Специальная психология Шпаргалка
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Специальная психология»
по дисциплине: «Специальная психология»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Специальная психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Специальная психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Поделиться
1. Предмет и задачи специальной психологии.
2. Нейропсихология (А. Р. Лурия).
3. Культурно-историческая теория развития психических функций Л. С. Выготского. Структура дефекта по Л. С. Выготскому
4. Теория деятельности А. Н. Леонтьева и ее значение для специальной психологии.
5. Концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина
6. Специальная психология в системе психологического и педагогического знания. Разделы специальной психологии.
7. Межпредметные связи специальной психологии.
8. Принципы специальной психологии.
9. Методы исследования в специальной психологии: наблюдение, клиническая беседа, интервью.
10. Методы исследования в специальной психологии: констатирующий и формирующий эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование.
11. Понятие о нормальном и отклоняющемся развитии. Подходы к пониманию нормы и патологии.
12. Эндогенные факторы, отклоняющегося развития.
13. Экзогенные факторы, отклоняющегося развития.
14. Опосредующие факторы и их виды.
15. Общие закономерности психического развития.
16. Модально-неспецифические закономерности психического развития детей с особенностями в психофизическом развитии.
17. Понятие о компенсаторных феноменах. Адаптационные и компенсаторные процессы.
18. Понятие коррекции. Понятия «реабилитация» и «абилитация», их социально-психологический контекст.
19. Современные подходы к классификации нарушений психофизического развития.
20. Понятие интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости). Классификация умственной отсталости.
21. Классификация олигофрении (по М. С. Певзнер).
22. Степени выраженности умственной отсталости.
23. Особенности личности и деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
24. Понятие задержанного психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР (по Е. С.Слепович).
25. Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К. С. Лебединской).
26. Особенности личности и деятельности детей с ЗПР.
27. Особенности познавательных функций детей с ЗПР.
28. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления.
29. Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха.
30. Психологическая характеристика детей с нарушениями зрения.
31. Классификации речевых нарушений. Психологическая характеристика детей с системными нарушениями речи.
32. Психологическая характеристика детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
33. Понятие «расстройства аутистического спектра» (РАС). Структура дефекта (по В. В. Лебединскому).
34. Психологическая характеристика детей с РАС. Проблемы дифференциальной диагностики при РАС.
35. Клинико-психологическая характеристика различных вариантов психопатий у детей.
36. Защитные механизмы и копинг-стратегии. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации.
37. Основные принципы диагностического обследования ребенка с особенностями психофизического развития.
38. Виды диагностики нарушений психофизического развития у детей: скрининговая (скрининг-диагностика), дифференциальная и углубленная диагностика.
39. Основные требования к созданию экспресс-диагностического набора методик.
40. Принципы и задачи диагностики в специальной психологии.
41. Соотношение количественных и качественных методов психологической диагностики.
42. Наиболее сложные для психологической дифференциальной диагностики случаи.
43. Исследование познавательной сферы и ее компонентов.
44. Исследование аффективно-эмоциональной сферы, личностного развития, межличностных отношений.
45. Цель и основные принципы психологической коррекционной работы.
46. Модификация обучающих методик с учетом психологических особенностей детей.
47. Сферы и направления психологической коррекции отклонений в психофизическом развитии ребенка.
48. Стратегия и способы психокоррекционной работы по формированию общих структур деятельности и способности к построению замысла у детей с особенностями психофизического развития.
49. Стратегия и способы психокоррекционной работы по формированию практических и умственных действий у детей с особенностями психофизического развития.
50. Стратегия и способы психокоррекционной работы по формированию произвольности психических функций и поведения у детей с особенностями психофизического развития.
51. Социализация детей и подростков с особенностями психофизического развития. Роль учреждений образования в социализации ребенка с особенностями психофизического развития.
52. Роль семьи в социализации детей и подростков с особенностями психофизического развития. Характеристика семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития
1. Предмет и задачи специальной психологии.
Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии.
Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии.
Выделение специальной психологии как целостной области психологической науки связано с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского.
2. Нейропсихология (А. Р. Лурия).
Лурия также является одним из основателей современной нейропсихологии. Свою психологическую теорию он рассматривал как ответ на вопрос о локализации высших психических функций человека.
Лурия также является одним из основателей современной нейропсихологии. Свою психологическую теорию он рассматривал как ответ на вопрос о локализации высших психических функций человека.
3. Культурно-историческая теория развития психических функций Л. С. Выготского.
Структура дефекта по Л. С. Выготскому. Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в
Структура дефекта по Л. С. Выготскому. Культурно-историческая теория развития психики и развития личности разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в
4. Теория деятельности А. Н. Леонтьева и ее значение для специальной психологии.
Выгодский рассматривает психику как форму жизнедеятельности, утверждая, что реальная деятельность, связывающая организм с окружающей действительностью, определяет развитие как сознания в целом, так и отдельных психических функций. Психика для него — не просто картина мира, система образов, а целенаправленная деятельность, система действий, объединенных единым мотивом.
Выгодский рассматривает психику как форму жизнедеятельности, утверждая, что реальная деятельность, связывающая организм с окружающей действительностью, определяет развитие как сознания в целом, так и отдельных психических функций. Психика для него — не просто картина мира, система образов, а целенаправленная деятельность, система действий, объединенных единым мотивом.
Создание теории деятельности изменило само представление о предмете психологии.
5. Концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. По Гальперину, любое новое умственное действие, например, воображение, понимание, мышление наступает после соответствующей внешней деятельности.
Этот процесс проходит несколько этапов, обуславливающих переход от внешней деятельности к психологической. По Гальперину, обучением условно можно назвать любую деятельность, поскольку тот, кто ее выполняет, получает новую информацию и умения, и одновременно получаемая им информация получает новое качество.
6. Специальная психология в системе психологического и педагогического знания.
Разделы специальной психологии. Специальная психология тесно связана с психологией, педагогикой и медициной.
Разделы специальной психологии. Специальная психология тесно связана с психологией, педагогикой и медициной.
1) медицинский блок - физиология, анатомия, невропатология, психиатрия, офтальмология и др.;
2) гуманитарный блок - социология, философия, психология во всех ее разновидностях и др.;
3) педагогический блок - общая педагогика, методики преподавания различных предметов и др.
Коррекционная педагогика разрабатывает и научно обосновывает систему обучения и воспитания, а специальная психология изучает закономерности развития аномальных детей.
7. Межпредметные связи специальной психологии.
Говоря о связи специальной психологии с другими отраслями психологической науки, прежде всего следует указать на психологию развития, образования и клиническую психологию. Эти разделы психологии, точнее знания, накопленные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, поскольку развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений подчиняется общим законам функционирования и генеза сознания.
Говоря о связи специальной психологии с другими отраслями психологической науки, прежде всего следует указать на психологию развития, образования и клиническую психологию. Эти разделы психологии, точнее знания, накопленные ими, выступают в качестве теоретической базы для специальной психологии, поскольку развитие психики в условиях сенсорных, речевых, двигательных и других нарушений подчиняется общим законам функционирования и генеза сознания.
8. Принципы специальной психологии.
Наиболее общим предстает принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. Фундаментальными свойствами психического отражения являются его субъектность, активность, избирательность и целенаправленность.
Наиболее общим предстает принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. Фундаментальными свойствами психического отражения являются его субъектность, активность, избирательность и целенаправленность.
9. Методы исследования в специальной психологии: наблюдение, клиническая беседа, интервью.
К методам, которые чаще всего применяются в практической деятельности медицинского психолога относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), психодиагностические методы (тесты - стандартизированные и проективные), интервью, беседа; анализ процессов и продуктов деятельности, биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути, документов, свидетельств). Применение отдельных методов или их соединение зависит от задачи и объекта исследования.
К методам, которые чаще всего применяются в практической деятельности медицинского психолога относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), психодиагностические методы (тесты - стандартизированные и проективные), интервью, беседа; анализ процессов и продуктов деятельности, биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути, документов, свидетельств). Применение отдельных методов или их соединение зависит от задачи и объекта исследования.
10. Методы исследования в специальной психологии: констатирующий и формирующий эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование.
Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т. п.). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента - измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т. п.). Таким образом, получается первичный материал для организации формирующего эксперимента.
11. Понятие о нормальном и отклоняющемся развитии.
Подходы к пониманию нормы и патологии. Основным понятием в специальной психологии является понятие отклоняющегося развития. Оно не может рассматриваться без понятия нормы, которое, в свою очередь, конкретизируется в понятии нормы психического развития. Отклоняющееся развитие обозначает отклонение от такого вида развития ребенка, которое может быть названо «нормальным развитием».
Подходы к пониманию нормы и патологии. Основным понятием в специальной психологии является понятие отклоняющегося развития. Оно не может рассматриваться без понятия нормы, которое, в свою очередь, конкретизируется в понятии нормы психического развития. Отклоняющееся развитие обозначает отклонение от такого вида развития ребенка, которое может быть названо «нормальным развитием».
12. Эндогенные факторы отклоняющегося развития.
К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:
К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:
• хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;
• инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп).
13. Экзогенные факторы отклоняющегося развития.
Экзогенные факторы, в свою очередь, можно разделить на:
Экзогенные факторы, в свою очередь, можно разделить на:
• биологические (экологические) (инфекции, воздействие вредных веществ и пр.)
• индивидуальные (физические, психические, психологические);
• личностные (личностные особенности, ценностные ориентации и пр.).
14. Опосредующие факторы и их виды.
Эффект действия патогенного фактора, т.е. конкретная форма нарушенного развития зависит не только от него самого, но и от многообразия комбинаций опосредующих переменных.
Эффект действия патогенного фактора, т.е. конкретная форма нарушенного развития зависит не только от него самого, но и от многообразия комбинаций опосредующих переменных.
15. Общие закономерности психического развития.
К закономерностям психического развития относятся неравномерность, гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность — конвергентность.
К закономерностям психического развития относятся неравномерность, гетерохронность, неустойчивость, сензитивность, кумулятивность, дивергентность — конвергентность.
16. Модально- неспецифические закономерности психического развития детей с особенностями в психофизическом развитии.
Модально-неспецифические закономерности – закономерности, свойственные в общем патологии, аномалии (общие у патологий, аномалий). Их изучает специальная психология.
Модально-неспецифические закономерности – закономерности, свойственные в общем патологии, аномалии (общие у патологий, аномалий). Их изучает специальная психология.
17. Понятие о компенсаторных феноменах.
Говоря о компенсаторных процессах, следует отметить, что весьма часто их путают с адаптационными феноменами. И действительно, в обоих явлениях присутствует эффект приспособления, что роднит их между собой. Именно поэтому некоторые авторы считают, что компенсация представляет собой разновидность адаптационных процессов. Реже высказывается обратная точка зрения.
Говоря о компенсаторных процессах, следует отметить, что весьма часто их путают с адаптационными феноменами. И действительно, в обоих явлениях присутствует эффект приспособления, что роднит их между собой. Именно поэтому некоторые авторы считают, что компенсация представляет собой разновидность адаптационных процессов. Реже высказывается обратная точка зрения.
18. Понятие коррекции.
Понятия «реабилитация» и «абилитация», их социально-психологический контекст. В современной специальной психологии термин «компенсация» не является широко употребимым. Куда чаще используется понятие «реабилитация». Компенсация — это внутренний процесс; реабилитация — внешний. Реабилитационная проблематика стала активно привлекать к себе внимание отечественных специалистов в конце 60-х годов.
Понятия «реабилитация» и «абилитация», их социально-психологический контекст. В современной специальной психологии термин «компенсация» не является широко употребимым. Куда чаще используется понятие «реабилитация». Компенсация — это внутренний процесс; реабилитация — внешний. Реабилитационная проблематика стала активно привлекать к себе внимание отечественных специалистов в конце 60-х годов.
19. Современные подходы к классификации нарушений психофизического развития.
С развитием детской нейропсихологии наметился еще один подход к классификации нарушений развития (Л.С. Цветкова, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, А.В. Семенович, О.Н. Усанова и др.). В нем анализируются варианты онтогенеза психики той части детской популяции, которую можно определить как неблагополучную, дезадаптивную относительно учебной (социальной) деятельности.
С развитием детской нейропсихологии наметился еще один подход к классификации нарушений развития (Л.С. Цветкова, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, А.В. Семенович, О.Н. Усанова и др.). В нем анализируются варианты онтогенеза психики той части детской популяции, которую можно определить как неблагополучную, дезадаптивную относительно учебной (социальной) деятельности.
20. Понятие интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости).
Классификация умственной отсталости. Понятие «умственная отсталость» - - ограниченность как умственного развития, так и адаптивного поведения, возникающая до 18 лет. Многие люди с этим заболеванием способны к обучению и могут жить полной жизнью.
Классификация умственной отсталости. Понятие «умственная отсталость» - - ограниченность как умственного развития, так и адаптивного поведения, возникающая до 18 лет. Многие люди с этим заболеванием способны к обучению и могут жить полной жизнью.
21. Классификация олигофрении.
В классификации М.С. Певзнер дана характеристика структуры интеллектуального дефекта и других расстройств, которые осложняют слабоумие и по-разному влияют на нарушение познавательной деятельности, а также различные нарушения работоспособности. М.С. Певзнер выделила следующие формы олигофрений:
В классификации М.С. Певзнер дана характеристика структуры интеллектуального дефекта и других расстройств, которые осложняют слабоумие и по-разному влияют на нарушение познавательной деятельности, а также различные нарушения работоспособности. М.С. Певзнер выделила следующие формы олигофрений:
1) неосложненная форма олигофрении.
22. Степени выраженности умственной отсталости.
Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредности, воздействующей на ребенка, от ее преимущественной локализации, а также от времени ее приобретения. Чем раньше воздействовал негативный фактор, тем глубже оказывается нарушение. При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный, непрогредиентный характер, что даёт основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка. Он способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.
Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредности, воздействующей на ребенка, от ее преимущественной локализации, а также от времени ее приобретения. Чем раньше воздействовал негативный фактор, тем глубже оказывается нарушение. При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный, непрогредиентный характер, что даёт основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка. Он способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.
23. Особенности личности и деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
В зависимости от клинического варианта дефекта дошкольни¬ки ведут себя по-разному, проявляя свои эмоции. Возбудимые дети берут игрушку и тут же ее бросают. Движения у них быстрые, речевое сопровождение громкое, эмоциональные реакции неус¬тойчивы и поверхностны. Проявления гнева, обиды, радости вы¬ражаются бурно, импульсивно и не контролируются детьми.
В зависимости от клинического варианта дефекта дошкольни¬ки ведут себя по-разному, проявляя свои эмоции. Возбудимые дети берут игрушку и тут же ее бросают. Движения у них быстрые, речевое сопровождение громкое, эмоциональные реакции неус¬тойчивы и поверхностны. Проявления гнева, обиды, радости вы¬ражаются бурно, импульсивно и не контролируются детьми.
Заторможенные умственно отсталые дошкольники действуют вяло, нерешительно. Они кажутся малоэмоциональными, хотя их переживания нередко бывают устойчивыми и достаточно глубокими.
24. Понятие задержанного психического развития (ЗПР).
Структура дефекта при ЗПР (по Е. С.Слепович). ЗПР - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Структура дефекта при ЗПР (по Е. С.Слепович). ЗПР - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
25. Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К. С. Лебединской).
Причины возникновения задержки психического развития К. С. Лебединской в 1980 г. Был предложен свой вариант классификации ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая систематика.
Причины возникновения задержки психического развития К. С. Лебединской в 1980 г. Был предложен свой вариант классификации ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая систематика.
26. Особенности личности и деятельности детей с ЗПР. Кратко рассмотрим характеристику различных форм нарушений психического развития по В.В. Лебединскому.
Психическое недоразвитие.
Наиболее типичной формой является олигофрения. Может быть обусловлена генетическими пороками развития, диффузным повреждением мозга в результате внутри утробных, родовых и ранних постнатальных вредностей. Недоразвитыми оказываются все нервно- психические функции, наблюдается несформированность сенсорной и моторной сферы, эмоций, недоразвитие высших психических функций, особенно таких, как мышление и речь. Различные функции страдают неравномерно.
27. Особенности познавательных функций детей с ЗПР.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В. И. Лубовский, Т. П. Артемьева, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали различные специалисты, работающие в этой области, все они выделяют общую структуру дефекта задержки психического развития, основанную на происхождении нарушения.
28. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является широко распространенным, длительным, непроцессуальным, поддающимся лечению детским поведенческим расстройством, характеризующимся тремя группами симптомов: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является широко распространенным, длительным, непроцессуальным, поддающимся лечению детским поведенческим расстройством, характеризующимся тремя группами симптомов: невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью.
29. Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха.
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое, двустороннее нарушение слуховой функции, при котором обычное речевое общение с окружающими затруднено. По состоянию слуха различают детей слабослышащих и глухих.
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое, двустороннее нарушение слуховой функции, при котором обычное речевое общение с окружающими затруднено. По состоянию слуха различают детей слабослышащих и глухих.
30. Психологическая характеристика детей с нарушениями зрения.
К сенсорным расстройствам психического развития относятся разной степени выраженности нарушения зрения. Зрение занимает и жизни ребенка особое место, обеспечивая ему восприятие более 80% информации о внешнем мире и выполнение большинства ви¬дов человеческой деятельности. Количество детей с выраженными нарушениями зрения колеблется в пределах 1% от общей детской популяции.
К сенсорным расстройствам психического развития относятся разной степени выраженности нарушения зрения. Зрение занимает и жизни ребенка особое место, обеспечивая ему восприятие более 80% информации о внешнем мире и выполнение большинства ви¬дов человеческой деятельности. Количество детей с выраженными нарушениями зрения колеблется в пределах 1% от общей детской популяции.
31. Классификация речевых нарушений. Психологическая характеристика детей с системными нарушениями речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.
Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.
32. Психологическая характеристика детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Нарушения опорно-двигательного аппарата довольно разнообразны. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорнодвигательного аппарата, у большинства больных детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5 – 7 % детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.
Нарушения опорно-двигательного аппарата довольно разнообразны. При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорнодвигательного аппарата, у большинства больных детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5 – 7 % детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.
33. Понятие «расстройства аутистического спектра» (РАС). Структура дефекта (по В. В. Лебединскому). Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС) — термин, используемый для описания группы расстройств развития центральной нервной системы.
Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Некоторые из генетических факторов, вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. Эти изменения могут быть достаточными для того чтобы сами по себе вызвать аутизм. Но чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок.
34. Психологическая характеристика детей с РАС. Проблемы дифференциальной диагностики при РАС.
Для диагностики аутистического расстройства, на основании критериев Международной классификации болезней, должно быть не менее 6 из перечисленных ниже симптомов (из них не менее 2 признаков должны относиться к первой подгруппе и не менее 1 – к остальным).
Для диагностики аутистического расстройства, на основании критериев Международной классификации болезней, должно быть не менее 6 из перечисленных ниже симптомов (из них не менее 2 признаков должны относиться к первой подгруппе и не менее 1 – к остальным).
35. Клинико-психологическая характеристика различных вариантов психопатий у детей.
Выделение сопоставимых типов расстройств личности затруднено и особым положением психопатий среди других нозологических форм. Одним полюсом психопатии примыкают к эндогенным психозам, а другим — к широкому кругу психогений. Такое положение нередко ведет к смешению различных принципов (клинического, психологического и социального) при создании систематики психопатических состояний. Ниже приводится лишь несколько классификаций расстройств личности, получивших наибольшую известность и сохраняющих клиническое значение до настоящего времени.
Выделение сопоставимых типов расстройств личности затруднено и особым положением психопатий среди других нозологических форм. Одним полюсом психопатии примыкают к эндогенным психозам, а другим — к широкому кругу психогений. Такое положение нередко ведет к смешению различных принципов (клинического, психологического и социального) при создании систематики психопатических состояний. Ниже приводится лишь несколько классификаций расстройств личности, получивших наибольшую известность и сохраняющих клиническое значение до настоящего времени.
36. Защитные механизмы и копинг-стратегии. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации.
Копинг - качество личности, позволяющие использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации. Поскольку копинги — это осознаваемые механизмы, они являются в большей степени конструктивными. Копинги делятся на копинг ресурсы и копинг совладание. Выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией. 1. Копинг, нацеленный на оценку, – преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ, когнитивная переоценка.
37. Основные принципы диагностического обследования ребенка с особенностями психофизического развития.
Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования.
Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования.
38. Виды диагностики нарушений психофизического развития у детей: скрининговая (скрининг-диагностика), дифференциальная и углубленная диагностика.
Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.
Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.
40. Принципы и задачи диагностики и спец. Психологии. Принципы, которыми руководствуются в настоящее время при обследовании детей с нарушениями в развитии.
Основным является принцип комплексного изучения ребенка, который предполагает всестороннее обследование особенностей раз- пития всех видов познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы, личности, навыков.
41. Соотношение количественных и качественных методов психологической диагностики.
Проблема соотношения количественных и качественных методов психологического исследования в последние годы начинает приобретать новое содержание. В наиболее рельефной форме это проявляется в контексте «оживления» психологии, отказа от методов, разработанных для анализа неживой природы в естествознании, перехода к методам, учитывающим специфику сущности человека.
Проблема соотношения количественных и качественных методов психологического исследования в последние годы начинает приобретать новое содержание. В наиболее рельефной форме это проявляется в контексте «оживления» психологии, отказа от методов, разработанных для анализа неживой природы в естествознании, перехода к методам, учитывающим специфику сущности человека.
42. Наиболее сложные для психологической дифференциальной диагностики случаи.
Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.
Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.
43. Исследование познавательной сферы и ее компонентов.
Психическая активность человека обусловлена необходимостью постоянно приспосабливать свое поведение к непрерывным изменениям внешней среды и своего положения в ней посредством преобразования этой среды. Однако никакое преобразование невозможно без познания. Поэтому познавательные процессы занимают важнейшее место в психике человека.
Психическая активность человека обусловлена необходимостью постоянно приспосабливать свое поведение к непрерывным изменениям внешней среды и своего положения в ней посредством преобразования этой среды. Однако никакое преобразование невозможно без познания. Поэтому познавательные процессы занимают важнейшее место в психике человека.
44. Исследование аффективно-эмоциональной сферы, личностного развития, межличностных отношений.
Исследование эмоционально-личностной сферы традиционно представляет собой изучение достаточно стандартного набора черт личности, самосознания (в том числе половозрастной идентификации, наличия акцентуации, факторов экстра- и интроверсии, самооценки и уровня притязаний) и таких показателей эмоционально-аффективного состояния, как тревожность (ситуативная и личностная), различного рода страхи, агрессивность (также дифференцируемая по отдельным видам), типы мотивации и психологических защит, реакции личности в различных ситуациях и т. п. Особняком в этом наборе стоит исследование межличностных отношений (внутрисемейных, в референтной группе и др.). В соответствии с этим перечнем осуществляется и подбор диагостических средств.
Исследование эмоционально-личностной сферы традиционно представляет собой изучение достаточно стандартного набора черт личности, самосознания (в том числе половозрастной идентификации, наличия акцентуации, факторов экстра- и интроверсии, самооценки и уровня притязаний) и таких показателей эмоционально-аффективного состояния, как тревожность (ситуативная и личностная), различного рода страхи, агрессивность (также дифференцируемая по отдельным видам), типы мотивации и психологических защит, реакции личности в различных ситуациях и т. п. Особняком в этом наборе стоит исследование межличностных отношений (внутрисемейных, в референтной группе и др.). В соответствии с этим перечнем осуществляется и подбор диагостических средств.
45. Цели и основные принципы психологической коррекционной работы.
Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В связи с этим возникает ряд актуальных вопросов:
Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В связи с этим возникает ряд актуальных вопросов:
• Что следует понимать под отклонением в развитии?
• Каковы показания для осуществления психологической коррекции?
46. Модификация обучающих методик с учетом психологических особенностей детей. Внимание к психологической диагностике, возникшее сегодня в разных сферах жизнедеятельности человека, объясняется тем, что ее считают совокупностью методов и средств для измерения психических состояний и свойств, т.е. инструментом.
1.Инструментальный подход. Психодиагностика понимается как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов: наблюдения, тестирования, беседы и т.д.
47. Сферы и направления психологической коррекции отклонений в психофизическом развитии ребенка.
Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) — один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
48. Стратегия и способы психокоррекционной работы по формированию общих структур деятельности и способности к построению замысла у детей с особенностями психофизического развития. Коррекционную педагогику можно рассматривать как преемницу дефектологии в связи с заменой терминов, так и в качестве самостоятельной науки.
Методология; и теоретические основы решения выдвигаемых проблем в отечественной дефектологии признаются зарубежными специалистами крупными достижениями в мировой специальной психологии и педагогике. Однако, как никогда, актуальным становится необходимость перехода от политики в области образования на макроуровне к практике микроуровне.
49. Стратегия и способы психокоррекционной работы по формированию практических и умственных действий у детей с особенностями психофизического развития.
В основе разработки психодиагностических методик лежат определенные методологические позиции авторов, поэтому их использование может строиться только в контексте изучения этих позиций. Кроме описания самих методик авторами разрабатываются также схемы их использования, способы оценки полученных данных, их интерпретации и выводы по результатам применения.
В основе разработки психодиагностических методик лежат определенные методологические позиции авторов, поэтому их использование может строиться только в контексте изучения этих позиций. Кроме описания самих методик авторами разрабатываются также схемы их использования, способы оценки полученных данных, их интерпретации и выводы по результатам применения.
50. Стратегия и способы психокоррекционной работы по формированию произвольности психических функций и поведения у детей с особенностями психофизического развития. О критериях диагностики различий между видами отклоняющегося развития можно прочитать в соответствующих главах данного пособия, посвященных конкретным видам отклоняющегося развития.
Еще одним результатом углубленного психодиагностического изучения ребенка является составление прогноза развития ребенка – это также одна из задач психодиагностики в специальной психологии. Составление прогноза развития ребенка имеет большую практическую значимость. Прогноз выступает как цель, определяющая максимально возможный уровень достижений ребенка.
51. Социализация детей и подростков с особенностями психофизического развития. Роль учреждений образования в социализации ребенка с особенностями психофизического развития.
Понятие социальной адаптации и социализации
Понятие социальной адаптации и социализации
Уровень и характер взаимодействия личности и общества определяется степенью ее социальной адаптации и социализации.
52. Роль семьи в социализации детей и подростков с особенностями психофизического развития.
Характеристика семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития. Социализирующийся потенциал семьи во многом зависит от того, какую позицию занимает семьи и родители в первую очередь. Е. Ю. Бикметов, З. Л. Сизоненко, О. Н. Юлдашева выделяют четыре возможные линии поведения семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья:
1. бегство или пассивная автаркия - попытка избежать прямых контактов с обществом.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты