Введение
1 Общая характеристика предприятия
2 Управление предприятием
3 Анализ внешней среды маркетинга предприятия
4 Маркетинговая деятельность на предприятии
5 Организация информационного маркетинга
Индивидуальное задание 1
Индивидуальное задание 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная практика студентов направлена на закрепление и углубление знаний, полученных в университете, изучение вопросов организационно-экономического характера, маркетинговой и сбытовой деятельности, приобретения навыков самостоятельной практической работы по специальности.
Практика проходит на базе Государственного лесохозяйственного учреждения «Василевичский лесхоз». Государственное лесохозяйственное учреждение (ГЛХУ) «Василевичский лесхоз» создано 1 января 1940 года.
Расположено предприятие в центральной части Гомельской области на территории Речицкого, Калинковичского и Светлогорского административных районов, граничит на севере со Светлогорским, на северо-западе – с Калинковичским лесхозами, на юго-западе – с ЭЛОХ «Лясковичи», на юге – Хойникским и на востоке – с Речицким лесхозами.
Основные направления и виды деятельности лесхоза:
- лесохозяйственная (включает организацию ведения лесного хозяйства, направленную на эффективное использование лесных ресурсов, защиту, охрану и воспроизводство лесов; сохранение и создание на закрепленной территории высокопродуктивных, биологически устойчивых лесов и лесной фауны, деятельность которой осуществляется за счет бюджетных средств и поступлений от лесохозяйственной деятельности).
- коммерческая (хозрасчетная) (включает разработку лесосечного фонда, производство продукции деревообработки, вывозку древесины из леса на промышленные склады или другие склады потребителей, для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков, а также развитие побочного лесопользования и заготовка второстепенных лесных ресурсов).
Производственную структуру предприятия образуют 10 лесничеств, производственно-мастерский цех по переработке древесины, лесопункт.
Целью преддипломной практики является освоение и закрепление знаний и умений, полученных по всему курсу маркетинга, проверка возможностей будущего специалиста в условиях конкретного производства, подготовка материалов к дипломной работе. В процессе прохождения преддипломной практики студент должен продемонстрировать умение аналитического анализа, знание экономических дисциплин, умение работать с финансовой, маркетинговой и статистической отчетностью.
Задачи преддипломной практики:
- изучение и анализ всех видов деятельности ГЛХУ «Василевичский лесхоз»;
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Государственное лесохозяйственное учреждение «Василевичский лесхоз» является организацией отрасли «лесное хозяйство» и входит в состав Министерства лесного хозяйства. ГЛХУ «Василевичский лесхоз» было образовано создано 1 января 1940 года. В настоящее время лесхоз располагается на территории трёх районов: Калинковичского, Речицкого и Светлогорского.
Форма собственности – государственная. ГЛХУ «Василевичский лесхоз» не является учредителем, акционером обществ и организаций. Размер уставного фонда равен нулю [1].
Основные направления и виды деятельности лесхоза:
- лесохозяйственная – включает организацию ведения лесного хозяйства, направленную на эффективное использование лесных ресурсов, защиту, охрану и обновление лесов; сохранение и создание на закрепленной территории продуктивных устойчивых лесов и лесной фауны, деятельность которой осуществляется за счет бюджетных средств и поступлений от лесохозяйственной деятельности.
- коммерческая (хозрасчетная) – включает разработку лесосечного фонда, производство продукции деревообработки, вывозку древесины из леса на промышленные склады или другие склады потребителей, для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков, а также развитие побочного лесопользования и заготовка второстепенных лесных ресурсов [1].
В состав ГЛХУ «Василевичский лесхоз» входят 10 лесничеств: Бабичское, Василевичское, Дубровское, Зеленочское, Короватичское, Лисковское, Макановичское, Наховское, Новинковское и Узножское общей площадью около 90 тыс.га.
По лесорастительному районированию территории леса лесхоза относятся к Гомельско-Приднепровскому комплексу лесных массивов, расположенных в Полесско-Приднепровском лесорастительном районе подзоны широколиственно-сосновых лесов (грабовых). Климат территории лесхоза имеет переходные черты между климатом лесной и лесостепной зон.
Из общей площади лесхоза покрытые лесом земли занимают 80,8 тыс.га. Леса I группы занимают площадь 33,1 тыс. га, II- ой - всю остальную.
Охраняемые территории и памятники природы. На территории ГЛХУ «Василевичский лесхоз» находятся несколько особо охраняемых природных территорий. Во исполнение решения коллегии Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды от 15 ноября 2005 г. на базе заказника местного значения, который существовал с 1983 г., создан гидрологический заказник местного значения «Закрошинский Мох». Он охватывает территорию в 496 гектаров, расположен в восточной части Василевичского лесничества.
2 УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Для осуществления оперативного руководства различными сторонами деятельности предприятия разработана структура управления ГЛХУ«Василевичский лесхоз». Данная структура представлена в Приложении А.
Управление ГЛХУ «Василевичский лесхоз» осуществляется в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом. Органом управления является директор. Директор действует на принципах единоначалия. Директор назначается на должность Министром лесного хозяйства Республики Беларусь на условиях контракта сроком не менее одного года.
В настоящее время директором ГЛХУ «Василевичский лесхоз» является Пинчук Юрий Леонидович. Директор без доверенности действует от имени лесхоза, представляет его интересы во всех предприятиях, учреждениях и организациях; выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета; утверждает штампы исполнительного аппарата управления, утверждает размеры премирования в пределах средств, учитываемых в себестоимости продукции согласно законодательству о налогообложении; издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников. Принимает и увольняет работников, входящих в кадровый реестр, поощряет их и применяет к ним меры дисциплинарного воздействия; утверждает должностные инструкции работников; распоряжается имуществом и средствами лесхоза в пределах своей компетенции; заключает от имени лесхоза договоры, в том числе кредитные.
Заместителем директора является главный лесничий (Ацута Иван Иванович). Он осуществляет текущий контроль за деятельностью лесничеств и питомника на основания Положения о государственной лесной охране. Издает приказы и дает указания для всех работников лесничеств.
Главный инженер (Филютич Александр Николаевич) отвечает за проведение на предприятии правильной технической политики, за соблюдение технологий и организации производства, освоение производственных мощностей, повышение производительности труда и совершенствовании ассортимента продукции.
Бухгалтерия лесхоза организует бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности и рациональный документооборот предприятия. Контролирует экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, сохранность его имущества, осуществляет контроль за бухгалтерским учетом в подразделениях и принимает их отчеты. Формирует учетную политику и проводит инвентаризацию имущества. Занимается обеспечением законности, своевременности и правильности оформления документов.
3 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ
Анализ факторов внешней среды дает возможность выявить особенности социально-экономической среды, взаимодействие с которой оказывает прямое или косвенное воздействие на организацию.
Факторы внешнего окружения предприятия подразделяются на среду прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия включает следующие факторы:
- поставщики;
- конкуренты;
- потребители;
- законы и государственные органы.
Рассмотрим в отдельности каждый из этих факторов по отношению к предприятию ГЛХУ «Василевичский лесхоз»:
1) Поставщики. На любом предприятии для анализа очень важна степень зависимости от поставщиков, обеспечивающих поставку материалов, оборудования, энергии. В ГЛХУ «Василевичский лесхоз» в производственном процессе промышленной деятельности в качестве сырья используется древесина собственного производства, полученная в порядке проведения рубок главного пользования, рубок ухода за лесом и санитарных рубок, поэтому нет необходимости в привлечении поставщиков производственных ресурсов.
2) Конкуренты. Для любого предприятия очень важно следить за конкурентоспособностью его продукции по отношению к продукции конкурентов, наличием конкурентного преимущества выпускаемой продукции.
В качестве конкурентов ГЛХУ «Василевичский лесхоз» можно рассматривать все лесхозы, располагающиеся на территории Республики Беларусь, однако они существенно отличаются по географическому положению, что влияет на состав произрастающих лесных пород, по ведению коммерческой деятельности, расположению относительно транспортных путей, также не все лесхозы экспортируют выпускаемую продукцию.
По отношению к продукции других лесхозов конкурентное преимущество при реализации продукции обусловлено следующими факторами:
- предложение по реализации лесоматериалов на различных условиях франкировки;
- увеличение сортности отгруженной продукции;
- сортировка лесоматериалов круглых по диаметрам;
- реализация пиломатериалов, отсортированных согласно ГОСТов.
Так же для стимулирования продвижения товаров на рынок применяется гибкая система расчетов с предоплатой.
4 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Эффективность деятельности лесхоза зависит от глубины изучения рынков сбыта и количества налаженных партнерских связей для чего необходимо постоянное изучение и анализ рынка товара, собственного положения на рынке, разработка тактики и стратегии реализации продукции на экспорт и внутренний рынок. Василевичский лесхоз успешно осуществляет свою деятельность на рынке необработанных лесоматериалов (пиловочник, балансы, фанкряж и т.д.). Из-за низкой рентабельности продукции деревообработки, деловая активность лесхоза на внутреннем рынке обработанных лесоматериалов (доска, брус, брусок, пиленые заготовки и т.д.) в настоящий момент не очень высокая, поэтому на 2017г. запланирован значительный рост экспортной продукции деревообработки, что позволит увеличить рентабельность данной продукции и производительность труда.
В связи с недостаточным запасом хвойных ресурсов, будут увеличены объемы заготовки мягколиственной древесины, в товарной структуре планируется увеличить долю балансов лиственных пород, а также деловой древесины лиственных пород и объемы её переработки в цехах.
В конечном итоге все это позволит улучшить эффективность использования лесных ресурсов.
В связи с ростом цен на энергоносители, актуальное значение будет иметь обеспечение дровяной древесиной потребителей республики, для этого в 2017 г. предусматривается наращивать объемы заготовки дров при условии получения положительной рентабельности от их реализации, что в свою очередь позволит улучшить санитарное состояние лесов.
В лесхозе функции и задачи маркетинга выполняет отдел промышленного производства. На основе развития маркетинга строятся оперативные и перспективные планы развития предприятия. Задача маркетинга состоит в том, чтобы детально изучить рынок, спрос клиента на лесопродукцию, способность данной продукции завоевать свою долю рынка, быть конкурентоспособной по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов, постоянно ориентировать и переориентировать все виды деятельности предприятия в направлениях, обеспечивающих его развитие.
Концепция маркетинга состоит в обеспечении достижения основных целей определенных стратегией хозяйствования путем целенаправленного регулирования качества продукции, цены товара, оптимизации каналов сбыта. Конкурентное преимущество при реализации продукции будет обусловлено следующими факторами:
- реализация пиломатериалов, отсортированных согласно ГОСТов, в т.ч. увеличение объемов реализации через биржевые торги;
- увеличение сортности отгруженной продукции;
5 ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА
Использование информационного маркетинга в деятельности предприятия даст возможность правильно оценить существующие взаимоотношения с потребителями и рационально использовать специфические особенности информационного производства.
Информационный маркетинг позволяет наиболее рационально решать рыночные проблемы, максимально используя при этом возможности своего производства и возможности рынка, для получения высоких прибылей, планировать свою деятельность с учетом тенденций развития информационного рынка.
В Интернете маркетинговую деятельность обеспечивает сайт ГЛХУ «Василевичский лесхоз». Адрес сайта: http://vasles.partnerinfo.by/.
Сайт функционирует на трех языках (переключаются в правом верхнем углу):
- белорусский;
- русский;
- английский языки.
Однако при просмотре данного сайта выявлены некоторые недостатки:
- не очень приятный дизайн, не соответствующий специфике предприятия;
- сайт не привлекает внимание;
- мало информации на сайте.
Поэтому самой логичной мерой воздействия будет усовершенствование данного сайта, для того, чтобы он стал интересным и привлекательным для деловых партнеров и обычных пользователей.
В рамках совершенствования маркетинговой деятельности ГЛХУ «Василевичский лесхоз» необходимо усовершенствовать сайт предприятия. Необходимо изменить доменное имя сайта с http://vasles.partnerinfo.by на http://vasleshoz.by для удобства использования пользователями сети Интернет.
Техническое задание на преобразование сайта ГЛХУ «Василевичский лесхоз» состоит из следующих пунктов:
1. Назначение и цель создания. Основное назначение – это создание представительства ГЛХУ «Василевичский лесхоз» в сети Интернет. Цель создания сайта – информация о ГЛХУ «Василевичский лесхоз», предоставляемых им товарах и услугах, поиск потенциальных новых каналов сбыта.
2. Целевая аудитория сайта. Целевая аудитория состоит из следующих пользователей:
- охотники;
- туристы (как из Беларуси, так и из-за рубежа);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сказать, что весь период прохождения практики был насыщенным аналитической работой по различным пунктам деятельности ГЛХУ «Василевичский лесхоз». Эти сферы деятельности включали в себя не только систему управления персоналом, но также и экономические и финансовые вопросы функционирования предприятия на рынке.
В ходе написания данного отчета о прохождении практики, мною были проанализированы и исследованы основные вопросы, связанные с:
- маркетинговой деятельностью лесхоза;
- ассортиментом выпускаемой продукции, ее реализацией на внешний и внутренний рынки;
- информационным обеспечением маркетинга;
- внешней средой предприятия;
- основными экономическими показателями деятельности ГЛХУ «Василевичский лесхоз».
Основной целью работы лесхоза является повышения ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. Это и определяет широкий ассортимент выпускаемой продукции, производимых работ и услуг.
Анализ, проведенный мною за период 3 года (2015-2017 г.г.), показал, что рентабельность реализованной продукции, работ, услуг на протяжении трех лет возрастает.
В процессе сбора информации мной были обобщены, закреплены и углублены знания по специальным дисциплинам, а также получены документы, необходимые для написания дипломной работы.
1 ГЛХУ «Василевичский лесхоз» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vasles.partnerinfo.by.
2 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с.
3 Маталыцкая С. К. Теория анализа хозяйственной деятельности: Практикум / С. К. Маталыцкая, Э. А. Левшевич. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 51с.
4 Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник. / В.В. Ковалев,О.Н. Волкова. – М.:ПБОЮЛ, 2000. – 321 с.
5 Маркетинг: Учебник А.Н.Морозов, С.Л. Красильников, и др.; Под ред А.Н. Романова – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 325 с.
6 Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг: учебное пособие / Под ред. В.М.Власовой. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 423 с.
7 Пешкова, Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: «Ось-89», 1999. -254 с.
8 Половцева, Ф. М. Маркетинговая деятельность в торговле: методология, формирование, эффективность / Ф.М. Половцева // Маркетинг, – 1995. – № 4. – с.16–21.
9 Севрук, М.А. Система маркетинга (социально–экономический анализ, компьютеризация)/ М.А. Севрук; – М.: Изд. МГУ, – 1992. – 310с.
10 Реклама в Интернете [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5273953/page:3/.
11 Срок окупаемости проекта [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.delasuper.ru/view_post.php?id=5772.