Введение
1. Оценка положения учащегося в классе (учебной группе)
1.1 Психологический климат в группе. Групповые нормы
1.2 Конфликтные ситуации в классе и их разрешение
1.3 Взаимоотношение испытуемого с другими учащимися. Оценка своего класса. Референтная группа учащегося
1.4 Степень адаптации учащегося в группе
1.5 Типичные способы-реагирования на конфликтные ситуации
2. Индивидуально-психологические особенности личности
2.1 Я-концепция личности. Самооценка и уровень притязаний
2.2 Характеристика мотивационной сферы учащегося. Интересы, идеалы, убеждения
2.3 Механизмы психологической защиты
2.4 Способности и склонности учащегося
2.5 Черты характера и их проявление у учащегося. Соотношение фемининности и маскулинности
2.6 Наиболее заметные свойства темперамента
2.7 Эмоции. Внешние проявления эмоций
2.8 Преобладающее настроение
2.9 Тревожность и её выраженность у учащегося
2.10 Волевые качества личности
2.11 Локус контроля
3. Характеристика познавательной деятельности учащегося
3.1 Особенности развития речевых процессов (аудирование, говорение, чтение, письмо). Соотношение уровня речевого развития испытуемого и других учащихся в классе
3.2 Характеристика внимания учащегося
3.3 Тип восприятия (доминирующая репрезентативная система)
3.4 Характеристика мышления учащегося
3.5 Использование воображения в учебной деятельности
3.6 Особенности памяти испытуемого. Использование рациональных приёмов запоминания учебного материала
4. Выводы и рекомендации
5. Мнение о педпрактике
6. Источники
7. Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Практику я проходила в гимназии №6 г. Минска. У меня было два седьмых класса – 7 «Б» и 7 «Е». Однако тесты проводила с 7 «Б» классом, так как именно этот класс показал заинтересованность в сотрудничестве со мной. Возраст учеников – 13 лет. Я выбрала Ивана Душкевича из 7 «Б», так как он мне показался мне активным и интересным человеком. Наблюдать за ним было очень увлекательно для меня.
Мною были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности.
Методики:
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
2. Тест описания поведения К. Томаса в адаптации Н.В. Гришиной.
1. Оценка положения учащегося в классе (учебной группе)
1.1. Психологический климат в группе. Групповые нормы
В ходе наблюдений я выяснила, что в классном коллективе преобладает жизнерадостное настроение, доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии. В коллективе наблюдается средний уровень сплоченности, благополучие большинства участников коллектива в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Психологический климат в классе благоприятный, так как отношения между учащимися преимущественно позитивные.
В классе наблюдается сплочение мнений относительно коммуникативных, учебных, ролевых норм и норм внешнего вида. В классе учеба является очень важной деятельностью, и позитивное отношение к ней способствует успешности, а значит и повышению статуса. Учащиеся стремятся проявить свою индивидуальность, подчеркивая свой социометрический статус в группе через то, как они выглядят, как действуют в той или иной ситуации.
В ходе беседы с учителем я выяснила, что Иван имеет социометрический статус «звезды» - он характеризуется общительностью, инициативностью, лидерскими качествами. Другие ученики стремятся общаться с ним, он является для них эмоционально привлекательным.
2. Индивидуально-психологические особенности личности
2.1. Я-концепция личности. Самооценка и уровень притязаний
В результате наблюдений и беседы с учеником я выяснила, что Иван имеет реалистический уровень притязаний и адекватную самооценку. Такой уровень притязаний соответствует его способностям. Он ставит перед собой реалистичные цели и достигает их. Адекватная самооценка у него проявляется в способности объективно оценивать себя и свои способности, иметь адекватные представления о важности своей личной деятельности среди других людей, собственных качествах и чувствах, достоинствах и недостатках.
Я-концепция личности Ивана характеризуется гармоничным сочетанием Я-реального и Я-идеального. Отмечается средняя степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе.
2.2. Характеристика мотивационной сферы учащегося. Интересы, идеалы, убеждения
В результате наблюдений и беседы с учеником я выяснила, что у Ивана отмечается направленность личности – на общение. У него отмечается стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Интересы широкие, но не устойчивые. Познавательный интерес выражен на среднем уровне, успеваемость находится на среднем уровне.
Актуальные потребности Ивана – это потребность в общении, в самовыражении.
3. Характеристика познавательной деятельности учащегося
3.1. Особенности развития речевых процессов (аудирование, говорение, чтение, письмо). Соотношение уровня речевого развития испытуемого и других учащихся в классе
В результаты наблюдения я выяснила, что такие речевые процессы как аудирование, говорение, чтение, письмо у Ивана хорошо развиты. В классе у Ивана отмечается высокий уровень речевого развития.
3.2. Характеристика внимания учащегося
По моим наблюдениям, Иван обладает средней продуктивностью и средней устойчивостью внимания. Способность концентрироваться на определенном объекте или теме, а также производительность внимания у него достаточно развита. В целом у Ивана внимание произвольное, устойчивое, объем внимания соответствует норме (5-6 объектов). Иван осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.
4. Выводы и рекомендации
Выводы:
Характеристика межличностных отношений
В классе Иван имеет социометрический статус «звезды» - он характеризуется общительностью, инициативностью, лидерскими качествами. Другие ученики стремятся общаться с ним, он является для них эмоционально привлекательным. Иван редко участвует в конфликтах. При этом, он почти никогда не является инициатором конфликта, а становится невольным его участником. Взаимоотношения Ивана с другими учащимися – доброжелательные. В межличностных отношениях со сверстниками он проявляет склонность к сотрудничеству, кооперации, гибкость и компромиссность при решении проблем и в конфликтных ситуациях. Иван хорошо адаптирован в группе. У Ивана в конфликтной ситуации преобладает стратегия компромисса и сотрудничества.
Характеристика индивидуально-психологических особенностей личности
Иван имеет реалистический уровень притязаний и адекватную самооценку. У него отмечается направленность личности – на общение. Характеризуется стремлением к активным социальным контактам, к признанию, уважению, одобрению со стороны других. У Ивана доминирующими механизмами защиты являются компенсация и реактивные образования. Обладает интеллектуальными способностями, соответствующими возрастной норме. У Ивана наиболее развиты волевые и коммуникативные черты характера.
5. Ваше мнение о педпрактике. Плюсы и минусы. Проблемы
Мои впечатления о педагогической практике только положительные. Я получила возможность принять непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе в средней школе, проявить самостоятельность в применении методик преподавания и психологических методов, создать предпосылки не для простого заучивания материала, а для активного, целенаправленного и творческого сотрудничества с учащимися для обеспечения усвоения программного материала.
Наблюдая за ходом учебно-воспитательного процесса, я научилась предотвращать и решать учебные конфликты, формировать плодотворные отношения как с классом в целом, так и с каждым отдельным учеником.
1. Методика «Диагностика межличностных отношений» (Т. Лири) // Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В.П. Пугачев. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С. 221-230.
2. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – СПб. : Речь, 2006. – 298 с.
3. Опросник терминальных ценностей А.Г. Сенина // Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А.В. Тихомиров. – Екатеринбург, 2001. – Вып.2. – С. 15-19.
4. Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М., 2001. – Т.2. – С. 69-77.
5. Тест Р.Амтхауэра, Тест структуры интеллекта (TSI) // Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб., 2003. – С. 342-370.