Психологическое консультирование Шпаргалка
БарГУ (Барановичский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Психологическое консультирование»
по дисциплине: «Психологическое консультирование»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Психологическое консультирование
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психологическое консультирование
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1. Определение психологического консультирования и их основные положения
2. Цели психологического консультирования в рассмотрении различных теоретических школ. Психологическое консультирование и психотерапия
3. Структура процесса консультирования. Правила и установка консультанта в эффективном процессе консультирования
4. Требования к личности консультанта. Этнический кодекс консультанта
5. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Система ценностей консультанта
6. Психологический контакт в рассмотрении различных теоретических школ. Основные черты и условия консультативного контакта
7. Физические и эмоциональные компоненты терапевтического климата
8. Клиент психолога-консультанта. Нозологические категории и их альтернативы. Типология клиентов
9. Оценка модели мира клиента. Понимание клиента
10. Чувства клиента в психологическом консультировании
11. Вербальное и невербальное общение, как основные навыки поддержания консультативного контакта
12. Структурирование консультативного пространства. Структурирование времени консультирования
13. Перенос и контрперенос в консультативном контакте
14. Процедуры и техники консультирования. Постановка вопросов.
15. Ободрение и успокаивание. Паузы молчания
16. Отражение содержания: перефразирование и обобщение. Отражение чувств
17. Интерпретация. Конфронтация
18. Чувства консультанта и самораскрытие
19. Особенности консультирования родителей детей в период от рождения до поступления в школу
20. Работа психолога по подготовке детей к школе. Особенности психологического консультирования младших школьников и их родителей
21. Специфика психологического развития младших школьников и кризис социального «Я». Консультирование родителей
22. Причины психологических нарушений у детей в подростковом возрасте
23. Виды возрастной психологической коррекции по характеру направленности, по содержанию, по форме, по наличию программ, по продолжительности, по масштабу решаемых задач
24. Методы возрастной психокоррекции
25. Направления психологической коррекции в дошкольном возрасте
26. Коррекционная работа с семьей ребенка дошкольного возраста
27. Направления психологической коррекции с младшими школьниками
28. Коррекционная работа с семьей ребенка младшего школьного возраста
29. Проблемы психического развития в подростковом и юношеском возрасте
30. Направления психологической коррекции в подростковом возрасте
2. Цели психологического консультирования в рассмотрении различных теоретических школ. Психологическое консультирование и психотерапия
Вопрос определения целей консультирования не является простым, поскольку зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, прежде чем ознакомиться с многообразием целей консультирования, сформулируем, несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
4. Требования к личности консультанта. Этнический кодекс консультанта
Требования к личности консультанта:
1. Аутентичность (подлинность, искренность, конгруэнтность). «Профессиональный мундир» защищает психолога от тревоги, страха и неуверенности. Даже в случае сомнения психолог может прибегнуть к техническому приему или уловке, ответить вопросом на вопрос клиента, т.е. не встречаться с последним как личность с личностью.
2. Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отбрасывать отрицательные чувства.
3. Развитие самопознания. Чем лучше психолог знает и понимает себя, тем больше возможность выбора различных способов жизнедеятельности в различных ситуациях.
4. Сила личности, или сильное «ego» - обязательное условие успешной деятельности. Психолог делает выбор, понимая как свои чувства и желания, так и общественные нормы, ценности, социокультурные факторы, требования среды.
5. Профессиональная и личностная идентичность. Именно идентичность позволяет обеспечить личности целостность, тождественность и определенность.
6. Толерантность к неопределенности. Консультанту необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности, так как невозможно предугадать, с каким клиентом, с какой ситуацией он столкнется.
7. Принятие личной ответственности. Многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, и он несет ответственность за свои действия. Понимание этой ответственности и разделение ее с клиентом позволяют свободно осуществлять выбор – соглашаться с позицией клиента или вступать в продуктивную конфронтацию.
6. Психологический контакт в рассмотрении различных теоретических школ. Основные черты и условия консультативного контакта
В разных источниках приводятся следующие определения психологического контакта:
• Психологический контакт – это процесс установления и поддержания взаимного тяготения общающихся лиц. Если люди проникаются интересом или доверием друг к другу, можно говорить, что между ними установился психологический контакт.
• Психологический контакт – это совокупность отношений и зависимостей, возникающих в процессе общения между людьми .
• Психологический контакт – это отношения, которые характеризуются желанием и готовностью собеседников участвовать в общении друг с другом. Установить психологический контакт – значит, вызвать у собеседника симпатию по отношению к себе, или, по меньшей мере, не вызвать у него антипатию. Психологический контакт – это предпосылка для развития дальнейших отношений.
• Психологический контакт – это система взаимодействия людей между собой в процессе их общения, основанного на доверии: информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга [Н.И. Прорубов].
• Психологический контакт – это целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей [А.В. Дулов].
• Психологический контакт – это приспособление, это внутренние и внешние ухищрения, с помощью которых люди применяются друг к другу при общении [К.С. Станиславский].
8. Клиент психолога-консультанта. Нозологические категории и их альтернативы. Типология клиентов
Потенциальный клиент психолога-консультанта – это человек, испытывающий трудности в повседневной жизни: неуверенный в себе, обладающий низкой самооценкой, конфликтующий на работе и в семье, не способный построить удовлетворяющие его взаимоотношения с людьми и т.п. Оценка клиента зачастую просто необходима для выбора правильной стратегии и тактики психологической помощи.
Психологи-консультанты, работающие с клиентами в системе общественных учреждений, должны иметь знания, умения и навыки в области диагностики. Чаще всего психотерапевты и психологи-консультанты используют в своей практике следующие психиатрические руководства.
Оба эти руководства были разработаны психиатрами, использовавшими «медицинскую» модель понимания психических заболеваний, и неоднократно подвергались критике за то, что в них ничего не говорится о действиях психотерапевта после установления диагноза. В то же время DSM-IV широко используется консультантами по ряду причин: возможность использования стандартизированных терминов при взаимодействии с другими специалистами в области охраны психологического здоровья; использование классификаций при составлении отчетов, проведении исследований; возможность прогнозирования течения заболевания и успешности проводимой психотерапии; возможность разработки плана психотерапии. Для постановки дифференциального диагноза с помощью DSM-IV нужно пройти серьезную клиническую подготовку и получить супервизию на свою клиническую работу. Альтернативой медицинскому подходу и нозологическим категориям в консультировании являются модели, которые делают акцент на индивидуальности, уникальности клиента, например проблемно-ориентированный, решение-ориентированный и клиент-центрированный подходы.
10. Чувства клиента в психологическом консультировании
Открытые вопросы являются более конструктивными, так как дают клиенту возможность обратиться к своему внутреннему миру. Закрытые же вопросы могут содержать ошибочные предположения со стороны психолога. Например, клиент чувствует не злость, а вину, но боится сказать об этом психологу. Закрытые вопросы используются чаще всего в работе с людьми, которые испытывают трудности при вербализации своих чувств.
Клиенты нередко не могут дифференцировать свои чувства. Если психологу не удается напрямую выявить чувства клиента, он может сказать клиенту о том, что он видит со стороны, а затем проинтерпретировать этот факт, например: «Я заметил, что Вы сжимаете кулаки и отодвигаетесь от меня. Мне кажется, Вы злитесь. Я прав?» Если удалось обнаружить чувство, можно переходить ко второму этапу — выявлению объекта: того, кому адресовано чувство. Клиент злится на кого-то, обижается на кого-то, завидует кому-то. Чаще всего объект чувства — это человек. Психолог может выявить,- к кому именно клиент испытывает данное чувство, при помощи вопросов.
Иногда клиент знает, к кому направлены его чувства, но не может разобраться, какие именно. Так бывает в случаях с амбивалентными чувствами. Например, клиент испытывает любовь к матери и одновременно злится на нее. Тогда необходимо исследовать оба полюса. Пока клиент не осознает и не выразит свою злость, он не сможет почувствовать, насколько сильно он любит. На третьем этапе обычно выясняется потребность клиента в отношении выявленного объекта. Клиент хочет что-то получить от этого человека либо что-то ему отдать, вернуть. Психолог поддерживает процесс исследования клиентом своего внутреннего мира и выявляет потребности клиента с помощью вопросов.
12. Структурирование консультативного пространства. Структурирование времени консультирования
Клиент входит в комнату и попадает на «территорию консультанта». Одним из главных аспектов взаимодействия консультанта и клиента является то, что обозначают как «структурирование пространства». Уже происходящее при первой встрече оказывает влияние на психологическое самочувствие клиента. Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно, без излишнего напряжения.
Еще один вопрос, связанный со структурированием консультативного пространства, — это расположение консультанта и клиента. Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция — стол служит барьером для общения. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. Расположение друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен «личного пространства». Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий.
14. Процедуры и техники консультирования. Постановка вопросов.
Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса.
Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном—двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п.
Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства. Benjamin отмечает: "Открытые вопросы расширяют и углубляют контакт; закрытые вопросы ограничивают его. Первые широко распахивают двери хорошим отношениям, вторые обычно оставляют их закрытыми".
Примеры открытых вопросов: "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п.
Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т.е. свой внутренний мир.
Ivey выделяет основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы:
1. Начало консультативной встречи ("С чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?").
16. Отражение содержания: перефразирование и обобщение. Отражение чувств
Чтобы отражать содержание признаний клиента, необходимо перефразировать его высказывания или обобщить несколько высказываний. Клиент таким образом убеждается, что его внимательно выслушивают и понимают. Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках. По данным Hill, это наиболее широко используемая техника консультирования независимо от теоретической ориентации консультанта.
Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы. Однако, с другой стороны, оно недостаточно углубляет беседу, Ivey выделяет три основные цели перефразирования:
• показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;
• выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;
• проверить правильность понимания мыслей клиента.
При перефразировании надо помнить три простых правила:
1. Перефразируется основная мысль клиента.
2. Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.
18. Чувства консультанта и самораскрытие
Психолог-консультант посредством выражения своих чувств раскрывается перед клиентом. Раскрыться в самом широком смысле – значит показать свое эмоциональное отношение к событиям и людям. В течение многих лет в психологическом консультировании и психотерапии преобладала точка зрения, согласно которой консультант должен стараться не поддаваться искушению раскрывать свою личность перед клиентом. Причин этой позиции было две.
Первая причина – когда клиент слишком много знает о консультанте, тогда он значительно меньше фантазирует о нем, и консультант теряет важный источник информации о клиенте. Вторая причина – откровенность подразумевает разделение своих проблем с клиентами, что антитерапевтично. Скрытность особенно актуальна в начале консультирования, когда клиент чувствует себя тревожно и не доверяет ни себе, ни консультанту.
самораскрытие консультанта может быть двояким. Прежде всего консультант может выражать свои непосредственные реакции по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом "здесь и теперь". Иной вариант откровенности консультанта – рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента. К примеру, клиентка говорит следующее: "У меня трудности с отцом. Он стареет и очень одинок. Приходит и сидит весь день. Я чувствую, что должна занимать его, забрасываю все домашние дела, недостаточно внимания уделяю детям. Я хотела бы помочь отцу, но чем дальше, тем труднее мне это удается". Консультант на это может ответить: "Я думаю, что могу понять, какую озлобленность и одновременно вину Вы испытываете. Мама моей жены овдовела и тоже очень одинока. Она приходит не всегда в удобное время и сидит часами.
20. Работа психолога по подготовке детей к школе. Особенности психологического консультирования младших школьников и их родителей
Поступление в школу, важный этап взросления, коренным образом меняющий весь образ жизни ребенка. В этот период в его жизнь входит учение, как деятельность обязательная, ответственная, требующая систематического организованного труда; вдобавок данный вид деятельности ставит ребенку задачу, последовательного и преднамеренного усвоения знаний, обобщенных и систематизированных в основах наук, что подразумевает совсем другую, нежели в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности. Переход к школьному обучению наделяет ребенка новым положением в обществе и государстве, это заключается в изменении его конкретных отношений с окружающими людьми. Психолог берет на себя задачу сформировать то, что не было сделано в семье. Он должен считать одним из основных функционалов своей деятельности подготовить ребенка к школе. Именно психолог формирует и развивает предпосылки школьной деятельности у детей. Говоря о предпосылках, имеем в виду формирование высших психических функций это, прежде всего обогащение словаря, развитие памяти, мышления, навыков речевой коммуникации, и общения, а также необходимых волевых навыков. Психолог в условиях образовательной организации осуществляет сопровождение, проводя с детьми необходимые коррекционно-развивающие занятия. Исходя из этого, помимо развития высших когнитивных функций, при подготовке ребенка к школе психолог должен: ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении; направлять, помогать в достижении цели; научить ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их; воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности.
22. Причины психологических нарушений у детей в подростковом возрасте
Во время роста ребенок сталкивается со множеством проблем, среди которых подростковый стресс. Именно стресс становится частой причиной развития психических заболеваний среди подростков. Если во время переходного возраста не оказать ребенку должную поддержку, то все может закончится нервным заболеванием в более зрелом возрасте, которое практически не поддается лечению. Подростковый возраст — один из самых сложных периодов жизни.
В момент гормональной перестройки обостряются и манифестируют многие болезни, в том числе, психические расстройства.
К счастью, психика ребенка в этом возрасте еще довольная подвижна, поэтому большинство заболеваний поддаются корректировке.
Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием.
24. Методы возрастной психокоррекции
Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других детях, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики.
Термин "арттерапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации.
26. Коррекционная работа с семьей ребенка дошкольного возраста
Родителям не хватает психолого-педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи родителей в коррекционной работе заключаются: в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.
Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года:
обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка;
проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе.
28. Коррекционная работа с семьей ребенка младшего школьного возраста
Основной формой работы с родителями является психологическое консультирование. Принципиальная особенность процесса консультирования в рамках формирования психологического здоровья детей – это отсутствие жалобы. Всем детям проводится диагностика, направленная на определение уровня их психологического здоровья. Однако начинать коррекционную работу без согласия родителей неэтично. Любая психокоррекция детей малоэффективна без понимания и поддержки родителей. Поэтому родители приглашаются на консультацию по результатам диагностики или вскрытым проблемам детей. Первым этапом становится сообщение педагога –психолога родителям о проблеме ребенка. А задачей этого этапа побуждение родителей к формулированию жалоб, а затем и запроса. сложность данного этапа заключается, с одной стороны, в преодолении страха самораскрытия родителей, с другой стороны, в необходимости учитывать установку родителей, которая сложилась у них в отношении школы в период, предшествующий консультации. Наиболее оптимальным является выделение в сообщении психолога двух частей: краткого описания трудностей ребенка и «заброски в будущее» - яркого описания вытекающих из этих трудностей проблем школьника в более взрослом возрасте, способных помешать ему быть успешным, здоровым и счастливым. Следующий этап консультации – жалоба родителя, во многом инициируемая сообщением педагога-психолога. Достаточно важным является обращение внимание на преобладающие психологические защиты родителей, проявляющиеся в процессе консультации. Чаще всего можно встретиться с защитой по типу проекции или слияния. Проекция – это невротический механизм, основным содержанием которого является стремление сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека. В процессе консультации можно встретиться также с механизмом дефлексии или интеллектуализации, который внешне выглядит как «разговор ни о чем». Родитель, как правило, проявляет в беседе большой интерес к внутреннему миру ребенка, с удовольствием анализирует мельчайшие проявления детской души. однако реально ребенок обращает на себя внимание беззащитностью, ранимостью, стремлением к поддержке, теплу и вниманию от любого взрослого, поскольку его собственные родители эмоционально холодны.
30. Направления психологической коррекции в подростковом возрасте
Психологическая коррекция включает:
• оказание психологической помощи и поддержки учащимся, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
• индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, в том числе, связанных с мотивационной сферой личности;
• содействие социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• осуществление коррекции асоциального поведения учащихся.
Существует большое разнообразие методов психологической коррекции: игротерапия, арттерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, тренинг поведения, когнитивную терапия, развитие саморегуляции, эмоционально-волевая тренировка, методика планомерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения, психогимнастика и др. Выделяют такие направления коррекции школьников: коррекция познавательных способностей или умственного развития, коррекция готовности к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности, коррекция поведения, личностное развитие.
Эффективной формой профилактики, коррекции и развития в подростковом и юношеском возрасте являются группы личностного роста. Тренинг ориентирован на психологические задачи самоопределения молодых людей в трех основных сферах: половой (половая идентификация), возрастной (чувство взрослости) и социальной (социальный статус). Группы личностного роста дают возможность апробировать и частично реализовать основные потребности этого возраста: в активности, безопасности, привязанности, успехе, самореализации и развитии собственного «Я».
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты