ВВЕДЕНИЕ
Мною в период с 9 февраля 2015 года по 21 февраля 2015 года была пройдена ознакомительная практика в Логойском районном потребительском обществе (далее – райпо).
Целью ознакомительной практики является ознакомление с финансово-хозяйственной деятельностью райпо; приобретение профессиональных навыков по специальности; закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; привитие профессиональных навыков организаторской деятельности в условиях трудового коллектива.
1 Общая характеристика райпо
В рамках ознакомительной практики в Логойском райпо я ознакомилась с общей характеристикой предприятия.
Логойское районное потребительское общество, в дальнейшем именуемое Общество, добровольное объединение граждан, либо граждан и юридических лиц, проживающих (работающих) в Логойском районе Минской области Республики Беларусь, создано 24.01.1996 г. в соответствии с решением общего собрания учредителей, по территориальному признаку на основе объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.
Общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может иметь расчетный (текущий) и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. Может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.
Учредительным документом райпо является Устав (приложение 1).
Согласно Устава, основной целью создания Общества являются удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов Общества, обслуживаемого населения.
Предметом деятельности Общества являются:
1. организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
2. закупка у граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья, вторичных материальных ресурсов, других видов продукции и сырья;
3. производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
4. оказание платных услуг населению;
5. организация рынков для торговли товарами;
6. осуществление внешнеэкономической деятельности;
7. осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
2 Основные показатели финансово-экономической деятельности предприятия
Рассмотрим основные показатели финансово - экономической деятельности райпо в 2014-2016 гг – приложение Б.
Данные, представленные в приложении, свидетельствуют о благоприятной динамике развития рассматриваемого предприятия. Так, предприятием обеспечивается положительная динамика формирования выручки от реализации, объем которой по результатам 2016 г. составил 40514 тыс. р., увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 0,3%, или на 120 тыс. р. В 2015 году также отмечалась динамика роста выручки на 1743 тыс. р или на 4,5%.
С положительной стороны отмечается снижение уровня себестоимости реализованной продукции в 2016 году на 0,5% процентных пункта или на 127 тыс. р. Данное обстоятельство явилось фактором увеличения валовой прибыли предприятия, а также прибыли от реализации, объем которой составил по итогам 2016 г. 466 тыс. р.¸ увеличившись по отношению к предыдущему году на 247 тыс. р., или на 114,7%.
Положительная динамика отмечена по рентабельности реализованной продукции предприятия, показатель которой в 2016 г. составил 1,48% и увеличился по отношению к предыдущему периоду на 0,79 процентных пункта.
Предприятие функционирует эффективно, о чем свидетельствует формирование положительной чистой прибыли, объем которой за 2016 г. составил 204 тыс. р.,что стало больше, чем в 2015 году на 11 тыс.р. Уровень чистой прибыли не смотря на своё снижение в 2015 году на 14,2%, возрос в 2016 г. на 5,7 процентных пункта.
Райпо обеспечено квалифицированными кадрами, среднесписочная численность которых за 2016 г. составила 327 чел. В рассматриваемый период отмечается незначительный прирост среднесписочной численности работников на 4 чел., или на 0,9%.
Трудовые ресурсы предприятия используются эффективно, динамика производительности труда в целом удовлетворительная, наблюдаются небольшие колебания в сторону её снижения, но они не значительны, всего лишь 0,9%
Положительно характеризуется использование предприятием основных производственных фондов. Так, в анализируемый период за счет роста среднегодовой стоимости ОПФ с 8683 тыс. р. в 2015 г. до 9058 тыс. р. в 2016 г. улучшился показатель фондовооруженности на 0,8 тыс. р., или на 2,9%.
Фондоотдача в 2015 году увеличилась на 0,1 тыс. рублей или на 2,5%, но уже в 2016 году снизилась на 0,2 тыс. р. Или на 4,3%, это может говорить о неправильном использовании основных средств на предприятии.
Рентабельность ОПФ за анализируемый период снижается, в 2015 году
3 Организационная структура райпо
Руководство текущей деятельностью осуществляют Правление общества и Председатель. В приложении А - представлена организационная структура управления райпо.
Как видно из приложения А, в райпо используется линейная структура аппарата управления.
Плюсами данного вида структур является следующее: руководитель несет полную ответственность за результаты деятельности подчиненных ему подразделений, простота и четкость подчинения. Минусы: каждый руководитель при линейной структуре обязан быть высококвалифицированным специалистом, обладающим разносторонними знаниями, необходимыми для выполнения комплекса работ по управлению предприятием.
В целом структура управления райпо отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления. Такая структура управления предоставляет возможность руководителю эффективно осуществлять оперативное и стратегическое руководство обществом.
Исполнительным органом райпо является Председатель.
Председатель:
- принимает участие в контроле договорных обязательств, поступлении и реализации фондов на товары, в подготовке данных для составления претензий на поставленные некачественные товарно-материальные ценности и ответов на претензии заказчиков.
- следит за наличием товаров и готовой продукции на складах, осуществляет связь с поставщиками и потребителями, своевременно оформляет документы на поставляемую и отгружаемую продукцию.
- ведет учет поступления и реализации товарно-материальных ценностей, контролирует своевременность отгрузки возвратной тары.
- участвует в проведении переучетов и инвентаризаций, изучает причины образования излишних сверхнормативных товаров, принимает меры по их реализации.
- осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товарно-материальных ценностей на складах, подготавливает товар к продаже покупателям, оформляет необходимые документы, связанные с поставкой и реализацией продукции, составляет отчетность по установленным формам.
- организует изучение спроса населения, руководит закупкой товаров, принимает меры к расширению и улучшению качества поставляемых товаров, обеспечению магазина необходимыми товарами. Участвует в заключении договоров на поставку товаров; организует выставки товаров.
- осуществляет контроль за состоянием тары и упаковочных материалов, правильной организацией транспортировки и хранения товаров. Организует учет выборки товарных фондов и оформление установленной документации.
- обеспечивает соблюдение законности в деятельности магазина. Знакомится с изменениями в законодательстве в области торговли и
4 Экономическая служба райпо
Планирование в Логойское районное потребительское общество осуществляет бухгалтер и заместитель директора. Основные направления деятельности в процессе планирования в Логойском районном потребительском обществе: разработка бизнес-планов: финансово-хозяйственной деятельности (планирование объема доходов и расходов), перспективного и др.; решение вопросов ценообразования; работа по совершенствованию организационных структур, штатных расписаний в соответствии со схемами должностных окладов и установленным фондом заработной платы; организация статистического учета, подготовка периодической отчетности по формам, установленным службой государственной статистики; разработка локальных актов экономической направленности (положения о системе оплаты труда, ценообразования и т.д.); анализ экономических показателей в целях стимулирования продаж и увеличения объема оказываемых услуг, экономного и эффективного использования финансовых и трудовых ресурсов.
Отношения с поставщиками и покупателями в Логойском районном потребительском обществе оформляются договорами поставки и купли-продажи.
Договором является юридический акт, из которого возникают обязательственные правоотношения.
Организация договорной дисциплины в Логойском районном потребительском обществе входит в компетенцию юрисконсульта предприятия, который на основании действующего в Республике Беларусь законодательства разрабатывает формы договоров Логойском районном потребительском обществе, проводит юридическую экспертизу договоров, которые заключает Логойском районном потребительском обществе со своими партнерами. В основе организации договорной работы на предприятии лежат нормы Гражданского Кодекса Республики Беларусь.
Договорная работа в Логойском районном потребительском обществе состоит из трех основных блоков:
1) проведение преддоговорной работы. Это прежде всего переговоры и согласование условий, подготовка проекта договора;
2) заключение договора;
3) контроль над исполнением условий договора, а в случае необходимости - понуждение контрагента к его исполнению или, в крайнем случае, расторжение договора.
Порядок соблюдения договорной дисциплины в Логойском районном потребительском обществе проводится как бухгалтерией, так и отделом снабжения и сбыта.
В отделе снабжения и сбыта за менеджерами закреплены поставщики и покупатели, с которыми Логойском районном потребительском обществе осуществляет операции по купле-продаже товаров, услуг. Менеджеры следят
5 Деятельность отдела маркетинга райпо
Исходя из общих целей предприятия, целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.
Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все подразделения предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с отделом маркетинга. Все подразделения предприятия обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь отдел маркетинга обязан предоставлять всем другим подразделениям предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.
Отдел маркетинга не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и коррелирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.
Главные задачи отдела маркетинга: оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих; разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа; совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, относительно продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продуктов; разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия; оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений.
В соответствии с положением об отделе маркетинга, можно выделить следующие задачи отдела:
1. Разработка маркетинговой политики в организации.
2. Организация и определение эффективности производственно-сбытовой деятельности общества.
3. Исследование спроса в целях обеспечения рыночного успеха общества.
4. Оценка деятельности конкурентов.
5. Налаживание маркетинговых коммуникаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в результате прохождения ознакомительной практики в райпо был создан аналитический материал, раскрывающий направления и результативность деятельности исследуемого объекта, изучены особенности функционирования организации, дана оценка и предложения по повышению эффективности ее деятельности.
На основе данных статистической, бухгалтерской, оперативной отчетности и других материалов, и изучения методических рекомендаций, нормативных и инструктивных материалов произведен анализ и оценка результатов хозяйственной и финансовой деятельности исследуемого объекта.
В процессе выполнения работы по анализу эффективности функционирования райпо осуществлены следующие действия:
изучен материал, характеризующий структуру предприятия, оказываемые услуги, правовую форму и прочие данные;
исследованная структура и принципы управления, распределения функциональных обязанностей между сотрудниками структурными подразделениями;
произведен анализ экономических результатов производственно- хозяйственной деятельности предприятия;