1. Дать понятие и общую характеристику социального права.
2. Охарактеризовать предмет социального права.
3. Охарактеризовать метод социального права.
4. Охарактеризовать источники социального права.
5. Охарактеризовать субъекты социального права.
6. Дать понятие стажа работы, классифицировать его виды.
7. Охарактеризовать порядок исчисления трудового стажа для начисления пенсий.
8. Классифицировать периоды, включаемые в стаж работы.
9. Проанализировать порядок подтверждения стажа работы.
10. Дать понятие пенсии по возрасту и определить ее размеры.
11. Определить круг лиц в пенсионном обеспечении по возрасту и охарактеризовать условия, дающие право на пенсию по возрасту.
12. Определить льготные основания назначения пенсии по возрасту в зависимости от состояния здоровья.
13. Определить льготные основания назначения пенсии по возрасту в зависимости от семейного положения.
14. Дать понятие профессиональных пенсий и определить круг лиц, имеющих право на профессиональные пенсии.
15. Определить виды профессиональных пенсий и охарактеризовать порядок их выплаты.
16. Дать понятие пенсии за выслугу лет и охарактеризовать круг лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет.
17. Дать понятие пенсии по инвалидности и охарактеризовать условия назначения пенсии по инвалидности.
18. Охарактеризовать размеры пенсий по инвалидности и надбавки к ним.
19. Дать понятие пенсии по случаю потери кормильца и определить ее размеры.
20. Определить круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца.
21. Определить круг лиц, имеющих право на пенсию за особые заслуги перед республикой.
22. Дать понятие социальной пенсии. Определить круг лиц, имеющих право на социальные пенсии, определить их размеры.
23. Проанализировать порядок исчисления пенсий.
24. Проанализировать порядок выплаты пенсий.
25. Дать понятие пособий, классифицировать их виды.
26. Охарактеризовать пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
27. Охарактеризовать государственные пособия семьям, воспитывающим детей.
28. Проанализировать порядок назначения и выплаты пособия по безработице.
29. Проанализировать порядок выплаты пособия на погребение и возмещение расходов на погребение.
30. Дать понятие государственных социальных льгот, прав и гарантий.
31. Определить круг лиц, имеющих право на социальные льготы.
32. Проанализировать порядок предоставления социальных льгот.
33. Проанализировать право на государственную поддержку населения.
34. Охарактеризовать государственную адресную социальную помощь, определить порядок ее назначения и выплаты.
35. Проанализировать понятие и принципы социального обслуживания.
36. Охарактеризовать виды социального обслуживания.
37. Проанализировать социальное обслуживание пожилых граждан.
38. Проанализировать социальную реабилитацию инвалидов.
39. Дать понятие, определить предмет, метод и классифицировать источники медицинского права.
40. Охарактеризовать субъекты и объекты медицинского права.
41. Проанализировать организацию медицинской помощи.
42. Охарактеризовать виды, формы и условия оказания медицинской помощи.
43. Проанализировать методы оказания медицинской помощи.
44. Проанализировать основные принципы государственной политики в области здравоохранения.
45. Охарактеризовать обязанности государства в обеспечении деятельности организаций здравоохранения.
46. Проанализировать обеспечение прав граждан на доступное медицинское обслуживание.
47. Охарактеризовать права и обязанности пациентов.
48. Проанализировать согласие на оказание медицинской помощи.
49. Проанализировать порядок предоставления информации о состоянии здоровья пациента. Врачебная тайна.
50. Охарактеризовать порядок защиты нарушенных прав пациентов.
51. Охарактеризовать права медицинских работников.
52. Охарактеризовать обязанности медицинских работников при оказании медицинской помощи.
53. Охарактеризовать особенности оказания медицинской помощи, имеющим заболевания, предоставляющие опасность для здоровья населения, вирус иммунодефицита человека.
54. Дать понятие юридической ответственности в здравоохранении. Определить признаки и состав правонарушения.
55. Охарактеризовать виды юридической ответственности медицинских работ-ников.
56. Проанализировать обязанность содействия медицинским работникам.
57. Проанализировать меры по охране здоровья населения.
58. Охарактеризовать права и обязанности граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
59. Проанализировать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
60. Проанализировать государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Охарактеризовать предмет социального права.
Предметом права социального обеспечения являются общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о социальном обеспечении. Когда речь идет о предмете правового регулирования права социального обеспечения, ставится вопрос: какие общественные отношения урегулированы данной отраслью права? Отвечая на него, следует обозначить следующие виды анализируемых отношений:
пенсионные отношения.
4. Охарактеризовать источники социального права.
Социальное обеспечение – явление не уникальное, оно в какой-то форме существует в большинстве государств. В некоторых, экономически развитых, с высоким уровнем жизни, социальные программы предлагают весьма благополучное существование. В других социальная поддержка помогает не умереть от голода в особенно трудных ситуациях.
Беларусь с момента получения независимости объявила себя социальным государством, что было закреплено в Конституции Республики:
В статье 21 декларировалось право каждого на достойный уровень жизни.
6. Дать понятие стажа работы, классифицировать его виды.
В настоящее время в праве социального обеспечения юридическое значение придается различным видам трудового стажа (общий трудовой стаж, специальный трудовой стаж, непрерывный трудовой стаж) и выслуге лет. Очевидно, что и в будущем для приобретения права на различные виды трудовых пенсий и пособий потребуются разные виды страхового стажа. В частности, чтобы иметь право на трудовую пенсию по возрасту в полном размере, будет необходим общий страховой стаж, на пособие по временной нетрудоспособности — непрерывный трудовой стаж, на льготную пенсию и пенсию за выслугу лет — профессиональный страховой стаж и т.п.
8. Классифицировать периоды, включаемые в стаж работы.
Трудовой стаж – это период времени официального трудоустройства, или занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью, когда производились отчисления в фонд соцзащиты.
Именно трудовой стаж - основной критерий при начислении пенсии в Беларуси. Также на выплаты влияет общий и специальный (профессиональный) стаж.
10. Дать понятие пенсии по возрасту и определить ее размеры.
Пенсии по возрасту — это ежемесячные денежные выплаты алиментарного характера из Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, выплачиваемые гражданам при достижении ими пенсионного возраста, при наличии определенной продолжительности трудового стажа, в размерах, зависящих от прошлого заработка.
Рассмотрим каждый из признаков, раскрывающих понятие пенсии по возрасту.
Выплата ежемесячная и денежная — все виды пенсий в Республике Беларусь выплачиваются гражданам каждый месяц по месту жительства.
12. Определить льготные основания назначения пенсии по возрасту в зависимости от состояния здоровья.
Право на пенсии на льготных условиях имеют:
а) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, — по Списку производств и профессий, утвержденному в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь, по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;
б) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, — по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.
14. Дать понятие профессиональных пенсий и определить круг лиц, имеющих право на профессиональные пенсии.
Досрочная профессиональная пенсия назначается отдельным категориям работников, не имеющим права на трудовую пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или трудовую пенсию за выслугу лет.
Право на досрочную профессиональную пенсию определяется в соответствии со статьей 11 Закона.
Право на досрочную профессиональную пенсию наступает при наличии не менее половины требуемой продолжительности профессионального стажа (формируемого начиная с 1 января 2009 года) и достижении соответствующего возраста.
16. Дать понятие пенсии за выслугу лет и охарактеризовать круг лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет.
Право на пенсию за выслугу лет предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 года указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет (статьи 47-492 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) и статья 54 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»).
18. Охарактеризовать размеры пенсий по инвалидности и надбавки к ним.
Размер пенсии по инвалидности в Беларуси
Начисление пенсий по инвалидности людям со стажем происходит исходя из среднемесячного заработка:
1 группа – 75%;
2 группа – 65%;
3 группа – 40%.
20. Определить круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца.
Обязательным условием для получения пенсии по потере кормильца в Республике Беларусь является нетрудоспособность получателя.
Для каждого члена семьи умершего пенсия назначается на период его нетрудоспособности.
Согласно Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», ст.35, основанием для назначения пенсию по случаю потери кормильца является факт смерти лица, на иждивении которого находились будущие получатели этой пенсии.
22. Дать понятие социальной пенсии. Определить круг лиц, имеющих право на социальные пенсии, определить их размеры.
Социальная пенсия назначается, среди прочих категорий граждан, мужчинам по достижении 65 лет, женщинам – 60 лет в том случае, если отказано в назначении трудовой пенсии по возрасту из-за недостаточной продолжительности страхового стажа. Размер социальной пенсии составляет 50% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, и это 129,06 руб. Но в 2021 году социальные пенсии будут исчисляться иначе.
24. Проанализировать порядок выплаты пенсий.
Выплата трудовых пенсий, назначенных в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Пенсии выплачиваются районными (городскими) управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите по месту фактического жительства пенсионера.
Действующим пенсионным законодательством предусмотрено частичное ограничение выплаты пенсий в период работы, в том числе по гражданско-правовому договору, предметом которого является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, или занятия предпринимательской деятельностью, за исключением работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства.
26. Охарактеризовать пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Случаи временной нетрудоспособности.
Пособие по временной нетрудоспособности (далее – пособие) назначается в случаях:
утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой в быту, проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий;
ухода за больным членом семьи (в том числе за больным ребенком в возрасте до 14 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет).
28. Проанализировать порядок назначения и выплаты пособия по безработице.
После подачи документов на оформление положения безработного уже через десять дней (или раньше) орган по труду, занятости и соцзащите должен утвердить выделение пособия по безработице. Впрочем, в назначении пособия можно получить отрицательный ответ в перечисленных прецедентах.
30. Дать понятие государственных социальных льгот, прав и гарантий.
Государственные социальные льготы, права и гарантии (далее – социальные льготы) – это предусмотренные законодательством преимущества, полное или частичное освобождение от исполнения установленных обязанностей либо облегчение условий их исполнения в связи с особым социально-правовым статусом гражданина или особенностями его профессиональной деятельности.
32. Проанализировать порядок предоставления социальных льгот.
Под льготами понимают преимущества, дополнительные права, предоставляемые отдельным категориям граждан. Льготы имеют место там, где нет условий для равного удовлетворения жизненно важных потребностей. В этом случае льготы могут компенсировать это, выполняя, таким образом, важную социальную функцию, так как создают всем гражданам равные условия для индивидуального развития, реализации ими конституционных прав. Льготы регулируют не самостоятельное общественное отношение и даже не часть его, а являются лишь возможным элементом этого отношения, связанного с видом обеспечения применительно к различным категориям субъектов339.
34. Охарактеризовать государственную адресную социальную помощь, определить порядок ее назначения и выплаты.
Государственная адресная социальная помощь предоставляется согласно следующим правовым нормативным актам:
Государственная адресная социальная помощь населению предоставляется в виде:
ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
36. Охарактеризовать виды социального обслуживания.
Формы социального обслуживания
Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:
• стационарное социальное обслуживание - оказание социальных услуг в условиях
постоянного или временного круглосуточного пребывания (проживания) в организациях,
оказывающих социальные услуги;
• полустационарное социальное обслуживание - оказание социальных услуг в условиях
постоянного или временного пребывания в организациях, оказывающих социальные услуги, в
течение определенного времени суток.
38. Проанализировать социальную реабилитацию инвалидов.
Следует учесть, что реабилитационный процесс, как правило, состоит из трех этапов.
1-й этап - восстановительное лечение в стационаре.
2-й этап- реадаптация, т.е. приспособление больного к условиям существования на том или ином уровне в соответствии со степенью восстановления и компенсации функции, и 3-й - возвращение к обычной деятельности
40. Охарактеризовать субъекты и объекты медицинского права.
Субъекты (стороны) правоотношения - это участники конкретного правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями.
Многочисленные и разнообразные по своему составу субъекты могут быть разделены на индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным субъектам относятся, в первую очередь, физические лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды).
42. Охарактеризовать виды, формы и условия оказания медицинской помощи.
Пациентам оказываются следующие виды медицинской помощи:
первичная медицинская помощь;
специализированная медицинская помощь;
высокотехнологичная медицинская помощь;
медико-социальная помощь;
паллиативная медицинская помощь.
44. Проанализировать основные принципы государственной политики в области здравоохранения.
Статья 3 Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года №2435-XII о Здравоохранении (В редакции Законов Республики … 10.07.2012 г. №426-З)
Основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются:
– создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;
– обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;
– приоритетность мер профилактической направленности.
46. Проанализировать обеспечение прав граждан на доступное медицинское обслуживание.
Охрана здоровья народа является важнейшей задачей государства, одним из направлений, определяющих его социальную политику. На сегодняшний день нет ни одной страны, где бы эта проблема не являлась острой. Даже в самых благополучных, экономически устойчивых государствах вынуждены решать множество вопросов, связанных с оптимизацией медицинской помощи населению. В Республике Беларусь сохранена государственная бюджетная система здравоохранения, которая, несмотря на определенные недостатки, позволяет обеспечивать все население республики доступной квалифицированной медицинской помощью.
48. Проанализировать согласие на оказание медицинской помощи.
Необходимым условием оказания медицинской помощи пациенту является наличие предварительного согласия совершеннолетнего пациента, если иное не предусмотрено настоящей статьей, или лиц, указанных в части второй статьи 18 настоящего Закона, ознакомленных с целью медицинского вмешательства, прогнозируемыми результатами и возможными рисками.
Согласие на простое медицинское вмешательство дается устно пациентом или лицами, указанными в части второй статьи 18 настоящего Закона. Отметка о согласии на простое медицинское вмешательство делается медицинским работником в медицинских документах.
50. Охарактеризовать порядок защиты нарушенных прав пациентов.
Порядок защиты прав пациента
1) Досудебный (претензионный).
2) Судебный (исковым).
1). Досудебный (претензионный). Претензионная форма досудебного обращения к медицинскому учреждению не обязательна, но и не запрещается законом.
52. Охарактеризовать обязанности медицинских работников при оказании медицинской помощи.
Медицинские работники при оказании медицинской помощи пациенту обязаны в порядке, установленном законодательством о здравоохранении, создавать условия для осуществления пациентом прав, предусмотренных настоящим Законом и иными актами законодательства, в том числе:
обеспечивать пациента необходимой медицинской помощью;
хранить врачебную тайну.
54. Дать понятие юридической ответственности в здравоохранении. Определить признаки и состав правонарушения.
В настоящее время ответственность медицинских работников является одной из острых проблем. С каждым годом растет число уголовных и гражданских процессов, участниками которых являются врачи. Вместе с тем при рассмотрении «врачебных дел» у судей нередко возникают затруднения для правильной оценки действий медицинских работников, так как следует учитывать особенности медицинской практики, степень развития медицинской науки и другие факторы. Кроме того, большинство врачей слабо знакомы с основами юридической ответственности, знание которых позволило бы им предотвращать многие правонарушения.
56. Проанализировать обязанность содействия медицинским работникам.
Физические и юридические лица обязаны содействовать медицинским работникам при оказании медицинской помощи.
При угрозе жизни человека медицинские работники имеют право использовать любой вид транспорта, имеющийся в данной обстановке, для проезда к месту его нахождения либо для транспортировки (эвакуации) его в ближайшую организацию здравоохранения. В случае отказа выполнить законное требование медицинского работника о предоставлении транспорта должностное лицо или владелец транспортного средства несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.
58. Охарактеризовать права и обязанности граждан Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Граждане Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеют право на:
благоприятную среду обитания;
предупреждение причинения вреда их жизни и здоровью;
возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, а также убытков, причиненных их имуществу в результате нарушения организациями и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
60. Проанализировать государственное регулирование в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также международно-правовыми актами, составляющими нормативную правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, и (или) международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза, включая технические регламенты Таможенного союза, Евразийского экономического союза, содержащие санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования и процедуры.