Специальная психология
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Специальная психология»
по дисциплине: «Специальная психология»
2021
15.00 BYN
Специальная психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Специальная психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Поделиться
1 Предмет и задачи специальной психологии.
2 Нейропсихология (А. Р. Лурия).
3 Культурно-историческая теория развития психических функций Л. С. Выготского. Структура дефекта по Л. С. Выготскому.
4 Теория деятельности А. Н. Леонтьева и ее значение для специальной психологии.
5 Концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
6 Специальная психология в системе психологического и педагогического знания. Разделы специальной психологии.
7 Межпредметные связи специальной психологии.
8 Принципы специальной психологии.
9 Методы исследования в специальной психологии: наблюдение, клиническая беседа, интервью.
10 Методы исследования в специальной психологии: констатирующий и формирующий эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование.
11 Понятие о нормальном и отклоняющемся развитии. Подходы к пониманию нормы и патологии.
12 Эндогенные факторы отклоняющегося развития.
13 Экзогенные факторы отклоняющегося развития.
14 Опосредующие факторы и их виды.
15 Общие закономерности психического развития.
16 Модально-неспецифические закономерности психического развития детей с особенностями в психофизическом развитии.
17 Понятие о компенсаторных феноменах. Адаптационные и компенсаторные процессы.
18 Понятие коррекции. Понятия «реабилитация» и «абилитация», их социально-психологический контекст.
19 Современные подходы к классификации нарушений психофизического развития.
20 Понятие интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости). Классификация умственной отсталости.
21 Классификация олигофрении (по М. С. Певзнер).
22 Степени выраженности умственной отсталости.
23 Особенности личности и деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
24 Понятие задержанного психического развития (ЗПР). Структура дефекта при ЗПР (по Е. С.Слепович).
25 Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К. С. Лебединской).
26 Особенности личности и деятельности детей с ЗПР.
27 Особенности познавательных функций детей с ЗПР
28 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления.
29 Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха.
30 Психологическая характеристика детей с нарушениями зрения.
31 Классификации речевых нарушений. Психологическая характеристика детей с системными нарушениями речи.
32 Психологическая характеристика детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
33 Понятие «расстройства аутистического спектра» (РАС). Структура дефекта (по В. В. Лебединскому).
34 Психологическая характеристика детей с РАС. Проблемы дифференциальной диагностики при РАС.
35 Клинико-психологическая характеристика различных вариантов психопатий у детей.
36 Защитные механизмы и копинг-стратегии. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации.
37 Основные принципы диагностического обследования ребенка с особенностями психофизического развития.
38 Виды диагностики нарушений психофизического развития у детей: скрининговая (скрининг-диагностика), дифференциальная и углубленная диагностика.
39 Основные требования к созданию экспресс-диагностического набора методик.
40 Принципы и задачи диагностики в специальной психологии.
41 Соотношение количественных и качественных методов психологической диагностики.
42 Наиболее сложные для психологической дифференциальной диагностики случаи.
43 Исследование познавательной сферы и ее компонентов.
44 Исследование аффективно-эмоциональной сферы, личностного развития, межличностных
45 Цель и основные принципы психологической коррекционной работы.
46 Модификация обучающих методик с учетом психологических особенностей детей.
47 Сферы и направления психологической коррекции отклонений в психофизическом развитии ребенка.
48 Стратегия и способы психокоррекционной работы по формированию общих структур деятельности и способности к построению замысла у детей с особенностями психофизического развития.
49 Стратегия и способы психокоррекционной работы по формированию практических и умственных действий у детей с особенностями психофизического развития.
50 Стратегия и способы психокоррекционной работы по формированию произвольности психических функций и поведения у детей с особенностями психофизического развития.
51 Социализация детей и подростков с особенностями психофизического развития. Роль учреждений образования в социализации ребенка с особенностями психофизического развития.
52 Роль семьи в социализации детей и подростков с особенностями психофизического развития. Характеристика семей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития.
1 Предмет и задачи специальной психологии
Предметом специальной психологии являются закономерности развития и проявлений психики различных групп детей с нарушениями в развитии.
Задачи специальной психологии:
1) раскрытие закономерностей развития и проявлений психики, общих для нормально развивающихся детей и детей с нарушениями в развитии;
2) исследование закономерностей развития и проявлений психики, специфичных для детей с нарушениями в развитии;
3) изучение нарушений в развитии и формировании конкретных форм психической деятельности и психических процессов у различных групп аномальных детей;
4) выявление путей, средств и способов компенсации нарушений в развитии у детей.
Основной задачей специальной психологии на современном этапе является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.
3 Культурно-историческая теория развития психических функций Л. С. Выготского. Структура дефекта по Л. С. Выготскому.
Л.С. Выготский определил область своего исследования как “вершинную психологию”, которая противостоит двум другим — “поверхностной” и “глубинной”. Он рассматривал сознание как “проблему структуры поведения”. Заслуга Л. С. Выготского состоит в том, что он первым ввел исторический принцип в область детской психологии. Каждая форма культурного развития, культурного поведения,—продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, - а отнюдь не простого органического созревания. Условия развития— наследственность и среда. Источник развития они ищут внутри индивида, в его природе. Главная черта всех концепций —понимание развития как приспособления человека к окружающей его среде. В этом состоит их биологизаторская суть. В современных концепциях в основе детского развития так же лежат если не наследственные, то биологические процессы приспособления. По Л. С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Л.С.
5 Концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Теория поэтапного формирования умственных действий была разработана П. Я. Гальпериным в 50-х гг. прошлого столетия; вместе с тем он работал над ней до последних дней своей жизни. Данная концепция представляет собой детально разработанную систему положений о механизмах и условиях многоплановых изменений, связанных с образованием у человека новых образов, действий, понятий. Широкую известность данная концепция получила благодаря описанию этапов преобразования осваиваемых действий, их переноса во внутренний план.
П. Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий. На первом этапе происходит формирование мотивационной основы действия, закладывается отношение субъекта к целям и задачам предстоящего действия, к содержанию материала, намеченного для усвоения. Мотивационной основе действия в концепции придается важное значение; мотивы действия определяют как содержательные, так и динамические аспекты его усвоения. Выработка ориентировочной основы действия составляет главную задачу и содержание второго этапа.
7 Межпредметные связи специальной психологии.
Специальная психология является одной из отраслей психологической науки, при этом она тесно связана с другими отраслями как в академическом, так и в практическом аспектах.
Общая психология обосновывает и разрабатывает понятийный аппарат психологии, описывает феномены психики и сознания, рассматривает наиболее общие законы функционирования психических процессов, свойств, состояний и качеств человека, поэтому она является фундаментом специальной психологии, которая использует понятийный и терминологический аппарат для изучения психического развития детей с ОПФР.
Являясь частью психологической науки, специальная психология прежде всего и теснее всего связана с другими ее отраслями. Специальная психология опирается на общие законы функционирования и онтогенетического развития психики и сознания. Их изучает возрастная психология и генетическая психология. Знание законов "нормального развития" является для специальной психологии отправной точкой, ибо понятие "отклоняющееся развитие" - понятие относительное.
9 Методы исследования в специальной психологии: наблюдение, клиническая беседа, интервью.
К методам, которые чаще всего применяются в практической деятельности медицинского психолога относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), психодиагностические методы (тесты - стандартизированные и проективные), интервью, беседа; анализ процессов и продуктов деятельности, биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути, документов, свидетельств). Применение отдельных методов или их соединение зависит от задачи и объекта исследования.
Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, который заключается в целеустремленном и организованном восприятии и регистрации поведения исследуемого объекта. Наблюдение может быть сплошным (фиксируются все проявления психики) или выборочным (фиксируются только отдельные проявления, например, только эмоциональные). Предметами наблюдения выступает разная особенность поведения. Объектами исследования могут быть:1. Вербальное поведение: Содержание речи; Длительность языка; Интенсивность языка но др.
11 Понятие о нормальном и отклоняющемся развитии. Подходы к пониманию нормы и патологии.
Само понятие отклоняющееся развитие отражает и качественный характер, и динамические характеристики состояния ребенка. Одновременно этот термин не противоречит диалектичности уровневой оценки развития в целом и отдельных функциональных систем. Однако само это понятие можно и должно рассматривать только в ситуации «отклоняющееся относительно чего-либо». То есть использование этого определения влечет необходимость понимания динамики изменений в ходе подобного развития в сравнении с динамикой развития нормативного.
Интуитивно-эмпирический подход к пониманию нормы–патологии - На уровне обыденного сознания весьма распространенным является так называемый интуитивно-эмпирический подход. Явление считается нормальным или ненормальным без использования каких бы то ни было заранее оговариваемых критериев, чисто интуитивно.
13 Экзогенные факторы отклоняющегося развития.
Фактор – причина какого-либо процесса, явления.
Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психической функции.
Существует множество видов воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. И прежде чем характеризовать причины приводящие к отклонениям в развитии, необходимо рассмотреть условия нормального развития ребенка.
Такие 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулировали Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия.
Первое важнейшее условие – «нормальная работа головного мозга и его коры».
Второе условие – «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».
15 Общие закономерности психического развития.
Основным условием (главным фактором), определяющим психическое развитие, является его собственное активное взаимодействие индивида с окружающей действительностью.
Следствием данного положения является четкое определение роли анатомических и физиологических особенностей индивида как предпосылок и активности, и развивающейся в ней психики. Это означает, что, с одной стороны, нельзя абсолютизировать значение биологических особенностей для развития психики. Биологические процессы (развертывания генотипа, созревания организма, физико-химического обмена веществом и энергией) не порождают психического отражения и не объясняют его. С другой стороны, неправильно будет и недооценивать значение биологически обусловленных характеристик индивида, т.к. от них зависит возможность действовать в той или иной обстановке. Биологические особенности как задатки многозначны, они существуют лишь в виде возможностей для развития, т.е. предпосылок.
Эксперименты по воспитанию высших млекопитающих в условиях человеческого общества не привели к превращению животного в человека. Это означает, что для появления человеческого сознания и личности необходимы биологические задатки, свойственные именно человеку. Главным среди них является человеческий головной мозг с его удивительно сложным строением, с хорошо развитыми лобными долями, с высокой пластичностью и безграничными потенциальными возможностями. Таким образом, у человека биологические особенности организма сами по себе не задают процессы развития сознания и личности, они проявляются лишь при осуществлении ребенком деятельности и значимого общения.
17 Понятие о компенсаторных феноменах. Адаптационные и компенсаторные процессы.
Компенсация - процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций, путем использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных. Анохин, Лурия, Выготский, Братус выделяют 2 типа перестроек нарушенных функций: - внутрисистемную (органическая), - межсистемная (функциональная). Внутрисистемная – достигается путем замещения поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности. Компенсация может возникать под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного обучения, иногда она может происходить спонтанно. Межсистемная – связана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем. Этот вид компенсации не требует особого обучения, если процессу компенсации подвергаются элементарные физиологические функции. А компенсация высших психических функций возможна только после специального обучения.
19 Современные подходы к классификации нарушений психофизического развития.
Наиболее распространенными критериями являются следующие: причины нарушений; виды нарушений с конкретизацией их характера; последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. 47 По характеру нарушений различают следующие категории: 1) глухие; 2) слабослышащие; 3) позднооглохшие; 4) незрячие; 5) слабовидящие; 6) лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; 7) лица с нарушением эмоционально-волевой сферы; 8) лица с нарушением интеллекта; 9) лица с задержкой психического развития (труднообучаемые); 10) лица с тяжелым нарушением речи; 11) лица со сложными недостатками развития. Есть более обобщенная классификация. В ее основе – группировка вышеуказанных категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма: 1) телесные (соматические) нарушения; 2) сенсорные нарушения (слух, зрение); 3) нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, на- рушения движений, психические и речевые нарушения). По причинам возникновения нарушений различают: 1) врожденное нарушение развития; 2) несчастный случай, стихийное бедствие; 3) дорожно-транспортное происшествие; 4) экология; болезнь и др.
21 Классификация олигофрении (по М. С. Певзнер).
5 форм олигофрении:
1) Неосложненная олигофрения – основная форма; характеризуется диффузным (равномерным) относительно поверхностным повреждением. Дети спокойны, дисциплинированы, трудолюбивы. При выполнении задания внимательны и организованы. Успешно справляются с программой вспомагат. школы. Эмоционально привязаны к близким, способны радоваться удачам и огорчаться при неуспехе. Характерно чувство стыда и застенчивости. Хорошо ориентируются в конкретных бытовых ситуациях. 2) Олигофрения, осложненная нейродинамическими нарушениями, которые проявляются 3мя вариантами: а) с преобладанием процесса возбуждения. Эти дети возбудимые, беспокойные, двигательно расторможенные, со сниженным вниманием и работоспособностью. Во время занятий дети повышенно отвлекаемы, обучение затруднено из-за нарушенного внимания. Часто вплетают в речь обрывки бессмысленных фраз. При чтении – переставляют буквы и слоги местами, недочитывают слова, при письме – пропускают буквы, наблюдаются персивирации. Считают плохо и фрагментально. Повышенная истощае6мость памяти, т.е. с трудом запоминают тексты и легко забывают.
23 Особенности личности и деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Развитие личности ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью протекает по тем же законам, как и развитие нормально развивающихся детей. Одна из важных особенностей детей с нарушениями развития интеллекта является незрелость их эмоциональной сферы. Ведь в совокупности различных личностных качеств очень важное место отводится эмоциям, влияющим на любое проявление человеческой деятельности. Какими бы ни были факторы, определяющие жизнь и работу человека, они становятся психологически эффективными только тогда, когда проникают в сферу эмоциональных отношений. Ребенок с интеллектуальными нарушениями имеет грубые первичные изменения в эмоциональной сфере, что способствует формированию своеобразного психопатологического характера и ряда негативных качеств, которые значительно затрудняют коррекцию основного психического дефекта. Именно поэтому так важно изучать особенности формирования эмоций и чувств ребенка с интеллектуальными нарушениями.
Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается своеобразием. Малыши позже принимают вертикальную позу, держать голову, сидеть, стоять, ходить. Таким детям присущ пониженный интерес к окружающему миру, равнодушие и инертность, что не исключает резких вспышек агрессии и крика. В первый год жизни они не различают «своих» и «чужих» взрослых, не формируют зрительно-моторную координацию и восприятие свойств объектов.
25 Клинико-психологическая классификация задержки психического развития (по К. С. Лебединской).
Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип:
Первая группа – задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот, у детей этим очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте.
27 Особенности познавательных функций детей с ЗПР.
Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития
Развитие психических процессов у детей с ЗПР.
Познавательная деятельность — это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности. Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные изменения в психической сфере.
29 Психологическая характеристика детей с нарушениями слуха.
Сурдопсихология – раздел специальной психологии, в котором изучаются психологические особенности лиц с нарушениями слуха в результате дефекта слухового анализатора. Предметом сурдопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможности и путей компенсации нарушений слуха различной сложности.
Причины: 25% случаев отсутствия слуха обусловлено действием вредных факторов во внутриутробный период развития ребенка: 1) вирусные инфекции беременной; 2) внутриутробные интоксикации химическими, лекарственными, алкогольными веществами, травмы плода.
Причины приобретенных дефектов слуха: менингит, корь, скарлатина, паротит, пневмония, осложнения гриппа, кровоизлияния, опухоли, энцефалиты, заболевания носа и носоглотки в раннем детстве, невриты слухового нерва. К нарушениям функционирования слухового анализатора могут привести химические препараты, токсично действующие на него, сильный шум и вибрация, травмы головы. Наследственные факторы - в семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаше, чем в семьях слышащих.
31 Классификации речевых нарушений. Психологическая характеристика детей с системными нарушениями речи.
Современные классификации речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах: • в аспекте локализации поражения и психофизической организации речевой деятельности; • в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функциональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений. В настоящее время этот подход отражен в клинико-педагогической классификации:
Расстройства фонационного оформления речи: афония, дисфония — отсутствие или нарушение голоса, брадилалия — патологически замедленный темп речи, тахилалия — патологически убыстренный темп речи, заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата, дислалия — нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
33 Понятие «расстройства аутистического спектра» (РАС). Структура дефекта (по В. В. Лебединскому).
Расстройства аутистического спектра входят в раздел МКБ-10 (1999) «Общие (первазивные) нарушения психического развития», который включает следующие подразделы:
F 84.0 Детский аутизм.F 84.1 Атипичный аутизм: -атипичный психоз, -умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами. F 84.2 Синдром Ретта. F 84.5 Синдром Аспергера
Новая классификация основывается на возрастном и патогенетическом критериях. “Детский аутизм” диагносцируется в случае начала заболевания до 3-х лет и, как “Синдром Аспергера” относится к группе расстройств эндогенного происхождения. Рубрика «Атипичный аутизм» является смешанной и включает «атипичный психоз» эндогенного происхождения, развивающийся в возрасте 3-5 лет, различные варианты умственной отсталости с аутистическими чертами, вне зависимости от возраста ребенка. «Синдром Ретта» относится к группе расстройств органического генеза.
35 Клинико-психологическая характеристика различных вариантов психопатий у детей.
Психопатия описывается как стойкая аномалия характера, она не относится к прогредиентным (прогрессирующим) заболеваниям. Термин «психопатия» весьма неоднозначный. Он может употребляться как синоним антисоциального расстройства личности и как обозначение психических расстройств вообще, в связи с чем Ганнушкин употребляет выражение «конституциональная психопатия», подчёркивая статичную и, по его мнению, врождённую природу этой группы расстройств. К моменту перехода на МКБ-10, термин «психопатия» уже прочно закрепился именно за расстройствами личности.
Различают психопатии ядерные (врожденные или конституциональные) и приобретенные. Последние возникают как следствие травмы головного мозга, инфекции, интоксикации, психотравмы и т.д. Конституциональные психопатии обусловлены врожденной неполноценностью нервной системы, вызванной факторами наследственности, вредностями, воздействующими на плод, родовой травмой и т.п. Конституциональные психопатии проявляются уже в детском возрасте в виде нарушений эмоционально-волевой сферы, при этом интеллект может быть относительно сохранным. Степень выраженности психопатии во взрослом возрасте зависит от условий воспитания и влияния окружающей среды.
37 Основные принципы диагностического обследования ребенка с особенностями психофизического развития.
Принцип гуманности - действия психодиагноста не должны наносить вреда ребенку. · Принцип комплексности - при составлении психологического заключения учитываются характеристики педагогов, медицинские документы на ребенка и другие сведения. Принцип целостности - психологическое обследование проводится в отношении интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка с учетом его физического развития. · Принцип деятельности - обследование проводится в игровой, учебной или трудовой форме при непосредственном контакте с ребенком. · Принцип динамичности - при обследовании определяется не только актуальное психическое развитие, но и потенциальные возможности развития психики ребенка. · Принцип содержательности - при оценке результатов обследования необходим учет не только количественных, но и качественных показателей умственной деятельности.
Последовательная реализация принципов в работе с ребенком, позволяет получить объективную информацию о его психическом развитии с целью оказания психологической помощи. Благодаря Л.С.Выготскому в психодиагностике детей с ОПФР стали использоваться принципы динамического, системно-комплексного и сравнительного анализа. А генетическая идея, то есть изучение психики ребенка в процессе развития, стала доминирующей.
39 Основные требования к созданию экспресс-диагностического набора методик.
I. Используемые методики должны выявлять ведущий фактор в структуре дефекта, т. е. позволять оценить соотношение нарушений регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов. II. Надежность определения характера и состояния тех или иных психических функций и их соотношения. Этому должны служить определенные качественные и количественные показатели и критерии. Они обеспечивают отграничение от нормы и других состоянии, которые могут сопровождаться сходными результатами при выполнении тех или иных заданий. Особую значимость приобретает разработка унифицированных условий использования методик для сопоставимости получаемых сведений. III. Длительность обследования до одного часа, так как для детей рассматриваемой категории характерна неустойчивость показателей деятельности, а также их ухудшение при продолжительном выполнении интеллектуальных заданий. С этим связано дополнительное требование к обследованию ребенка с дефектами развития — оно должно быть поэтапным. Первичное обследование должно включать определенный, небольшой набор методик, позволяющий качественно и количественно оценить наличие и характер нарушений психического развития.
41 Соотношение количественных и качественных методов психологической диагностики.
К. Глесне и А. Пешкин определяют ряд позиций, по которым различаются качественные и количественные подходы.1. Количественные исследования допускают объективную реальность социальных явлений, доминирование метода, возможность измерения психологических переменных и их отношений, в то время как качественный анализ предполагает возможность конструирования социальной реальности, приоритет предмета исследования, комплексность и сложность измерения переменных. 2. Цель количественных исследований – обобщение, прогнозирование и причинное объяснение, а качественных – интерпретация, контекстуализация и понимание принципов жизнедеятельности и поступков индивидов. 3. Применение количественных методов исходит из гипотез, используются манипуляция и контроль переменных, формализация, редукция, нормирование, использование шкал, числовых индексов и т.д. Качественные методы учитывают спонтанность феномена. Им свойственны опора на мнение испытуемого, приближенность к конкретной реальности, рассмотрение многоаспектности и целостности явления, учет переживаний и чувств испытуемых, рефлексия и интуиция исследователя, описательность феноменов, отсутствие числовых данных, выразительность слов. Кроме того, качественные исследования заканчиваются гипотезами и концепциями.
43 Исследование познавательной сферы и ее компонентов.
Методы исследования познавательной сферы. Исследование нарушений памяти: методика заучивания 10 слов. В 2-3 года здоровый ребенок способен с первого предъявления 3 слова, в 3-4 года – 4-5 слов, 5-7 лет – 5-9 слов. Выстраивается кривая запоминаний. Выявить темп, переключаемость, равномерность, отношение к результату, эмоциональное реагирование на оценку.
Заучивание рассказа. Можно оценить ошибки воспроизведения и объем воспроизводимого. Метод пиктограмм – не могут выбрать, что нарисовать. Методика Леонтьева-Занкова – на изучение опосредованного запоминания слова и картинки. Коробейников предлагает для запоминания 5 слов из 16. Оцениваем понимание инструкции, способность находить нужный символ, продуктивность воспроизведения, характер и объем памяти. Дети с ЗПР картинки подбирают правильно, но не воспроизводят, умственно отсталые дети не способны выполнить методику. Исследование мышления. Изучение мышления по формам. Наглядно-действенное мышление. Методика Коса. Узор на карточке, сложить этот узор на кубиках. Учитываются особенности оказываемой помощи. Кубики Линка - тот же принцип. Доски Сегена. Почтовый ящик – 4 варианта выполнения методики. Наглядно-образное мышление. Методика Ивановой – фигуры отличаются по цвету, форме, величине. Разложить подходящие к подходящим. У 50% нормальных детей получается.
45 Цель и основные принципы психологической коррекционной работы.
Основополагающий принцип психологической коррекции – принцип единства диагностики и коррекции. Программа психологической коррекции на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины психологического диагностического обследования; в то же время самая профессиональная диагностика бессмысленна, если не сопровождается системой коррекционных меоприятий. Принцип нормативности развития. При оценке соответствия уровня развития возрастной норме и определении целей коррекции необходимо учитывать не только уровень сформированности психологических новообразований и уровень развития ведущей деятельности, но и особенности социальной ситуации развития, индивидуальные особенности.
Принцип коррекции «сверху вниз», раскрывает направленность коррекционной работы, подчеркивая, что основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» и своевременное формирование психологических новообразований.
При реализации принципа «снизу вверх» в качестве основного содержания коррекционной работы рассматривается упражнение и тренировка уже имеющихся психологических особенностей – вызывание заданной модели поведения и закрепление этого поведения.
47 Сферы и направления психологической коррекции отклонений в психофизическом развитии ребенка.
Термин «коррекция психического развития» впервые использовался в дефектологии как один из вариантов психолого-педагогической помощи детям с проблемами в развитии. Он означал совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.
Расширение сферы использования психологической коррекции в работе со здоровыми детьми обусловлено следующими причинами:
1. Активным внедрением в систему обучения новых образовательных программ, успешное усвоение которых требует максимального развития творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
2. Гуманизацией процесса образования, которая невозможна без дифференцированного подхода к обучению ребенка и требует учета индивидуально-психологических особенностей каждого учащегося и, в соответствии с этим, разнообразных способов психолого-педагогической коррекции.
49 Стратегия и способы психокоррекционной работы по формированию практических и умственных действий у детей с особенностями психофизического развития.
По содержанию можно выделить общую личностную коррекцию, коррекцию отдельных сторон, сфер и качеств личности, коррекцию деятельности и отношений.
Личностная коррекция направлена на позитивное изменение Я-концепции ребенка, уровня его притязаний, гармонизацию личностного баланса, усиление Эго. Она предполагает работу по пре-
одолению дисгармонии, незрелости, невротичности личности, комплекса неполноценности, нарушений половой идентификации и других негативных личностных проявлений.
Коррекция познавательной сферы направлена на формирование познавательной мотивации, развитие познавательных психических процессов, тренировку интеллектуальных функций и способов умственной деятельности, преодоление синдрома дефицита внимания, выработку когнитивных стилей.
Коррекция эмоциональной сферы связана, со снижением психоэмоционального напряжения, дезактуализацией фрустрированных потребностей ребенка, разрушением аффективных образа мира и стереотипов поведения, оздоровлением социальной среды.
51 Социализация детей и подростков с особенностями психофизического развития. Роль учреждений образования в социализации ребенка с особенностями психофизического развития.
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка должно стать нормой работы общеобразовательной школы.
Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 52.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты