ВВЕДЕНИЕ
Практика, являясь частью общего процесса подготовки специалистов, осуществляется на предприятиях различных отраслей и форм собственности и направлена на закрепление в производственных условиях знаний, полученных в процессе обучения в университете.
Цель практики:
– приобретение знаний, умений и навыков, необходимых не только для выполнения работ, но и для будущей практической деятельности;
– совершенствование умения и навыков анализировать, обобщать документальный материал, оформлять учетные регистры, использовать ЭВМ для организации экономической работы.
Задачи практики:
– закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в университете, на основе изучения работы предприятия;
– овладение практическими навыками и современными методами учета и анализа деятельности предприятия;
– анализ экономических показателей деятельности; организация бухгалтерского учёта;
– сбор и отработка материалов практики и другое.
По окончании практики был составлен отчёт, который состоит из нескольких структурных глав.
Отчёт по практике был выполнен на основе документов общества с ограниченной ответственностью «Аваланторг» (далее – ООО «Аваланторг»), действующих нормативно-законодательных и инструктивных материалов.
Исходными данными являются: регистры (формы) бухгалтерского учёта, учётная политика, отчётные данные о результатах деятельности предприятия; нормативно-законодательные и инструктивные материалы, действующие на предприятии.
1. Характеристика предприятия и его основных видов деятельности
Общество с ограниченной ответственностью «Авалонторг» (ООО «Авалонторг»). Местонахождение организации: Минская обл., Минский р-н, Боровлянский с/с, 81-1в, район д. Дроздово, административное помещение №29.
УНН 190335264 ОКПО 375696346000
р/с BY25PJCB30120078631000000933 «Приорбанк» ОАО ЦБУ 100, код банка (БИК) PJCBBY2X Адрес банка: ул. Радиальная, 38а, г. Минск.
В настоящее время компания Авалонторг является одной из крупнейших дистрибьюторско-логистических компаний в Республике Беларусь. ООО «Авалонторг» имеет более десятка компаний-спутников и стратегических партнеров, с которыми очень тесно взаимодействует в рамках политики управления персоналом.
Сегодня каждое из направлений деятельности компании демонстрирует уверенный рост и стремительное развитие:
• дистрибьюция отечественных и импортных продуктов питания во все сегменты рынка;
• предоставление комплекса логистических услуг для сторонних организаций.
Являясь убеждённым сторонником долгосрочного и взаимовыгодного партнёрства, ООО «Авалонторг» зарекомендовал себя в качестве надёжного партнера для реализации совместных проектов у белорусских, российских и иностранных компаний, которые уже работают или только планируют начать свою работу на территории Республики Беларусь.
Принципы деятельности ООО «Авалонторг»:
Компания старается стабильно развиваться и преодолевать трудности. У нее есть четкое понимание специфики деятельности и ясный алгоритм работы, основанный на многолетнем опыте компании и профессионализме ее команды. Именно эти факторы позволяют ООО «Авалонторг» никогда не стоять на месте, а постоянно двигаться вперед!
ООО «Авалонторг» развивает только те проекты, которые востребованы сегодня и будут актуальны в будущем. Специалисты компании внимательно отслеживают меняющиеся потребности рынка и новые тенденции в мировом бизнесе. На их основе компания строит свои подходы к реализации проектов, и адаптируется к условиям изменяющейся среды.
Каждый из сотрудников вносит свой вклад в успех компании, и заботится, чтобы наши знания и навыки были максимально задействованы и реализованы.
2. Финансовое состояние предприятия
Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния.
В международной практике под финансовым состоянием предприятия понимают набор индикаторов и форм финансовой отчетности, отражающих финансовую устойчивость, платежеспособность, деловую активность и рентабельность предприятия.
В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Именно конечные результаты деятельности предприятия интересуют собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров, налоговые органы. Это предопределяет важность проведения анализа финансового состояния экономического субъекта и повышает роль такого анализа в экономическом процессе.
Наиболее важными для анализа финансового состояния предприятия и предотвращения риска банкротства являются следующие финансовые показатели:
финансовой устойчивости;
платежеспособности (ликвидности);
деловой активности;
рентабельности.
Экономической сущностью финансовой устойчивости предприятия является обеспеченность его запасов и затрат источниками их формирования
Важнейшим проявлением финансовой устойчивости предприятия является его платежеспособность. Платежеспособность в первую очередь показывает надежность предприятия, так как характеризует его финансовое состояние и уровень финансового риска. Платежеспособность представляет способность предприятия в конкретный момент времени рассчитаться по всем долговым обязательствам собственными средствами. В зависимости от того, какие обязательства принимаются в расчет, различают краткосрочную и долгосрочную платежеспособность.
Платежеспособность и ликвидность предприятия тесно связаны друг с другом, но не тождественны. Так, под ликвидностью предприятия подразумевается наличие у него оборотных средств в размере, достаточном для погашения краткосрочных обязательств.
Финансовое состояние может быть устойчивыми, неустойчивыми и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И наоборот, в результате недовыполнения по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимость, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие- ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособность. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами.
3. Структура экономических служб предприятия и их функции
Основной целью экономической службы является обеспечение экономического управления предприятием. Состав, наименование подразделений экономической службы и их функции устанавливаются каждым предприятием самостоятельно. Единственным структурным подразделением этой службы, существование которого является обязательным, а функции регламентируются общегосударственными нормативными актами, является бухгалтерия. Экономическая служба предприятия подразделяется на различные отделы в зависимости от выполняемых ими функций.
Экономические службы ООО «Аваланторг» представлены финансовым отделом и бухгалтерией, отделом маркетинга и отделом продаж. Далее рассмотрим их функции более подробно.
Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее свои определенные функции в системе организации деятельности предприятия. Основным предназначением финансовой службы является выработка и реализация оптимальной финансовой политики предприятия, способствующей эффективному хозяйствованию, максимизации получаемых доходов, своевременному и полному финансовому обеспечению его воспроизводственных нужд и осуществлению расчетов с финансовой системой государства и контрагентами.
Финансовой службой ОАО «Аваланторг» выполняются многочисленные функции. Основные из них - финансовое планирование, финансовый анализ, финансовый контроль и финансовый менеджмент. Функции финансовой службы выстроены в полном соответствии с изложенным выше содержанием финансовой работы на предприятиях.
Финансовая служба предприятия является частью единого механизма управления экономикой предприятия, а поэтому она тесно связана с другими службами предприятия. Например, бухгалтерия предоставляет финансовой службе информацию об объемах продаж и производства, размерах кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, суммах денежных средств, находящихся на его счетах, и суммах предстоящих расходов. В свою очередь, финансовая служба, обрабатывая эту информацию, анализируя ее, дает квалифицированную оценку платежеспособности предприятия, ликвидности его активов, кредитоспособности, составляет платежный календарь, готовит аналитические отчеты по другим параметрам финансового состояния предприятия и знакомит с результатами своей работы бухгалтерию, которая в своей ежедневной работе руководствуется этими сведениями.
4. Организация бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации
Внутренний контроль – это комплекс мероприятий, которые включают в себя методики и мероприятия, используемые руководством организации, для эффективного и достоверного ведение финансово-хозяйственной деятельности организации, для предотвращения, исправления возможных ошибок и возможного искажения информации. Внутренний контроль организации разрабатывается в зависимости от организационной структуры и масштаба организации.
Для проведения внутреннего контроля в организации разрабатывается система внутреннего контроля. В ООО «Аваланторг» разработано Положение о внутрихозяйственном контроле. В рамках этой системы разрабатываются схемы технологического процесса, учетная политика организации, графики документооборота, должностные инструкции.
При внедрении системы внутреннего контроля первым этом является определение подразделений организации. Далее определяются субъекты и объекты внутреннего контроля организации. При проведении внутреннего контроля производственных запасов – они будут являться субъектами контроля, при этом объектом контроля будут являться складские помещения и бухгалтерия предприятия.
В ходе проведения проверки системы внутреннего контроля необходимо убедиться в том, что средства контроля субъекта достигают следующих целей:
- хозяйственные операции выполняются с разрешения руководства субъекта;
- все хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете в суммах, соответствующих первичным документам, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в периоде времени, соответствующем проведению хозяйственной операции, согласно принятой у субъекта учетной политике и обеспечивают возможность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
- доступ к имуществу возможен только с разрешения руководства субъекта;
- соответствие отраженного в бухгалтерском учете и фактически имеющегося в наличии имущества определяется руководством субъекта с установленной периодичностью, и в случае расхождений принимаются меры в соответствии с законодательством РБ.
При осуществлении внутреннего контроля, применяются следующие процедуры внутреннего контроля:
- арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей;
- проведение сверок расчетов;
- проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководства;
- проведение согласно установленному порядку периодических плановых и внеплановых инвентаризаций наличных денег в кассе, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно-материальных ценностей с целью выявления соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию;
- использование для целей контроля информации из внешних источников;
- осуществление мер, направленных на ограничение доступа неуполномоченных лиц к имуществу субъекта, к системе ведения документации и записей на бухгалтерских счетах;
5. Бухгалтерский учет финансовых результатов
Процесс реализации продукции, является важнейшим в его деятельности, так как завершая оборот средств, позволяет возместить затраты и выполнить обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, внебюджетными фондами, учреждениями банков по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, по оплате труда работников и другими кредиторами.
При установлении продажных (договорных) цен на продукцию в ее состав включается определенная сумма или процент прибыли. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию определяются производителями по согласованию с перерабатывающими, заготовительными и торговыми организациями исходя из плановых затрат на ее производство и реализацию, установленных налогов и неналоговых платежей, необходимой прибыли, если не установлен иной порядок. Минимальные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь по согласованию с Министерством экономики. Согласование цен с заготовительными организациями осуществляется на основании Протокола согласования цен, в котором указывается наименование закупочной организации, наименование продукции, единицы измерения, цена закупки и прочие данные.
При реализации продукции самим предприятием покупателям и заказчикам утверждаются реализационные цены на продукции приказом руководителя организации.
Отгрузка продукции покупателям осуществляется на основании унифицированных форм товарно-транспортных накладных формы ТТН-1. Отражение качественных показателей оформляется отдельным приложением к ТТН-1.
Аналитический учет реализованной продукции ведется в ведомости реализации продукции, работ, услуг. В ней отражается вид реализованной продукции либо услуги, корреспондирующие счета, дебетовые и кредитовые обороты (себестоимость и выручка реализованной продукции), суммы налогов, а также определяется прибыль (убыток) от реализации.
Процесс реализации связан с определенными расходами. Все расходы по реализации подразделяются на возмещаемые и невозмещаемые. К возмещаемым расходам относят расходы по доставке, которые заготовительные организации возмещают своим поставщикам.
6. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами и бюджетом
Подотчетными лицами являются работники предприятия, которым выданы авансы на предстоящие административно-хозяйственные и командировочные расходы.
Выдача наличных денег осуществляется по расходным кассовым ордерам или расчетно-платежным ведомостям.
Отчет об израсходованных суммах предоставляется подотчетными лицами не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы. Неиспользованные денежные средства также в эти сроки должны быть сданы в кассу.
При использовании личных денежных средств составляется авансовый отчет не позднее 3 рабочих дней со дня приобретения ценностей.
Подтверждающими факт покупки документами являются квитанция, кассовый чек.
Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению нанимателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку пишется приказ. Работнику выдается командировочное удостоверение по установленной форме. В командировочном удостоверении делаются отметки о дате прибытия и дате выбытия с места командировки.
Днем выбытия в служебную командировку считается день отправления транспортного средства, а днем прибытия – день приезда указанного транспорта к месту основной работы. При отправлении транспорта до 24 часов (включительно) днем выбытия считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее – последующие сутки.
За время служебной командировки за работником сохраняется место работы и заработная плата в течение всего срока служебной командировки.
При служебных командировках работнику возмещаются следующие расходы:
-по проезду к месту служебной командировки и обратно;
-по найму жилого помещения;
-суточные;
-иные расходы с разрешения нанимателя.
Порядок и размеры возмещения расходов при служебных командировках определяется Правительством РБ.
7. Финансовое планирование на предприятии
В современных условиях хозяйствования финансовая работа приобретает качественно новое содержание, что объективно связано с изменением отношений собственности и становлением предприятий различных организационно-правовых форм, основанных на негосударственных формах собственности, приватизации государственных и муниципальных предприятий, самостоятельных предприятий как хозяйствующих субъектов.
Финансовое планирование занимает важное место в организации финансовой деятельности ООО «Авалонтрог». В ходе финансового планирования всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможности увеличения финансовых ресурсов и выявляет направление наиболее эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.
Оперативно–управленческая работа в сфере финансов предприятия предполагает постоянный мониторинг количественных и качественных характеристик его финансовых отношений и финансовых потоков. Основной целью оперативно–управленческой работы является постоянное позитивное воздействие на результативность любой финансовой сделки и хозяйственной операции, совершаемых предприятием и поддержание его деловой репутации на должном уровне.
ООО «Авалонтрог» осуществляет стратегическое финансовое планирование, текущее и оперативное финансовое планирование. Плановая финансовая работа на предприятии осуществляется по средствам составления текущих, годовых финансовых планов, бизнес-планов, расчетов потоков денежных средств и др.
Далее рассмотрим осуществление плановой финансовой работы ООО «Авалонтрог» по средствам осуществления стратегического финансового планирования.
Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целей организации и их изменений; определение вопросов, касающихся ресурсов, необходимых для достижения этих целей, а также политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов.
8. Анализ дебиторской задолженности
В ходе безналичных расчетов между организациями возникает дебиторская и кредитная задолженность.
Дебиторская задолженность — это задолженность каких-либо предприятий и лиц в пользу данного предприятия.
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами:
- видом продукции, за которую ведутся расчеты
- емкостью рынка
- степенью насыщенности рынка данным видом продукции
- применяемыми формами безналичных расчетов за эту продукцию
При анализе следует установить динамику дебиторской задолженности, т.е. изменение ее размера за анализируемый период; рассмотреть ее состав, т.е. за какими конкретно предприятиями и лицами она числится и в каких суммах; выяснить сроки возникновения задолженности.
Существует ряд показателей, как абсолютных, так и относительных, характеризующих дебиторскую задолженность.
Прежде всего, здесь используется абсолютный показатель просроченной дебиторской задолженности, приводимый в приложении к балансу (ф.5). Просроченной принято считать такую задолженность, по которой истек трехмесячный срок с момента наступления даты ее погашения.
Важным показателем является оборачиваемость дебиторской задолженности, определяемая последующей формуле:
Выручка от реализации продукции, работ, услуг при последующей оплате (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов) делить на среднюю величину дебиторской задолженности.
Оборачиваемость дебиторской задолженности показывает количество оборотов, совершаемых этими средствами за отчетный период (как правило, за год).
Следующим показателем является период ее погашения.
Период погашения дебиторской задолженности = число дней в период (в году — 360) делить на оборачиваемость дебиторской задолженности (количество оборотов за данный период).
Необходимо принять во внимание, что чем больше период просрочки дебиторской задолженности, тем выше риск ее непогашения.
Тенденция к увеличению этого показателя свидетельствует о снижении ликвидности.
9. Проблемы и пути совершенствования документального оформления и учета расчетов с персоналом по оплате труда
Первичные документы учета оплаты труда зачастую поступают в бухгалтерию ООО «Авалонторг» с опозданием, следовательно, бухгалтер не успевает быстро оперативно обрабатывать их, а это означает, что происходит задержка выплаты заработной платы, что уменьшает эффективность работы работников, также уровень учётной политики, которая применяется в организации. В ней не отображены изменения в законодательстве.
В целях устранения недостатков и совершенствования учёта за расчётов с персоналом по оплате труда можно порекомендовать:
1) создать план документации по учету оплаты труда. Все эти данные оказывают значительное воздействие на организацию и построение учетного процесса, а так же на выбор рабочего плана счетов, иных организационных, методических и технических аспектов бухгалтерского учёта при разработке и утверждении учётной политики предприятии. В плане документации перечисляют документы, которые необходимы для организации учёта хозяйственных операций и оформляют расчёт нужд в бланках, также в плане определяют перечень документов, формы которых создаются самостоятельно.
Далее создается график документооборота. Целесообразная организация документооборота, стимулирует сроки формирования бухгалтерской финансовой отчетности, увеличивает своевременность бухгалтерского учета, которая необходима при управлении организацией, и такого графика документооборота в организации нет. Можно предложить вести учет, согласно разработанному графику документооборота.
2) ООО «Авалонторг» возможно разработать собственные формы регистров бухгалтерского учета адаптированные для данного предприятия, а именно:
- регистр учета стандартных налоговых вычетов;
- регистр расчета пособий по беременности и родам;
- регистр расчета очередных отпусков;
- регистр расчета пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.
Применение регистра расчета налоговых вычетов позволяют вести учет документов, подтверждающих точность расчетов налоговых вычетов, правильно определять налоговую базу для расчета подоходного налога.
Использование регистра расчета пособий по беременности и родам, позволяет контролировать распределение сумм за счет ФСЗН.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика является необходимым этапом обучения студентов, организации и проведения которого определяются требованиями учебного процесса, учебным планом по специальности, теоретической подготовки студентов.
В результате прохождения практики на ООО «Авалонторг» мною:
1) было осуществлено ознакомление с деятельностью предприятия, а также организацией бухгалтерского учета и контроля;
2) была произведена оценку финансового состояния предприятия;
3) был рассмотрен расчетных операций т.д.
По итогам прохождения производственной практики был составлен данный отчет.
Бухгалтерский учет на ООО «Авалонторг» осуществляется в соответствии с законодательством РБ и учетной политикой предприятия. Учет ведется смешанным образом с принижением ручного и автоматизированного учета при помощи программы 1С Бухгалтерия. Бухгалтерский учет на предприятии возглавляет главный бухгалтер.
В результате проведения тестирования надежности системы внутрихозяйственного контроля и учета на предприятия был получен результат 70%, что свидетельствует среднему уровню надежности.
Также, по итогам полученных данных следует сказать об устойчивом экономическом и финансовом положении ООО «Авалонторг», которое значительно стало улучшаться после 2013 года.
1 Афитов, Э.А. Планирование на предприятии: учебное пособие / Э.А. Афитов. -2-е изд., перераб. и доп. –Минск: Высшая школа, 2014. –302 с.
2 Бухгалтерский (финансовый) учет : учебное пособие / В. П. Астахов. — 9-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 955 с. — Серия : Основы наук.
3 Бухгалтерский учет, анализ и аудит: учеб. пособие. / П.Г. Пономаренко [и др.]; под общ. ред. П.Г.Пономаренко. – Мн.: Выш. шк., 2013. – 752 с.
4 Бухгалтерский учет: практикум: учеб. пособие для эконом. спец. вузов / Г. Н. Нестерова [и др.]; под общ. ред. Г. Н. Нестеровой. – Минск: БГЭУ, 2012. – 306 с.
5 Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Л.Л. Ермолович [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермоловича. –Минск: Современная школа, 2011. –736 с.
6 Ильин, А.И. Планирование на предприятии: учебник / А.И. Ильин. – Минск: БГЭУ, 2012. – 420 с.
7 Инструкция о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь, М-ва экономики Респ. Беларусь от 27 дек. 2011 г., № 140/206 (в ред. Постановления от 22 фев. 2016 г., № 9/10) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2017.
8 Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.09.2011 N 102 (в ред. от 31.12.2013 N 96) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
9 Инструкция о порядке применения Типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов: утв. М-вом финансов Республики Беларусь 29.06.2011 г. №50, с изменениями и дополнениями от 30.06.2014 г. // Национальный реестр правовых актов РБ. [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://pravo.by.
10 Ковалев, В.В. Финансовый менеджмент; теория и практика / В.В. Ковалев. – Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 1024 с.
11 Ладутько, Н.И. Бухгалтерский финансовый учёт и отчетность: практическое пособие / Н.И. Ладутько. - Мн.: Альфа-книга, 2016. - 356 с.
12 Максименко, Н.В. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие / Н.В. Максименко. – Минск: Высшая школа, 2012. – 350 с.
13 «О бухгалтерском учете и отчетности» Закон Республики Беларусь 12 июля 2013 г. №57-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
14 Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов : постановление министерства экономики Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 158 (в ред. Постановления от Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 августа 2016 г. № 53) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр". – Мн., 2017.
15 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Г.В. Савицкая. -4-е изд., испр. и доп. –Минск: Новое знание, 2012. –736 с.
16 Савицкая, Г.В. Экономический анализ: Учебник / Г.В. Савицкая. -9-е изд., испр. –Москва: Новое знание, 2011. –640 с.