ЗАДАЧА 1
17 марта Самородков, проживающий с женой и 17-летним сыном в двухкомнатной квартире, обратился в РОВД с заявлением о краже. Он пояснил, что из его квартиры похищены ноутбук, фотоаппарат, 2 бутылки коньяка, 1 кг шоколадных конфет, плакат группы «Фабрика» с автографами исполнителей, несколько компьютерных справочников и альбомов по искусству, а также 3000 долларов США, приготовленные для покупки автомобиля и находившиеся в тайнике.
При осмотре места происшествия обнаружены и изъяты окурок сигареты, следы нескольких пар кроссовок, следы пальцев рук.
РЕШЕНИЕ
Проанализируйте информацию и выдвините версии.
Общая: совершена кража
Частные: совершена кража соседями
Решите, достаточно ли оснований к возбуждению уголовного дела. Обоснуйте свою точку зрения. Если оснований недостаточно, составьте перечень проверочных действий.
Да, достаточно.
ЗАДАЧА 2
16 апреля в 17:10 Козеев сообщил по телефону в дежурную часть Фрунзенского РУВД г. Минска о том, что, придя домой с работы, обнаружил, что входная дверь квартиры его соседа Михасева открыта. Подойдя к двери ближе, увидел, что замок поврежден. В коридоре на полу в луже крови лежит труп хозяина квартиры. На шее трупа затянута «удавка». Возле трупа на полу находится кухонный нож, клинок которого испачкан кровью. Во всех комнатах квартиры беспорядок. В одной из комнат отсутствуют телевизор, ноутбук, возможно и другое имущество пострадавшего.
РЕШЕНИЕ
Решите, какие действия следует осуществить до выезда на место происшествия.
Приняв сообщение о происшествии, до выезда на его место следователь:
а) выясняет, кто сообщил о происшествии, характер происшествия, где оно произошло; имеются ли потерпевшие, что сделано для оказания им помощи; что происходит в данное время на месте происшествия; находятся ли на месте происшествия сотрудники милиции;
б) дает указания должностным лицам об обеспечении охраны места происшествия и сохранности следов на нем, о принятии необходимых оперативно-розыскных мероприятий;
в) дает указания об обеспечении присутствия на месте происшествия очевидцев и других лиц, от которых можно получить информацию о происшествии и его участниках;
г) определяет участников осмотра и обеспечивает их прибытие на место происшествия.
ЗАДАЧА 3
По уголовному делу по обвинению Гаврилова в изнасиловании Алексеевой следователь решил произвести обыск по месту жительства обвиняемого с целью поиска одежды, надетой на него, по словам потерпевшей, в день изнасилования.
При подготовке к обыску следователь выяснил, что Гаврилов проживает вместе с матерью и отцом в двухкомнатной квартире.
Прибыв к дому Гаврилова, следователь обнаружил, что подъезд, в котором находится квартира обвиняемого, оборудован дверью с кодовым замком. Следователь позвонил по домофону и представился ответившей матери Гаврилова, сообщив о цели визита. Гаврилова заявила, что считает обыск унизительным для себя, и отказалась впустить следователя в дом и квартиру.
Когда следователь все-таки проник в квартиру, там кроме Гавриловой оказалась и зашедшая в гости соседка Симонова.
Следователь предъявил Гавриловой постановление о производстве обыска на предмет обнаружения и изъятия одежды, описанной Алексеевой. Гаврилова выдала данную одежду и потребовала не производить дальнейший обыск вследствие добровольной выдачи одежды, с целью обнаружения которой было вынесено постановление. Однако следователь стал производить поисковые действия.
Симонова при обыске также находилась в квартире, однако через 10 мин, заявив, что торопится на ра-боту, ушла.
РЕШЕНИЕ
Оцените сложившуюся следственную ситуацию и определите:
1) на обнаружение каких предметов и обстоятельств должен был быть направлен обыск в квартире Гаврилова;
Вещей Алексеевой
2) должным ли образом следователь подготовился к обыску в квартире Гаврилова, как следовало пройти в подъезд;
нет
3) что должен был предпринять следователь, когда Гаврилова не впускала его в квартиру;
предъявить постановление
4) все ли необходимые лица присутствовали при обыске у Гаврилова;
нет, нужны понятые
5) обосновано ли требование Гавриловой не производить дальнейший обыск, допустил ли следователь ошибку при подготовке к обыску, какими должны быть действия следователя, если он все же считает необходимым провести его после добровольной выдачи искомого.
ЗАДАЧА 4
При расследовании уголовного дела по обвинению Карандышева в совершении хулиганства были установлены присутствующие при его действиях свидетели Петрыкин, Васечкин и Фроликов. Петрыкин и Васечкин были допрошены. Они рассказали, как Карандышев разбил стекло торгового ларька и избил продавца Шишкину. Фроликов стал очевидцем преступления, когда шел мимо на вокзал, после чего на два месяца уехал.
По возвращении Фроликова следователь Чайкин принял решение допросить его. На допросе Фроликов начал рассказывать о произошедшем, но запутался и заявил, что из-за того, что это было давно и лично его не касалось, плохо помнит случившееся. Тогда следователь зачитал ему протоколы допроса Петрыкина и Васечкина. После этого Фроликов сказал, что вспомнил, что все было именно так, и попросил отпустить его быстрее, так как он очень спешит. Следователь пошел навстречу Фроликову, распечатал один из предыдущих протоколов, внеся в него некоторые редакторские правки, дал свидетелю расписаться и отпустил его.
РЕШЕНИЕ
Оцените сложившуюся следственную ситуацию и определите, стоило ли в обязательном порядке допрашивать Фроликова, если два других свидетеля были уже допрошены. Правильно ли поступил следователь при допросе Фроликова? Если да, обоснуйте свою точку зрения. Если нет, объясните почему, и как он должен был поступить. Какие тактические приемы следовало применить?
Фроликова следовало допросить в обязательном порядке, так как он является очевидцем преступления. Проведение данного следственного действия необходимо для полного и объективного расследования преступления.
Зачитав протоколы допроса Петрыкина и Васечкина, следователь поступил неправильно. Также он не вправе был распечатывать один из предыдущих протоколов, а тем более вносить в него некоторые редакторские правки.
ЗАДАЧА 5
В производстве следователя Чайкина имелось уголовное дело по обвинению Сиротина в совершении мошенничества в отношении Кукина. Сиротин скрывался от следствия, и следователь предъявил его для опознания Кукину по фотографии, в результате чего потерпевший узнал преступника. Через некоторое время Сиротин был задержан, и следователь принял решение предъявить его для опознания потерпевшему лично.
РЕШЕНИЕ
Каковы требования к фотографии преступника, которая будет использоваться при предъявлении для опознания, где и с соблюдением каких процессуальных требований она может быть получена?
При невозможности предъявления лица для опознания может быть проведено опознание по его фотографии, предъявленной одновременно с фотографиями других лиц, по возможности сходных по внешности с опознаваемым, в количестве не менее трех. Предмет предъявляется в группе однородных предметов в количестве не менее трех.
ЗАДАЧА 6
При расследовании уголовного дела по обвинению Ермолаева в убийстве Баграмашвили было установлено, что вечером 21 октября Баграмашвили и Мискаридзе шли по улице, разговаривая между собой по-грузински. Впереди них на несколько метров в этом же направлении шел незнакомый им Ермолаев. Неожиданно он повернулся и ударил ножом Баграмашвили в область сердца, а также замахнулся на Мискаридзе. Однако последний смог увернуться и убежать. Баграмашвили скончался на месте происшествия.
Будучи задержанным, Ермолаев пояснил, что ранее несколько лет работал на рынке, где продавал мясо. Рядом с ним работали грузины, которые между собой говорили на родном языке. Так как ему приходилось слушать их целыми днями, а к тому же часто для него или для покупателей они переводили часть сказанного, он научился понимать грузинский язык. Когда услышал, что идущие за ним мужчины по-грузински говорят о том, что сейчас нападут на него, и распределяют, что каждый из них будет конкретно делать (один держать, а второй – перережет горло), он понял, что скрыться от них не успеет, а позвать на помощь не сможет, так как его телефон разряжен, а на улице кроме них никого нет. Поэтому он решил опередить мужчин и имевшимся у него перочинным ножом нанес удар в область сердца одному, после чего собирался ударить и второго, но тот убежал.
Мискаридзе подтвердил, что они действительно говорили по-грузински, но речь шла о его будущей свадьбе. Убивать ни Ермолаева, ни кого-либо другого они не собирались и об этом не разговаривали.
Следователь решил провести по уголовному делу следственный эксперимент.
РЕШЕНИЕ
Определите, может ли быть осуществлен следственный эксперимент в данной ситуации. Если нет, объясните почему, и чем его можно заменить.
Проведение следственного эксперимента в данной ситуации возможно, однако вернее будет провести очную ставку между Еромолаевым и Мискаридзе. С помощью следственного эксперимента можно проверить мог ли Ермолаев слышать разговор идущих на расстоянии нескольких метров мужчин, а также его способность правильно воспринимать и трактовать грузинскую речь.
Если следственный эксперимент возможен, поясните, какова его цель, что в связи с проведением эксперимента необходимо выяснить об обстоятельствах случившегося, какие условия являются важными, как, с участием кого и где следует организовать эксперимент. Дополните приведенную информацию произвольной и составьте протокол следственного эксперимента.
В связи с проведением следственного эксперимента необходимо выяснить:
точное время и последовательность действий Ермолаева, Баграмашвили и Мискаридзе;
время, которое они находились в пути.
ЗАДАЧА 7
При расследовании уголовного дела по обвинению Петушкова в совершении кражи из магазина было установлено, что обвиняемый состоит на учете в психиатрическом диспансере.
РЕШЕНИЕ
Определите, какая экспертиза должна быть назначена в данной ситуации.
Должна быть назначена судебно-психиатрическая экспертиза, а также дактилоскопическая, трасологическая при обнаружении следов.
Дополните приведенную информацию произвольной и вынесите постановление о назначении экспертизы, подробно указав в нем вопросы, подлежащие разрешению, объекты, представляемые для исследования.
ЗАДАЧА 8
21 декабря в РУВД поступил анонимный звонок. Мужской голос сообщил, что неизвестную женщину уже несколько дней насильно держат в кв. 34 д. 12 по ул. Молодежной. По указанному адресу выехала следственно-оперативная группа вместе с сотрудниками ОМОН. В одной из комнат квартиры находилась Рагозина, руки и ноги которой были связаны веревками. В другой комнате спал Мамордиков. Как стало известно, 15 декабря Мамордиков, узнав данные Рагозиной из объявления в брачной газете, под предлогом знакомства по телефону назначил ей встречу в парке, после чего заманил в съемную квартиру на ул. Молодежной. Там находилось еще двое мужчин. Они избили ее, связали и стали удерживать в квартире, периодически избивая и требуя, чтобы она подарила им принадлежащую ей трехкомнатную квартиру. Преступники также похитили из квартиры Рагозиной 14 000 долларов США, 11 000 000 рублей, видеокамеру, компьютер и ряд других вещей.
РЕШЕНИЕ
Проанализируйте информацию и оцените следственную ситуацию.
В данном случае сложилась конфликтная ситуация.
Повод: сообщение о преступлении.
Основание: наличие достаточных данных.
Определите состав следственно-оперативной группы.
Состав следственно-оперативной группы: следователь, оперуполномоченный уголовного розыска, участковый инспектор милиции, специалист Государственного комитета судебных экспертиз.
1. Белкин, Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики / Р.С. Белкин. – М.: НОР-МА–ИНФРА М, 2001. – 240 с.
2. Еникеев, М.И. Следственные действия: психология, тактика, технология: учеб. пособие / М.И. Еникеев, В.А. Образцов, В.Е. Эминов. — М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2007. — 216 с.
3. Ищенко, Е.П. Криминалистика: Учебник / Е.П. Ищенко, А.А. Топор-ков; под ред. Е.П. Ищенко. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: «Инфра-М», 2005. – 696 с.
4. Криминалистика: Учеб. пособие / А.В. Дулов, Г.И. Грамович, А.В. Лапин [и др.]; под ред. А. В. Дулова. – Минск: ИП «Экоперспектива», 1998. – 415 с.
5. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2006. – 441 с.
6. Криминалистика: учебник / под ред. Г.Н. Мухина; М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2006. – 863 с.
7. Практикум по криминалистике: Учеб. пособие / И.В. Капустина, В.М. Логвин, О.В. Маркова ; учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2014. – 194 с.
8. Осмотр места происшествия: Практикум / А.Е. Гучек, И.А. Мороз. — Минск: БГУ, 2003. — 75 с.
9. Подготовка и назначение судебных экспертиз: пособие для следователей, судей и экспертов / А.С. Рубис [и др.]; отв. ред. А.С. Рубис. — Минск: Харвест, 2006. — 320 с.
10. Справочное пособие криминалиста, судьи, прокурора, следователя / авт.-сост. А.С. Рубис, Д.В. Исютин-Федотков. — Минск, 2007. —736 с.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 16.07.1999 г. № 295-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Яблоков, Н.П. Криминалистика: учебник / Н.П. Яблоков. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 280 с.