Социальная психология Шпаргалка
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Социальная психология»
по дисциплине: «Социальная психология»
2022
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Социальная психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Социальная психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Поделиться
1. Социальная психология и ее феноменология.
2. Задачи социальной психологии.
3. Периоды становления социальной психологии: философский, описательный, экспериментальный и выделение в самостоятельную область знания.
4. Научный метод и здравый смысл в объяснении социально-психологических явлений.
5. Проблема метода и его специфика в социальной психологии.
6. Эксперимент в социальной психологии.
7. Групповая оценка личности.
8. Социометрический метод.
9. Активные методы социальной психологии: тренинги, деловые и ролевые игры.
10. Артефакты (фоновые помехи и искажения) социально-психологической информации.
11. Представление о личности и ее компонентах.
12. Подходы к описанию и типология личности в социальной психологии.
13. Понятие ролевого конфликта.
14. Типы защитных механизмов в ролевом поведении.
15. Внешность и представление о своем теле личности.
16. Понятие социальной установки (аттитюда).
17. Функции и компоненты, социальные установки.
18. Влияние поведения на установки.
19. Формирование установок.
20. Социально-психологическое воздействие, способы и слагаемые убеждения (по Д. Майерсу).
21. Закономерности, методы и механизмы социального влияния (по Р. Чалдини).
22. Приемы сопротивления убеждению.
23. Агрессивное поведение: теории, факторы, механизмы формирования.
24. Социально-психологические предпосылки.
25. Социализация и управление агрессией.
26. Дискуссия о «нижнем» и «верхнем» пределе малой группы.
27. Группа. Функции малых групп.
28. Групповые решения.
29. Принятие решений в неопределенности.
30. Механизмы групповой динамики: разрешение внутригрупповых противоречий, идиосинкразический кредит, психологический обмен.
31. Конфликты в структуре процессов групповой динамики.
32. Групповое давление и особенности подчинения ему: внушаемость, конформизм.
33. Проблема лидерства в малой группе.
34. Психологические теории лидерства.
35. Стили и типы лидерства: авторитарный, либеральный, демократический и их разновидности; эффективность различных стилей лидерства.
36. Лидерские способности и их развитие.
37. Соотношение харизматического и инструментального лидерства.
38. Гендерные особенности и различия лидерства.
39. Общение как обмен информацией.
40. Цели, виды, средства коммуникаций.
41. Коммуникативные барьеры непонимания: фонетический, семантический, логический.
42. Барьеры социокультурного различия и барьеры отношений.
43. Понятие “хронотропа” в пространственно-временных координатах общения. Вербальная коммуникация.
44. Рефлексивное и нерефлексивное слушание.
45. Невербальная коммуникация и ее средства.
46. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга.
47. Социальная перцепция как феномен межличностного восприятия.
48. Эффекты социальной перцепции: первого впечатления, контраста, центра, ореола.
49. Ошибки в восприятии человека человеком.
50. Механизмы интерпретации социальной информации и понимания человека человеком: идентификация, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция.
51. Каузальная атрибуция.
52. Сущность аттракции, как процесса взаимного притяжения и симпатии.
53. Механизмы и факторы проявления аттракции.
54. Приемы формирования аттракции.
55. Любовь как проявление чувств в межличностных отношениях.
56. Социально-психологические теории любви.
57. Социально-психологический анализ любви.
58. Межличностное взаимодействие как общение, как организация совместной деятельности, как взаимопонимания.
59. Гендерная и профессиональная обусловленность стилей общения и стратегий межличностного взаимодействия: подавление, манипуляции, партнерство.
60. Подходы к анализу стилей общения.
61. Гендерная и профессиональная обусловленность стилей общения и стратегий взаимодействия.
62. Стратегии межличностного взаимодействия: доминирование, манипуляция, соперничество, партнерство, содружество (соучастие).
63. Критерии продуктивности стиля межличностного взаимодействия педагога и менеджера.
64. Эмоциональные, субъективные процессуальные социально-психологические барьеры, организационно психологические барьеры.
65. Стили общения и стили руководства.
66. Психология межличностного воздействия.
67. Манипуляция в системе межличностных отношений.
68. Виды, структуры, средства манипулирования.
5. Проблема метода и его специфика в социальной психологии.
Под методом обычно понимается основной путь познания и интерпретации того или иного явления, а под методикой — совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется его исследование.
Методы социальной психологии.
Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают соииально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном — этого не требуется.
Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.
Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа.
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников.
Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности.
Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.
10. Артефакты (фоновые помехи и искажения) социально-психологической информации.
Типология артефактов Ж. Годфруа, к которой относятся:
1) эффект плацебо. Если испытуемые убеждены в эффективности предлагаемого лекарственного препарата или режима, то у них часто наблюдается желаемый эффект, хотя само лекарство и режим никакого действия не оказывают;
2) эффект Хоторна. Само участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое воздействие, что эффект получается именно таким, какой ожидает экспериментатор;
3) эффект аудитории. Публика, наблюдающая за исследованием, влияет на поведение и действия испытуемых (например, ускоряет процесс обучения);
4) эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя). Исследователь, твердо убежденный в обоснованности гипотезы, непроизвольно действует так, что она подтверждается;
5) эффект первого впечатления. При оценке характера личности человека значительную роль играет первое впечатление, а экспериментальные факты, противоречащие созданному образу, не учитываются;
6) эффект Ф. Т. Барнума. Люди склонны верить в описания или общие оценки, которые преподносятся под научным, магическим или ритуальным "соусом".
Типология артефактов, предложенная Дж. Кэмпбеллом:
1. " Смешанные факторы экспериментального воздействия: основные эффекты". В ходе воздействия независимой переменной появляются дополнительные переменные, которые совместно с ней воздействуют как на экспериментальную, так и на контрольную выборки, смещая эффект эксперимента. К сожалению, многие исследователи подвержены "эффекту ожидания результата", который характеризуется тем, что замечается только тот экспериментальный эффект, который укладывается в теорию.
2. "Смешанные аспекты экспериментальною воздействия: эффекты взаимодействия". Здесь независимая и внешние переменные, влияя друг на друга, создают новую независимую переменную. Эффекты взаимодействия независимой и дополнительных переменных в эксперименте имеют небольшую вероятность, поэтому они не всегда учитываются психологами.
3. "Смешанные аспекты экспериментального воздействия-, фоновые взаимодействия". Воздействие фона на независимые переменные имеет место и в экспериментальной и контрольной выборках. Фон успешно контролируется в лабораторном эксперименте путем ограничения его воздействия на испытуемых или изменения независимых переменных.
4. "Смешанные аспекты экспериментального воздействия-, взаимодействие с характеристиками популяции". При проведении эксперимента следует помнить, что существуют требования репрезентативности экспериментальной выборки, несоблюдение которых является источником артефактов. Способом контроля репрезентативности являются рандомизация, эквивалентные пары и др.
5. "Смешанные аспекты измерения: основные эффекты". В исследовании важное место занимает психологический измерительный инструмент, погрешности которого тоже являются источником артефактов. В ходе тестирования у испытуемых зачастую возникают установки на ответы, связанные с социальной желательностью. Не решены еще проблемы восприятия тестов. Слабо поддаются учету "следы" прошлого тестирования участников эксперимента. Контроль артефактов данного тина осуществляется путем применения разных тестов на разных режимах исследования, применение формы лабораторного эксперимента, повторение воздействий и т.д.
15. Внешность и представление о своем теле личности.
Прежде чем обратиться к проблеме образа физического Я, необходимо рассмотреть понятие «Я-концепции», поскольку образ физического Я является еѐ составляющей частью, и именно на эту позиции в исследовании данного феномена мы будем опираться в своей работе. С позиции Р. Бернса, «Я-концепция» - совокупность представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Она возникает в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, выражает индивидуальный результат психического развития. Я-концепция является относительно стабильным, но предрасположенным к внутренним модификациям психическим образованием.
Выделение образа физического Я как компонента Я-концепции встречается в работах многих отечественных исследователей (Е.Т. Соколова, И.Н. Чеснокова, А.Ш. Тхостов, М. Владимирова А.А. Налчаджян, Е.Э. Газарова). Как отмечают указанные авторы, в процессе онтогенеза первоначально формируются представления о физическом облике, а лишь затем знания о себе. Возникновение самосознания непосредственно связано с возникновением физического Я. Образ физического Я рассматривают как многокомпонентную, обобщенную, взаимосвязанную структуру, включающую восприятие, оценки, установки, представления относительно тела и внешности.
М.М. Бахтин выделяет внутренние и внешние компоненты (тела). Внутреннее тело образовано органическими ощущениями, чувствами, образами. Внешнее тело – видимые проявления телесности, которые можно наблюдать и исследовать.
А.Ш. Тхостов, Е.Т. Соколова выделяют три статуса представлений об образе физического Я, которые структурно взаимосвязаны: 1) Реальное физическое Я – определенные знания личности о том, как она выглядит на самом деле; 2) Зеркальное физическое Я – представления о том, как другие видят то, как выгляди личность; 3) Идеальное физическое Я – установки личности на то, какой бы она хотела выглядеть.
По мнению основателей классификации, у здоровой гармоничной личности выделенные три статуса должны совпадать. Однако зачастую этого не происходит и наблюдается расхождение между реальным и идеальным образом Я. Идеальное Я, как правило, формируется из установок, предложенных социумом и демонстрируемых СМИ, которые не соответствуют реальным возможностям личности.
20. Социально-психологическое воздействие, способы и слагаемые убеждения (по Д. Майерсу).
Социально-психологическое воздействие — это «направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения или других особенностей партнера по общению».
Социально-психологическое воздействие осуществляется на всех уровнях социальной реальности: как субъектами (инициаторами), так и объектами (адресатами, реципиентами) воздействия могут выступать отдельные личности, малые группы, большие социальные группы, общество в целом. Социально-психологическое воздействие осуществляется во всех сферах жизнедеятельности людей — в сфере делового, педагогического, семейного, досугового общения, в сфере массовых коммуникаций, пропаганды и идеологического влияния.
Целью социально-психологического воздействия является изменение психологических или социально-психологических характеристик объекта общения. К мишеням социально-психологического воздействия на личность относят: побудители активности (мотивы, потребности, интересы, склонности, идеалы); регуляторы активности (установки, групповые нормы, общественное мнение); когнитивные структуры (мировоззрение, убеждения, верования, знания о мире); характеристики деятельности (образ жизни, стиль поведения, привычки, навыки, умения); психические состояния, настроения, чувства и эмоции. В группе людей мишенями воздействия могут быть психологический климат группы, групповые нормы, межгрупповые отношения.
В структуре процесса психологического воздействия можно выделить несколько компонентов: стратегию и тактику воздействия, динамические характеристики воздействия, средства и методы (способы) воздействия.
Традиционно к способам (методам) социально-психологического воздействия относят заражение, внушение, подражание и убеждение.
Убеждение — это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.
25. Социализация и управление агрессией.
Социализация – процесс развития социальной сущности человека, который происходит под влиянием среды при усвоении им социального опыта, ценностей, накопленных человечеством. Понятие ввел американский социолог Ф.Г. Гиддингс («Теория социализации», 1887 г.) как «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
Три сферы, в которых осуществляется становление:
1. Деятельность. В ходе социализации индивид имеет дело с постоянно расширяющимся кругом деятельности.
2. Общение. Расширение общения, умножение контактов человека с другими людьми (диалог, а не монолог).
3. Самосознание. Самохарактеристика человека. Структура самосознания: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе) компоненты.
В соответствии с моделью образования новых когнитивных связей Берковица, фрустрация или другие аверсивные стимулы (например боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта. Использование когнитивной модели агрессии позволяет найти принципиальное решение коррекции агрессивных действий, которая будет иметь больший эффект, если она проводится на первых ступенях проявления: прочитывание посылов к агрессии и их интерпретация. Данные когнитивные модели агрессивного поведения дают повод для оптимизма в вопросе возможности управления агрессией.
Теория социального научения, предложенная А. Бандурой, предполагает учет трех моментов для исчерпывающего анализа агрессивного поведения: а) способов усвоения подобных действий, б) факторов, провоцирующих их появление (одним из них является уровень развития навыка коммуникации), в) условий, при которых они закрепляются.
30. Механизмы групповой динамики: разрешение внутригрупповых противоречий, идиосинкразический кредит, психологический обмен.
Механизмы групповой динамики — это процессы, за счет которых идет становление группы.
1. Разрешение внутригрупповых противоречий. Группе необходимо пройти через некоторое количество конфликтов для выработки своих «групповых норм», которые будут одинаковыми для всех членов группы. Преодоление конфликтов приведет к стабилизации групповой структуры. Развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней вследствие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, которые связывают с его действиями последователи.
Можно выделить нескольких типов внутригрупповых противоречий:
• противоречие между увеличивающимися потенциальными возможностями группы и ее нынешней деятельностью;
• противоречие между увеличивающимся стремлением индивида к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой;
• противоречие возникающие из-за несоответствия действий лидера с тем, что ожидают от него другие члены группы.
2. «Идиосинкразический кредит» — группа дает право на поведение, выходящее за рамки «групповых норм», высокостатусному члену группы (послаблений тем больше, чем выше был вклад в достижение групповых целей в прошлом). Идиосинкразический кредит вносит в жизнь группы инновацию, это стимулирует переход группы на новый уровень развития. Это является причиной, почему идиосинкразический кредит относится к механизмам группового развития.
3. Психологический обмен — группа присваивает более высокий психологический статус члену группы за более высокий вклад в ее жизнь.
35. Стили и типы лидерства: авторитарный, либеральный, демократический и их разновидности; эффективность различных стилей лидерства.
Самыми распространёнными типами лидерства являются:
• Лидер-организатор – его главная роль заключается в понимании алгоритмов решения задач.
• Лидер-творец имеет креативное мышление, поэтому всегда выступает в роли новатора.
• Лидер-борец является сильной личностью, которая готова отстаивать несправедливость.
• Лидер-дипломат является прекрасным руководителем, который всегда найдет способ добиться своего, даже ценой интриги.
• Лидер-утешитель, из-за высокого уровня эмпатии, прекрасно справляется с заданием создания гармоничной среды внутри коллектива, чем способствует эффективной работе команды.
Различаются три основных стиля лидерства (К.Левин):
1. авторитарный - проявляется в жестких способах управления, руководитель сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных;
2. демократичный - отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных;
3. либеральный - это форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он не лидер, а рядовой член группы.
Выделяют также комбинированный и гибкий стили. Комбинированным называется стиль лидерства, при котором один и тот же лидер использует в практике общения с членами группы элементы всех трех описанных выше стилей лидерства, причем они представлены в его действиях примерно в одинаковой пропорции. Гибким называется стиль лидерства, в котором так же, как и в комбинированном стиле лидерства, могут присутствовать элементы всех трех стилей лидерства, однако они в данном случае, как и сам стиль лидерства, не являются стабильными, время от времени меняются в зависимости от складывающейся в группе ситуации (ситуационное лидерство).
Эффективность применения различных стилей руководства определяется их достоинствами и недостатками и зависит от конкретной ситуации. На основании этого Ф. Фидлер ввел понятие "ситуационного" стиля руководства, который и является самым эффективным.
Так, например, среди достоинств авторитарного стиля можно назвать:
-обеспечивает четкость и оперативность управления; создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;
-минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий.
40. Цели, виды, средства коммуникаций.
Классификация видов Ф.И. Шаркова:
1. По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц: а) массовая коммуникация (происходит в том случае, если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по интересам и коммуникативному опыту групп); б) среднего уровня (между и в больших социальных группах - групповая, в социальных организациях - внутриорганизационные коммуникации); в) локальная (внутрисемейная, в малых группах - внутригрупповая, межгрупповая). По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации носят внешний характер – внешние коммуникации. Внутренние коммуникации могут принимать характер межличностных отношений – межличностные коммуникации (как правило связана с идеальной моделью коммуникации, в которой участвуют двое коммуникантов). Межличностные коммуникации отличаются от внутриличностных (интраперсональных), которые представляют собой “общение с самим собой” (человек диалогизирует свой внутренний “монолог”, разговаривая со своим внутренним голосом, совестью, alter ego).
2. По способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на а) непосредственные (прямые) и б) опосредованные (дистанционные).
3. По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на а) активные и б) пассивные. Если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной. Коммуникация становится активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями.
4. По степени организованности коммуникации подразделяются на а) случайные и б) неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно( обмен информацией происходит случайно во время незапланированных заранее встреч, при этом могут обсуждаться и приниматься достаточно важные и ответственные решения).
45. Невербальная коммуникация и ее средства.
Невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.
Невербальные средства общения — знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:
1) визуальные средства:
а) кинестетические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинетике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;
б) направление взгляда и визуальный контакт;
в) выражение лица;
г) выражение глаз;
д) поза — расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);
е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
ж) кожные реакции (покраснение, испарина);
з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.).
50. Механизмы интерпретации социальной информации и понимания человека человеком: идентификация, рефлексия, эмпатия, каузальная атрибуция.
Идентификация — это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой — это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.
Эмпатия — это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.
Рефлексия — это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.
Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению.
55. Любовь как проявление чувств в межличностных отношениях.
Любовь — наиболее сложный тип межличностных отношений, выражающийся в высокой степени эмоционального положительного отношения к объекту, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов субъекта.
Выделяют несколько разновидностей любви. Э. Фромм, К. Изард и другие говорят о любви родителей к своим детям (родительская, материнская и отцовская любовь), детей к своим родителям (сыновняя, дочерняя), между братьями и сестрами (сиблинговая любовь), между мужчиной и женщиной (романтическая любовь), ко всем людям (христианская любовь), любви к Богу, к домашние животным, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т. д.). . Говорят также о взаимной и неразделенной любви.
Любовь – это феномен человеческого бытия и важнейший человеческий экзистенциал, обладающий единством телесно-душевного и душевно-духовного принципов и включающий в себя тенденцию к совершенствованию и выхождению за пределы себя как телесного единства, акт воли к расширению границ собственного Я с целью духовного развития Другого и саморазвития, жизнеутверждение, преодоление одиночества, а также установку на единение и благожелательность. Каковы признаки подлинной любви?
Во-первых, признаком любви является осознанная или неосознанная цель у любящего (или нелюбящего).
Во-вторых, деяние любви есть акт саморазвития даже в том случае, когда его целью является развитие для кого-то другого. То есть, стремясь развивать, мы сами развиваемся.
В-третьих, это общее определение любви включает любовь к себе наряду с любовью к другим. Мы не можем любить другого, если не любим себя, точно так же, как не можем научить своих детей самодисциплине, если сами не умеем себя дисциплинировать.
60. Подходы к анализу стилей общения.
К анализу стилей общения обращались многие выдающиеся психологи.
А. Адлер (1870-1937). Известный австрийский психолог Альфред Адлер ввел в психологию само понятие жизненного стиля, рассматривая его как уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. В своей классификации ученый использует в качестве переменных две движущие силы развития личности — степень активности и социальный интерес. Социальный интерес проявляется в сотрудничестве с другими людьми ради общего успеха. Его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем.
Эти два измерения позволяют выделить следующие типы жизненных установок:
управляющий тип — люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но их поведение не предполагает заботы о благополучии других.
берущий тип — люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически, удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса, но, обладая низкой степенью активности, маловероятно, что они причинят вред другим;
избегающий тип — у людей этого типа нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем, для их жизни характерно социально-бесполезное поведение;
социально-полезный тип — люди, соединяющие в себе высокую степень социального интереса и высокий уровень активности. Они проявляют истинную заботу о других и заинтересованы в общении с ними, они осознают, что решение жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности помогать другим людям.
К. Хорни (1885-1952). Стили поведения в межличностных отношениях, лишь намеченные в концепции А.Адлера, получили специальное и глубокое исследование и развитие в работах немецкого психолога Карен Хорни. К. Хорни указывает на различие стратегий, которые выбирает человек для решения проблемы нарушенных отношений.
65. Стили общения и стили руководства.
Стиль руководства – это способ общения и взаимодействия руководителя с подчиненными.
Курт Левин выделяет следующие стили руководства:
1. Авторитарный стиль управления (директивный) характеризуется высокой централизацией руководства, где доминирует единоличие. Руководитель требует, чтобы обо всех происходящих делах докладывали именно ему, а не кому-то еще, он принимает решения единолично или отменяет их. Не прислушивается к мнению коллектива, все решает за них сам. Первостепенными методами управления являются приказы, замечания, выговоры, наказания, лишение различных льгот. Контроль при таком стиле управления очень строгий, лишающий подчиненных инициативы, детальный. Значительно выше интересов людей ставятся интересы дела, в общении преобладают грубость и резкость. Директивный стиль (авторитарный) руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, ответственности работников и самоконтроля.
2. Демократический стиль управления (коллегиальный) характеризуется распределением полномочий, ответственности и инициативы между руководителем и подчиненными, руководителем и заместителями. Руководитель демократического стиля всегда принимает коллегиальные решения, выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам. Своевременно и регулярно проводится информирование всех членов коллектива по важным для них вопросам. Общение руководителя с подчиненными проходит в форме пожеланий, просьб, советов, рекомендаций, поощрений за качественную, хорошую и оперативную работу, доброжелательно и вежливо обращается к своим подчиненным, но по необходимости применяются приказы. Руководитель отстаивает интересы своих подчиненных и стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты