ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
1.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ЛИЦ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
1.2 МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ
1.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА ИСПЫТУЕМЫХ
2.2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПАЦИЕНТОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
2.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ПАЦИЕНТОВ ДО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
2.4 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА У ПАЦИЕНТОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Организация эффективного психокоррекционного воздействия у лиц неврологического профиля требует тщательного изучения механизмов возникновения заболевания и особенностей психологического статуса. Интерес к данной проблеме связан с недостаточной изученностью психологических и поведенческих расстройств, характерных для пациентов, соматической клиники неврологического профиля. Кроме того, в последние годы наблюдаются негативные тенденции в медицинской практике – с каждым годом все больше людей страдает неврологическими заболеваниями.
Выбор темы исследования обусловлен необходимостью поиска наиболее эффективных путей психологической коррекции психологического статуса у пациентов неврологического профиля. В неврологической практике больные страдают различными психологическими и поведенческими расстройствами, в лечении которых важнейшую роль играют психотерапевтические методики. Основная цель психотерапии лиц неврологического профиля заключается в изменении нарушенной системы отношений больного, коррекции неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения, необходимой предпосылкой которой выступает осознание им причинно-следственных зависимостей между особенностями его системы отношений и заболеванием. При психологических и поведенческих расстройствах применяется как индивидуальная, так и групповая психотерапия. В последние годы наблюдается смещение акцента с индивидуальной психотерапии различных расстройств к реализации групповой психотерапии, которая позволила бы более эффективно восстанавливать нарушенные отношения личности, лежащие у истоков этих расстройств, и перестраивать их путем воздействия на познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты отношения.
Изучением проблемы психологических и поведенческих расстройств, характерных для пациентов, соматической клиники неврологического профиля, занимались немногие ученые (А.М. Андреев, А.М. Вейн и Г.М. Дюкова, Б.Д. Карвасарский, Л.И. Лыков и др.).
Актуальность темы исследования заключается в том, что до настоящего проблема оценки эффективности психологической коррекции у пациентов неврологического профиля является недостаточно разработанной. Открытым остается вопрос об особенностях психологического статуса пациентов, имеющих неврологические заболевания. Вместе с тем, определение психологического статуса пациентов неврологического профиля является важной предпосылкой для правильного построения программы психологической коррекции и для адекватной организации коррекционного процесса.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
1.1 Психологические и поведенческие расстройства, характерные для лиц неврологического профиля
В современной литературе неврологические заболевания рассматриваются как патологические процессы, которые затрагивают нервную систему человека (центральную и/или периферическую).
Неврологические заболевания могут быть связаны с врожденной патологией, черепно-мозговой и спинной травмами, наследственной предрасположенностью, генетическими заболеваниями, инфекционными заболеваниями, перенесенным стрессом и др. Симптомы неврологических нарушений различны. Неврологические симптомы проявляются в виде головной боли, нарушений сна, разных судорожных состояний, нарушений чувствительности, нервно-мышечной патологии, нарушениях движения и координации, повышенной утомляемости и т.д.[44, с. 29].
Лица неврологического профиля характеризуются рядом психологических и поведенческих расстройств. Психологические и поведенческие расстройства представляют собой психические состояния, отклоняющиеся от психического здоровья [42, с. 33].
После четкого определения органического, в частности, неврологического, диагноза, специалисты сталкиваются с вторичными симптомами, а именно – расстройством психологического здоровья. Оно может проявляться в виде расстройств адаптации на фоне изменения соматического статуса, в виде неврозов с тревогой о будущем и паническими состояниями, тревожным ожиданием, перерастающим в тревогу о тревоге, депрессивными симптомами.
Болезнь индивида может выступить в качестве значимого стрессорного фактора. Последствия тяжелой болезни, возможная нетрудоспособность, снижение физических сил, угроза тяжелой инвалидизации, боль, опасения стать обузой для семьи могут привести к развитию расстройства адаптации [31, с. 7].
Для возникновения и развития расстройства адаптации необходимо наличие эмоционально-стрессового воздействия, причем стрессовая ситуация не должна носить чрезвычайный для данной личности характер, угрожать жизни, физическому и психическому благополучию. Пытаются выделять типовые стрессовые события, которые могут приводить к нарушению процессов психической адаптации. К ним относят смену жизненного уклада, повышенные физические и эмоциональные нагрузки, разрыв значимых личных отношений, разлуку с близкими, изменение социального статуса, некоторые виды нозогенных реакций у соматических больных [4, с. 22].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ У ПАЦИЕНТОВ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
2.1 Характеристика контингента испытуемых
Исследование проводилось на ГУ «Государственное учреждение Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии».
Всего в исследовании приняли участие 40 пациентов, из них 20 мужчин и 20 женщин. Возраст испытуемых – 25-40 лет. Все испытуемые имеют заболевания неврологического профиля.
2.2 Методы исследования психологического статуса пациентов неврологического профиля и статистической обработки данных
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
2) проведение исследования психологического статуса пациентов неврологического профиля с помощью тестирования, обработка и анализ полученных результатов;
3) разработка, апробация и оценка эффективности программы психологической коррекции психологического статуса пациентов неврологического профиля.
Цель исследования: выявить особенности психологического статуса пациентов неврологического профиля.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
1. Методика «Госпитальная шкала тревоги и депрессии».
Назначение: выявление и оценка тяжести депрессии и тревоги.
Методика разработана зарубежными авторами (Zigmond A.S. и Snaith R.P.) в 1983 году.
Преимуществами шкалы являются: простота применения и обработки (заполнение шкалы не требует много времени и не вызывает затруднений у пациентов), что позволяет ее эффективно использовать в общесоматической практике для первичного выявления тревоги и депрессии у пациентов. Опросник характеризуется высокой дискриминантной валидностью в отношении двух расстройств: тревоги и депрессии.
При разработке методики ее авторы исключали симптомы тревоги и депрессии, которые могут быть интерпретированы как проявление соматического заболевания (к примеру, головокружения, головные боли и др.). Пункты субшкалы депрессии отбирались из списка наиболее часто встречающихся жалоб и симптомов и отражают в основном ангедонический компонент депрессивного расстройства. Пункты субшкалы тревоги составлялись на основе соответствующей секции стандартизованного клинического интервью PresentStateExamination и личном клиническом опыте авторов и отражают в основном психологические проявления тревоги.
Опросник содержит 14 пунктов, каждому из которых соответствует 4 варианта ответов, отражающих степень нарастания симптоматики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществлен теоретический анализ проблемы оценки эффективности психологической коррекции у пациентов неврологического профиля в современной литературе. Больные неврологических стационаров часто страдают сопутствующими психологическими расстройствами, возникающими на фоне неврологического заболевания как вторичный симптом. Основными психологическими и поведенческими расстройствами, характерными для лиц неврологического профиля, являются: когнитивные нарушения, эмоциональные нарушения (эмоциональная напряженность, депрессия, тревога, ощущение безнадежности и чувства вины), личностные нарушения (неуверенность в своих силах, самокритичное отношение, самостигматизация). Среди поведенческих расстройств, характерных для пациентов неврологического профиля, выделяется: нарушение ролевого и социального функционирования, снижение жизненной активности, деструктивные способы совладания со стрессом, дезадаптация, суицидальное поведение. Методы психотерапевтической коррекции используются в соматической клинике с целью уменьшения клинических проявлений заболевания, повышения социальной активации больных, их адаптации в семье и социуме, а также повышении эффективности лечебных воздействий биологического характера. При психокоррекции соматических заболеваний широко применяются различные методы психотерапии: гипнотерапия, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение и др.
Выявлен психологический статус пациентов до психологической коррекции. У пациентов неврологического профиля преимущественно отмечается субклинически выраженная тревога, как у мужчин, так и у женщин. У них также преимущественно отмечается субклинически выраженная депрессия, как у мужчин, так и у женщин. Пациенты неврологического профиля находятся в состоянии тревоги и депрессии слабой тяжести, при котором нет значительного нарушения жизнедеятельности и социального функционирования. У мужчин показатели более оптимальны по физическому компоненту здоровья, у женщин – по психическому компоненту здоровья. У мужчин значительно ограничивается состоянием здоровья физическая активность, повседневная деятельность, боль, низкая оценка общего состояния собственного здоровья и перспектив лечения. У женщин более выражено утомление и снижение жизненной активности, ограничение социальных контактов, снижение уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния, а также депрессивные, тревожные переживания и ощущение психического неблагополучие. Они испытывают на себе большее влияние ограничения в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния.
1. Об утверждении Инструкции о порядке и условиях применения методов и методик оказания психологической помощи : Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 30 июля 2012 г. № 115/89 [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://pravo.by/document/?guid=3961&p0=W21226271.
2. Об утверждении примерного перечня методов и методик оказания психологической помощи, рекомендуемых к применению в государственных организациях здравоохранении : Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 662 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://minzdrav.gov.by/ru/dlya-spetsialistov/normativno-pravovaya-baza/baza-npa.php?ELEMENT_ID=328669.
3. Агамамедова, И. Н. Тофизопам: терапия тревоги у пациентов неврологического профиля / И. Н. Агамамедова, Т. Е. Никитина. – 2016. – № 11. – С. 48–53.
4. Антипова, О. С. Расстройства адаптации: современные походы к диагностике и терапии / О. С. Антипова // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2014. – № 6. – С. 22–27.
5. Баркова, Т. В. Депрессии на фоне болезни Паркинсона : клиническая характеристика и факторы, способствующие их развитию / Т. В. Баркова // Архівпсихіатрії. – 2004. – № 3. – C. 92–97.
6. Батуева, А. Э. Реабилитация неврологических больных: механизмы саногенеза, тактики восстановления : автореф. дис. канд. мед. наук : 14.00.13 / А. Э. Батуева. – Иваново, 2005. – 19 с.
7. Бах, Б. Аутогенная тренировка по Владимиру Леви / авт.-сост. Б. Бах. – М.: ACT, 2011. – 60 с.
8. Белова, А. Н. Нейрореабилитация : руководство для врачей / А. Н. Белова. – М. : Антидор, 2003. – 734 с.
9. Боголепова, А. Н. Депрессивные расстройства в неврологической клинике / А. Н. Боголепова // Лечебное дело. – 2007. – № 1. – С. 58–63.
10. Булюбаш, И. Д. Спинальная травма и проблемы адаптации пациента: клинические и психологические аспекты / И. Д. Булюбаш // Паллиативная медицина и реабилитация : научно-практический журнал. – 2011. – № 3. – С. 154–158.
11. Булюбаш, И. Д. Эмоциональное состояние и особенности мотивации в восстановительном лечении пациентов с последствиями спинальной травмы / И. Д. Булюбаш, И. Н. Морозов // Паллиативная медицина и реабилитация: научно-практический журнал. – 2012. – № 4. – С. 51–56.
12. Вассерман, Л. И. Дискуссионные вопросы концептуализации и методологии исследования качества жизни в медицине / Л. И. Вассерман, Л. А. Трифонова // Сибирский психологический журнал. – 2007. – № 26. – С. 112–118.
13. Вейн, A. M. Болевые синдромы в неврологической практике / А. М. Вейн. – М. : МЕДпресс-информ, 2001. – 368 с.
14. Вознесенская, Т. Г. Хроническая боль и депрессия / Т. Г. Вознесенская, А. М. Вейн // Психиатрия и психофармакология. – 2000. – № 1. – С. 4-–7.
15. Вознесенская, Т.Г. Генерализованное тревожное расстройство : дифференциальный диагноз и лечение / Т.Г. Вознесенская // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2013. – № 4. – С. 18–22.
16. Гладкова, С. А. Аутотренинг. Антистрессовые методики / С. А. Гладкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 315 с.
17. Гордевская, Н. А. Стабилизация когнитивных и психофизических процессов в результате занятий аутогенной тренировкой / Н. А. Гордиевская, А. Ю. Гордиевский // Самарский научный вестник. – 2014. – № 2. – С. 21–23.
18. Давлетова, А. И. Оценка эффективности изотерапии как метода психологической коррекции / А. И. Давлетова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010. – № 1 (3). – С. 86–94.
19. Дороженок, И. Ю. Расстройства тревожного спектра у пациентов общемедицинской сети : клиника и терапия / И. Ю. Дороженок // Доктор.ру. – 2013. – № 5. – С. 38–44.
20. Евстигнеева, Е. А. Психологические предикторы и качество жизни больных неврологического профиля / Е. А. Евстигнеева, С. И. Филиппненкова, Л. А. Мурашова // Архив внутренней медицины. – 2016. – Вып. 1. – С. 94.
21. Злобин Ю. Д. Психологическая коррекция личности : задачи, подходы, приемы / Ю. Д. Злобин. – Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2005. – Ч. II. – 35 с.
22. Кадыков, А. С. Реабилитация неврологических больных / А. C. Кадыков, Л. А. Черникова, Н. В. Шахпаранова. – М. : Медпресс-информ, 2008. – 560 с.
23. Карвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 1998. – 713 с.
24. Карвасарский, Б.Д. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.
25. Ковальчук, В. В. Психотерапевтическая реабилитация и нормализация психоэмоционального и функционального состояния пациентов с болевыми синдромами при органических поражениях головного мозга / В. В. Ковальчук // Наука и Здравоохранение. – 2016. – № 5. – С. 64–79.
26. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2003. – 176 с.
27. Корнилова, Л. Е. Изменение психологического статуса пациентов с невралгией тройничного нерва под действием блокады сегментарных остеорецепторов / Л. Е. Корнилова, О. П. Артюков, М. М. Нурмагомедова М.С. // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 10–8. – С. 1506–1508.
28. Котова, О. А. Психоэмоциональные особенности пациентов, перенесших спинномозговую травму (обзор литературы) / О. А. Котова, И. Д. Булюбаш, И. А. Байкова // Журнал Гродненского гос. мед. ун-та. – 2013. – № 4. – С. 17–21.
29. Левин, О. С. Тревожные расстройства в общеклинической практике / О. С. Левин // Медицинский совет. – 2017. – № 10. – С. 36–40.
30. Лыков, Л. И. Непсихотические тревожно-депрессивные состояния у больных психиатрического и неврологического профиля : автореф. дис. канд. мед. наук : 14.00.18 / Л. И. Лыков. – Санкт-Петербург, 2003. – 20 с.
31. Мельников, В. И. Психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.01 / В. И. Мельников. – Новосибирск, 2000. – 19 с.
32. Мирецкая, А. В. Депрессивные расстройства у больных болезнью Паркинсона. Болезнь Паркинсона и расстройства движений. Рук-во для врачей (по материалам I Национального конгресса) / А. В. Мирецкая, Н. В. Федоров, В .В. Макаров. – М., 2008. – С. 97–99.
33. Михайлов, Б. В. Психотерапия в общесоматической медицине: Клиническое руководство / Б. В. Михайлов, А. И. Сердюк, В. А. Федосеев. – Харьков : Прапор, 2002. – 128 с.
34. Михайлов, В. А. Качество жизни, стигматизация и восстановительная терапия больных эпилепсией : автореф. дис. ... докт. мед. наук : 14.00.07 / В. А. Михайлов. – Санкт-Петербург; 2008. – 22 с.
35. Молодцова, Т. Д. Диагностика адаптации студентов первого курса к требованиям вуза / Т. Д. Молодцова // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 5. – С. 13–17.
36. Молоствова, Г. В. Взаимосвязь качества жизни пациентов неврологического профиля с особенностями их личности / Г. В. Молоствова // Прикладная юридическая психология. – 2012. – № 4. – С. 99–104.
37. Морозов, И. Н. Диагностика психологических расстройств в промежуточном и позднем периодах спинальной травмы / И. Н. Морозов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2008. – № 2. – С. 43–45.
38. Нодель, М. Р. Депрессия при болезни Паркинсона / М.Р. Нодель // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2010. – № 2. – С. 11–16.
39. Орлов, Ю. А. Оценка качества жизни пациентов с поражениями центральной нервной системы / Ю. А. Орлов // Украинский нейрохирургический журнал. – 2001. – № 2. – С. 152–156.
40. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. – М. : Сфера, 2002. – 510 с.
41. Парфенов, Е. В. Стигматизация пациентов с эпилепсией / Е. В. Парфенова, Ф. К. Ридер, А. Г. Герсамия // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2017. – № 1. – С. 78–83.
42. Пирсон-Марфи, Б. Е. Стресс и тревожно-депрессивные синдромы / Б. Е. Пирсон-Марфи // Медикография. – 1994. – Т. 16, № 1. – С. 33–36.
43. Преображенская И. С. Расстройства сна и их значение в развитии когнитивных нарушений / И.С. Преображенская // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2013. – № 2. – С. 49–53.
44. Рахимджанов, А. Р. Клинические лекции по неврологии / А. Р. Рахимджанов. – М. : Медицина, 1987. – 198 с.
45. Урванцев, Л. П. Психология соматического больного / Л. П. Урванцев. – М. : Институт психологии РАН, 2000. – 89 с.
46. Халезова, Н. Б. Психотерапия в клинической практике / Н. Б. Халезова, Е. Р. Исаева, М. Я. Киссин. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГМУ, 2010. – 265 с.
47. Хворостина, А. В. Лечение тревожно-депрессивных расстройств пограничного уровня у неврологических больных методом адаптивного биоуправления : автореф. дис. канд. мед.наук : 14.00.03 / А. В. Хворостина. – Москва, 2005. – 21 с.
48. Хоженко, Е. В. Комплексная диагностика и терапия неврологических нарушений при посттравматических расстройствах : автореф. дис. канд. мед. наук : 14.01.11 / Е. В. Хоженко. – Москва, 2011. – 21 с.
49. Шульц, И. Г. Аутогенная тренировка / И. Г. Шульц. – М.: Медицина, 1985. – 31 с.
50. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. – СПб. : Питер, 2007. – 256 с.