Задание 1. Познакомиться с детским дошкольным учреждением и подготовить справку о нем.
Я, Гарасюк Ольга Ивановна, прохожу практику в ГУО «Русиновском детском саду», в котором сама работаю помощником воспитателя. Адрес учреждения ГУО «Русиновский детский сад» ул.40 лет Победы,11 ГУО «Русиновский детский сад» был открыт в 1972 году, это учреждение общеразвивающего типа. Проектная мощность детского сада – 110 мест. В дошкольном учреждении функционирует 5 групп, из них 1 группа младшего возраста, 3 группы дошкольного возраста, 1 группа интегрированного обучения и воспитания. Режим работы: Работает с пятидневной рабочей неделей, с 10,5- часовым пребыванием детей.
В дошкольном учреждении имеется банк данных о детях. Комплектование возрастных групп осуществляется в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования» от 25.01.2013г.№8. Дошкольное учреждение активно ведёт работу по формированию ресурсных условий для обеспечения качества реализации образовательной программы в соответствии с запросами родителей.
Одним из показателей качества дошкольного образования является кадровое обеспечение. Анализ педагогической практики подтверждает зависимость её качества от компетентности и профессионализма педагогов. В соответствии со штатным расписанием дошкольное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами на 100%.
Кадровый потенциал дошкольного учреждения представляли 13 педагогов. Из них 7 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, 1 учитель-дефектолог, 1 педагог-психолог, 1 руководитель физического воспитания, заведующий, заместитель заведующего по ОД. Их образовательный уровень в порядке ранжирования
1.Высшее педагогическое – 10 человек.
2.Высшее дошкольное – 4 человек.
3.Среднее специальное – 3 человека.
4.Среднее специальное дошкольное – 2 человека.
Задача по сохранению и укреплению здоровья воспитанников является важнейшей и приоритетной в работе всего коллектива дошкольного учреждения, её решению подчинён весь социально-бытовой процесс (режим дня, создание предметно-развивающей игровой среды, питание, прогулки, игры и пр.), осуществление которого связано с с выполнением многочисленных нормативов и обязанностей условий. Более того, и образовательный процесс регламентирован достаточно жесткими санитарно-гигиеническими требованиями, ограничениями, целью которых является охрана и здоровья детей.
Задание 2. Познакомиться с базовой группой прохождения практики и ее педагогами.
Я проходила практику во второй младшей группе. В группе работают воспитатели Кучура Елена Валерьевна, Пицуха Ирина Сергеевна и помощник воспитателя Четырко Галина Мироновна.
Должностные обязанности воспитателя заключаются в следующем:
1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках.
2. Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, совместно с медперсоналом учреждения регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста. Особое внимание уделяет детям, пришедшим в детский сад после болезни.
3. Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими воспитателями и специалистами учреждения. Тщательно готовится к проведению занятий.
4. Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития каждого ребенка. На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками.
5. Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
6. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
7. Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.
9. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
10. Совместно с музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания готовит праздники, организует досуг детей.
Задание 3. Проанализировать программу практики и составить индивидуальный календарный план прохождения педагогической практики.
Проанализировать программу практики и составить индивидуальный календарный план прохождения педагогической практики
Познакомится с детским дошкольным учреждением.
Проанализировать условия, созданные в дошкольном учреждении (групповых комнатах и на участке), для организации образовательной работы с дошкольниками (обратить внимание на спортивную площадку, экологические зоны, площадку «ГАИ», на оборудование для игр и самостоятельной работы дошкольников на участке). Знакомство с участками разных возрастных групп.
Подготовить справку о дошкольном учреждении.
Познакомится с группой прохождения практики и ее педагогами (вид группы; персонал; составить список детей).
Ознакомится с характеристикой детей от 3 до 4 лет по Учебной программе дошкольного образования.
Познакомится с группой прохождения практики и ее педагогами (ознакомится с должностными обязанностями персонала, работающего на группе; характеристика и назначение помещений, входящих в групповой блок; оснащение группы; зонирование; изучить программу, которая реализуется в группе; изучение распорядка дня и учебного плана). Беседа с воспитателями.
Понаблюдать за работой воспитателя и его помощника в первой половине дня.
Понаблюдать за деятельностью детей и воспитателя на участке. Определить позволяет ли оборудование участка организовывать разнообразные формы педагогической работы с детьми, способствующие проявлению разных видов их активности; насколько оборудование участка удобно для детей.
Задание 4. Проанализируйте условия, созданные в дошкольном учреждении (групповых комнатах и на участке), для организации образовательной работы с дошкольниками.
Укрепление и сохранение здоровья дошкольников в условиях детского сада является одной из главных целей родителей и работников детских дошкольных учреждений, других государственных органов в педагогическом процессе. Ведь от того насколько дети растут здоровыми, зависит будущее всей страны. Особенно важен в этом отношении период детства, когда ребенок еще не пошел в школу.
В УДО имеются физкультурный зал и спортплощадка. Физкультурный зал полностью оснащен необходимым физкультурным оборудованием и пособиями для развития и оздоровления детей в соответствии с современными требованиями. Кроме этого в каждой группе есть физкультурный уголок. В группе в таком уголке размещаются кегли, мячи, обручи и другой спортивный материал. Физкультурный уголок пользуется популярностью среди детей. Занятия со спортивным инвентарем делает жизнь воспитанников сада насыщенней, закладывает азы любви к физкультуре и здоровому образу жизни, которого нужно придерживаться не только в саду, но и дома. На каждом участке есть необходимые спортивно-игровые конструкции, которые можно использовать для решения задач физического воспитания дошкольников. Оборудование участка группы позволяет организовывать разнообразные формы педагогической работы с детьми, способствующие проявлению разных видов их активности. Также оборудование участка удобно для детей.
Таким образом, в УДО созданы необходимые условия для укрепления здоровья и закаливания детского организма, повышения режима двигательной активности.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект в экологии. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап развития личности ребенка. А значит, именно в этом возрасте задача по развитию у детей представлений о взаимосвязи человека с природой остается актуальной. Цель и сущность экологического воспитания заключается в развитии у детей осознанно правильного отношения к объектам природы. Очень важно с первых лет жизни воспитывать гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков.
Задание 5. Познакомиться с планированием воспитательно-образовательной работы в группе.
В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение.
1. Табель посещаемости.
Он необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и проведение занятий (раздаточный материал для каждого ребенка). Также он помогает отследить заболеваемость детей в определенный период.
2. Сведения о детях и их родителях.
В официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу:
- фамилия, имя ребенка;
- дата рождения;
- адрес проживания и телефоны;
- ФИО родителей, бабушек и дедушек;
- место работы родителей и телефоны;
- социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная - не полная семья).
Подобная информация возникает из тактичного общения воспитателя с родителями и другими членами семьи. Причем сведения эти должны быть конфиденциальными, ибо речь идет о благе ребенка.
Поведение воспитателя зачастую помогает нейтрализовать возможное негативное воздействие семейной обстановки на ребенка, сделать его жизнь более благополучной и гармоничной.
3. Лист здоровья.
Воспитатели работают в тесном контакте с медицинским персоналом детского сада. В практике важно выработать дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья. Для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья», которые заполняются медицинским персоналом.
Задание 6. Изучите особенности образовательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Дети самостоятельно моют руки, лицо, умеют правильно пользуются мылом, насухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место, моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом. При необходимости воспитатель напоминает и помогает.
Правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой, не крошат хлеб, не проливают пищу, пережевывают с закрытым ртом.
Самостоятельно одеваются и раздеваются. Стараются аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводят ее в порядок – чистят, просушивают.
Для формирования КГН используются личный пример, показ, напоминание. Используется художественное слово: режимные процессы сопровождаются потешками и стихотворениями. Педагоги организовывают чтение и обсуждение сказок с целью закрепления культурно-гигиенических навыков.
Задание 7. Изучите организацию двигательного режима дошкольников.
В группе созданы все условия для удовлетворения потребности детей в движении. С этой целью создан физкультурный уголок, где размещается спортивный материал, а также атрибуты для подвижных игр. Регулярно во время занятий проводятся физкультминутки и пальчиковые гимнастики. Физкультурные занятия проводятся как в спортивном зале, таки и на улице. В спортивном зале имеется весь необходимы инвентарь для проведения занятий и развлечений. Материала соответствуют санитарно-гигиеническим, эстетическим нормам, а также учитывается возрасти индивидуальные особенности детей. Утренняя гимнастика проводится каждое утро под музыкальное сопровождение, что поднимает настроение и увеличивает эффективность упражнений. Индивидуальный подход в процессе физкультурных занятий обеспечивается за счет подбора игр разной сложности в зависимости от способностей детей. Учет способностей и возможностей детей позволяет подбирать задания так, чтобы каждый ребенок мог оказаться в ситуации успеха.
Соблюдаются гигиенические условия: физкультурный зал перед занятиями проветривается, протирается пыль, моется инвентарь.
Задание 8. Изучите особенности организации и руководства играми дошкольников.
Проанализируйте итоги своих наблюдений:
а) какие темы сюжетно-ролевых игр встречаются у детей вашей группы?
Дети предпочитают хозяйственно-бытовые темы: семья, магазин, больница.
б) какие роли исполняют дети в своих играх?
Дети берут на себя роли «любимых» взрослых, т.е. в играх отражают поведение своих родителей, а также поведение людей, которых они видели – мама, папа, врач, продавец.
в) какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно- ролевых играх?
Дети воспроизводят профессиональную деятельность (врач, продавец), а также социальную деятельность (члены семьи).
3. Выясните методы используемые воспитателем для руководства играми детей:
а) какие методы руководства можно использовать для обогащения содержания сюжетов игр;
Задание 9. Понаблюдайте за организацией и руководством дидактическими играми в вашей группе.
Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Она обеспечивает всестороннее развитие, поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения игры занимают значительное место. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Одним из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребёнка. Дидактическая игра, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Сущность дидактической игры заключается ещё в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую – это повышает его умственную активность.
Задание 10. Изучите организацию и руководство трудовой деятельности дошкольников.
Главная задача трудового воспитания дошкольников – формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.
Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой.
Виды трудового воспитания детей младших групп
Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.
Задание 11. Понаблюдайте организацию эстетической деятельности в детском саду.
Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изобразительная деятельность в раннем возрасте имеет художественно-образную основу. Создание образа связано с проявлением разнообразных чувств, эмоций. Воспитание у детей эмоционального отношения к изображаемым явлениям необходимо, т. к. процесс рисования, не только передача отдельных черт, свойств, но и момент активного вхождения в образ, когда перед ребенком как бы оживают мазки, линии, формы.
Программными задачами по рисованию в младшей группе являются:
- вызвать у детей интерес к действиям с карандашами, кистью, красками;
- формировать представление о том, что карандашами, красками рисуют;
- развивать восприятие детей, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру то одной, то другой рукой;
- подводить детей к изображению знакомых предметов;
- обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть) оставляет след на бумаге;
- привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразными линиями, конфигурациями;
- побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже;
- вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами;
- побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм;
- развивать эстетическое восприятие окружающих предметов;
- формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги, на котором рисует ребенок);
- учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать;
- учить держать карандаш и кисть свободно, правильно.
Материал, используемый в младшей группе при проведении занятий по изодеятельности – это карандаши, восковые мелки, краски, кисти. При этом карандаши выбираем большие и мягкие основного цвета. Кисточки большие, краска обязательно гуашь, разведенная до нужной консистенции (красный, синий, зеленый, желтый, черный).
При рисовании карандашами – следующие приемы:
- штрихи короткие вертикальные – дождик, травка, заборчик,
-горизонтальные (дорожка, ленточки, усы у кота);
- кругообразные линии по спирали (дым из трубы, клубок ниток);
- кругообразные сомкнутые линии (баранки, мяч, шарики).
Задание 12. Изучите организацию и руководство познавательной деятельностью дошкольников в вашей группе.
Экологическое воспитание.
В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для решения задач экологического воспитания. В группах имеется уголок природы, в котором находятся календарь природы, схемы и алгоритмы по труду в природе, оборудование для труда в природе и экспериментирования, паспорт растений. Также создана эколого-развивающая среда на участках; клумбы, цветники, огород, сад. Организовывается и природоохранная деятельность: акции покормите птиц, скворечник – дом скворца. К природоохранной деятельности активно подключаются и родители воспитанников. Наблюдения организовываются во время прогулок. При этом это могут быть целенаправленные наблюдения, которые планирует воспитатель, а также наблюдения, которые возникают спонтанно, по желанию детей.
Социальное развитие дошкольника.
Цель социально-нравственного и личностного развития – формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. Содержанием работы по социально-нравственному и личностному развитию являются самопознание, здоровье и личная гигиена, культура питания, безопасность жизнедеятельности, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адаптивное социальное поведение, познание социума. С целью социального развития дошкольников воспитатели используют: художественное слово, личный пример, наблюдения, беседы, вопросы к детям, игры, проблемные ситуации.