Самоанализ коррекционного занятия
Обследования речи дошкольника
Отчет о стажировке
Самоанализ коррекционного занятия
Тема занятия: Автоматизация раскатистого звука [р] в словах
Задачи:
• Совершенствовать правильное произношение изолированного раскатистого звука [р].
• Автоматизировать раскатистый звук [р] в словах в различных позициях (в начале, в конце, в середине, со стечением согласных).
• Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
• Формировать просодические компоненты речи (сильный выдох).
• Активизировать предметный словарь.
• Развивать зрительное восприятие, мышление.
• Развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения.
• Формировать навык ориентировки на плоскости.
• Воспитывать положительную мотивацию и интерес к занятию с помощью разнообразных игровых приёмов.
• Активизировать самоконтроль за речью
Занятие соответствовало особенностям развития ребенка и программным требованиям. Этапы занятия были связаны между собой. Продолжительность занятия – 40 минут. С первых минут занятия учитель-логопеду удалось увлечь ребенка, во время занятия он проявлял неподдельный интерес. Игры и упражнения соответствовали целям занятия. Учитель-логопед учитывала индивидуальные и возрастные особенности при проведении занятия. Перед началом занятий учитель-логопед давал все необходимые указания и пояснения. Речь учитель-логопеда была доступной, логичной, правильной. Артикуляция во время занятия была четкой. На занятии уместно применялся наглядный материал. Он был аккуратным, выглядел эстетично. На занятии были использованы все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Учитель-логопед доброжелательно относился к ребенку, он чувствовал себя раскованно, с интересом участвовал в занятии. Результат работы: было проведено занятие по автоматизации раскатистого звука [р] в словах, задачи занятия достигнуты.
Обследования речи дошкольника
Схема обследования ребенка дошкольного возраста
1. Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка Эвелина Р.;
Дата рождения, возраст 5 лет
Домашний адрес
Откуда поступил ребенок
Заключение ПМПК НВОНР
Дата заполнения речевой карты 14.01.2019
2. Анамнез
Фамилия, имя, отчество родителей, возраст на момент рождения ребенка, должность и место работы
Мать Инга Ивановна, 29, домохозяйка
Отец Дмитрий Олегович, 31, ИП
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей нет.
От какой по счету беременности ребенок 1 какие по счету роды 1
Протекание беременности (падение, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекционные, курение, алкоголизм, профвредности, наркомания и др.) нормальное
Какие были роды (в срок, до срока, затяжные, обезвоженные, стремительные)
Были ли применены (стимуляция, кесарево сечение, вакуумэкстракция, наложение щипцов, поворот за ножку)
Резус-фактор положительный
Закричал сразу или нет Вес и рост ребенка при рождении 52 см, 3650
Особенности при рождении (белая или синяя асфиксия, гематома на голове, предлежание ягодичное, головное и др.)
Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар 7/8 баллов
Вскармливание: когда принесли кормить
активно или с помощью ______ сосал активно или засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивал
Грудное вскармливание до 6 мес
Последующее вскармливание (смешанное, искусственное)
Выписка из роддома на 5 день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины –
3. Раннее развитие (в скобках указаны варианты нормального речевого развития)
Держит голову с 3 Сидит с 6 Ходит с ___1,2
Реагирует на звук с 2 м Реагирует на свет с 2м
Прослеживает перемещение предметов глазами с 3 м
Хватает предмет с 5 м Узнает близких с 6 м
Первые зубы с 6 м К 1-му году зубов 5
Особенности сна, аппетита в первые годы жизни норма
Перенесенные заболевания
До 1 года нет
До 3 лет простудные
После 3 лет простудные, ветрянка
Инфекции нет
Ушибы головы нет
Травмы головы нет
Судороги при высокой температуре нет
Гуляние с 6 мес Лепет с 8 мес
Первые слова 10 м, их характеристика нечеткие
Фазовая речь с 2,5 Как шло развитие речи после первых фраз (медленно, нормально, бурно)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине, как долго длилось и каковы последствия) нет
1. Выполнение индивидуального плана стажировки (полнота выполнения, количество просмотренных коррекционных занятий (подгрупповых/индивидуальных), количество проведенных коррекционных занятий (подгрупповых/индивидуальных), отклонения от плана, их причины, что выполнено сверх плана):
В ходе знакомства с базой стажировки я изучила нормативно-правовую документацию в учреждении, оснащение кабинета учителя-дефектолога, его функциональные обязанности, нормативные документы, формы планирования и отчетности, методический инструментарий.
В соответствии с заданием был составлен индивидуальный план работы на время стажировки, который я полностью выполнила. В ходе прохождения стажировки мной было проведено 10 индивидуальных и 2 подгрупповых занятий с детьми, а также проведено обследование речи дошкольника. Наибольшее затруднение у меня вызвало проведение подгрупповых занятий, так как в ходе данного занятия необходимо было учитывать особенности всех детей, а также находить с ними общий язык. В ходе проведения индивидуального занятия самым трудным было преодолеть на начальном этапе застенчивость ребенка, постараться дать ему раскрыться в занятии. С этой целью использовались поощрение, похвала. Самоанализ коррекционных занятий вызвал небольшие затруднения, так как следовало охарактеризовать свою работу с различных направлений, а в ходе анализа занятия очень часто происходило зацикливание на чем-то одном, как правило, на том, что получилось не совсем так, как хотелось бы. За время прохождения стажировки в учреждении дошкольного образования мне удалось лучше понять специфику общения с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Со стороны педагогического коллектива мне оказывалась любая помощь. Считаю прохождение стажировки важным этапом в моей дальнейшей профессиональной деятельности.