Конституционное право
1. Понятие, предмет, метод, источники конституционного права как отрасли права.
2. Понятие и принципы гражданства, способы приобретения и прекращения гражданства.
3. Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.
4. Основы конституционного строя Республики Беларусь.
5. Государственные символы Республики Беларусь и их правовая регламентация.
6. Административно-территориальное устройство Республики Беларусь.
7. Понятие и принципы избирательного права, организация и порядок проведения выборов.
8. Референдум (народное голосование).
9. Понятие, сущность, классификация и структура Конституции, порядок изменения Конституции Республики Беларусь.
10. Конституционные права и свободы человека и гражданина: понятие, классификация, характеристика.
11. Конституционные обязанности граждан, конституционно-правовые гарантии прав и свобод.
12. Понятие, принципы деятельности адвокатуры, организационные формы деятельности адвокатуры.
13. Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь.
14. Конституционный Суд Республики Беларусь: состав, деятельность и компетенция.
15. Правовой статус Президента Республики Беларусь.
16. Полномочия Президента Республики Беларусь, акты Президента Республики Беларусь.
17. Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь.
18. Законодательный процесс в Республике Беларусь.
19. Правительство-Совет Министров Республики Беларусь.
20. Правовые основы деятельности органов прокуратуры в Республике Беларусь.
21. Правовые основы деятельности Комитета государственного контроля в Республике Беларусь.
22. Понятие, система и компетенция местного управления в Республике Беларусь.
23. Понятие, система и компетенция местного самоуправления в Республике Беларусь.
24. Порядок создания и деятельности политических партий в Республике Беларусь.
25. Порядок создания и деятельности общественных объединений в Республике Беларусь.
Административное право, Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право
1. Понятие, виды, структура административно-правовых норм.
2. Понятие, виды, элементы административно-правовых отношений.
3. Элементы административно-правовых отношений.
4. Понятие, классификация правовых актов управления, требования, предъявляемые к правовым актам управления.
5. Понятие, признаки, виды органов государственного управления.
6. Понятие, принципы, виды государственной службы
7. Порядок поступления на государственную службу.
8. Прохождение и прекращение государственной службы.
9. Правовой статус государственных служащих
10. Порядок осуществления административных процедур
11. Понятие, особенности, виды административно-правовых режимов.
12. Государственное управление в области юстиции, система органов юстиции.
13. Государственное управление в сфере внутренних дел, система органов внутренних дел.
14. Меры административного предупреждения и пресечения: понятие, виды, основания их применения.
15. Понятие, принципы и условия административной ответственности.
16. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, основания для освобождения от административной ответственности.
17. Понятие, цели и виды административных взысканий.
18. Общие правила наложения административных взысканий.
19. Меры обеспечения административного процесса.
20. Участники административного процесса: понятие, виды, правовой статус.
21. Доказывание и доказательства в административном процессе.
22. Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению: понятие, сроки, процессуальные действия и их закрепление.
23. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.
24. Обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении.
25. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий.
Общая теория права
1. Понятие, признаки, функции государства, их характеристика.
2. Понятие и элементы формы государства.
3. Понятие, признаки, принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства, признаки и классификация государственных органов.
4. Понятие и принципы правового государства.
5. Понятие, признаки, функции права, их характеристика.
6. Понятие, виды, характеристика основных источников права.
7. Понятие, признаки, виды правонарушений.
8. Юридический состав правонарушения, характеристика его элементов.
9. Понятие, признаки, виды правомерного поведения; реализация права.
10. Понятие, признаки, виды, субъекты и объекты правоотношений.
11. Основные правовые системы современности, их характеристика.
12. Понятие, признаки, принципы, виды юридической ответственности, их характеристика.
13. Понятие системы права, ее элементы, их характеристика.
14. Понятие правотворчества, субъекты, виды, принципы, стадии правотворчества в Республике Беларусь.
15. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация.
16. Законность: понятие, принципы, гарантии.
17. Нормативный правовой акт как основной источник права в Республике Беларусь: понятие, признаки, виды, понятие и классификация законов.
18. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
19. Понятие, признаки правосознания, его структура, виды.
20. Коллизии и пробелы в праве, понятие, характеристика, способы разрешения (преодоления).
21. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды.
22. Толкование норм права: понятие, способы, виды.
23. Применение права: понятие, признаки, стадии, акты применения права.
24. Содержание правоотношений, юридические факты.
25. Понятие и стадии правового регулирования, механизм правового регулирования.
Конституционное право
1. Понятие, предмет, метод, источники конституционного права как отрасли права.
Конституционное право - это ведущая отрасль права Республики Беларусь, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения.
3. Особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.
Конституционно-правовой статус иностранцев в Республике Беларусь регулируется Конституцией, законами «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О беженцах» и другими нормативными правовыми актами.
5. Государственные символы Республики Беларусь и их правовая регламентация.
В ст. 19 Конституции Республики Беларусь отмечено, что ее символами как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.
7. Понятие и принципы избирательного права, организация и порядок проведения выборов.
Избирательное право можно понимать в двух значениях - объективном и субъективном. Объективное избирательное право — это конституционно-правовой институт представляющий собой совокупность правовых норм, закрепленных в конституции и других нормативных актах и регулирующих общественные отношения возникшие в связи с организацией и проведением выборов в представительные органы государственной власти, местного самоуправления либо Главы государства (Президента).
9. Понятие, сущность, классификация и структура Конституции, порядок изменения Конституции Республики Беларусь.
Конституция является государственно-правовой моделью общества. Это документ особого политического и правового значения.
Термин «конституция» (лат. constitutio - построение) применяется со времен Римской империи.
11. Конституционные обязанности граждан, конституционно-правовые гарантии прав и свобод.
Право на жизнь - одно из основных неотчуждаемых прав человека, принадлежащих каждому от рождения.
Право на жизнь - естественное право человека на ненасильственную смерть. «Никто не может быть произвольно лишен жизни» (ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах).
13. Конституционные основы судебной власти в Республике Беларусь.
1. Конституционные принципы судебной власти (закреплены в конституции РБ) – это основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти. В юридической литературе зачастую ведется речь не о принципах судебной власти, а о принципах правосудия.
15. Правовой статус Президента Республики Беларусь.
Президентом – гражданин РБ по рождению, 35 лет, постоянно проживающий в РБ не менее 10 лет.
• Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
17. Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь.
Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь является палатой территориального представительства.
19. Правительство-Совет Министров Республики Беларусь.
Место и роль Правительства в государственной системе фиксирует Конституция — юридическая основа идеологии белорусского государства.
Согласно ей, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.
21. Правовые основы деятельности Комитета государственного контроля в Республике Беларусь.
Комитет Государственного контроля (КГК) Республики Беларусь является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
23. Понятие, система и компетенция местного самоуправления в Республике Беларусь.
Согласно статье 117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
25. Порядок создания и деятельности общественных объединений в Республике Беларусь.
Общественные объединения, союзы являются некоммерческими организациями.
Общественные объединения, союзы создаются и действуют на основе принципов
законности,
добровольности,
самостоятельности
гласности.
Административное право, Административно-деликтное и процессуально-исполнительное право
1. Понятие, виды, структура административно-правовых норм.
Норма АП – это правило, мера поведения субъектов управления. Она устанавливается государством, выражает его волю и обязательна к исполнению. АП нормы предназначаются не для кого-либо конкретного случая или обстоятельства, а для совокупности, группы, вида, т.е для однородных управленческих общественных отношений. Они рассчитаны на более или менее длительное или постоянное бытие и применяются тогда. когда проявляются обстоятельства, предусмотренные ими, и не теряют силу после кратного применения.
3. Элементы административно-правовых отношений.
Основные элементы административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты.
5. Понятие, признаки, виды органов государственного управления.
Гос. управление – один из видов социального управления. В науке различают несколько видов управления: 1) техническое управление – управление автотранспортными средствами; 2) биологическое управление – управление развитием растений, животных; 3) соц. управление – управление поведением людей.
7. Порядок поступления на государственную службу.
Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным Законом, иными законодательными актами о государственной службе.
9. Правовой статус государственных служащих
Государственный служащий имеет определённое правовое положение (статус). Для него определены особые условия поступления на государственную службу, прохождения и прекращения службы.
11. Понятие, особенности, виды административно-правовых режимов.
Административно-правовые режимы - это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия. Как правило, административно-правовые режимы временно ограничивают права и свободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методов административного принуждения.
13. Государственное управление в сфере внутренних дел, система органов внутренних дел.
Министерство МВД осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно-опасными явлениями, разрабатывает и реализует меры по укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.
15. Понятие, принципы и условия административной ответственности.
Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом.
17. Понятие, цели и виды административных взысканий.
Административное взыскание – меры государственного принуждения в отношении лица, совершившего административный проступок, которое применяется с целью воспитания лиц, а также предупреждения совершения новых правонарушений как правонарушителями, так и другими лицами.
19. Меры обеспечения административного процесса.
следующие меры обеспечения административного процесса:
1) административное задержание физического лица;
2) личный обыск задержанного;
3) наложение ареста на имущество.
21. Доказывание и доказательства в административном процессе.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
23. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях начинается с момента получения субъектом административной юрисдикции протокола о правонарушении. Субъектом административной юрисдикции назначается место и время рассмотрения дела, вызываются участники, принимается решение о прекращении производства по делу при наличии соответствующих обстоятельств.
25. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий.
Это завершающая стадия производства по делам об административных правонарушениях. Ее сущность заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю постановлением. В процессе исполнения постановления гражданин, совершивший административный проступок, претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного, морального или материального характера.
Общая теория права
1. Понятие, признаки, функции государства, их характеристика.
Государство возникло в силу ест. договора. Люди, жившие совместно на определенной территории, заключают устный договор о принципах совместного сосуществования. Создание аппаратов, обмен, распределение продуктов. Создание правил общ. поведения, в будущем – право. Порядок обеспечивается насильственным аппаратом. Мононормы – в догосударственном состоянии правила на все случаи жизни. Обеспечивающая обществен. влиянием, осуждением.
3. Понятие, признаки, принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства, признаки и классификация государственных органов.
Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.
5. Понятие, признаки, функции права, их характеристика.
В самом общем виде право представляет собой специфический социальный регулятор, т.е. регулятор отношений людей. Отличие права от иных социальных норм: 1)право характеризуется общеобязательностью, 2)формальная определенность, в праве четко, точно формулируются права и обязанности сторон, 3)нормативность (право состоит из правил поведения, 4)принудительность (если правовые нормы не соблюдаются, то государство может применить принудительные меры), 5)право действует при помощи не одной взятой нормы, а при помощи системы норм.
7. Понятие, признаки, виды правонарушений.
Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам.
9. Понятие, признаки, виды правомерного поведения; реализация права.
Правомерное поведение - такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. Правомерное поведение — поведение, соответствующее мере (норме) права, не нарушающее норму права. Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность сов¬падают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы - поведение правомерное, однако общественно не полезное. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права. Право осуществляет главным образом регулирование правомерного поведения. Правомерное поведение - это условие существования законности и правопорядка. Правопорядок является результатом правомерного поведения.
11. Основные правовые системы современности, их характеристика.
В современном мире исторически сложились и действуют четыре правовые системы.
Правовая система – совокупность элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин.
1. Англосаксонская правовая система.
13. Понятие системы права, ее элементы, их характеристика.
Система права - это внутренне строение права, выражающее его деление на отрасли, институты и отдельные нормы. Системность является важнейшим качеством права и означает согласованность, непротиворечивость, взаимодополняемость правовых норм.
15. Нормы права: понятие, признаки, структура, классификация.
Норма права – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения.
17. Нормативный правовой акт как основной источник права в Республике Беларусь: понятие, признаки, виды, понятие и классификация законов.
Нормативный правовой акт – это один из четырех источников права в Республике Беларусь. Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
19. Понятие, признаки правосознания, его структура, виды.
Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают и каким хотят видеть в идеале.
21. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды.
Правовая система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения.
23. Применение права: понятие, признаки, стадии, акты применения права.
Применение права – властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить соблюдение запретов и предписаний правовых норм, а также гарантировать управомоченным лицам правовую (т. е. формальную) возможность реализации ими своих прав.
25. Понятие и стадии правового регулирования, механизм правового регулирования.
Механизмом правового регулирования называют сложное правовое явление, единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.