Общая теория права Шпаргалка
ЧИУПП (Частный институт управления и предпринимательства)
Шпаргалка
на тему: «Общая теория права»
по дисциплине: «Общая теория права»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Общая теория права
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Общая теория права
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Поделиться
1. Понятие и сущность государства
2. Характеристика форм правления
3. Форма государственного устройства: понятие и классификация
4. Политико-правовой режим: понятие и виды
5. Основные признаки социального государства
6. Понятие и характерные черты государственной власти
7. Органы государства и их виды
8. Сущность и принципы права
9. Источники права
10. Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды
11. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
12. Система права и система законодательства, их соотношение
13. Понятие и структура норм права
14. Реализация правовых норм
15. Акты применения права: понятие и виды. Их отличие от нормативных правовых актов
16. Толкование правовых норм: виды и способы
17. Правовые отношения: понятие, структура, виды
18. Понятие и состав правонарушения
19. Правосознание и правовая культура (понятие, структура)
20. Юридическая ответственность: понятие, принципы, основания и виды
1. Понятие и сущность государства
В современной юридической литературе термин «государство» употребляется в трех значениях: 1) государство как организованное сообщество людей; 2) как государственная власть; 3) как система государственных органов.
О феномене государства задумывались многие мыслители. Еще древнеримский оратор, философ, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106–43 до н. э.) видел предназначение государства в наведении порядка в обществе с помощью права. Во второй половине XIX – начале ХХ в. многие русские ученые характеризовали государство как союз свободных людей с предоставлением права принуждения только органам государства (П. Струве, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич и др.). К определению понятия государства обращались и основоположники марксизма-ленинизма. Они полагали, что главное в государстве – его принудительная сила.
В науке сформировалось несколько подходов в понимании сущности государства. Теория элит исходит из того, что народные массы не способны осуществлять государственную власть, управлять делами общества. Технократическая теория исходит из того, что управлять, властвовать могут и должны только менеджеры (управленцы-профессионалы). Марксистско-ленинская теория при определении сущности государства исходит из классового подхода, согласно которому государственная власть принадлежит экономически господствующему классу и служит его интересам. Демократическая теория исходит из того, что единственным источником и носителем власти является народ.
2. Характеристика форм правления
Любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы. Категория формы государства раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности. Более коротко форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти.
Форма правления раскрывает три главные характеристики государства: организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании; взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением; компетенцию этих органов.
Форма государственного правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую.
Монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству.
Монархии бывают абсолютные (где власть монарха неограниченна) и ограниченные (монарх не обладает всей полнотой власти).
При этом ограниченные монархии делятся на два вида: дуалистические и парламентарные (конституционные).
3. Форма государственного устройства: понятие и классификация
Форма государственного устройства – это политико-территориальная организация государственной власти с учетом характера взаимоотношений между центральной и местной властью.
Под понятием «политико-территориальное устройство государства» следует понимать организацию именно государственной (а не иной) власти по территориальному признаку. Форма государственного устройства показывает из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково правовое положение частей структуры государства; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство). Унитарное государство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты: 1) единый центр государственной власти, т. е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парламент, правительство, верховный суд); 2) одна система законодательства; 3) единое гражданство; 4) единая судебная система; 5) одноканальная система налогов, т. е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре; 6) административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, но наделяются широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах.
4. Политико-правовой режим: понятие и виды
Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная составляющая формы государства, чутко реагирующая на процессы, происходящие в обществе. На политико-правовой режим оказывает влияние целый ряд обстоятельств: сущность государства, форма государственного устройства и правления, особенности законодательства, баланс социально-политических сил в стране, международная обстановка и многое другое. Однако всё разнообразие политических режимов сводится к двум основным разновидностям – демократическому и недемократическому (авторитарному).
Демократический режим в государстве характеризуется конституционным признанием социально-экономических, политических и иных прав человека и гражданина, гарантиями их реализации. Непременным условием демократического режима является создание благоприятных условий для деятельности политических партий, общественных движений, политической деятельности граждан государства. При этом граждане, а также объединения, в которых они состоят, могут находиться в оппозиции к государству без опасения, что будут подвергнуты государственным репрессиям. Инакомыслие рассматривается как заинтересованность в создании сильного, прогрессивного общества.
5. Основные признаки социального государства
В литературе отмечаются следующие признаки социального государства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом; 3) это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование. Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому достойного человека прожиточного минимума. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий.
Достойное развитие личности возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на труд, на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и др. Для социального государства характерна политика, предполагающая обеспечение социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др.
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства: ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового; на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции. В рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства - специфические функции.
6. Понятие и характерные черты государственной власти
Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти.
Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Власть определенным образом ограничивается правом. Право как официальный цивилизованный и наиболее эффективный регулятор общественных отношений, важнейшая социальная, культурная и моральная ценность, мера свободы и ответственности личности должно в необходимой мере уравновешивать изначально неравные положения государства (носителя власти) и личности (носителя одной лишь свободы), так как перед законом равны все, в том числе и государство.
7. Органы государства и их виды
Государственный орган как относительно самостоятельная часть государства создается для осуществления определенного вида государственной деятельности. Он наделяется государственно-властными полномочиями (компетенцией), которые предопределяются задачами и функциями государства. Каждый из них может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы является правонарушением, а принятые вопреки закону решения подлежат отмене.
Структурными подразделениями органов государственного аппарата являются государственные учреждения. Государственные учреждения – это организации, создаваемые органами государственной власти для реализации функций государства в сфере образования, науки, культуры и других сферах государственной деятельности.
Государственные предприятия обеспечивают материальную и экономическую основу осуществления государственной власти.
Государственные органы состоят из государственных служащих, обеспечивающих их функции. Государственные служащие (чиновники) действуют по поручению либо от имени государства.
Государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему.
8. Сущность и принципы права
В зависимости от того, какого из названных начал или форм придерживаются те или иные исследователи, сложились три разных подхода к праву, к его пониманию, или три типа правопонимания: нормативный; нравственный (философский); социологический. При нормативном подходе право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Нравственный подход признает важнейшим началом права, правовой материи его духовное, идейное, нравственное начало, т. е. представления людей о праве. Социологический подход к пониманию права сложился во второй половине XIX в. и был направлен на познание права как социального явления, которое относительно независимо от государства.
В отечественной юридической науке было предложено сформулировать интегративный, или синтетический, подход к праву, объединяющий все три названных выше подхода. В частности, проф. В.К. Бабаев определяет право как систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью в законодательстве и регулирующих общественные отношения. Проф. В.И. Червонюк определяет право с точки зрения интегративного подхода как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.
9. Источники права
Источником права в материальном смысле являются общественные отношения, особенности материальных условий жизни общества, системы экономико-хозяйственных связей, форм собственности. Источники права в идеологическом смысле – правосознание, правовые учения, доктрины и т. п. Источником права в юридическом смысле являются формы, в которых право выражается, объективируется.
Мировой юридической теории и практике известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; нормативный правовой акт; нормативный договор; правовая доктрина; религиозные тексты.
Обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие фактического применения в течение длительного времени, нигде в официальных документах не записанное, но признаваемое государством.
Прецедент - это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел, либо служащее примерным образцом толкования закона.
Нормативный договор - это соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права. Нормативный договор представляет собой добровольное волеизъявление сторон. После того как стороны заключили договор, они обязаны подчиняться содержащимся в нем правовым нормам. Одностороннее невыполнение влечет соответствующее наказание. В отличие от обычая, который складывается исторически, нормативный договор представляет собой акт волеизъявления сторон, акт их сознательного поведения.
10. Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды
Нормативные правовые акты следует отличать от других правовых актов, разновидностями которых являются индивидуальные правовые акты и интерпретационные правовые акты.
Правовой акт – это документ, в котором зафиксировано властное предписание, реализация которого ведет к юридически значимым последствиям.
Индивидуальные правовые акты – это акты, в которых выражено решение по конкретному юридическому делу. Они являются актами применения права, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения.
Интерпретационные правовые акты – это акты, в которых разъясняются нормы права. В отличие от нормативных правовых актов они не содержат новых норм права, а лишь разъясняют (толкуют) уже существующие нормы права.
По юридической силе нормативные правовые акты делятся: 1) на законы; 2) подзаконные нормативные правовые акты.
Закон – это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные сферы общественных отношений и принятый в предусмотренном порядке законодательным органом (парламентом) либо всеобщим голосованием (референдумом).
Признаки закона: принимается только органом законодательной власти или референдумом в строго установленном порядке; регулирует наиболее важные общественные отношения; обладает высшей юридической силой, т. е. все подзаконные акты должны соответствовать ему и не противоречить.
11. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативного правового акта во времени. Каждый нормативный правовой акт действует во времени. Его действие начинается с момента вступления нормативного правового акта в законную силу и продолжается до момента утраты им законной силы. Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введение в действие): момент введения нормативного правового акта в действие чаще всего указывается в сопутствующем ему нормативном правовом акте (постановлении о введении в действие) либо в самом нормативном правовом акте. При этом называется конкретная дата введения нормативного правового акта в действие. Иногда срок между принятием нормативного правового акта и введением его в действие может быть значителен; некоторые нормативные правовые акты вводятся в действие с момента опубликования; для некоторых нормативных правовых актов устанавливается порядок постепенного вступления их в силу. Такой порядок заключается в том, что для разных норм одного и того же нормативного правового акта определяются различные сроки вступления их в силу; если в нормативном правовом акте срок введения его в действие не указан, то применяется порядок, установленный государством.
В Республике Беларусь нормативные правовые акты подлежат опубликованию и регистрации. Нормативные правовые акты прекращают свое действие: 1) по истечении срока, на который были приняты; 2) с изменением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, стихийное бедствие, война); 3) при отмене данного акта другим актом. На отмену старого акта может указывать постановление о введении в действие нового нормативного акта.
12. Система права и система законодательства, их соотношение
Правовая система - сложное, многослойное, разноуровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки.
В структуру правовой системы входят следующие главные элементы: господствующая правовая идеология; право; юридическая практика. Помимо главных элементов в правовую систему входят и другие составляющие элементы: правотворчество, правоотношения, правовые учреждения, законность и т.п.
Систему права принято определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений. Система права состоит из более или менее крупных объединений правовых норм. В структуре права можно выделить следующие основные уровни: право в целом; отрасль права; подотрасль права; институт права; норма права.
В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Метод правового регулирования - понимаются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.
Самым крупным элементом системы права (не считая объединения отраслей права в определенные группы) является отрасль права. Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения. Каждая отрасль характеризуется автономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (например, деление на субинституты, институты, подотрасли).
13. Понятие и структура норм права
Норма права определяется также как установленное и обеспечиваемое государством общеобязательное правило поведения, предназначенное для урегулирования отношений в обществе. Норма права – важнейшая часть социальных норм. Она частица права, его исходный элемент, основополагающее понятие правовой системы, поскольку все юридические понятия, конструкции, все правотворчество, процессы реализации и формирования права непосредственно связаны с понятием нормы права.
Нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения общественные отношения. При этом регулирование этих отношений осуществляется на государственно-политическом уровне. Иначе говоря, нормы права исходят от государства. Это один из основных признаков норм права.
В нормах права закрепляются, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения. Но нормы права могут и программировать развитие общественных отношений, направлять их развитие в определенное русло.
Норма права представляет собой модель регулируемых общественных отношений, которые желательны с точки зрения государства и общества.
Нормы права обладают определенной сущностью, имеют конкретную форму и содержание. Сущность, как известно, позволяет установить, чьим интересам служит право и чью волю оно выражает. В отдельной норме сущность не имеет ярко выраженного характера, а лишь в совокупности норм, в отдельных правовых институтах или отраслях, а также в праве в целом.
В науке принято выделять следующие структурные элементы нормы права – гипотезу, диспозицию и санкцию.
14. Реализация правовых норм
Реализация правовых норм – это осуществление содержащихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права. Процесс реализации права осуществляется в различных формах.
В зависимости от способов правового регулирования различают три основные формы реализации права:
1. Соблюдение – форма реализации права, которая выражается в воздержании от совершения действий, опасных или вредных для общества и потому запрещенных правовыми нормами. Главная особенность соблюдения заключается в том, что данная форма носит пассивный характер, т. е. не требует от субъекта права совершения каких-либо активных действий. Посредством соблюдения реализуются запрещающие нормы.
2. Исполнение – форма реализации права, при которой субъекты права обязаны выполнить какие-либо активные действия в целях претворения в жизнь предписания правовых норм. Путём исполнения реализуются обязывающие нормы.
3. Использование – форма реализации права, которая выражается в совершении дозволенных действий, которые управомоченные субъекты совершают по своей воле и желанию с целью осуществления своих субъективных прав. В форме использования реализуются управомочивающие нормы права.
Правоприменение – комплексная правореализующая деятельность. От других форм реализации права (соблюдение, исполнение, использование норм права) она отличается активной деятельностью субъектов права. Здесь наблюдается слияние права и обязанности по осуществлению правоприменения. Для правоприменения характерно подключение третьих лиц. И оказывается, что применение права одновременно требует соблюдения, исполнения и использования права. В связи с этим правоприменение предполагает наличие нескольких субъектов права с различными правами и обязанностями. Наиболее заметно правоприменение при разрешении юридического конфликта.
15. Акты применения права: понятие и виды. Их отличие от нормативных правовых актов
Правоприменительный акт – это юридический документ, в котором изложено индивидуальное властное решение, вынесенное компетентным органом в результате рассмотрения конкретного юридического дела.
Правоприменительный акт является актом правоприменительного процесса, правоприменительной деятельности и имеет следующие признаки: принимается компетентным органом; носит индивидуальный характер; имеет определенную структуру (состоит из вводной, описательной и резолютивной частей); носит властный характер; подлежит обязательному исполнению.
От нормативного правового акта правоприменительный акт отличается тем, что принимается на основе нормативного правового акта; носит персонифицированный характер; конкретизирует норму права, содержащуюся в нормативном правовом акте; не является источником права; предназначен только для однократного применения.
Правоприменительные акты можно классифицировать: по предмету правового регулирования – уголовно-процессуальные, гражданские процессуальные, административные и др.; функциям права – регулятивные (например приказ о приеме на работу) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела); субъектам, издающим правоприменительные акты, – акты государственных, муниципальных органов, общественных организаций; форме – указы, постановления, приказы, приговоры и др.; юридической природе – основные (выражают итоговое решение конкретного дела) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов).
16. Толкование правовых норм: виды и способы
Толкование норм права – это деятельность, направленная на определение точного смысла нормы права. Толкование норм права состоит из двух этапов: 1) уяснение правовой нормы; 2) разъяснение правовой нормы. Уяснение правовой нормы – это осознанное понимание нормы права субъектом правотворчества или субъектом правоприменения для себя. Например, суд, применяя норму права, должен предварительно уяснить для себя содержание соответствующих норм права. Уяснение норм права необходимо при всех формах реализации права. Разъяснение норм права – это распространение правильного понимания правовых норм субъектом правотворчества или субъектом правоприменения для других лиц или в целом для населения страны. Например, разъяснения дают Конституционный Суд Республики Беларусь, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, прокуроры, адвокаты, юрисконсульты и т. д.
В зависимости от субъектов толкования выделяют следующие виды толкования права: официальное толкование; неофициальное толкование. Официальное толкование – это толкование правовых норм уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Неофициальное толкование осуществляется субъектами, не имеющими официального статуса и не обладающими полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть научные учреждения, общественные организации, ученые-юристы, адвокаты, юрисконсульты и др.
Способ толкования права представляет собой совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Каждый из них отличается своими особенностями уяснения смысла правовой нормы.
17. Правовые отношения: понятие, структура, виды
Правоотношение – это разновидность возникающих на основе норм права общественных отношений, участники которых имеют права и обязанности. Признаки правоотношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем: правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; правоотношения предполагают наличие не менее двух субъектов, которые наделяются взаимными правами и обязанностями; правоотношение – это волевое отношение субъектов; правоотношения охраняются государством; носят персонифицированный характер.
Правоотношения имеют свою структуру, элементами которой являются: субъекты; объекты; права и обязанности. Субъектами правоотношений называются субъекты права, вступившие в общественные отношения, урегулированные правовыми нормами, носители субъективных прав и юридических обязанностей. Субъектами права могут быть физические лица и организации (юридические лица).
Способность быть субъектами правоотношений, то есть носителями субъективных прав и юридических обязанностей, называется правосубъектностью. Правосубъектность включает в себя два элемента: правоспособность и дееспособность. Правоспособность – это признаваемая правовыми нормами способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности. Дееспособность – это способность лица лично, своими действиями приобретать субъективные права и юридические обязанности, осуществлять их, отказываться от них.
Разграничение правоспособности и дееспособности характерно только для физических лиц. К последним относятся граждане, иностранные граждане, лица без гражданства.
18. Понятие и состав правонарушения
Правонарушение – это виновное, противоправное действие или бездействие лица, причиняющее вред интересам личности, общества, государства. Основными признаками правонарушения являются: 1) деяния (действия или бездействие); 2) противоправные деяния; 3) виновные деяния; 4) деяния, которыми причинен вред.
Правонарушение – социально-биологическое явление. Его совершение вызвано факторами социального и биологического характера. Социальные факторы при этом играют определяющую роль, ибо человек с его наклонностями, привычками, характером формируется в социальной сфере. Но сводить все только к социальным факторам нельзя, ибо при таком подходе правонарушитель отрывается от своего противоправного деяния, не изучается, а рассуждения о причинах правонарушений становятся схоластическими.
Условия, формирующие причину, усиливающие или ослабляющие ее действие, очень разнообразны. Их устранение — это и есть основные пути предотвращения правонарушений и борьбы с ними.
Юридический состав правонарушения – это система элементов правонарушения, необходимых и достаточных для применения мер юридической ответственности. К элементам состава правонарушения относятся: объект правонарушения; объективная сторона правонарушения; субъект правонарушения; субъективная сторона правонарушения. Объект правонарушения – это охраняемые правом общественные отношения, которым правонарушитель наносит вред.
19. Правосознание и правовая культура (понятие, структура)
Правосознание – это совокупность чувств и представлений, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Структура правосознания включает в себя два элемента: правовую психологию и правовую идеологию. Правовая психология как элемент правосознания – это эмоциональная оценка права субъектом. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции переживания, настроения, стереотипы, которые возникают у людей в связи с правовыми нормами и их применением. Правовая идеология – это совокупность правовых идей, теорий, взглядов, которые в систематизированном виде отражают правовую реальность в законодательстве и юридической практике. Правовая идеология характеризуется целенаправленностью, проявляющейся как научное или философское осмысление права.
Правовая мораль включает в себя общеморальные нормы, принципы, понятия и оценки, а также специфические элементы, выражающие особенности предмета и условий профессиональной юридической деятельности. К таким специфическим элементам относятся, прежде всего, нормы и принципы, которые регламентируют и защищают основные права и свободы человека и гражданина в различных правоотношениях.
Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также его психофизиологических особенностей. Групповое правосознание отражает специфику той или иной социальной группы. Общественное правосознание связано с характером отношения к праву в обществе.
20. Юридическая ответственность: понятие, принципы, основания и виды
Юридическая ответственность является разновидностью социальной ответственности. Социальная ответственность возникает, когда индивид своим поведением нарушает социальные нормы общества.
Юридическая ответственность – это обязанность лица претерпеть определенное лишение государственно-властного характера за совершенное правонарушение.
Наибольшее распространение получила классификация юридической ответственности по отраслевому признаку. По данному критерию выделяют конституционную, уголовную, административную, гражданскую, дисциплинарную, материальную и некоторые иные виды ответственности. Основанием конституционной ответственности служат в первую очередь нарушение Конституции и других источников конституционного права, совершение деяний, за которые предусмотрены меры конституционной ответственности. головная ответственность наступает только за совершение преступления и отличается от других видов юридической ответственности большей степенью суровости наказания, тем, что устанавливается лишь в отношении физических лиц, возлагается только судом, осуществляется по строго регламентированной процедуре, влечет состояние судимости после отбытия наказания. Гражданско-правовая ответственность носит восстановительный или компенсационный характер. По своей юридической природе она направлена на возмещение имущественного ущерба (вреда). Административная ответственность наступает за правонарушения в том случае, если по своему характеру они не влекут уголовной ответственности.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 20.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты