ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ) РАЗДЕЛ
1.1 Экономическое содержание понятия «конкурентоспособность»
1.2 Система показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия и его продукции
1.3 Методика оценки конкурентоспособности предприятия
2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ внешней среды предприятия
2.4 Анализ использования ресурсов на предприятии
2.5 Исследование основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика является частью образовательного процесса подготовки специалиста, продолжением образовательного процесса в производственных условиях.
В ходе прохождения производственной практики проявляются следующие академические и социально-личностные компетенции: применение базовых научно-теоретических знаний для решения практических задач; владение системным, сравнительным анализом, исследовательскими навыками; применение навыков, связанных с использованием технических средств, управлением информацией и работой с компьютером; умение работать в команде и др.
Цель преддипломной практики – закрепить знания и умения, полученные студентами в процессе обучения в учреждении высшего образования; помочь овладеть навыками экономической работы, решения социально-профессиональных задач; подготовить к самостоятельной планово-аналитической и исследовательской деятельности.
Основными задачами практики являются:
– проверка профессиональных возможностей будущего специалиста в условиях конкретного хозяйствования;
– приобретение практических навыков организации работы экономической службы, ознакомление с ее содержанием;
– проведение глубокого экономического анализа хозяйственной деятельности организации;
– разработка текущих и перспективных планов хозяйственной деятельности организаций, а также планов социального развития трудовых коллективов, бизнес-планов;
– экономическое обоснование мероприятий, направленных на совершенствование деятельности организаций, повышение эффективности их работы и конкурентоспособности;
– сбор необходимых материалов для подготовки научных докладов и выполнения дипломных работ.
Объектом практики является Филиал ООО «Табак-Инвест» «Торговый центр «Замок».
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ) РАЗДЕЛ
1.1 Экономическое содержание понятия «конкурентоспособность»
Современный маркетинг является одним из важнейших способов активизации конкурентных начал рыночной экономики.
В экономической литературе можно выделить ряд подходов к определению термина «конкуренция». Рассмотрим наиболее часто встречающиеся:
Согласно авторам «Экономикс» Макконел К.Р., Брю С.Л. конкуренция – это наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его [13, с. 348].
Автор книги «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление» Фатхутдинов Р.А. раскрывает понятие «конкуренция» следующим образом: «это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [29, с. 82].
Спиридонов И.А. в своей книге «Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России» рассматривает конкуренцию как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке организациями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли [25, с. 49].
Авторы словаря маркетинга Азоев Г.Л., Завьялов П.С. приводят следующее определение конкуренции: «процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта» [15, с. 104].
Таким образом, обобщая трактовки всех вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод, что конкуренция есть неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая обогащению товарного предложения, его приспособлению к изменяющимся потребностям потребителей и постоянному внедрению на рынок новых, более совершенных товаров.
По аналогии с товарным рынком конкуренция в сфере услуг включает функциональную, видовую и маркетинговую конкуренцию. Рассмотрим их подробнее:
2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
2.1 Общая характеристика предприятия
Торговый центр «Замок» – совершенно новый формат шопинга и развлечений для жителей Беларуси. Здесь каждый сможет найти себе занятие по душе.
Торговый центр «Замок» расположился на одной из центральных улиц столицы – проспекте Победителей, 65. Хорошее транспортное сообщение, велосипедная стоянка, бесплатный крытый паркинг более чем на 2 000 машиномест – удобно и владельцам автомобилей, и велосипедистам, и пользователям общественного транспорта.
Сразу же хочется отметить необычное архитектурное решение торгового центра. Здание, в котором сочетаются традиции местного замкового зодчества и элементы средневековья, выглядит, как настоящий замок. Зайдя внутрь, посетители окажутся в огромном светлом зале с 20-метровым атриумным пространством.
Как и во многих крупных торговых комплексах на первом этаже «Замка» большую часть площади занимает гипермаркет продовольственных и непродовольственных товаров «Корона». Гипермаркет «Корона» давно за-воевал популярность среди минчан и гостей столицы, благодаря широчайшему ассортименту и первоклассному сервису. На полках гипермаркета «Корона», действительно, можно найти все: от свежей выпечки и экзотических фруктов из самых далеких уголков земли до садовой мебели и предметов интерьера. Своеобразным гидом по гипермаркету является одноименный кулинарный журнал «Корона», в котором можно найти множество идей для вдохновения. В гипермаркете действует 40 касс, одна из них для обслуживания людей с ограниченными возможностями.
Также на первом этаже можно найти магазины ювелирных изделий, оптики и бижутерии, салоны сотовой связи, аптеку, туристическое агентство и еще много полезного.
Магазин бытовой техники и электроники «Корона Техно» расположен на четвертом этаже. «Корона Техно» имеет формат самообслуживания, и большинство товаров покупатели могут протестировать лично. Если же нет желания самостоятельно разбираться в технических нюансах, на помощь придут продавцы-консультанты, которые обо всем подробно расскажут. В «Корона Техно» представлено более 10 000 наименований товаров отечественных и зарубежных производителей. Оказываются и сопутствующие услуги, такие как: доставка,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Торговый центр «Замок» – совершенно новый формат шопинга и развлечений для жителей Беларуси. Здесь каждый сможет найти себе занятие по душе.
Торговый центр «Замок» расположился на одной из центральных улиц столицы – проспекте Победителей, 65. Хорошее транспортное сообщение, велосипедная стоянка, бесплатный крытый паркинг более чем на 2 000 машиномест – удобно и владельцам автомобилей, и велосипедистам, и пользователям общественного транспорта.
В результате анализа было выявлено увеличение розничного оборота в действующих ценах в 2,17 раза, товарооборота общепита в 2,28 раз за анализируемый период. В сопоставимых ценах наблюдается следующая динамика: наблюдается увеличение розничного товарооборота на 53,56 %, товарооборота общепита на 60,89 % за анализируемый период.
Валовая прибыль возросла по всем отраслям деятельности. Отрицательным моментом является снижение уровня доходов от реализации в торговле (1,45 %) за анализируемый период. Расходы на реализацию в розничной торговле увеличились на 93,75%.
В целом, деятельность филиала рентабельна, однако по данному пара-метру имеет отрицательную динамику за анализируемый период, вследствие чего можно сделать вывод о снижении эффективности деятельности организации.
28 тысяч м² торговых площадей, новые для белорусского ритэйла бренды и большая бесплатная парковка: where Minsk рассказывает, что сегодня из себя представляет открывшийся месяц назад «Замок», и чего ждать от крупнейшего торгового центра страны в ближайшее время.
Здесь находятся магазины одежды известных торговых марок и сетей: Mexx, Motivi, United Colours of Benetton, Sisley, Puma, Fashion House, Mango, Marc O'Polo, Olsen, Strellson, Roy Robson, Antony Morato, Guess DNKY Jeans, DNKY Jeans, Promod, Calvin Klein Jeans, косметики и парфюмерии – ДНК, Inglot, L'Occitane, аксессуаров – Accessorize, Rico.
Наблюдается снижение отдачи экономического потенциала в 2014 году на 0,03 р., в 2015 году на 0,33 р. Отдача функционирующего капитала в 2014 году увеличилась на 0,12 р., в 2015 году снизилась на 0,53 р. Снижение отдачи данных показателей характеризует снижение обобщающих показателей эффективности Филиала ООО «Табак-Инвест» «Торговый центр «Замок».
Наблюдается увеличение эффективности использования трудовых ресурсов, поскольку производительность труда, измеренная по выручке от реализации в действующих ценах в 2014 году увеличилась на 69,88%, в 2015 году на
1 Багиев, Г. Л. Маркетинг./ Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич – СПб: СПбУЭФ, 2010. – 326 с.
2 Гембл, Дж. Маркетинг взаимоотношений с потребителями. М.: ИНФРА-М, 2011. – 298 с.
3 Голубков, Е. П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом, 2010, №2. – С. 25-32.
4 Грибов, В.Д. Экономика предприятия: учебник. Практикум.–3-е изд., перераб. и доп. / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 364 с.
5 Дихтль, Е. Практический маркетинг. / Е. Дихтль. – М.: Высшая школа, 2012. – 344 с.
6 Елисеева, Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. Пособие / Т.П. Елисеева. - Минск: Соврем. Шк., 2010. – 944 с.
7 Зайцев, Н.Л. Экономика организации / Н.Л. Зайцев: - М.: Издатель-ство «Экзамен», 2013. - 768 с.
8 Ильин, А. И. Экономика предприятия: учебное пособие – 2-е изд./ М.: Новое знание, 2015. – 672 с.
9 Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъек-тов хозяйствования, утв. постановлением Минфина и Минэкономики от 27.12.2012 г № Н0/206. Режим доступа: MyGrsu.com›ASYSTEM /fail…kurs… finansovyj_analiz.doc. Дата доступа: 19.02.2017г.
10 Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – M.: OOO «ТК Велби», 2012. – 424 с.
11 Ковалев, В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 560 с.
12 Котлер, Ф. Основы маркетинга. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 656 с.
13 Макконнел, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. / К. Р. Макконнел, С. Л. Брю. – М.: Республика, 2002. – 1126 с.
14 Максютов, А. А. Экономический анализ: учеб. пособие для студен-тов вузов/ А.А. Максютов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 543с.
15 Маркетинг. Словарь / Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Б.А. – М.: ОАО «НПО “Экономика», 2010. – 412 с.
16 Нехорошева, Н. Б. Экономика предприятия; учебное пособие/ 2-е издание – Мн.; Выш. шк., 2015. – С.383
17 Панкрухин, А. Б. Теория и практика маркетинга / А. Б. Панкру-хин. – М.: Луч, 2011. – 426 с.
18 Песоцкая, Е. В. Маркетинг услуг / Е. В. Песоцкая. – СПб: Питер, 2012. – 344 с.
19 Пивоваров, К. В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций / К. В. Пивоваров. – М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 120 с.
20 Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановле-ний Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структур-ных элементов» // КонсультантПлюс: Беларусь. Технологии 3000 [Электрон-ный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
21 Программа социально-экономического развития Республики Бела-русь на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. belstat.gov.by. – Дата доступа: 16.02.2017.
22 Прыкина, Л. В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 360 с.
23 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учеб.пос. для студентов / Г. В. Савицкая. – 4-е издание, перераб. и доп. – Минск, 2010. – 586 с.
24 Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова - М.: Юнити, 2011. - 479 с.
25 Спиридонов, И. А. Международная конкуренция и пути повыше-ния конкурентоспособности экономики России: учебное пособие. – М.: ИН-ФРА-М, 2012. – 266 с.
26 Стражев, В. И. Анализ хозяйственной деятельности / В.И. Стражев, Н.А. Русак, О.Ф. Мигун / Учебник Выш. шк., 2012. – С.398.
27 Терещенко, М. С. Маркетинг: новые технологии в России. – СПб, 2011. – 316 с.
28 Уткин, Э. А. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 422 с.
29 Фатхутдинов, Р. А. Кокурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 486 с.
30 Федько, В. П. Основы маркетинга. – Ростов н/Дону, 2014. – 518 с.
31 Хруцкий, В. Е. Современные маркетинг. М., 2013. – 366 с.
32 Шкрюмова, Е. Анализ конкурентов – начало начал. Режим досту-па: http://www.dom.nn.ru. – Дата доступа: 20.02.2017.
33 Экономика предприятия: учеб. для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Куприянов, В.П. Прасолова и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. – 367 с.
34 Экономика предприятия: учебник для вузов / Под. ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 434 с.
35 Экономика предприятия (фирмы): учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина–3-е изд., перераб. и доп.–М.: ИНФРА–М, 2011. – 344 с.
36 Экономический анализ: учеб. / Г. В. Савицкая. – 11-е изд., испр. и доп. –М.: Новое знание, 2010. – 651 с.