1. Понятие административно-деликтного права. Место административно-деликтного права в системе белорусского права.
2. Предмет и источники административно-деликтного права.
3. Понятие и признаки административного правонарушения.
4. Состав административного правонарушения, его элементы.
5. Виды составов административных правонарушений.
6. Объект административного правонарушения. Виды объектов административных правонарушений.
7. Признаки, характеризующие объективную сторону административного правонарушения.
8. Понятие субъекта административного правонарушения. Виды субъектов административных правонарушений.
9. Субъективная сторона административного правонарушения.
10. Оконченное административное правонарушение.
11. Длящееся административное правонарушение.
12. Соучастие в административном правонарушении.
13. Понятие и виды обстоятельств, исключающих признания деяния административным правонарушением.
14. Понятие и виды административно-правового принуждения как средства борьбы с совершением административных правонарушений.
15. Понятие административной ответственности. Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности.
16. Общие правила наложения административного взыскания.
17. Понятие освобождения от административной ответственности и административного взыскания. Виды оснований освобождения от административной ответственности.
18. Понятие и виды административных правонарушений против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина, их общая характеристика.
19. Общая характеристика и виды правонарушений против собственности.
20. Общая характеристика и виды правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности.
21. Общая характеристика и виды правонарушений в области предпринимательской деятельности.
22. Общая характеристика и виды правонарушений против установленного порядка налогообложения.
23. Общая характеристика и виды административных правонарушений в области экологической безопасности.
24. Общая характеристика и виды административных правонарушений в области окружающей среды.
25. Общая характеристика и виды административных правонарушений в области порядка природопользования.
26. Административные таможенные правонарушения: общая характеристика и виды.
27. Общая характеристика и виды правонарушений против здоровья населения.
28. Понятие, общая характеристика и виды правонарушений против общественного порядка и нравственности.
29. Общая характеристика административных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта.
30. Административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов: общая характеристика и их виды.
31. Административные правонарушения против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства: общая характеристика и их виды.
32. Административные правонарушения против порядка управления: общая характеристика и их виды.
33. Административные правонарушения против правосудия: общая характеристика и их виды.
34. Административные правонарушения против деятельности органов уголовной и административной юрисдикции: общая характеристика и их виды.
1. Понятие административно-деликтного права. Место административно-деликтного права в системе белорусского права.
Административно-деликтное право – это отрасль права, совокупность правовых норм, установленных законодательной властью, регулирующих общественные отношения, составляющие ее предмет, определяющих, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляющих основания условия административной ответственности, устанавливающих взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административное правонарушение, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с КоАП.
АДП отличается от АП прежде всего по предмету правового регулирования. Он лежит в основе отличия и от других отраслей права. Бесспорна его взаимосвязь с другими отраслями права: конституционным, трудовым, финансовым, экологическим и др. Например, нормы главы 9 КоАП направлены на защиту здоровья, чести, достоинства человека.
КП. КП провозглашает основные права и свободы человека (право на жизнь, достоинство), а АДП охраняет их.
АП. АДП охраняет управленческие отношения, которые складываются, прежде всего, за пределами служебных отношений и не представляют общественной опасности. Исключением является охрана отношений, возникающих из служебной (трудовой) деятельности. Это говорит о том, что по общему правилу АДП предназначено для охраны внеслужебных отношений. Для охраны служебных отношений существует дисциплинарная и материальная ответственность. В тех случаях, когда мер дисциплинарной ответственности недостаточно, АД устанавливает возможность применить меры административной ответственности.
5. Виды составов административных правонарушений.
Материальными считаются составы, в которых объективная сторона включает деяние и его последствия. Например, такими являются составы умышленного причинения телесного повреждения (ст. 9.1) и др.
Нематериальными считаются составы правонарушений, объективная сторона которых включает сам факт совершения деяния вне зависимости от дальнейших последствий, которые могут быть вызваны этим деянием. Фактическое наступление последствий не является обязательным признаком состава и может влиять лишь на размер взыскания, применяемого к виновному лицу. Например, незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства (ст. 11.1), нарушение порядка ведения кассовых операций (ст. 11.7) и др.
По виду субъекта правонарушения составы можно разделить на общие, специальные и смешанные. К общим относятся те, субъектом которых являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Например, безбилетный проезд (ст. 18.30), неоплаченный провоз багажа (ст. 18.31), купание в запрещенных местах (ст. 23.63).
Специальные составы требуют присутствия специального или отдельного субъекта правонарушения. Немалую группу специальных составов представляют должностные правонарушения, т.е. такие, которые могут быть совершены только должностными лицами. Например, невыполнение должностными лицами банков обязанностей по контролю за соблюдением юридическими лицами порядка ведения кассовых операций, а также бесконтрольная выдача клиентам наличных денег (ст. 11.29)и др.
К смешанным составам относятся такие, которые допускают разные виды субъектов: физические и юридические лица, предприниматели. Например, нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами возможно гражданином, должностным лицом, индивидуальным предпринимателем.
Составы правонарушений можно делить на виды и по мотиву поведения: корыстные и некорыстные.
Корыстные связаны с извлечением определенной (материальной) выгоды.
Некорыстные составы правонарушений по мотиву совершения деяний не связаны с извлечением выгоды. Таких составов большинство.
По способу отражения (описания) в законе признаков состава они делятся на простые (однозначные) и альтернативные.
Простой состав правонарушения содержит четкое указание на конкретное деяние. Альтернативный состав правонарушения описывает не одно деяние, а два и более варианта, и наличие хотя бы одного из них образует объективную сторону правонарушения. Правонарушением будет считаться совершение одного, нескольких или всех названных в диспозиции деяний.
10. Оконченное административное правонарушение.
Согласно ст. 2.1 КоАП РБ административное правонарушение - это противоправное виновное, а так же характеризующееся иными признаками предусмотренными КоАП деяние (действие или бездействие), за которое установления административная ответственность.
Момент окончания административного правонарушения зависит от конструкции объективной стороны правонарушения:
Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП административное правонарушение не связанное с наступления последствий признается оконченным с момента совершения деяния (ст. 17.1 КоАП - мелкое хулиганство)
Согласно ч.2 ст.2.3 КоАП административное правонарушение, связанное с наступлением последствий, указанных в статьях Особенной части КоАП, признается оконченным с момента фактического наступления этих последствий (ст. 10.5 КоАП – мелкое хищение).
Согласно ст. 2.3 КоАП РБ покушение на административное правонарушение - это умышленное действие физического лица, непосредственно направленное на совершение административного правонарушения, если при этом оно не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.
Административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП.
15. Понятие административной ответственности. Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности.
Под административной ответственностью понимается такая разновидность юр. ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, гражданско-правовой и материальной), которая выражается в применении полномочий органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) лицам, совершившим административное правонарушение.
Отличие административной ответственности от иных видов юр. ответственности.
1) Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую базу - КоАП, ПИКоАП:
- уголовная - УК, УПК
- гражданско-правовая - ГК, ГПК;
- дисциплинарная – ТК.
2) Основанием административной ответственности является административное правонарушение:
Уголовной – преступление;
Дисциплинарной – дисциплинарный проступок;
Материальной – материальный ущерб или гражданско-правовой деликт.
3) За совершение административного правонарушения применяется особый вид взыскания – административное взыскание:
За преступление – уголовное наказание;
За дисциплинарное – дисциплинарное взыскание
За материальное – имущественные санкции.
4) Административное взыскание применяется широким кругом уполномоченных на то органов и должностных лиц:
Уголовное наказание – только судом;
Дисциплинарное – органом, должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью
Меры материальной ответственности – судами общей компетенции и хозяйственными судами, в отдельных случаях – в административном порядке.
5) Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы (за исключением увольнения в отношении отдельных категорий работников, прямо указанных в законодательстве).
20. Общая характеристика и виды правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности.
К административным правонарушениям в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности в соответствии с главой 11 КоАП относятся: Ст. 11.1. Незаконное принятие иностранной валюты в качестве платежного средства Ст. 11.2. Нарушение установленного порядка осуществления валютных операций Ст. 11.3. Нарушение законодательства об обязательной продаже иностранной валюты Ст. 11.4. Hарушение порядка деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями Ст. 11.5. Нарушение порядка открытия счетов за пределами РБ Ст. 11.6. Невозвращение из-за границы валюты Ст. 11.7. Нарушение порядка ведения кассовых операций Ст. 11.8. Осуществление банком инвестиций в уставный фонд без согласования с Hац. банком РБ Ст. 11.9. Нарушение установленного порядка эмиссии и размещения ценных бумаг Ст. 11.10. Нарушение установленного порядка обращения ценных бумаг и осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Ст. 11.11. Нарушение установленного порядка осуществления депозитарной деятельности Ст. 11.16. Нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг). Ст. 11.17. Нарушение порядка предоставления, привлечения и использования заемных средств Ст. 11.18. Уклонение от погашения кредиторской задолженности Ст. 11.19. Нарушение срока постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов.
Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельностью. С объективной стороны правонарушения данной группы совершаются путем действия (ст. 11.1) либо бездействия (ст. 11.6).
Ряд правонарушений рассматриваемой группы относится к правонарушениям с формальным составом (ст. 11.1, 11.2), часть – с материальным составом (ст. 11.8). В одних составах в качестве обязательного признака названо место совершения правонарушения (ст. 11.6 и др.), в других – совершение противоправных действий повторно в течение одного года после наложения административного взыскания (ст. 11.1).
Субъекты основного массива административных правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности - лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые, ИП, юр. лица. При совершении правонарушений, предусмотренных ст. 11.26 «Незаконное использование деловой репутации конкурента» и ст. 11.33 «Подделка проездных документов», административную ответственность несет также пособник со ссылкой на ст. 5.4 КоАП. В случаях повторности совершения деяний, предусмотренных ст. 11.5 «Незаконное открытие счетов за пределами РБ», ст. 11.24 «Нарушение антимонопольного законодательства», ст. 11.25 «Ограничение конкуренции».
25. Общая характеристика и виды административных правонарушений в области порядка природопользования.
Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - это противоправное, виновное действие или бездействие, нарушающее урегулированные нормами права общественные отношения и причиняющее вред государству, природопользователям и окружающей среде, здоровью человека, либо содержащее угрозу причинения такого вреда.
Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений, создающих благоприятные условия для экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования.
С объективной стороны часть правонарушений данной группы совершается путем действия (ст. 15.11, 15.27), отдельные – путем бездействия (ст. 15.46) или как действия, так и бездействия (ст. 15.1).
Большинство правонарушений рассматриваемой группы относится к правонарушениям с формальным составом, часть – с материальным составом (ч. 2 ст. 15.47). В одних составах в качестве обязательного признака названо время совершения правонарушения (ч. 2 ст. 15.26), в других – место совершения противоправных действий (ст. 15.22).
Субъекты административных таможенных правонарушений – лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые, индивидуальные предприниматели, должностные лица. Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 15.29 КоАП «Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках», ст. 15.45 КоАП «Жестокое обращение с животными» и ст. 15.58 КоАП «Разведение костров в запрещенных местах», являются граждане, достигшие 14-летнего возраста.
При совершении правонарушений, предусмотренных ст. 15.22 КоАП «Незаконное уничтожение, изъятие или повреждение деревьев и кустарников или иной растительности», ст. 15.35 КоАП «Нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, добычи других водных животных» и ст. 15.37 КоАП «Нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты», административную ответственность несет также пособник со ссылкой на ст. 5.4 КоАП.
В случаях совершения деяний, предусмотренных ст. 15.11 КоАП «Порча земель», ст. 15.20 КоАП «Нарушение правил охраны недр», ст. 15.51 КоАП «Загрязнение либо засорение вод», ст. 15.48 КоАП «Загрязнение атмосферы», ст. 15.30 КоАП «Загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности», ст. 15.4 КоАП «Нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами» и др., повторно в течение одного года после наложения мер административного взыскания наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 269, ч. 1 ст. 271, ч. 1 ст. 272, ч. 1 ст. 274, ч. 1 ст. 275, ч. 1 ст. 278, ч. 1 ст. 281, ч. 1 ст. 282 УК соответственно.
30. Административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов: общая характеристика и их виды.
ТЭР - важнейшие виды ресурсов, без которых немыслимо существование в соврем. мире. Они служат основными источниками энергии. К ним относятся: природные топливные ресурсы (уголь каменный и бурый, газ, нефть, торф топливный и др.). ;продукты переработки топлива (брикеты, кокс металлургический); горючие вторичные энергетические ресурсы (горючие газы плавильных печей).
РБ не обладает достаточным количеством ТЭР для полного собственного обеспечения экономики и соц. сферы. Поэтому важная задача, которую необходимо решать в настоящее время – обеспечение энерг. безопасности РБ.
К административным правонарушениям против порядка использования ТЭР в соответствии с главой 20 КоАП относятся: нерациональное использование ТЭР (ст. 20.1); нарушение правил, регламентирующих рациональное использование ТЭР (ст. 20.2); нарушение правил охраны электрических сетей (ст. 20.3) и др.
Родовым объектом рассматриваемых правонарушений является совокупность близких между собой общественных отношений в области использования ТЭР. С объективной стороны часть правонарушений данной группы совершается путем действия (ст. 20.4), отдельные – как путем действия, так и бездействия (ст. 20.13). Большинство правонарушений рассматриваемой группы относится к правонарушениям с формальным составом, часть – с материальным составом (ч. 2 ст. 20.3).
Субъекты правонарушений в области использования ТЭР – лица, достигшие 16-летнего возраста, вменяемые, индивидуальные предприниматели, юр. лица. Административные правонарушения против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства: общая характеристика и их виды.