1. Актуальность логистики в современных условиях
На протяжении всей истории человечества очень часто встречались случаи, когда товары, которые нужны людям, не производились именно в том месте. Для примера можно привести фрукты, которые не могут по тем или иным причинам расти именно в том месте, где больше всего потребителей. Раньше, для того, чтобы получить такой товар, люди вынуждены были переезжать на места, которые находятся максимально близко к производственным мощностям. В случае отказа от переезда, потенциальные потребители оставались в среде ограниченного выбора товаров или продуктов.
На сегодняшнее время, страны востока и далекого запада очень сильно изменили картину. Благодаря логистике начали активно развиваться территории, которые могли производить только один товар, экспортируя его по всему миру. Для примера можно привести страны Азии, в которых дешевая рабочая сила, и по этой причине почти все производственные мощности из Европы перебрались туда. Благодаря использованию логистики эти товары быстро и дешево распространяются по всему миру, увеличивая свою стоимость на копейки.
3. Понятие логистики. Факторы логистизации современной экономики
Логистика — управление материальными, информационными и людскими потоками с целью их оптимизации (минимизации затрат). Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. С точки зрения практического применения логистика — выбор наиболее эффективного варианта обеспечения товаром нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами. С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и прочего). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.
Факторы логистизации современной экономики
Службы управления логистикой в организационной структуре предприятия
Организационная структура, которая управляет логистической системой, осуществляет следующие функции:
- Развитие и формирование системы. Изменения организационной политики предприятия и условий рынка требуют периодического пересмотра существующей системы логистики, реорганизация которой проводится руководством фирмы. Эта периодичность связана со сложившейся ситуацией на рынке.
5. Объект и предмет исследования в логистике
Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов состоит в том, что теперь объектом управления стал поток — множество объектов, воспринимаемое как единое целое.
7. Функции логистики
Выделяют базисные, ключевые и поддерживающие функции. Базисные – это функции, осуществляемые любым товаропроизводителем. К ним относятся: снабжение, производство, сбыт.
Рассмотрим ключевые логистические функции:
1. Поддержание стандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции и послепродажного сервиса. Широкое распространение получила идеология всеобщего управления качеством, принята обязательная сертификация товаров на основе стандартов ISO 9000.
2. Управление закупками, включающее: выбор поставщиков материальных ресурсов, планирование потребности в ресурсах, определение рациональных сроков и объемов поставок, выбор форм поставок и товаропроводящих путей, - выбор типов транспорта для доставки материальных ресурсов.
3. Управление транспортировкой. Под транспортировкой понимается совокупность процессов перевозки, погрузки, разгрузки и др. сопутствующих операций. Управление транспортировкой предполагает: выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза.
4. Управление запасами, т. е. процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте.
5. Управление процедурами заказов.
9. Принципы и методы логистики
К принципам логистики относятся:
1. Саморегулирование (сбалансировапнность производства).
2. Гибкость (возможность внесения изменений в график закупки материалов, изменение в сроках поставки).
3. Минимизация объемов запасов.
4. Моделирование товародвижения.
5. Компьютеризация (управление материальными потоками).
6. Надежность в обеспечении ресурсами.
7. Экономичность (сокращение уровня запасов продукции у потребителя до 30-45%, повышение уровня информационного обслуживания, транспорт).
Основные методы, используемые при анализе логистических систем.
1. Метод сценариев - является средством первичного упорядочения логистической проблемы, получения и сбора информации о взаимосвязях решаемой проблемы с другими, о возможных и вероятных направлениях будущего развития.
11. Основные требования к формированию логистических систем
Требования, предъявляемые к формированию логистических систем:
• интеграция звеньев цепи поставок в единую систему, обеспечивающую эффективное сквозное управление материальными и информационными потоками;
• интеграция систем контроля над движением и использованием номенклатуры сырья, материалов и другой продукции, поступающей в производство, а также готовой продукции, доставляемой потребителю;
• обеспечение эффективного взаимодействия и согласованности построения и функционирования элементов логистической системы;
• согласованность с действующими процессами и системами управления предприятием;
• функционирование в соответствии с принципом Парето, при-званным помочь сотрудникам подразделений предприятия выявить важные задачи и возможности. Иными словами, логистическая система должна включать элементы, помогающие решать действительно важные и приоритетные задачи (т. е. такие, для которых выделяют ресурсы);
• равное внимание методам, объектам, субъектам и самому предмету исследования;
• упорядоченность и ясность (что не исключает ценности интуиции), совместимость со стилем управления, принятым на предприятии, направленность на действия.
13. Логистические операции в функциональных областях
Выделяют пять основных функциональных областей логистики.
1. Транспортная логистика, решающая вопросы управления материальным потоком на транспортных участках. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортные операции, осуществляемые логистикой, можно разделить на две большие группы, выполняемые:
• специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования);
• транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции (нетранспортных предприятий).
Транспортная логистика не имеет четких границ. Она может применяться при любых перевозках.
2. Производственная логистика, решающая задачи создания материальных благ или оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия.
Участники производственного процесса взаимодействуют в результате не заключенных договоров, а решений, принимаемых
системой управления предприятием.
15. Виды логистических систем и решаемые ими задачи
Логистические системы делят на макро- и микрологистические.
Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.
Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
17. Организация закупочной деятельности. Задачи закупочной логистики
Закупочная логистика (логистика снабжения) является первой логистической подсистемой и представляет собой процесс движения сырья, материалов, запасных частей и комплектующих с рынка закупок до складов предприятия.
Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Закупочная логистика ставит своей целью максимальное удовлетворение потребностей производства в ресурсах и материалах с максимально возможной экономической эффективностью, чтобы обеспечить работу технологического оборудования без простоев.
Для достижения этих целей перед специалистами в области закупочной логистики ставятся следующие задачи:
- обеспечение закупки материальных ресурсов и товаров в таком ассортименте, который в наибольшей степени отвечает требованиям производства и торговли, обеспечивает эффективность их потребления, исключает необоснованные отходы и потери;
- безусловное выполнение требований производства и торговли к качеству закупаемых материальных ресурсов и товаров;
- обеспечение поставок материальных ресурсов и товаров в полном объеме в соответствии с выявленными потребностями производства и торговли в них.
19. Толкающие и тянущие системы управления материальными потоками в производственной логистике
Управление материальным потоком в производственном процессе носит название логистики материалодвижения и осуществляется способами, основанными на двух принципиально различных подходах. Первый подход получил название «толкающая (выталкивающая) система», а второй — «тянущая (вытягивающая) система».
«Толкающие» системы управления материальными потоками характерны для традиционных способов организации производства. Первые разработки логистических систем, адаптирующих традиционные и современные подходы, появились в 60-е гг. Они позволяли не только согласовывать, но и оперативно корректировать планы, программы и алгоритмы действий всех структурных подразделений предприятия: снабженческих, производственных, сбытовых, с учетом динамичности внешних и внутренних воздействий в реальном масштабе времени. Применение данных систем стало возможным с развитием ЭВМ.
Несмотря на то что толкающие системы в состоянии управлять функционированием разной степени сложности производственно-хозяйственных механизмов, объединяя все их элемент в единое целое, в то же время они имеют ограниченные возможности. Характеристики передаваемого от звена к звену материального потока оптимальны в той степени, в какой центр управления способен его учесть, оценить и скорректировать. Основным недостатком данной системы является высокая стоимость программного, информационного и материально-техническом обеспечения.
При такой системе у предприятия должны иметься материальные запасы на всех стадиях производстве чтобы предотвратить сбои и приспособиться к изменениям спроса. Это ведет к созданию внутренних статичных потоков между различными технологическими этапами, что часто «замораживает» материальные средств.
«Толкающие» (выталкивающие) системы нашли применение не только в сфере производства (в производственной логистике» но и в сфере обращения как на стадии осуществления закупок так и реализации готовой продукции. Пополнение запасов осуществляется централизованно. Реализация готовой продукции направлена на опережение спроса и формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях. Используются прогнозы и имитационное.
21. Каналы распределения продукции и посредники в распределительной логистике
Решение о выборе каналов распределения - одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации. Канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю. При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд важных функций: проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг; стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах, устанавливают контакты с потенциальными покупателями; приспосабливают товар к требованиям покупателей; проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции, организуют товародвижение (транспортировку и складирование); финансируют движение товаров по каналу распределения, принимают на себя риски, связанные с функционированием канала.
Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала - это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, которые, как и уровни канала, являются членами канала распределения.
23. Назначение и виды распределительных логистических центров
Транспортно-логистические центры предназначаются для оптимизации внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных, финансовых и сервисных потоков с целью минимизации общих логистических затрат. Одной из важнейших задач транспортно-логистических центров является обработка транзитного грузопотока. Кроме того, транспортно-логистические центры будут осуществлять разработку, организацию и реализацию рациональных схем товародвижения на территории республики и других государств на основе организации единого технологического и информационного процесса, объединяющего деятельность поставщиков и потребителей материальной продукции, различных видов транспорта, банков, страховых организаций, подразделений таможни, органов импортно-экспортного контроля, организаций оптовой и розничной торговли и т.д. Конечной целью деятельности транспортно-логистических центров является оказание полного цикла транспортно-логистических услуг промышленным и торговым организациям по рационализации перевозочного процесса и гарантированной доставке грузов в оптимальные сроки, маршруты, виды транспорта и груза. Транспортно-логистические центры могут быть территориальными и региональными, общего назначения и ведомственными, а также специализированными по отдельным видам грузов и условиям их хранения. Они предназначаются для обслуживания перевозок, обработки грузов по месту нахождения клиента и обеспечения транспортно-экспедиционных и логистических услуг.
25. Сущность и задачи транспортной логистики
Сущность транспортной логистики.
Транспортная логистика является сквозной для базовых функциональных областей логистической системы – снабжения, производства, распределения. В сфере снабжения транспортная логистика решает задачи организации перемещения сырья и материалов от поставщиков на предприятия. В производственных системах на основе методов транспортной логистики оптимизируются потоки материалов и деталей в рамках технологического цикла изготовления продукции. В системе распределения транспортная логистика охватывает комплекс задач рациональной организации перемещения готовой продукции от мест производства к местам сбыта через ряд промежуточных звеньев.
Вопросы рациональной организации транспортировки стоят перед человечеством давно, первые попытки оптимизировать процесс перемещения грузов предпринимались еще на заре цивилизации. Вместе с тем транспортной логистикой эту деятельность начали называть только во второй половине XX века. Отличительными особенностями транспортной логистики в сравнении с традиционной деятельностью по реализации перевозки являются следующие аспекты: Транспортная логистика оптимизирует не отдельный процесс перевозки груза конкретным видом транспорта, а всю цепь доставки продукции от продавца покупателю разными видами транспорта.