ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Уставом Открытого акционерного общества «Булочно-кондитерская компания «Домочай» настоящее положение определяет экономические, организационные и правовые условия деятельности Быховского филиала ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай».
Быховский филиал ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай» является обособленным структурным подразделением ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай», расположенным вне места нахождения юридического лица и осуществляющим часть его функций, в том числе функции представительства.
Филиал не является юридическим лицом, входит в состав Общества в качестве структурного подразделения юридического лица, наделен имуществом Общества, осуществляет свою хозяйственную деятельность на принципах внутреннего хозяйственного расчета, действует на основании утвержденного Обществом Положения о филиале (Приложение А).
Быховский филиал ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай» специализируется в большей части по выпуску продукции пищевого назначения, а именно:
- хлеба пшеничные, вырабатываемые из муки пшеничной высшего сорта;
- хлеба ржано-пшеничные (смешанной валки);
- булочные и сдобные изделия, вырабатываемые из муки пшеничной высшего сорта;
- караваи, пироги, пончики;
- сухари;
- кондитерские изделия (сладости мучные не длительного хранения);
- безалкогольные напитки (квас хлебный).
Также с августа 2015 г. в филиале выпускается вспомогательная продукция – гофротара.
Филиал имеет отдельный баланс, включаемый в консолидированный баланс Общества. Имеет печать с указанием своего наименования и наименования Общества, необходимые бланки и штампы. Имеет текущие (расчетные) счета в белорусских рублях и иностранной валюте для совершения банковских операций в установленном законодательством порядке.
Быховский филиал расположен по адресу: 213352, г. Быхов, ул. Красноармейская, 6.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности проверяемых организаций, что не является обязательным при осуществлении других способов финансово-хозяйственного контроля.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) — способ контроля, предусматривающий полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, а также ведения бухгалтерского учета во всех направлениях деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
Объектами ревизии являются активы организации, финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной жизни организации, отраженные в первичных документах, учетных регистрах и отчетности и других источниках информации. Объектом ревизии выступает и непосредственно сама управленческая деятельность проверяемой организации. В этом случае изучается организация договорной работы по подбору и расстановке кадров, внутрихозяйственного контроля за работой структурных подразделений и т. п.
Основные задачи, разрешаемые в ходе проведения ревизии:
- проверка соблюдения субъектами предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;
- проверка законности совершаемых хозяйственных и финансовых операций и обеспечения соблюдения порядка распоряжения государственным имуществом;
- своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам государства, установление причин и условий, способствующих их совершению;
- принятие мер по возмещению причиненного вреда;
- выявление неиспользованных резервов повышения эффективности экономической деятельности организации;
- проверка целевого и эффективного использования государственного имущества, в том числе бюджетных средств.
Различают несколько видов ревизий, которые принято классифицировать по определенным признакам:
- в зависимости от органов, осуществляющих ревизию: ведомственные, вневедомственные, внутрихозяйственные;
- по организационному признаку: плановые, внеплановые;
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО АУДИТА
В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация деятельности организаций. Такую информацию может предоставить независимый контроль, называемый аудитом.
Развитие предпринимательства в Республике Беларусь привело к росту числа организаций различных форм собственности, и потребность в достоверной информации о деятельности этих организаций постоянно возрастает.
Она нужна как владельцу организации для определения стратегии развития организации и способов повышения эффективности ее деятельности, так и государственным органам - для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам и страховым компаниям - для оценки платежеспособности организации и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. Кроме этого, в достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие организации и лица, имеющие деловые взаимоотношения с контролируемой организацией.
В связи с этим во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью. Такой контроль принято называть аудитом.
По отношению к пользователям информации аудит бывает внешний и внутренний.
Внешний аудит - проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, осуществляемая на договорной основе сотрудниками специальных аудиторских организаций или аудиторами, занимающимися индивидуальной предпринимательской деятельностью, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью, зарегистрированными в государственном реестре аудиторов и аудиторских организаций.
Объектом внешнего аудита является финансово-хозяйственная деятельность аудируемого лица.
Главная цель внешнего аудита - дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.
Основные цели внешнего аудита могут дополняться обусловленными договором с клиентом вопросами выявления резервов эффективного использования финансовых ресурсов, по планированию и оптимизации налогообложения, по анализу производственной и финансово-хозяйственной деятельности, постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и налогового учета и другими, предусмотренными законом, сопутствующими аудиту услугами.
3 АУДИТ И РЕВИЗИЯ УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Планирование аудиторской проверки юридического статуса предприятия и права его функционирования включает следующие основные этапы:
- предварительное планирование аудиторской проверки;
- подготовка и составление плана аудиторской проверки;
- подготовка и составление программы аудиторской проверки.
В ходе проверки юридического статуса организации, аудитор должен установить организационно-правовую форму, форму собственности, принадлежность, территорию функционирования аудируемой организации. Организационно-правовая форма для зарегистрированных на территории Республики Беларусь экономических субъектов должна соответствовать Гражданскому кодексу Республики Беларусь. Это открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д. Проверка организационно-правовой формы деятельности предприятия позволяет аудитору установить как собственников проверяемого имущества, так и тех лиц, которые несут ответственность по обязательствам. Форма собственности может быть государственной, частной и др. По своей принадлежности организации могут быть государственными, иностранными, с участием иностранного капитала. По статусу организации могут быть зависимыми, дочерними, малыми. Территория функционирования может ограничиваться территорией РБ, свободных экономических зон, а также закрытых административно-территориальных образований.
Учредительными документами коммерческих организаций являются устав и (или) учредительный договор. Проверку учредительных документов могут осуществлять как специалисты контролирующих органов, так и аудиторы.
Целью проверки учредительных документов является подтверждение законных оснований функционирования организации, правильности и полноты расчетов с учредителями.
Исходя из поставленной цели, определяются следующие задачи ревизии (аудита):
- подтвердить юридические основания на право функционирования организации;
- подтвердить правильность формирования уставного фонда организации;
4 АУДИТ И РЕВИЗИЯ УЧЕТА И СОХРАННОСТИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
Кассовые операции в организациях достигают значительных размеров и являются одним из важнейших объектов финансового контроля. Основная цель проверки - установление законности, достоверности и целесообразности совершенных операций с денежными средствами организации, правильности отражения их в учете.
Ревизия кассовых операций начинается с внезапной инвентаризации наличности кассы. Поэтому сразу после прибытия в ревизуемую организацию и предъявления руководителю приказа о назначении ревизии, ревизор приступает к ревизии наличия денег и денежных документов в кассе.
Инвентаризация кассовой наличности проводится комиссией в составе ревизора, главного бухгалтера и кассира. До начала инвентаризации наличия денежных средств в кассе кассир должен составить кассовый отчет, в который включаются все приходные и расходные кассовые документы, имеющиеся в кассе, и подписывает расписку по установленной форме. Ревизор должен тщательно проверить правильность кассового отчета и выведения остатка наличных денег в кассе на момент инвентаризации. После проверки кассового отчета ревизор визирует отчет и все приложенные к нему приходные и расходные документы во избежание исправлений в кассовом отчете.
Далее производится проверка наличия денежных средств и других ценностей в кассе. Для этого кассир предъявляет имеющиеся в кассе деньги и денежные документы, которые пересчитывает в присутствии ревизора и главного бухгалтера.
После проверки денег и других ценностей, хранящихся в кассе, составляется акт инвентаризации кассы в трех экземплярах. При установлении излишков или недостач денег или денежных документов ревизор обязан потребовать от кассира письменное объяснение об их причинах и проверить обоснованность и достоверность представленных объяснений.
Находящиеся в кассе денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, талоны на спецпитание, ценные бумаги и др.) и бланки строгой отчетности пересчитываются в присутствии членов комиссии, при этом составляются специальные описи.
5 АУДИТ И РЕВИЗИЯ РАСЧЕТОВ
Цель проверки расчетных операций — оценка правильности ведения учета расчетов в организации, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения.
В соответствии с целью предметом проверки являются дебиторская и кредиторская задолженность, их реальное существование, правильное отражение в учете и отчетности.
В ходе ревизии (аудита) расчетных операций должны быть решены следующие задачи:
- проверка состояния учета и контроля расчетных операций в проверяемой организации;
- проверка полноты и правильности расчетов с подотчетными лицами;
- проверка полноты и правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- проверка полноты и правильности расчетов с покупателями и заказчиками;
- проверка полноты и правильности расчетов с прочими дебиторами и кредиторами;
- проверка учета расчетов по претензиям;
- проверка полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- проверка целесообразности и эффективности использования кредитов и займов;
- обобщение результатов аудита или ревизии расчетных операций.
При проверке расчетных операций ревизор (аудитор) использует:
• основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения расчетных операций;
• приказ об учетной политике;
• бухгалтерскую и статистическую отчетность;
• регистры синтетического и аналитического учета расчетных операций, составленные организацией;
• первичные документы по отражению в учете расчетных операций.
Оценку состояния учета расчетных операций проводят по видам расчетов. Непосредственную проверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счетам 60, 62, 66, 67, 68, 71, 73, 76, 79, 82.
6 АУДИТ И РЕВИЗИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
В обеспечении сохранности и рационального использования -материальных ценностей важное значение имеет правильная организация складского хозяйства, в понятие которого входит наличие необходимых помещений и емкостей для их хранения с набором измерительных, учетных, противопожарных и охранных средств. Поэтому при осуществлении контроля за состоянием хранения и сохранности материальных ценностей, в первую очередь, уделяется внимание проверке состояния складского хозяйства в организации.
В процессе проверки проверяющий выясняет число и размещение складских помещений, их емкость, специализацию, наличие условий для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией, весоизмерительным оборудованием, тарой. Проверку складских помещений и емкостей для хранения материальных ценностей рекомендуется проводить путем их осмотра в натуре в начале ревизии.
В ходе проверки особое внимание уделяется изучению организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей (проверка наличия в личных делах договоров о материальной ответственности и должностных инструкций).
При осмотре мест хранения материальных ценностей по имеющимся у материально ответственных лиц документам проверяют, своевременно ли они оформляют приемку и отпуск материалов и делают записи в книги или карточки складского учета и устанавливают неучтенные излишки, причинами которых могут быть обвес, обсчет, обмер получателей сырья и материалов, необоснованное составление актов на потери при транспортировке или хранении на складах. Это можно установить по карточкам складского учета.
Для подтверждения реальности наличия материально-производственных запасов документально сверяют данные о запасах, указанные в балансе предприятия (Приложение Э) с данными регистров аналитического и синтетического учета по счетам 10 (Приложение Ю), 15, 16.
При осмотре складского хозяйства проверяющим может проводиться выборочная инвентаризация материальных ценностей для сверки фактического их наличия с данными бухгалтерского учета (Приложение Я). Подписанные ревизором, членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию для определения результатов инвентаризации.
7 АУДИТ И РЕВИЗИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Основные средства являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.
В задачи контроля входит проверка:
- наличия, сохранности, технического состояния основных средств, их состава и структуры;
- правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировка по классификационным группам, принадлежности, по характеру участия в производственном процессе и подругам признакам;
- подтверждение правильности оформления и отражения в учете операций с основными средствами;
- подтверждение размеров начисленной амортизации по основным средствам и достоверности отражения ее в учете;
- установление объемов выполненных ремонтов основных средств и правильность отражения в учете расходов по их проведению в зависимости от выбранного метода;
- подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки основных средств;
- оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации основных средств.
В ходе контроля операций по учету основных средств проверяющий руководствуется нормативными правовыми актами, регулирующими учет основных средств в Республике Беларусь.
Источниками информации при проверке операций по учету основных средств являются:
• первичные документы на поступление, перемещение и выбытие основных средств: счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты приемки-передачи основных средств (ОС-1); накладные на внутреннее перемещение основных средств (ОС-2); акты о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизируемых объектов основных средств, (ОС-3); акты о списании основных средств (кроме автотранспортных средств) (ОС-4); акты о списании автотранспортных средств (ОС-4а); акты о приеме-передачи оборудования в монтаж (ОС-15); акты приемки выполненных строительно-монтажных работ (форма С-2);
8 АУДИТ И РЕВИЗИЯ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
При изучении затрат ревизору (аудитору) важно документально установить правильность исчисления себестоимости продукции. Первичные документы, подтверждающие учет каждого вида затрат, должны быть правильно оформлены и содержать все обязательные реквизиты.
В себестоимость продукции включаются все затраты (Приложение 5), предусмотренные Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции, и отраслевыми инструкциями.
В ходе контроля затрат на производство проверяющий должен установить:
• обоснованность применяемого организацией метода учета затрат и порядка калькулирования себестоимости продукции и его неизменность в течение проверяемого периода (Приложение 6,7,8);
• правильность разграничения производственных затрат по отчетным периодам;
• состав и обоснованность отнесения отдельных видов затрат на себестоимость продукции;
• обоснованность распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов по объектам калькуляции;
• правильность учета и распределения затрат вспомогательных производств;
• организацию учета возвратных отходов и брака;
• правильность применяемой корреспонденции счетов и др.
На основе изучения учетной политики и особенностей производства в организации, проверяющий выясняет обоснованность применяемого на практике метода учета производственных затрат и варианта сводного учета затрат. При этом он должен помнить, что используемые методы учета затрат с точки зрения способа предварительного контроля делятся на нормативные и ненормативные (попередельный, позаказный, попроцессный методы). Сводный учет затрат может быть организован в одном из двух вариантов: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный.
Все затраты, связанные с производством и реализацией продукции, при планировании, учете и калькулировании себестоимости группируются по статьям затрат, перечень которых, а также порядок их учета и методы распределения определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости.
9 АУДИТ И РЕВИЗИЯ ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ ОТГРУЗКИ И РЕАЛИЗАЦИИ, ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
В начале проверки готовой продукции особое внимание обращается на взаимосогласованность договоров-поставок с программой выпуска готовой продукции. Для этого изучаются показатели оперативного учета отдела сбыта за выполнением договоров-поставок готовой продукции покупателю; заключенные организацией договора с покупателями; программа выпуска готовых изделий; накопительные ведомости учета выпуска готовой продукции.
В процессе проверки устанавливают, согласуются ли графики выпуска со сроками отгрузки продукции покупателям, согласно заключенным договорам поставки продукции.
В ходе дальнейшей проверки необходимо установить:
— правильность документального оформления приемки выпущенной из производства готовой продукции;
— полноту оприходования и правильность оценки готовой продукции;
— порядок отражения в учете выпуска готовой продукций и определения ее себестоимости;
— правильность корреспонденции счетов по учету выпуска готовой продукции;
— правильность ведения складского учета и обеспечения сохранности готовой продукции;
— соответствие данных регистров учета выпуска готовой продукции (Приложение 9) со счетами Главной книги и балансом.
Правильность документального оформления приемки выпущенной из производства готовой продукции устанавливается по данным приемо-сдаточных накладных, которые могут быть разовыми и накопительными (декадные, месячные и квартальные), подтвержденные подписью представителя ОТК, а также мастером цеха и заведующим склада.
Полнота оприходования и комплектность произведенной продукции может быть проверена путем составления альтернативного баланса расхода сырья и материалов, выхода готовой продукции исходя из нормативных затрат. Для проверки объема производства продукции используются данные первичных документов и производственных отчетов, актов инвентаризации незавершенного производства, регистров аналитического и синтетического учета (ведомостей выпуска готовой продукции). При этом показатели фактического выхода и сдачи на склад готовой продукции по фактической себестоимости, учтенные по дебету счета 43 «Готовая продукция», сравнивают с оборотами по кредиту счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства».
10 АУДИТ И РЕВИЗИЯ ПРИБЫЛИ И УБЫТКА
Конечный финансовый результат прибыль (убыток) формируется на счете 99 «Прибыли и убытки», путем ежемесячного перенесения (заключительными оборотами), со счетов 90, 91 соответствующих финансовых результатов. Ежемесячно по дебету счета 99 отражаются начисленные налоги и сборы из прибыли.
Счет 99 закрывается заключительной записью по дебету (кредиту) счета 99 и кредиту (дебету) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в установленные учетной политикой сроки.
В ходе проверки операций по движению сумм нераспределенной прибыли необходимо установить:
- правильность определения сумм нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) и порядка отражения их в бухгалтерском учете;
- правильность - обоснованность покрытия убытков отчетного года;
- обоснованность и законность использования сумм нераспределенной прибыли.
При проверке правильности определения сумм нераспределенной прибыли ревизор (аудитор) должен помнить, что из бухгалтерской прибыли в первоочередном порядке организация возмещает расходы на уплату:
- текущих платежей по налогу на прибыль и по другим налогам, начисляемым за счет прибыли;
- штрафов, пеней за несоблюдение правил налогообложения и нарушение порядка расчетов с бюджетными фондами;
- штрафных санкций, предъявляемых таможенными органами;
- других расходов, покрываемых за счет прибыли в соответствии с законодательством.
Сумма бухгалтерской прибыли, полученная после вычета перечисленных текущих расходов, представляет собой чистую прибыль, поступающую в распоряжение организации (учредителей) для ее использования после утверждения итогов финансово-хозяйственной деятельности за истекший год.
При проверке правильности и обоснованности покрытия убытка отчетного года необходимо помнить, что в качестве источников покрытия убытков могут быть использованы средства: резервного фонда; нераспределенной прибыли прошлых лет; целевых взносов участников или акционеров.
На покрытие убытков истекшего отчетного года не могут быть направлены средства целевых резервов и фондов, создаваемых по решению Правительства Республики Беларусь (резервный фонд оплаты труда, средства фонда накопления, фонда безвозмездно полученных основных средств и иного имущества).
11 АУДИТ И РЕВИЗИЯ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА
Важным источником собственных средств организации являются фонды. Порядок их создания регулируется законодательством и учредительными документами.
Цель проверки — установление законности формирования резервного, добавочного и других фондов, образуемых организацией, их целевого использования, правильности отражения в учете.
Задачами проверки фондов является:
- проверка правильности их образования в соответствии с действующим законодательством, положениями и инструкциями Министерства финансов, учредительными документами;
- проверка целевого использования средств образованных в организации фондов;
- проверка правильности применяемых схем корреспонденции счетов по учету образования и использования средств образованных фондов.
Источниками информации при проверке данных операций являются: учредительные документы организации; учетная политика; протоколы решений учредителей по использованию средств образованных фондов; данные аналитического и синтетического учета по счетам 82 «Резервный фонд», 83 «Добавочный фонд», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; бухгалтерский баланс и другие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
При проверке обоснованности образования и законности использования средств резервного фонда следует иметь в виду, что резервный фонд образуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь за счет нераспределенной прибыли организации. Средства этого фонда могут быть использованы на покрытие убытков отчетного года и прошлых лет; на выплату дивидендов учредителям по привилегированным акциям; на погашение стоимости облигаций акционерного общества и процентов по ним и другие цели.
При проверке операций по образованию средств добавочного фонда необходимо убедиться:
• в достоверности определения прироста стоимости внеоборотных и оборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки, проведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
• правильности определения суммы разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, полученной в процессе формирования уставного фонда акционерного общества (т. е. при первичном размещении акций);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Быховский филиал входит в состав Открытого акционерного общества «Булочно-кондитерская компания «Домочай».
Быховский филиал не является юридическим лицом и действует на основании Положения о филиале ОАО «Булочно-кондитерской компании «Домочай», утвержденного генеральным директором головного предприятия.
Быховский филиал имеет отдельный баланс финансово-экономической деятельности, расчетный счет в банке, печать с указанием своего наименования и наименования головного предприятия, необходимые бланки и штампы.
Основными направлениями деятельности Быховского филиала являются производство товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве с учетом наиболее полного обеспечения покупательского спроса населения на хлебобулочные, кондитерские изделия и безалкогольные напитки, осуществление розничной торговли.
В ходе проверки учредительных документов установлено, что соблюдены все требования законодательства по выполнению обязательств учредителей по формированию уставного фонда; свою долю в уставный фонд учредители вносят своевременно и в полном объеме; документы по взносам в уставный фонд оформлены правильно; бухгалтерская документация и составленные бухгалтерские проводки по оформлению уставного фонда произведены в соответствии с законодательством; записей в первичных документах соответствуют записям в регистрах бухгалтерского учета по счетам 75 «Расчеты с учредителями» и 80 «Уставный фонд».
Счет 75/2 «Расчеты по выплате дивидендов и других доходов» начислено дивидендов 12497,15 руб. в 2017 г. за 2016 г., все выплачены, остатка нет.
Счет 80 «Уставный капитал» остаток 8,25 руб. Остальной передан в «Домочай». Движения по этому счету в 2017 г. нет.
При проверке кассовых операций в документах реквизиты приходных и расходных кассовых документов заполнены полностью, произведена их регистрация в кассовой книге, присутствуют подписи ответственных лиц и получателей денежных средств, отсутствуют исправления и подчистки.
1. Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-II «Об аудиторской деятельности», с изменениями и дополнениями от 22.12.2011г. № 326-З.
2. Закон РБ от 18 октября 1994г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» с изменениями и дополнениями от 29.12.2006г. № 188-З.
3. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.09.2005 г. № 115 «Об утверждении правил аудиторской деятельности «Получение аудиторских доказательств в некоторых конкретных случаях», с изменениями и дополнениями от 28.12.2009г. № 153.
4. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 г. № 180 «Об утверждении инструкции по инвентаризации активов и обязательств» с изменениями и дополнениями от 22.04.2010 № 50.
5. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2005г. № 83 «Об утверждении инструкции о порядке внесения исправлений в бухгалтерский учет в случае обнаружения ошибок», с изменениями и дополнениями от 18.03.2010 № 29.
6. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2005г. № 85 «Об установлении форм аудиторских заключений» с изменениями и дополнениями от 01.12.2010г. № 146.
7. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 4.01.2008г. №7 «О некоторых вопросах аудиторской деятельности» с изменениями и дополнениями от 12.10.2012г. № 926.
8. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28.12.2009 г. № 153 «Правила аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности» с изменениями и дополнениями от 30.06.2011 г. № 52.
9. Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 26.02.2010 № 17 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте».
10. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации» с изменениями и дополнениями от 22.04.2010 г. № 50.
11. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 23.09.2011г. № 97 «Об утверждении правил аудиторской деятельности «Сообщение информации по вопросам аудита».
12. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011г. № 102 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов».
13. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012г. № 26 «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету основных средств».
14. Ковалева О. В. Аудит : Учебное пособие / О. В.Ковалева, Ю. П. Константинов – М. : изд. «ПРИОР», 2000. – 225 с.
15. Лемеш, В. Н. Ревизия и аудит. В 2 ч. Ч. 2 / В. Н. Лемеш. – Минск : Изд-во Гревцова, 2008. – 384 с.
16. Павлович Т. П. Ревизия и аудит: ответы на экзаменац. вопр./Т. П.Павлович, Е. Г. Павлович . – Минск: ТетраСистемс, 2009.– 240 с.
17. Пупко, Г. М. Аудит и ревизия / Г. М. Пупко. – Минск : ООО “Мисанта”, 2004. – 386 с.
18. Бухгалтерский и налоговый учет, финансовый анализ и контроль: Учебное пособие/ С. И. Адаменкова, И. И. Бурцева, А. О. Левкович, В. Н. Лемеш; под общ. ред. О. А. Левковича – Мн.: ООО «Элайда», 2006 – 556 с.