ВВЕДЕНИЕ
1. Результаты исследований
1.1. Материалы бесед с учащимися, учителями, родителями
1.2. Результаты социально-психологического изучения коллектива
2. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
ВВЕДЕНИЕ
Цель педагогической практики студентов на предвыпускном курсе: изучить социально-психологические особенности коллектива учащихся и на основе полученных данных, составить психолого-педагогическую характеристику класса.
Для реализации поставленной цели студентам необходимо:
1. закрепить и углубить знания о социально-психологических характеристиках коллектива;
2. наблюдать и анализировать социально-психологические явления и ситуации в жизни школьного класса и отдельных учащихся;
3. отрабатывать умения применять социально-психологические методы и психодиагностические методики при изучении школьного класса;
4. познакомиться со схемой составления психолого-педагогической характеристики коллектива класса;
5. составить психолого-педагогическую характеристику классного коллектива.
Работу по изучению классного коллектива студент проводит в прикрепленном классе, выполняя обязанности учителя и классного руководителя.
1. Результаты исследований:
1.1. Материалы бесед с учащимися, учителями, родителями
Беседа с учащимися «Как правильно дружить»
Цель:
1. Выяснить взгляды учащихся по данной проблеме.
2. Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.
3. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.
4. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.
5. Повысить самооценку детей.
Ожидаемый результат:
• Анализ учащимися своих отношений с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения.
• Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.
Ход беседы:
Знакомство
Короткий рассказ о целях беседы, о особенностях предстоящих встреч. Постановка проблемы.
Упражнение «Что я больше всего люблю делать и чему хотел бы научиться»
Цели:
1. Создание в группе доверительных отношений.
2. Формирование у детей положительного отношения друг к другу.
3. Повышение самооценки детей.
Задача: Предоставить учащимся возможность ближе познакомиться друг с другом.
“В школе вместе Вы учитесь уже давно. Каждый из Вас – интересный человек, интересная личность, каждый вносит свой вклад в дела класса, во внутриклассные взаимоотношения. Передавая мяч (или игрушку) друг другу, назовите своё имя и расскажите немного о том, что каждый из Вас любит делать и что у Вас лучше всего получается. И скажите так же о том, чему Вы бы хотели научиться”.
2. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
Общие сведения о школьном классе и истории его формирования
Название и № школы________________
Класс: ______________
Состав класса:
Количество учащихся: 9 человек, из них 6 девочек и 3 мальчика.
Структура школьного класса и взаимоотношения в нем
Характеристика актива класса:
Староста – Алина П.
Актив класса – Алина П. и Матвей К. Эти учащиеся имеют высокие коммуникативные способности и организационные навыки. Актив в жизни класса играет важную роль.
Социометрическая структура класса
Лидера и отверженных в классе нет.
Большинство учащихся имеют средний социометрический статус и относятся к категории «принятые».
Число «предпочитаемых» - 4 человека или 44,4% учащихся (Алина, Виктор, Матвей, Елена).
Число «принятых» - 5 человек или 55,6% учащихся (Карина, Вета, Даниил, Марина, Инна).
В классе нет обособлений в группировки – мальчики дружат с девочками, а девочки с мальчиками.
Класс характеризуется высокой степенью взаимности.
Групповая сплоченность
В классе наблюдается средний уровень групповой сплоченности – психологической общности, единства членов группы, тесноты и устойчивости межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степени эмоциональной привлекательности группы для ее членов.
Удовлетворенность учащихся своим коллективом
В классе среди учащихся наблюдается средняя степень удовлетворенности учащихся своим коллективом. Формирующийся в классе коллектив тоже подает сигналы и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, понимать друг друга, дружить. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы.
Психологическая атмосфера класса
Психологическая атмосфера класса характеризуется следующими особенностями: теплотой, занимательностью, взаимовыручкой, увлеченностью, успешностью, сотрудничеством. Негативными тенденциями в классе являются: враждебность, несогласие, неудовлетворенность.
Наблюдается неустойчивый климат с преобладанием положительных характеристик.