ВВЕДЕНИЕ
Преддипломная (производственная) практика по специальности является одним из завершающих этапов в системе подготовки специалистов и средством формирования квалифицированных специалистов в области экономики, планирования и управления, которые должны обладать глубокими и разносторонними знаниями, высоким уровнем компетентности и профессионализма в своей области. Она проводится на промышленных предприятиях Республики Беларусь и стран СНГ.
Производственная практика является одновременно этапом выполнения дипломной работы, поэтому в период ее прохождения студент подбирает, накапливает и анализирует информацию по теме дипломных исследований.
Цель преддипломной практики: закрепление и углубление знаний, полученных студентами во время обучения в университете, приобретение практических навыков работы по специальности, а также углубленное исследование тех проблем и аспектов деятельности филиал «Завод строительных изделий» ОАО «Минскремстрой», которые являются предметом написания дипломной работы.
Основными задачами преддипломной практики являются:
-изучение предприятия как субъекта хозяйствования;
-изучение системы управления предприятием;
-изучение инновационной деятельности предприятия;
-изучение внутрифирменного планирования на предприятия;
-изучение результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
-выполнение индивидуального задания.
Объектом изучения является филиал «Завод строительных изделий» ОАО «Минскремстрой», как целостная производственно-экономическая система, а предметом – протекающие на нем бизнес-процессы.
Для достижения поставленной цели и решения задач в процессе изучения деятельности филиал «Завод строительных изделий» ОАО «Минскремстрой» использовались следующие методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, системный и структурный подходы, экономико-математические методы и другие.
При написании отчета по преддипломной практике использовались учебные пособия и издания периодической печати в областях экономики, статистики, менеджмента, анализа хозяйственной деятельности и др.
1 Предприятие как субъект хозяйствования
Основным направлением деятельности филиала «Завод строительных изделий» является производство строительных материалов.
Филиал «Завод строительных изделий» изготавливает строительные изделия, которыми обеспечивает ремонтно-строительные филиалы ОАО «Минскремстрой» и другие организации.
Основными видами продукции (работ, услуг) являются:
1. Столярные, профильные, фанерованные изделия;
2. Конструкции и детали сборные железобетонные и бетонные;
3. Товарные растворы и бетонные смеси;
4. Металлоконструкции, арматура, противопожарные металлические двери, люки и жестяные изделия;
5. Элементы благоустройства;
6. Оказание платных, в том числе бытовых услуг населению.
Завод производит:
– товарные смеси: бетонная смесь, раствор цементный, раствор известковый, мелкозернистый бетон;
– железобетонные изделия: перемычки (ПР), прогоны, столбы забора, ленточные фундаменты (ФЛ), плиты перекрытия (ПТМ), крышки колец, кольца колодцев;
– бетонные изделия: блоки стен подвалов (ФБС), плиты бетонные тротуаров, бортовой камень;
– изделия из металла: закладные и анкерные детали, двери стальные, двери и люки противопожарные дымонепроницаемые стальные глухие, металлоконструкции, сетки, ограждения и др.;
– товарная арматура: арматурные заготовки;
– изделия из жести: коньки, трубы, хомуты, подоконные отливы из оцинкованной стали;
– столярные изделия: окна и балконные двери современной конструкции, подоконная доска, брикет топливный, дверные блоки различной конструкции, ящики для стекла;
– изделия лесопиления: доски необрезные и обрезные хвойных пород с технической сушкой и без нее, брус хвойный;
– фрезерованные изделия: обшивка, доска пола, доска и брусок строганные, плинтус, поручень, притворная планка;
– плиты дорожные ПДН-14,18; плиты аэродромные ПАГ-14,18.
2 Система управления предприятием
Организационная структура филиала определяет механизмы реализации организационных целей и задач и призвана обеспечить эффективное руководство на всех уровнях управления, быть мобильной для изменения и приспосабливаться к актуальным требованиям рынка, способствовать быстрому принятию управленческих решений.
В 2020 году будет продолжена работа по совершенствованию структуры управления.
Производственная структура филиала включает производственные и вспомогательные участки. Структура управления нацелена на обеспечение стабильной и эффективной работы производства, своевременное и качественное выполнение заданий по обеспечению продукцией для выполнения строительных и ремонтно-строительных работ на объектах жилищного фонда и соцкультбыта, производимых структурными подразделениями ОАО «Минскремстрой» и прочими заказчиками.
Филиал «Завод строительных изделий» в своем составе имеет следующие основные структурные подразделения (Структурная схема управления филиала «Завод строительных изделий» Рис.5.1.):
1. производство железобетонных изделий и металлоконструкций (ЖБИ и МК) с участками: железобетонных изделий (ЖБИ), бетоносмесительный (РБУ) и вибропрессованных изделий (ВИП), металлоконструкций (МК) и арматурных изделий;
2. деревообрабатывающее производство с участками: лесопиления, столярный, участок клееных и мелкосерийных изделий;
3. ОМиЭ (отдел механика и энергетика).
Работа всех подразделений направлена на удовлетворение требований потребителя.
Для осуществления намеченной цели необходимо, в первую очередь, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, а также мобилизовать трудовой коллектив на повышение производительности труда, укрепление трудовой дисциплины, повышение уровня качества выпускаемой продукции; создавать условия для заинтересованности трудящихся в результатах своего труда.
На филиале «Завод строительных изделий» внедрена компьютерная программа бухгалтерского учета на 100%. Учет движения продукции ведется с помощью сетевой программы управления филиалом.
Один из немало важных факторов эффективной работы предприятия это трудовые ресурсы.
3 Инновационная деятельность предприятия
Одним из факторов и условий эффективного развития предприятия является определение основных направлений инновационной деятельности и оценка перспективы применения новых или усовершенствованных методов, технологий и нового технологического оборудования, позволяющего улучшить технико-экономические показатели осваиваемой продукции.
Экспертная комиссия (Научно-технический совет завода) с ноября 2012 проводит оценку производимой заводом продукции по следующим критериям отнесения продукции к инновационной:
• Научно-техническая новизна;
• Конкурентоспособность продукции.
Экспертной комиссией завода также были определены следующие типы инноваций:
• Технологическая инновация, под которой понимается продуктовая и (или) процессная инновация.
• Организационная инновация, под которой понимается внедрение нового организационного метода в деловой практике организации, в организации рабочих мест или внешних связях. Отличительной особенностью организационной инновации от прочих организационных изменений в организации является внедрение какого-либо организационного метода, не использовавшегося организацией ранее и являющегося результатом реализации стратегических решений руководства.
• Маркетинговая инновация, под которой понимается внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, продвижении на рынок или использовании новых стратегий ценообразования.
Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена или используется в производственном процессе.
По результатам проведенной 19 января 2016 года оценки Экспертной комиссией (Научно-техническим советом завода) сделано заключение о том, что в течение трех лет с момента первой отгрузки после запуска серийного производства осуществленными технологическими продуктовыми инновациями считать следующую продукцию:
1. Бетонная смесь БСГЛ В (керамзитобетон, полистирол);
2. Бетонный фундамент БФ-1, БФ-2, БФ-3;
3. Стойки СВ;
4. Окна ОДА2Р.
4 Внутрифирменное планирование на предприятии
Планирование в филиале «Завод строительных изделий» ОАО «Минскремстрой» осуществляется следующим образом.
1.Планово-экономический отдел формирует цели (30 ноября). Высшее руководство рассматривает вопросы прибыли, капиталовложений и расширения сбыта.
2.Планово-экономический отдел рассылает для ориентации производственных подразделений записки, содержащие предполагаемые финансовые показатели, объемы сбыта, размеры прибыли и затрат на предстоящие пять лет.
3.Производственные подразделения выдвигают свои показатели (31 января). Каждое подразделение представляет финансовый план на ближайшие годы и отчет о результатах работы по прогнозированию спроса, действий конкурентов, техническим новшествам. Представители высшего руководства за это время посещают каждое подразделение и знакомятся с ходом работ.
4.Планово-экономический отдел утверждает цели и основные финансовые показатели (28 февраля). К этому времени отдел определяет соответствие реальных возможностей достижения подразделениями предложенных высшим руководством плановых показателей. Производственные подразделения пересматривают план на второе полугодие (31 марта) и при необходимости изменяют финансовый бюджет на этот период.
5.ПЭО утверждает пересмотренный план на второе полугодие (30 апреля). Этот план включает уточненные показатели на оставшийся период года.
6.Производственные отделы составляют планы на два года (30 апреля). Эта работа является продолжением четвертого этапа. Двухлетний план составляется с учетом изменения технологии, условий рынка и т.д. Подразделения составляют баланс на каждый месяц первого года и каждый квартал второго, планируют поступление наличных средств и их использование.
7.Производственные подразделения представляют заявки на требующиеся им денежные средства (30 апреля). Эти средства распределяются только на те проекты, которые должны осуществляться в течение двух лет.
8.Производственные отделы составляют прогноз на 5 лет (30 апреля) по сбыту всех видов выпускаемой продукции по годам и объему оказываемых услуг. Наряду с прогнозами сбыта намечается примерная сумма затрат и ожидаемая прибыль.
5 Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия
На основании данных, содержащихся в основных формах бухгалтерской и статистической отчётности филиала «Завод строительных изделий» ОАО «Минскремстрой» за 2017–2018 гг., проведем анализ финансовых результатов деятельности предприятия и сведем их в таблицу 5.1.
По результатам проведенного анализа в таблице 5.1 можно сделать следующие выводы:
В 2018 году наблюдается рост выручки от реализации продукции на 0,80%, а также себестоимости реализованной продукции – на 13,62%. Рост себестоимости реализованной продукции является отрицательным моментом, из-за роста себестоимости большими темпами, чем произошел рост выручки, мы можем наблюдать отрицательное значение прибыли от реализации.
Рентабельность продукции на протяжении всего периода уменьшается. Так, в 2017 году она составила -9,37%, а в 2018 году -30,16%.
Рентабельность продаж также снижается в течение всего периода исследования, что свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или рост себестоимости при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на продукцию компании.
Темп изменения объема производства промышленной продукции в 2020 году в действующих ценах составит 148,1%.
Рентабельность реализованной продукции составит в 2019 году -20,9%, ожидается в 2020 году -1,2%.
Рентабельность продаж составит в 2019 году -22,2%, ожидается в 2020 году -1,2%.
Выполнение целевого показателя по энергосбережению в 2020 году составит -2,2%.
Инвестиции в основной капитал в 2020 году составят 135 тыс. руб., в том числе СМР 10,0 тыс. руб.
Коэффициент текущей ликвидности (К1) означает, что степень покрытия краткосрочных обязательств на конец 2020 года составит 1,03. Коэффициент текущей ликвидности ниже норматива (К1>=1,7), означает, что предприятие не достаточно будет обеспечено собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
6 Индивидуальная часть программы
Блок Управление. Стратегическое управление предприятием
Целью маркетингового плана является:
1.Создание предпосылок для увеличения продаж и повышение прибыли от продаж:
-Привлечение, удержание и работа с клиентами (изучение, опросы, повышение лояльности, сервиса);
-Поддержка продаж материалами, информацией;
-Мониторинг конкурентов;
-Анализ и исследование рынка;
-Реклама;
-Работа со СМИ, статьи, публикации;
-Мероприятия (организация и посещение выставок, конференций);
-Маркетинговые материалы (полиграфия, информационные, рекламные);
-Дизайн фирменного стиля, маркетинговых материалов;
-Партнерский маркетинг – продвижение продукции через партнеров;
-Продвижение в Интернете, то есть поддержка и наполнение сайта, Интернет маркетинг, социальные сети и т.д.;
-Обучение сотрудников отдела, продавцов;
-Аналитика и прогнозирование.
2.Комплексный анализ предприятия, включающий диагностику финансового состояния, исследование рынков сбыта, сырьевой базы, оценку конкурентоспособности продукции, экономической ситуации в отраслевом и региональном разрезе (рис.6.1).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предприятие активно использует информационные технологии при планировании и организации производства.
Бизнес-план представляет собой развернутую и поэтапную экономическую программу хозяйствования в организации, в которой на основе оценки сложившейся ситуации и изучения рынка товаров, формируется производственная и финансовая стратегия, направленная на развитие выпуска конкурентоспособной продукции и извлечения максимальной прибыли за счет повышения эффективности производства и совершенствования управления.
В 2018 году наблюдается рост выручки от реализации продукции на 0,80%, а также себестоимости реализованной продукции – на 13,62%. Рост себестоимости реализованной продукции является отрицательным моментом, из-за роста себестоимости большими темпами, чем произошел рост выручки, мы можем наблюдать отрицательное значение прибыли от реализации.
Рентабельность продукции на протяжении всего периода уменьшается. Так, в 2017 году она составила -9,37%, а в 2018 году -30,16%.
Рентабельность продаж также снижается в течение всего периода исследования, что свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или рост себестоимости при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на продукцию компании.
В 2020 году завод намерен продолжать заниматься внешней торговлей.
Деятельность филиала будет направлена на диверсификацию экспорта, т.е. увеличение количества видов и наименований продукции и услуг, предназначенных для экспорта. В результате диверсификации будут созданы лучшие условия для хозяйственного маневра, расширятся возможности преодоления негативного влияния на экономику неблагоприятной хозяйственной конъюнктуры, в т.ч. ухудшения «условий торговли». На современном этапе диверсификация экспорта связана с ускоренным обновлением ассортимента вывозимой продукции под влиянием НТР. Чтобы соответствовать всем требованиям, предъявляемым к экспортируемой продукции, завод проводит модернизацию производства и разрабатывает мероприятия по своевременному повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.
1. Абдукарнмов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности) : учеб. пособие / И.Т. Абдукарнмов, М.В. Беспалой. – ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
2. Алексеенко, Н. А. Экономика промышленного предприятия : учеб. пособие / Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова. – 2-еизд., доп. и перераб. – Минск : Изд-во Гревцова, 2011. – 264с.
3. Бойко, А. Почему тормозит белорусская экономика7 / А. Бойко : [Республика Беларусь, белорусская экономика 1 полугодии 2014 г., ВВП, внешняя торговля, индекс п отр ебнт ельскнх цен, доходы населения, заработная плата, производительность труда, инвестиции.] // Финансы, учет, аудит. – 2014. – №10. – С. 21-24.
4. Володько, О.В. Экономика организации: учеб. пособие / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй; под ред. О.В. Володько 2-е изд. исправ. и доп. – Минск: Вышейшая школа,2015. – 399 с.
5. Высоцкий, С.Ю. Оценка регион ального, отраслевого и общереспубликанского стимулов роста производительности труда Б промышленности региона / С.Ю. Высоцкий : [ Производительность труда, рост производительности труда, региональные конкурентные преимущества, стимулы роста, повышение производительности труда,] // Бухгалтерский учет и анализ. – 2014 - № 5. - С. 9-17.
6. Головачев. А, От каждого по потребностям – каждому по труду / А. Головачев : [ Республика Беларусь, производительность труда, повышение производительности труда; факторы, влияющиена производительность труда.] Директор. – 2014. – №2. – С. 16-18.
7. Головачев, А.С. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие/ А.С.Головачев. – Минск : Вышэйшая школа, 2015. – 68 с.
8. Горелов, Н.А. Экономика трудовых ресурсов: учеб. пособие / Н.А.Горелов - М.: Высшая школа, 2011. – 412 с.
9. Долнннна, Т.Н. Как работать: дольше или лучше/Т.Н. Долинина : [ Производительность труда, повышение производительности труда] // Экономическая газета. – июня 2012. - №42. - С. 1,3.
10. Долинина, Т.Н. Проблемы методологии и методики измерения производительности труда в организациях Республики Беларусь / Т.Н. Долнннна, ДИ. Стадннк : [Производительность труда, измерение производительности труда, методология, методика, альтернативные показат ели, динамика производительности труда.] // Бухгалтерский учет и анализ. - 2013. - № 2. - С. 42-47.
11. Егорова, Е.А. Экономика труда: учебник / Е.А. Егорова, О.В. Кучмаева. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. – 80 с.
12. Захаренков, С.Н. Оценка уровня и динамики производительности труда и их влияния на заработную плату в Республике Беларусь / С.Н. Захаренков, ЛН. Хоменко : [Производительность труда, оценка уровня производительности труда, динамика, заработная плата, показатели.] // Бухгаптерскнй учет н анализ. - 2013.№4. - С. 46-50.
13. Иваровский, П.Н. Проблемы роста заработной платы / П,Н Иваровский: [Заработная плата, оплата труда, рост заработной платы, повышение заработной платы, производительность труда, повышение производительности труда, эффективность производства, повышение эффективности производства] // Вестник Брестского государственного технического университета; Экономика. – 2011 – №3. – С 41-46.
14. Зверович, С.Л. Методики анализа и оценки трудовых ресурсов /С.Л. Зверович, Т.Л. Кравченко//Бухгалтерский учет и анализ.– 2005. – №4.–С.32– 39.– Мн.: Выш. шк., 2014. – 312 с.
15. Лайл, М. Компетенции на работе: учеб. пособие / М. Лайл, Т. Спенсер. – М.: Управление персоналом, 2011. – 122 с.
16. Лобан, Л А, Экономика предприятия ; учеб, комплекс/ ЛА, Лобан, ВТ, Пыко, – Минск : Современная школа, 2011г. -432с
17. Мисникова, Л.В. Производительность труда и его оплата: сравнительный анализ /Л.В. Мисникова//Бухгалтерский учет и анализ. – 20012. – №6.– С. 26– 29.
18. Меликьян, Г.Г. Экономика труда и социально-трудовые отношения: учебник / Г.Г. Меликьян, Р.П. Колосова – М.: Изд-во МГУ, 2012. – 452 с.
19. Остапенко, Ю.М. Экономика труда: учеб. пособие / Ю.М. Остапенко. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 272 с.
20. Островская, Т. Изменение тренда в управлении персоналом компании «Атлант-М» в посткризисный период /Т. Островская : [Управление персоналом на предприятии, компания рентабельность персонала, удовлетворенность сотрудников, текучесть персонала, кадровый резерв, производительность труда, повышение производительности труда.] Финансовый директор. - 2011. - №4. - С. 76-80.
21. Петрошевнч, Е. Померяемся производительностью труда / Е. Петрошевич // Экономическая газета. – 2013. – №37. – С. 1-4.
22. Преснякова, Е.В, Стимулирование роста производительности труда мерами инвестиционной политики / Е.В, Преснякова : [Республика Беларусь, производительность труда по ВВП, инвестиции в основной капитал, взаимосвязь, эконометрическая модель, стимулирование инвестиционной деятельности, рост производительности труда, повышение производительности труда,] Новая экономика. – 2014. - №1. – С. 258-264.
23. Судариков, С.А. Экономическая оптимизация: теория и практика С.А. Судариков, Н.Г. Грек. К.А, Бахреиькова, - Минск ; ТетраСистемс, 2012. – 320 с.
24. Савиикая, Г.В, Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия ;учебник / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., перер аб. и доп., – М.: ИНФРА-М, 2014г. - 607с.
25. Спивак, В.А. Управление персоналом: учеб. пособие / В.А. Спивак. – М.: ЭКСМО, 2010. – 336 с.
26. Татулов, Б. Э. Проблемы оценки эффективности управления персоналом. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cfin.ru/.
27. Тертышник, М.И. Экономика предприятия: учеб. пособие / М.И. Тертышник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 336 с.
28. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; порея. ЛН. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2014. – 573 с.