Я, …., студентка … курса, специальности «Социальная работа», проходила преддипломную практику на базе ТЦСОН г. Минска Первомайского района с по . согласно утвержденному графику.
Преддипломная практика является важной частью учебного процесса. Она направлена на закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.
• Проверить возможность применения знаний, полученных в учебном заведении, на практике, при непосредственной работе по осваиваемой профессии;
1. Формирование основ профессиональной деятельности, приобретение первичных навыков в социально-психологической деятельности.
2. Практическое закрепление, теоретических знаний, повышение уровня подготовки.
3. Ознакомление с направлениями деятельности организации, отделов, в которых проходит практика;
4. Развитие навыков самостоятельного решения возникающих в повседневной работе спорных ситуаций.
5. Формирование основ профессиональной деятельности, приобретение навыков в социально-психологической деятельности.
1. Изучить содержание деятельности организации: выявить основные социальные направления и нормативно-правовое регулирование деятельности, изучить коммуникационную политику организации и т. д.
2. Изучить особенности реализации профессиональной этики в организации.
Отчет по практике
1 неделя: (13.01.2020 - 17.01.2020)
Описание содержания хода практики проводится по каждому дню, согласно следующей структуры:
13.01.2020:
Вид деятельности: участие в оформлении подготовительных документов для прохождения практики.
Мои функциональные обязанности: определение целей и задач практики.
Анализ деятельности: участие в оформлении необходимой документации для прохождения практики.
Полученные результаты: определение и цели будущей практики.
14.01.2020:
Вид деятельности: заключение договоров между университетом и базой практики.
Мои функциональные обязанности: определение целей и задач практики.
Анализ деятельности: были определены основные направления деятельности в рамках прохождения практики.
Полученные результаты: были оформлены все необходимые документы для прохождения практики.
2 неделя: (20.01.2020 – 24.01.2020)
Описание содержания хода практики проводится по каждому дню, согласно следующей структуры:
20.01.2020:
Вид деятельности: определение нормативно-правовой базы специалиста по социальной работе.
Мои функциональные обязанности: работа с документацией.
Анализ деятельности: были определены основные нормативные акты, определяющие особенности работы специалиста по социальной работе.
Полученные результаты: оформление списка документации в дневнике практики.
3 неделя: (27.01.2020 – 31.01.2020)
Описание содержания хода практики проводится по каждому дню, согласно следующей структуры:
27.01.2020:
Вид деятельности: изучить особенности реализации профессиональной этики в организации.
Мои функциональные обязанности: работа с документацией, наблюдение.
Анализ деятельности: в рамках беседы и наблюдения, нами были определены основные этические стандарты данного учреждения.
Полученные результаты: оформление списка этических принципов в дневнике практики.
4 неделя: (03.02.2020 – 07.02.2020)
Описание содержания хода практики проводится по каждому дню, согласно следующей структуры:
03.02.2020:
Вид деятельности: Разработка плана и содержания программы индивидуального сопровождения (ИПС) клиента социальной работы на основании результатов социальной диагностики.
Мои функциональные обязанности: планирование мероприятия.
Анализ деятельности: в рамках планирования мероприятия, нами были подключены специалисты учреждения, клиенты.
Полученные результаты: планирование технологического модуля.
04.02.2020:
Вид деятельности: Реализация технологического модуля (согласно направления специальности) при сопровождении супервизорской поддержки
Мои функциональные обязанности: реализация мероприятий.
Анализ деятельности: в ходе проведения мероприятия были привлечены специалисты учреждения и клиенты.
Полученные результаты: определение особенностей взаимодействия клиентов социальной работы с другими людьми.
5 неделя: (10.02.2020 -14.02.2020)
Описание содержания хода практики проводится по каждому дню, согласно следующей структуры:
10.02.2020:
Вид деятельности: Формирование плана и структуры учреждения здравоохранения.
Мои функциональные обязанности: работа с документацией.
Анализ деятельности: в рамках анализа имеющейся документации, нами были определены основные направления деятельности учреждения и планирование им социальной работы.
Полученные результаты: анализ полученной информации.
6 неделя: (17.02.2020 -21.02.2020)
Описание содержания хода практики проводится по каждому дню, согласно следующей структуры.
17.02.2020:
Вид деятельности: согласовать со специалистом учреждения тему методической разработки.
Мои функциональные обязанности: планирование и проектирование.
Анализ деятельности: определение особенностей формирования актуальной темы для методической разработки.
Полученные результаты: тема методической разработки.
18.02.2020:
Вид деятельности: изучить методическую литературу.
Мои функциональные обязанности: чтение литературы по профилю исследования.
7 неделя: (24.02.2020 -28.02.2020).
Описание содержания хода практики проводится по каждому дню, согласно следующей структуры:
24.02.2020:
Вид деятельности: согласовать с руководителем практики от учреждения проблему исследования и необходимый инструментарий.
Мои функциональные обязанности: определение особенностей эмпирического исследования совместно с руководителем.
Анализ деятельности: формирование целостного представления о необходимости проведения эмпирического исследования.
Полученные результаты: формирование правильного отношения к процессу эмпирического исследования.
8 неделя: (02.03.2020 -06.03.2020)
Описание содержания хода практики проводится по каждому дню, согласно следующей структуры
02.03.2020:
Вид деятельности: Определение особенностей деятельности специалиста по социальной работе в учреждении здравоохранения.
Мои функциональные обязанности: диагностика.
Анализ деятельности: проведение анкетирования со специалистами центра для получения информации об особенностях деятельности специалистов центра.
Полученные результаты: определение особенностей деятельности специалиста по социальной работе.
03.03.2020:
Вид деятельности: проведение беседы со специалистами центра.
Мои функциональные обязанности: беседа.
Анализ деятельности: данная беседа способствует определению особенностей диагностической, профилактической, коррекционной и иной деятельности в рамках проведения мероприятий.
Полученные результаты: обобщение результатов, полученных в ходе исследования.
9 неделя: (09.03.2020-13.03.2020)
Описание содержания хода практики проводится по каждому дню, согласно следующей структуры:
09.03.2020:
Вид деятельности: обработка и интерпретация полученных результатов.
Мои функциональные обязанности: количественный и качественный анализ полученных данных.
Анализ деятельности: в рамках проведенного исследования нами были получены данные, представленные в дневнике практики.
Полученные результаты: оформление результатов полученных данных.
10 неделя: (16.03.2020 –20.03.2020)
Описание содержания хода практики проводится по каждому дню, согласно следующей структуры:
16.03.2020:
Вид деятельности: определение индивидуально-психологических особенностей испытуемых.
Мои функциональные обязанности: проведение беседы с клиентами учреждения.
Анализ деятельности: в рамках проведения беседы были определены основные направления развития индивидуально-личностных особенностей лиц, страдающих алкоголизмом.
Полученные результаты: составление представления об особенностях формирования определенных особенностей личности.
Эмпирическое исследование в рамках дипломного проектирования
База исследования: ТЦСОН г. Минска Первомайского района. В исследовании приняли участие 30 респондентов в возрасте 25-35 лет. Выборка составила 26 (87%) женщин и 4 (13%) мужчин. В связи с преобладающим количеством в выборке женщин, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился. Также, нами были в последствии сформированы две группы исследуемых. В первой группе находились клиенты, которые в рамках деятельности отделения дневного пребывания занимаются занятиями физической культуры (посещение тренажерного зала, скандинавская ходьба, посильные физические нагрузки), а вторая группа состояла из исследуемых, которые не занимались данным видом спортивных нагрузок.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Методики исследования:
1. Шкала тревожности Спилбергера-Ханина.
2. «Шкала депрессии Центра эпидемиологических исследований (CES–D)».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преддипломная практика является неотъемлемой частью процесса обучения. Она представляет собой наиболее эффективный способ закрепления теоретических знаний, полученных в ходе обучения.
Практическая деятельность, на мой взгляд, необходима для того, чтобы теоретический материал, усвоенный студентом, приобрел оттенок практической направленности, профессиональное самосознание стало более понятным.
Руководитель практики от базы ежедневно осуществляет контроль за выполнением практической программы. При необходимости осуществлялась вспомогательная деятельность. В рамках центра были установлены многочисленные контакты со специалистами и сотрудниками. Способность к контактам является ключом к успеху в будущей карьере.
Десять недель практики были разнообразными и насыщенными. В дополнение к дополнительным теоретическим знаниям были приобретены практические навыки в различных областях. Например, работа с детьми-инвалидами, подростками, взрослыми, индивидуальная и групповая работа.
Я смогу использовать полученный опыт в своей будущей профессиональной деятельности. Практика дала мне дополнительный опыт работы в этой области. С ее помощью я знаю социальную сферу изнутри в новом свете. С приобретением дополнительных знаний наступила большая ответственность за мою жизнь, мои действия и поступки.
В результате стажировки я научилась находить индивидуальный подход к каждому ребенку и взрослому, строить отношения с ними таким образом, чтобы максимально раскрыть их потенциал и включить в социальное взаимодействие с другими, я также научилась быть терпеливой, целеустремленной, не отказываться от трудностей и решать все проблемы самостоятельно. В ходе своей практики я участвовала в организации и проведении множества мероприятий различной направленности.
Таким образом, практика дала мне возможность познакомиться с выбранной профессией, жизнью и самим собой с совершенно новой стороны.