Экономика предприятия Шпаргалка
БелГУТ (Белорусский государственный университет транспорта)
Шпаргалка
на тему: «Экономика предприятия»
по дисциплине: «Экономика предприятия»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Экономика предприятия
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Экономика предприятия
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Поделиться
1. Транспорт: понятие, роль и значение в экономике страны.
2. Экономика транспорта: сущность, особенности, методы изучения.
3. Роль транспорта в сфере производства и потребления.
4. Показатели транспортной обеспеченности и транспортной доступности.
5. Особенности различных видов транспорта, оказывающие влияние на экономику транспортного комплекса.
6. Особенности железнодорожного транспорта и их влияние на экономику предприятий.
7. Сущность и содержание эксплуатационной работы железной дороги.
8. Количественные показатели работы железных дорог.
9. Конкурентоспособность транспортной продукции: сущность и методы оценки.
10. Эксплуатационные расходы: понятие, сущность, классификация.
11. Себестоимость перевозок: понятие, сущность методика расчета.
12. Методы расчета себестоимости железнодорожных перевозок.
13. Метод расходных ставок и его сущность.
14. Методы построения тарифов на перевозки и их дифференциация.
15. Прибыль и рентабельность на транспорте.
16. Грузовые железнодорожные перевозки и показатели их характеризующие.
17. Показатели, характеризующие качество перевозок и выполненной работы по грузовым перевозкам: сущность, методика расчета.
18. Показатели, характеризующие качество перевозок и выполненной работы по пассажирским перевозкам: сущность и методика расчета.
19. Пассажирские перевозки и показатели их характеризующие.
20. Транспортная логистика: понятие, сущность значение в экономике транспорта.
21. Экономическая сущность основных средств, их состав и классификация.
22. Понятие и виды стоимости основных средств: первоначальная, восстановительная, остаточная, ликвидационная и среднегодовая.
23. Физический и моральный износ основных средств. Методы определения износа.
24. Амортизация и её норма. Способы и методы расчёта амортизационных отчислений.
25. Система показателей состояния и движения основных средств: коэффициенты выбытия, обновления, прироста, износа, годности.
26. Система показателей эффективности использования основных средств.
27. Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств.
28. Оборотные фонды и фонды обращения.
29. Оценка использования оборотных средств. Показатели оборачиваемости оборотных средств.
30. Методы определения необходимого размера оборотных средств.
31. Производственные запасы организации: состав, порядок нормирования.
32. Экономическая сущность, состав и классификация материальных ресурсов.
33. Показатели эффективности использования материальных ресурсов.
34. Персонал организации, его состав и структура.
35. Показатели наличия и использования персонала.
36. Производительность труда: понятие, показатели и методы её измерения.
37. Экономическая сущность и функции оплаты труда. Дифференциация оплаты труда.
38. Тарифная система оплаты труда, её составные элементы: единый классификатор профессий, тарифные сетки и ставки, должностные оклады.
39. Формы и системы оплаты труда, условия их применения.
40. Планирование средств на оплату труда.
1. Транспорт: понятие, роль и значение в экономике страны.
Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.
От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоения новых экономических районов.
Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.
ТРАНСПОРТ - отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.
Средства сообщения – это подвижной состав транспорта (автомобили, и прицепы,, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локомотивы и т.д.).
Пути сообщения - это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и.т.д.)
- Технические устройства и сооружения- это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации и т.д.
Транспорт, с одной стороны является частью инфраструктуры рынка физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка продаёт свои услуги, перевозя товары и население.
Уровень развития транспорта в стране в определённой мере определяет уровень её цивилизации. Он способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда сокращению времени доставки грузов или проезда до места работы Транспорт активно воздействует на окружающую среду - его доля в общем валовом выбросе в атмосферу от всех продуктов производственной деятельности составляет почти 40%. Основную долю загрязнённости даёт автомобильный транспорт (около 80%).
Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту (обычно валового продукта) страны, должен сопровождаться пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта.
Значение транспорта:
1. Экономическое. Развитие транспорта вовлекает в экономику новые территории, природные ресурсы и трудовые резервы.
2. Социально- политическое. Развитие транспорта повышает подвижность населения, улучшает культурный уровень и общественное настроение.
3. Оборонное. 95% воинских перевозок приходится на железнодорожный транспорт.
4. Политическое. Развитие транспортных систем, в т.ч международных транспортных коридоров, затрагивает интересы сопредельных стран и крупных международных транснациональных корпораций .
5. Особенности различных видов транспорта, оказывающие влияние на экономику транспортного комплекса.
В современном мире выделяют 6 видов транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный.
Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный.Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров.У каждого вида транспорта есть своя специфика в отношении его использования для перевозок грузов.
Особенности морского транспорта:1) низкая стоимость перевозок: при транспортировке на значительные расстояния;2) мобильность, т.е. возможность переключения судов с одного маршрута на другой;3) большая грузоподъемность судов – перевоз значительных партий грузов;4) неограниченная пропускная способность морских путей (при ограниченной пропускной способности портов и каналов);5) незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли.
Ограничения (недостатки) использования морского транспорта:1) зависимость от работы портов;2) небольшая скорость перевозок;3) сезонность морских перевозок в северных районах плавания.
Особенности автомобильного транспорта:1) возможность доставки грузов «от двери до двери»;2) обеспечение высокой сохранности грузов;3) большая мобильность и скорость перевозки;4) экономичность при перевозке грузов на небольшие расстояния (до 200 км) (в США считается целесообразным использовать автомобильный транспорт на расстоянии до 1500 км, в Западной Европе до 800 км (суточный пробег));5) использование автомобильного транспорта снимает необходимость накопления груза, позволяет организовать ритмичность поставок.
Ограничения в использовании автомобильного транспорта:1) зависимость от дорожной сети;2) дороговизна перевозок;3) ограниченность использования при перевозке массовых партий грузов на значительные расстояния.
Особенности речного транспорта:1) высокая перевозная способность по рекам;2) невысокая стоимость перевозки, особенно массовых грузов, не требующих срочной доставки;3) возможность перевозки крупных по объему партий грузов;4) возможность использования в районах, где не развита железнодорожная и автомобильная сеть.Ограничения в использовании:1) необходимость строительства гидротехнических сооружений;2) сезонность работы на большинстве рек России;3) необходимость считаться с естественными географическими расположениями водных путей и частым их несовпадением с направлениями грузопотоков;4) неоднородность судоходных условий на различных реках и на участках одной реки.
Особенности воздушного транспорта:1) высокая скорость доставки;2) сокращение (спрямление) пути (самолет летит фактически по прямой);3) высокая сохранность грузов в пути;4) возможность перевозки в отдаленные районы, где невозможно использовать другие виды транспорта.
Ограничения:1) самый дорогой вид транспорта, используется чаще всего при перевозках дорогостоящих грузов;
2) ограниченная грузоподъемность и невозможность перевозки массовых, навалочных и других грузов;3) зависит от погодных условий и наземных служб обеспечения полетов.
10. Эксплуатационные расходы: понятие, сущность, классификация.
Так, издержки - это реальные или предположительные затраты финансовых ресурсов предприятия. Издержки представляют собой совокупность переменных финансовых средств и относятся или к активам, если способны принести доход в будущем, или к пассивам, если этого не произойдет и уменьшится нераспределенная прибыль предприятия за отчетный период.
Под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги. Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов, использованных в определенных целях, и трансформируются в себестоимость продукции (работ, услуг). Затраты можно разделить не истекшие (активы), принимаемые к созданию будущих доходов, и истекшие, т.е. не применимые к созданию будущих доходов (выручки) и поэтому вычитаемые из доходов (выручки) или нераспределенной прибыли текущего периода.
Классификация эксплуатационных расходов.
1. В зависимости от характера расходов, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (расходы по обычным видам деятельности), и прочие расходы, в состав которых включаются внереализационные, операционные и чрезвычайные расходы.
2. По связи с производственным процессом расходы подразделяются на основные, непосредственно вызываемые процессом перевозок, и общехозяйственные, т.е. расходы по обслуживанию производства и управлению.
В соответствии с экономическим содержанием расходы группируются по следующим элементам затрат:
– затраты на оплату труда – любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие и компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления и т.п.;
– отчисления на социальные нужды – затраты по начислению единого социального налога;
– материальные затраты – стоимость приобретаемых различного рода материалов и топливно-энергетических ресурсов, а также расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и индивидуальными предпринимателями.
Элемент «материальные затраты» состоит из следующих групп:
материалы;
топливо;
электроэнергия;
прочие материальные затраты;
– амортизация – сумма амортизации основных средств и нематериальных активов;
– прочие затраты – другие затраты, входящие в состав себестоимости
продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат (различные налоги, сборы, затраты на командировки, арендные и лизинговые платежи, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков и др.).
15. Прибыль и рентабельность на транспорте.
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности организаций представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учётом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаками.
Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Кроме методов факторного анализа прибыли в числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительно определённой базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли. Рентабельность может определяться по-разному.
Рентабельность производства исчисляется по формуле:
Р = П/(ОФ+НОС) х 100%, где Р – уровень рентабельности производства, %; П – сумма валовой прибыли, руб.; ОФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; НОС – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), руб.
Рост любого показателя рентабельности зависит от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего, совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов организациями на основе стабилизации взаимных расчётов и системы расчётно-платёжных отношений. Это индексация оборотных средств и чёткое определение источников их формирования.
Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру её себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель выручки от реализации становится одним из важнейших показателей деятельности хозяйствующих субъектов. Данный показатель создаёт заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объёма выпускаемой продукции, сколько в увеличении объёма реализованной продукции (с учётом снижения остатков нереализованной продукции).
20. Транспортная логистика: понятие, сущность значение в экономике транспорта.
Ведущая роль транспортировки в логистике поясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общей сумме логистических расходов, а и тем, что без транспортировки невозможно само существование материального потока.
Транспортировку можно определить как ключевую комплексную активность, связанную с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции определенным транспортным средством в логистической цепи, и которая складывается, в свою очередь, из комплексных и элементарных активностей, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование и т.п.
Роль транспортировки настолько велика, что круг вопросов, которые касаются этой ключевой комплексной логистической активности, выделен в предмет изучения специальной дисциплины – транспортной логистики.
Транспорт в системе логистики играет двоякую роль:– во-первых, он присутствует как составляющая часть или компонент в основных функциональных областях логистики (закупочной, производственной, распределительной);– во-вторых, транспорт является одной из отраслей экономики, в которой также развивается предпринимательская деятельность: транспорт предлагает на рынке товаров и услуг свою продукцию – транспортные услуги, за которые получает доходы и имеет прибыль.
Будучи отраслью материального производства, транспорт имеет свою продукцию – это сам процесс перемещения, которая характеризуется рядом существенных отличий:– отсутствие вещественной формы, но в то же время материальность по своему характеру, так как в процессе перемещения расходуются материальные средства: происходит износ движимого состава и средств обслуживания, используется труд работников транспортной сферы и т.д.;– невозможность хранения и накопления, поэтому транспорт может иметь только некоторый резерв своей пропускной и проводящей способности для удовлетворения потребностей в транспортных услугах;– воплощение в дополнительных транспортных расходах, которые связаны с перемещением материального потока, поэтому транспорт необходимо использовать так, чтобы транспортные расходы были наименьшими при прочих равных условиях;– привязка к определенному месту, району, региону (например, к месту, где расположены пути сообщения и есть соответствующие транспортные предприятия).
Указанные особенности накладывают свой отпечаток на устройство и функционирование системы транспортной логистики.
По назначению выделяют две основные группы транспорта:
1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. 2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, которые принадлежат нетранспортным предприятиям, является, как правило, составляющей частью каких-нибудь производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется вместе с решением задач производства, закупок и распределения.
25. Система показателей состояния и движения основных средств: коэффициенты выбытия, обновления, прироста, износа, годности.
Для характеристики использования основных средств применяются показатели, характеризующие:- эффективность использования основных средств;- движение основных средств и уровень их технического состояния;- степень использования мощности основных средств.
Для выяснения эффективности использования основных средств применяется ряд показателей.
Фондоотдача:
ФО = ВП : ОПФ с.г,
где ВП - объем производственной (валовой) продукции в принятых единицах измерения;
ОПФсг - среднегодовая стоимость основных фондов.
Показатель, обратный фондоотдаче, - фондоемкость:
ФЕ = ОПФс.г. : ВП или ФЕ=1 : ФО.
Эффективность использования основных производственных фондов характеризуется рентабельностью производства:
Рпр = Пб /(ОПФс.г. + ОбСн) ∙100
где Пб - балансовая прибыль;
ОбСн - нормируемые оборотные средства.
Для выяснения движения основных средств и уровня их технического со-вершенствования рассчитывается ряд показателей.
Коэффициент обновления:
Кобн = ОФнов : ОФк.г
где ОФнов - стоимость вновь введенных основных фондов;
ОФкг-стоимость основных фондов на конец года.
Коэффициент ввода
Квв = ОФвв : ОФКГ,
где ОФва - стоимость основных фондов, введенных в эксплуатацию.
Коэффициент выбытия
Квыб = ОФвы6 : Офн.г.
где ОФвыб - стоимость основных фондов, выбывших за год;
ОФнг - стоимость основных фондов на начало года.
Коэффициент износа
Ки = И : ОФнг;
Коэффициент годности
КГ = (ОФн.г.-И) : ОФн.г.
Для выяснения степени использования мощности основных средств рассчитываются нижеследующие показатели:
Коэффициент интенсивной загрузки основных производственных средств
КИН = (ВПф : ВППП) ∙100,
где ВПф - фактический выпуск продукции;
ВППЛ - плановый выпуск продукции.
30. Методы определения необходимого размера оборотных средств.
Под нормированием оборотных средств понимается процесс определения минимальной, но достаточной (для нормального протекания производственного процесса) величины оборотных средств в организации.Нормируются следующие элементы оборотных средств:1. Производственные запасы 2. Незавершенное производство 3. Расходы будущих периодов 4. Готовая продукция на складе
Норма оборотных средств — относительная величина, соответствующая минимальному запасу товарно-материальных ценностей.
Норматив оборотных средств — минимально необходимая сумма денежных средств, обеспечивающая хозяйственную деятельность организации.
Если нормы оборотных средств могут быть установлены на относительно длительный период времени, то норматив рассчитывается на конкретный период (год, квартал, месяц.).
Нормирование оборотных средств включает: 1. Определение норм запаса оборотных средств в днях. 2. Определение нормативов всех оборотных средств в денежном выражении.
Общий норматив оборотных средств, или совокупная потребность в оборотных средствах организации рассчитывается по отдельным элементам:
Нобш = Нпз + Ннп +Нбр + Нгп, где Нпз — норматив производственных запасов; Ннп — норматив незавершенного производства; Нбр – будущих расходов. Нгп — норматив готовой продукции;
Норматив производственных запасов (Нпз) состоит из текущего, страхового, транспортного и технологического запаса:
1) Текущий запас предназначен для обеспечения производственного процесса мат. ресурсами между двумя поставками: ТЗ=Тн*Рсут, где Тн - норма запаса в сутках; Рсут -среднесуточное потребление материалов.
1) Страховой запас может рассчитываться двумя способами: 1-ый по среднему отклонению фактических сроков от плановых или 2-ой по времени, необходимому для срочного оформления заказа и доставки материальных ресурсов от поставщика к потребителю; СЗ=Рсут (Иф-Ипл) *0,5, где Иф - фактическое время поставки; Ипл - плановое время поставки; 0,5— укрупненная оценка (в размере 50%).
2) Транспортный запас создается в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота: ТрЗ= Рсут * (Иф-Ипл) *0,5.
3) Технологический запас создается, когда поставленные материальные ресурсы не полностью отвечают требованиям технологического процесса и до запуска в производство должны пройти соответствующую обработку: ТехЗ= (ТЗ+СЗ+ТрЗ) * Ктех, где Ктех -коэффициент технологичности материала, который устанавливается в процентах комиссией из представителей поставщиков и потребителей.
Объем поставки материала (Нпз) равен сумме четырех запасов и определяется по формуле: Нпз=ТЗ+СЗ+ТрЗ+ТехЗ
Объем поставки материала в стоимостном выражении (Нпз ст): Нпз ст=Цм*Нпз, где Цм – цена приобретения материала в ден.ед.
Общий норматив производственных запасов определяется по формуле:
Нпз общ=∑3j, где 3j – это производственный запас по отдельному виду материалов.
Норматив оборотных средств по незавершенному производству (Ннп):
Ннп=Вд*Тп*Кз,
35. Показатели наличия и использования персонала.
Списочная численность - это количество работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. В списочный состав включаются все принятые на постоянную, сезонную или временную работу со дня зачисления на работу. Причем, в списочном составе учитываются как фактически работающие, так и временно не работающие. Но в данный состав не включаются работники, привлеченные для работ по трудовому соглашению и направленные предприятием на учебу с отрывом от производства.
Списочная численностьработников в среднем за отчетный месяц (среднемесячная численность) исчисляется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день отчетного месяца, включая государственные праздники, праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного месяца.
Чсп =Чяв * Ксп,
где Чсп - численность списочная, чел.; Чяв - численность явочная, чел.; Ксп - коэффициент приведения явочной численности к списочной, он определяется путем деления номинального количества дней работы предприятия на фактическое число рабочих дней по балансу рабочего времени.
Явочная численность включает лишь работников, явившихся на работу. Явочный состав - это фактически явившиеся на работу на каждую конкретную дату и работающие при установленном режиме работы предприятия.
Чяв = Р*П / Н,
Где Р – число рабочих мест, П – время работы предприятия за данный период, Н – норма работы одного работника за период времени(день, час).
Среднесписочная численность работников за месяц определяется как частное от деления суммы всех списочных данных за каждый день на календарное число дней в месяце. При этом в выходные и праздничные дни показывается списочная численность работников за предыдущую дату. Среднесписочная численность работников за месяц (Чсс) определяется по следующей формуле:
Чсс = Чсм /Т,
где Чсм - численность работников за все дни работы предприятия за анализируемый период (квартал, год); Т – период (количество дней).
Среднегодовая численность рассчитывается путем суммирования среднемесячной численности за все месяцы работы с начала и до конца года и делится на 12.
1.Коэффициент оборота по приему (Коп) рассчитывается по следующей формуле:
Коп = Чп / Чсс ,
где Чп - численность всех принятых работников за данный период.
2.Коэффициент оборота по выбытию (Ков) определяется по следующей формуле:Ков = Чв / Чсс
где Чв - численность выбывших работников за данный период.
3.Коэффициент текучести кадров (Кт) рассчитывается по следующей формуле:Кт = Чвн /Чсс
где Чвн - численность работников, выбывших с предприятия по неуважительным причинам (по инициативе работника, из-за прогулов и др.).
4.Коэффициент соотношения принятых работников к выбывшим (Кс) определяется по следующей формуле:Кс = Чп / Чв
40. Планирование средств на оплату труда.
Фонд заработной платы представляет собой сумму денежных выплат по тарифным ставкам, сдельным расцепкам, окладам, премиальным положениям (без поощрительных выплат из прибыли) со всеми видами доплат и надбавок. Уровень фонда заработной платы в значительной мере определяет доходы работников предприятия, издержки производства, цены, отчисления на социальные нужды. Различают плановый и фактический фонд заработной платы. Плановый фонд заработной платы включает только те выплаты, которые соответствуют нормальной организации производства и труда (рис). Фактический фонд заработной платы содержит оплату вынужденных целодневных простоёв, доплат за отклонение от предусмотренных технологий условий труда, сверхурочные часы, внутрисменные перерывы в работе; оплату брака не по вине рабочего.
Планированию фонда заработной платы предшествует глубокий анализ структуры и динамики фактического фонда заработной платы персонала за предыдущий период.
Существуют четыре основных способа планирования фонда заработной платы работников предприятия:- нормативный - по уровню заработной платы;- нормативный - по приросту заработной платы;- нормативный - по средней заработной плате;- уточненный - по основной и дополнительной заработной плате.
Поскольку в рыночной экономике объем продаж на предстоящий год точно запланировать весьма сложно, так как он зависит от конъюнктуры рынка, плановые экономические показатели имеют определенную степень приближения. Нормативный - это укрупненный метод планирования, который позволяет определить с достаточной степенью точности плановый фонд заработной платы (ФЗПп) персонала предприятия.
Плановый фонд заработной платы персонала на следующий год можно рассчитать исходя из уровня заработной платы в выручке от реализации отчетного года:ФЗП = Плановый объем продаж х Норматив уровня заработной платы базового года.
Второй нормативный метод планирования заработной платы предприятия - по приросту фонда оплаты труда с учетом индекса прироста объема продаж.
ФЗПп = ФЗПб х (1 + Норматив прироста заработной ∙ Индекс прироста объема продаж),где ФЗПб - фонд заработной платы в базовом периоде.
К нормативным методам планирования фонда оплаты труда предприятия относятся расчеты по средней заработной плате. Самый простой способ - это умножение среднегодовой заработной платы на плановую численность персонала. Однако в условиях инфляции средняя заработная плата прошлого месяца может значительно отличаться от аналогичного показателя за текущий месяц. Поэтому среднемесячную заработную плату прошлого месяца с учетом прогноза инфляции можно использовать для планирования фонда заработной платы. Этот метод расчета будет еще более точным, если учесть планируемые темпы прироста производительности труда и такой корректирующий коэффициент, как соотношение прироста заработной платы и прироста производительности труда.
ФЗПп = Среднегодовая заработная плата персонала ∙ Численность работающих ∙ Кс ∙ Ки
где Ки - коэффициент инфляции.
Уточненный метод планирования фонда заработной платы применяется при наличии годового портфеля заказов и состоит в следующем:
1 Определяется тарифная заработная плата:
- для сдельщиков - по расцепкам на плановый объем производства;
- для повременщиков - по часовым тарифным ставкам и месячным окладам.
2 Рассчитывается основная заработная плата путем добавления к тарифной заработной плате премиальных выплат по действующим премиальным положёниям.
3 Устанавливается часовой, месячный и годовой фонд заработной платы исходя из доплат, предусмотренных в коллективном договоре и трудовом законодательстве:
- доплаты до часового фонда за отработанное время и выполнение дополнительных обязанностей или условий: обучение учеников, за руководство бригадой, за ночные часы работы, за работу в праздничные дни и др.;
- доплаты до месячного фонда заработной платы - за сокращенный рабочий день кормящим матерям и подросткам;
- доплаты до годового фонда заработной платы - за плановые невыходы на работу (очередные и учебные отпуска, выполнение государственных обязанностей и др.).
ФЗПП = Тарифная заработная плата + Премии + доплаты.
Кроме фонда заработной платы, включаемого в себестоимость продукции, на предприятии могут производиться премиальные выплаты из прибыли (если это предусмотрено уставом предприятия). В таком случае при планировании прибыли создается специальный фонд (фонд потребления или фонд материального поощрения), составляется смета его использования и рассчитывается годовая сумма премирования персонала.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты