- доступность;
- опрятность;
- соответствующий вид товаров «переднего ряда»;
- заполненность полок;
- привлекательность упаковки;
- маркировка цены;
- определенное место на полке;
- постоянное восполнение запасов;
- правило распределения приоритетных мест.
3 Анализ контроля и оценки качества непродовольственных товаров
3.1 Состояние нормативно-технической базы документов по контролю и оценке качества
В условиях глобализации и интеграции торговых отношений предполагается внедрение новых технологий во все области хозяйственной деятельности, в том числе и ассортиментной политики торговой организации. Особое значение приобретает возможность предвидения предпочтений потенциальных и реальных потребителей. В условиях конкурентной борьбы качественная оптимизация ассортимента обеспечивает успешную работу торговой организации и увеличение рентабельности продаж.
Для анализа ассортимента товаров в ООО «Виртан» применяется метод, который называется ABC-анализ. Этот метод, в частности, показывает, какие товары приносят максимальную прибыль, какие создают оборот, а какие просто бесполезно занимают места на полках.
При формировании ассортимента в ООО «Виртан» применяются основы категорийного менеджмента.
В его основе лежит разделение ассортимента на группы, т. е. категории, каждая из которых включает товары и услуги, удовлетворяющие тесно взаимосвязанные потребности покупателя. Задача категорийного менеджмента заключается в том, чтобы совокупное предложение всех категорий было привлекательным для целевых покупателей. Ассортиментная матрица — это полный перечень всех товарных позиций, утвержденных для продажи в конкретном магазине на определенный период времени с учетом требований ассортиментной политики организации и особенностей формата и расположения магазина. Построение матрицы является необходимым условием для любой компании вне зависимости от того, какая у нее организационная структура. Ассортиментная матрица содержит в себе информацию о товаре и поставщиках. В матрице могут присутствовать следующие данные: бренды, свойства товара, поставщики, данные об упаковке и количестве единиц в упаковке, вес изделия или вес упаковки, имя менеджера, ведущего категорию, магазину какого формата соответствует данный магазин.
Содержание коммерческой деятельности по оптовой продаже товаров в ООО «Виртан» составляют следующие операции:
- нахождение оптовых покупателей товаров;
- планирование оптовой продажи;
- установление хозяйственных связей с покупателями товаров;
- выбор форм и методов оптовой продажи;
- оказание услуг оптовым покупателям;
- рекламно-информационная деятельность;
- организация учета и контроля за выполнением договоров с покупателями.
4 Экспертиза непродовольственных товаров
4.1 Виды экспертиз, используемых в данном торговом предприятии (кто проводит, как и т.д.)
Экспертиза – это исследовательская деятельность, осуществляемая компетентным лицом (или группой лиц), для ответа на чётко поставленные другим лицом (юридическим или физическим) вопросы. Она проводится в определённые сроки (как правило, короткие) и заканчивается подготовкой письменного документа в установленной форме (заключения, акта, сертификата и т. п.). Исследовательская деятельность подразумевает выбор экспертом методов исследования с целью получения ответов на заданные вопросы с оптимальной достоверностью.
В зависимости от области деятельности, характера объектов исследования и применяемых методов экспертизы могут быть товароведными (товароведческими), судебными, медицинскими, экологическими, санитарными, искусствоведческими и др. Под товароведной экспертизой следует понимать экспертизу, в которой предусматривается определение тех или иных параметров товара, характеризующих его потребительную стоимость – показателей качества, наличия и причин возникновения дефектов и пороков, определение вида, сорта, марки, модели изделия, его конкурентоспособности, стоимости, степени износа и др.
Книги и другие печатные изделия выпускают в соответствии с требованиями ГОСТ или ТУ.
Существуют стандарты, содержащие технические требования и методы испытаний на группы изделий. Экспертиза печатной продукции, в том числе и детской, имеет свою специфику.
Экспертиза производится специалистом – это исследования и выводы по вопросам, которые поставлены перед экспертом и экспертизой, оформленные на фирменном бланке организации, подписанные экспертом и руководителем, с приложением перечня документов.
Экспертиза полиграфической продукции — это исследование методов, способов, технологических условий, материалов и устройств для изготовления, внесения изменений и защиты полиграфической продукции.
4.2 Анализ экспертизы качества возвращенных товаров потребителями
Стоит отметить, что случаев возврата продукции ООО «Виртан» не зафиксировано.
5 Индивидуальное задание
Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое, в свою очередь, направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его увеличения.
Для изучения покупательских предпочтений по детской печатной продукции был использован метод анкетирования. Была составлена анкета и предложена 100 потенциальным покупателям ООО «Виртан» (Приложение А).
Таким образом, в данном разделе мы изучили структуру ассортимента детской печатной продукции, реализуемой ООО «Виртан» и определили наиболее и наименее привлекательные изделия. Также составили анкету для потребителей (детей и их родителей) и провели опрос, но основании которого можно сделать следующие выводы:
В опросе принимало участие 100 респондентов: 50 детей в возрасте от 5 до 11 лет и 50 родителей.
Заключение
Исходя из проведенного в отчете исследования можно сделать следующие выводы:
1. Спрос и ассортимент взаимосвязаны между собой, для этого периодически проводится мониторинг среды деятельности организации. Это нужно для того, чтобы своевременно можно было внести изменения либо какие-то коррективы в процесс формирования ассортимента, а также разработать и установить в торговле эффективную систему управления, которая бы включала постоянный внутренний контроль и регулировала ассортимент.
2. Торговая реклама, является одной из форм информационной деятельности, обеспечивает связь между производством и потребителем. Это позволяет контролировать продвижение товара на рынке, создавать и закреплять у покупателя устойчивую систему предпочтений. Поистине реклама является двигателем торговли.
3. Общество с ограниченной ответственностью «Виртан» – крупнейший поставщик книжной продукции. Было образовано в 1998 году. На протяжении всего времени специализируется на поставке в Республику Беларусь книжной продукции от ведущих издательств для детей и подростков. ООО «Виртан» является одним из крупнейших официальных дистрибьюторов книжной продукции, товаров для творчества и поздравительных открыток. В постоянном каталоге более 10000 наименований продукции. В своей деятельности «Виртан» постоянно принимает активное участие в международных книжных выставках и ярмарках, за что награждено премиями и дипломами.
В первом разделе отчета был проведен анализ финансово-экономической деятельности, который позволяет сделать вывод об эффективности производственно-финансовой деятельности ООО «Виртан», хотя в 2019 году наметилась негативная динамика объемов производства продукции, выручки и прибыли от реализации. В 2020 году ситуация стабилизировалась.
4. Единственным видом хозяйственного договора, используемого при организации договорных отношений с поставщиками в ООО «Виртан», является договор поставки. Этот правовой документ, который регулирует взаимоотношения поставщика и покупателя по поставке товаров и является единственным юридическим фактом, на основании которого возникает обязательство по поставке.
В целях обеспечения максимальной прозрачности и взаимовыгодных отношений в работе с поставщиками детской печатной продукции ООО «Виртан» разработала ряд критериев, которые призваны сделать понятными принципы отбора новых партнеров и мотивы принятия решений о продолжении сотрудничества со старыми партнерами.
1 Акулич, И. Л. Маркетинг: учеб. пособие для вузов / И. Л. Акулич. – 9-е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. Шк., 2018. – 525 с.
2 Багиев, Г. Л. Маркетинг: учеб. для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн. – 5-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 736 с.
3 Башаримова, С. И. Основы маркетинга: курс лекций / авт.-сост. С. И. Башаримова [и др.]. – 2-е изд. – Минск: НИИ Белкоопсоюза, 2015. – 106 с.
4 Григорьев, М. Н. Маркетинг: учеб. пособие для вузов / М. Н. Григорьев. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2016. – 448 с.
5 Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент / Ф. Котлер. – СПб: Питер Ком, 2016. – 896 с.
6 Карпов, В. Маркетинговое исследование рынка / В. Карпов // Маркетинг. – 2014. – № 2. – С. 78 – 88.
7 Котляренко, М. Мерчандайзинг – это искусство. Маркетинг и маркетинговые отношения / М. Котляренко. – 2016. – №7. – с. 14-20.
8 Мельник, И.М. Мерчандайзинг: Учебное пособие / Мельник И.М., Хомяк Ю. М. – К.: Знания, 2015. – 309 с.
9 Парамонова, Т. Планировка магазина как важнейший элемент мерчандайзинга. Практический маркетинг / Т. Парамонова. – 2016. – №4.
10 Посыпанова, О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей: монография / О. С. Посыпанова – Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. – 296 с.
11 Прикладной маркетинг: учеб. пособие для вузов / В.А. Михарева [и др.]; под общ. ред. В. А. Михаревой. – Минск: Выш. шк., 2017. – 431 с.
12 Резник, Г. А. Введение в маркетинг: учеб. пособие для вузов / Г. А. Резник. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 202 с.
13 Рамазанов, И. Психология человека в позиции покупателя и принципы мерчандайзинга / И. Рамазанов. – М.: РИП-холдинг, 2014. – 40 с.
14 Современное состояние и тенденции развития полиграфического рынка. – Режим доступа: https://compuart.ru/article/8390. – Дата доступа: 13.01.2022.
15 Сысоева, С.В. Мерчандайзинг. Курс управления ассортиментом в рознице / С.В. Сысоева. – СПБ.: Питер, 2016. – 226 с.
16 Ушакова, Г.А. Мерчандайзинг и маркетинг / Г.А. Ушакова. –Москва: ИНФРА-М, 2015. – С. 87–93.
17 Феоктистова, Е.М. Маркетинг: Теория и практика / Е.М. Феактистова. М.: Высшая школа, 2015. – 314 с.
18 Ферни, Джон Принципы розничной торговли / Джон Ферни, Сюзанна Ферни, Кристофер Мур. – Москва: Мир, 2016. – 416 c.
19 Официальный сайт ООО «Виртан». – Режим доступа: http://virtan.by.
20 Стандартные требования к изданиям журнальным, книжным и учебным для детей и подростков. – Режим доступа: https://www.bsmu.by/downloads/kafedri/k_gig_det/stud/2018-2/m1.pdf.
Индивидуальное задание: Формирование ассортимента и контроль качества детской печатной продукции.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для потребителей.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты