Психологическая помощь семье в ситуации кризиса Шпаргалка
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Психологическая помощь семье в ситуации кризиса»
по дисциплине: «Психологическая помощь семье в ситуации кризиса»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Психологическая помощь семье в ситуации кризиса
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психологическая помощь семье в ситуации кризиса
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
Поделиться
1. Понятие психологической помощи. Суть и особенности психологической помощи.
2. История становления и развития психологической помощи.
3. Современные тенденции в развитии психологической помощи.
4. Проблема психологического воздействия при различных видах психологической помощи. Этические аспекты оказания психологической помощи.
5. Виды психологической помощи.
6. Профилактика психических отклонений. Специфика, цели, значение психопрофилактики.
7. Уровни психопрофилактики.
8. Факторы риска нарушения психического здоровья и возможности их нивелирования. Психолого-педагогические условия становления психически здоровой личности.
9. Психогигиена. Цели и задачи психогигиены. Области психогигиены. Психогигиенические мероприятия.
10. Психодиагностика. Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.
11. Психологической консультирование. Основные направления (индивидуальное, психолого-педагогическое, семейное, бизнес-консультирование, профориентационное, др.) и формы (индивидуальная, групповая, очная, опосредованная, др.) психологического консультирования.
12. Психотерапия: понятие, цели и задачи психотерапии как вида психологической помощи. Особенности взаимодействия психолога и клиента при индивидуальной и групповой психотерапии.
13. Психологическая коррекция в системе психологической помощи. Предмет и задачи психологической коррекции.
14. Виды психокоррекции: по характеру направленности, по содержанию, по форме работы, по наличию программ, по характеру управления корригирующими воздействиями.
15. Понятие психокоррекционной ситуации.
16. Этапы работы по оказанию психологической помощи.
17. Принципы работы по оказанию психологической помощи.
18. Основные требования к организации и осуществлению психологической помощи.
19. Роль эталонных представлений педагога-психолога о норме психического развития при организации психологической помощи.
20. Теоретические и методологические положения, определяющие направления и способы психологической помощи.
21. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского как теоретическое основание психологической помощи.
25. Психоаналитическое понимание сущности и целей психологической помощи (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Р. Ассаджиоли, Х. Кохут, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан, др.).
26. Основные теоретические конструкты, цели и задачи бихевиорального направления психологической помощи. Область применения.
27. Когнитивный подход к оказанию психологической помощи (А. Эллис, А. Бек, У. Глассер, др.).
28. Гуманистический подход к оказанию психологической помощи: ценностный подход к проблеме человеческого существования (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз, Д. Бьюдженталь, др.).
29. Экзистенциальный подход к оказанию психологической помощи (Л. Бинсвангер, В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом, др.).
39. Игровая деятельность в структуре психологической помощи.
40. Арттерапия как метод психологической помощи.
41. Психодрама: понятие, цели, задачи, возможности.
42. Методы поведенческой коррекции.
43. Активные формы обучения в программе психологической помощи. Тренинг общения как метод психологической регуляции межличностных отношений и взаимодействия. Тренинг поведенческих умений в структуре психологической помощи. Релаксационный тренинг.
44. Психогимнастика: понятие, цели, задачи, возможности.
45. Психологические особенности индивидуальной и групповой психологической помощи.
46. Нозоцентрическая, антропоцентрическая и социоцентрическая направленность психологической помощи.
47. Принципы и способы составления программ психологической помощи. Выделение цели психологической работы, определение задач психологической помощи.
50. Факторы, определяющие эффективность работы по оказанию психологической помощи.
1. Понятие психологической помощи. Суть и особенности психологической помощи.
Психологическая помощь – это область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем.
Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Понимание проблематики психологической помощи связано с пониманием психики как такого пространства (уровня, способа) человеческого бытия, многообразие и многогранность которого и определяет совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания; проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи, разные формы общественных отправлений), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), т.е. весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой.
Содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия.
В области психологической помощи существуют вполне определенные трудности, связанные со спецификой профессии и с неопределенностью статуса психолога-консультанта в обществе.
1) Психолог-консультант работает не с ситуацией, а с переживаниями, с системой ценностей, отношений и состояний человека.
2) Прояснение подлинных мотивов или жизненных смыслов человека в процессе получения психологической помощи может вообще сделать излишней саму жизненную ситуацию, раз она имеет причину психологических проблем клиента.
3) В других профессиях межличностные отношения играют важную роль, а иногда не играют никакой роли, не говоря уже о личностных достоинствах специалиста, а в психологии и в результате психологической помощи важен характер, динамика, своеобразие межличностных отношений, личностные качества психолога-консультанта.
5. Виды психологической помощи.
Кризисная психологическая помощь – немедленная помощь людям, оказавшимся в сложном/невыносимом моменте времени. В поле кризисной психологии находятся дебрифинг, первичная помощь при психической травматизации , катастрофе, при непосредственной угрозе суицида и др. Сюда же относится терапия ПТСР и работа службы «телефона доверия», выполняющая задачи быстрого отклика в короткий промежуток времени.
Психологическое консультирование – имеет задачи решения фокусных или ситуативных запросов (таких как проработка вопросов взаимодействия между людьми, детско-родительских отношений, психического здоровья и пр.), прояснение психологических процессов. Консультирование может практиковаться в различных направлениях – позитивной психологии, клинической, глубинной и пр. и иметь легкий терапевтический эффект. Работа обычно краткосрочная (1 – 10 встреч).
Психотерапия – лечение или «забота о душе». Ставит своей целью облегчение страдания в целом, избавление от симптомов в частности. Имеет дело с эмоциональными нарушениями, неврозами, зависимостями или личностными расстройствами, с психосоматическими проявлениями. К психотерапии также могут обратиться люди, находящихся в тяжелых жизненных обстоятельствах или имеющие сложности во взаимоотношениях, переживающие кризисные ситуации, горе, нуждающиеся в психологической поддержке или в терапии последствий психических травм. Психологическое воздействие проводится с применением методов выбранного психологом подхода (это могут быть диалоговые формы терапии, телесно-двигательные, арт-терапевтические и др.). Краткосрочная терапия – 20 – 40 сессий, долгосрочная – до нескольких лет. Длительность зависит от индивидуального запроса и степени страдания.
Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.
Психологическая реабилитация помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.
Психологический тренинг выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоления стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.
Психологическая помощь может оказываться как индивидуально, так и в группе (семейная, групповая терапия), а также в рамках целой организации (организационное консультирование).
10. Психодиагностика. Особенности использования психодиагностических данных при оказании психологической помощи.
Согласно современному общенаучному преставлению, по термином «психодиагностика» подразумевает распознавание состояния определенного объекта путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.
Современное понятие «психодиагностика» тесно связано с понятием «психологическое тестирование», однако не сводится к нему, т.к. кроме тестовых существуют экспертные (клинические) психодиагностические методики.
Психодиагност использует в своей работе категории нормы.
Для того чтобы суметь получить, обработать, сообщить результаты психодиагностической работы для оказания психологической помощи, психодиагносту требуется четко представить себе следующие особенности психической реальности клиента:
1. Степень ее структурированности, которая выражается в содержании рефлексии клиента на психическую реальность.
2. Отношение клиента к своей психической реальности, т.е. отношение клиента к своей индивидуальности.
3. Особенности восприятия психолога как источника психодиагностической информации.
Область оказания психологической помощи в работе психодиагноста может быть описана в виде следующих вопросов, обращенных к психической реальности:
1. Что происходит?
2. Чем это вызвано?
3. Что будет дальше?
Ответ на первый вопрос предполагает работу психодиагноста по описанию психической реальности клиента и сообщению ему описания. Клиент сам будет отвечать за использование этой информации и степень ее включенности в свои рефлексивные переживания. Психолог должен подготовить клиента к восприятию этой информации. При передаче психологической информации психодиагност стремится получить от клиента обратную связь.
Предполагается использование стандартизированных методик. Эти методики, как известно, предполагают соблюдение строгих и сформулированных в явном виде правил. Но при их применении всегда надо пояснить, что они обеспечивают лишь с вероятной точностью постановку психологического диагноза и оказываются надежными в большей степени по отношению к группе испытуемых, чем по отношению к отдельному клиенту.
Эту особенность стандартных измерительных методов психологу надо постоянно иметь в виду. Когда он использует полученную психологическую информацию для оказания психологической помощи. В этом плане стандартизированные измерительные методы-тесты используются как средство оказания психологической помощи, если психолог уверен, что клиент в состоянии адекватно воспринимать получаемую информацию.
В общем виде можно утверждать, что оказание психологической помощи через сообщение объективной достоверной психологической информации позволяет клиенту самому структурировать свои переживания.
При этом применение с этой целью клинических методов, а не стандартизированных, к которым, как мы уже отмечали, относятся проективные и диалоговые методы, дает возможность в большей степени получить индивидуализированные данные.
15. Понятие психокоррекционной ситуации.
Психокоррекционная ситуация – это ситуация спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характера откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Эта ситуация включает в себя пять основных элементов:
1. Человек, который страдаети ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи и в психокоррекции – это клиент, или – пациент.
2. Человек, который помогаети благодаря обучению и опыту воспринимается как способный оказывать помощь, – это психолог-консультант, т.н. психокорректор.
3. Теория,которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
4. Набор процедур(техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
5. Специальные социальные отношениямежду клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.
20. Теоретические и методологические положения, определяющие направления и способы психологической помощи.
1. Закон Об оказании психологической помощи [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г. № 153-З // Кодексы Беларуси.–Режим доступа: https://kodeksyby.com/zakon_rb_ob_okazanii_psihologicheskoj_pomowi.htm. – Дата доступа: 01.04.2019.
2. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) : постановление М-ва образования Респ. Беларусь, 25 июня 2011 г., № 116 // Зб. нарматыў. дакум. М-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2011. – № 17. – С. 32–38.
28. Гуманистический подход к оказанию психологической помощи: ценностный подход к проблеме человеческого существования (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз, Д. Бьюдженталь, др.).
Одно из базовых убеждений гуманистически ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе оказания психологической помощи.
Одним из наиболее известных подходов, принадлежащих к гуманистическому направлению психологической помощи, является клиент центрированная терапияКарла Роджерса, разработанная им в 40–50-е годы ХХ века.
Ключевым понятием в теории К. Роджерса является тенденция к актуализации. К. Роджерс выдвинул гипотезу, что важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, т.е. сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, срывами и падениями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря ни на что.
К основным понятиям клиент-центрированного подхода также относятся «поле опыта» и «самость». Поле опыта – то, что потенциально доступно сознанию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используемые слова, символы, отражающие реальность). Самость является центральным понятием в концепции К. Роджерса. Самость – это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духовный (на уровне сознания) опыт.
Еще одним важным термином, необходимым для понимания роджеровского подхода к психологической помощи, является понятие Я-концепции. В клиент-центрированной теории подчеркивается важность Я-концепции людей, зависящей от способов, которыми они осознают и определяют себя. Я-концепция по К. Роджерсу – это сознательное представление о самом себе. Помимо того, как человек воспринимает самого себя в настоящий момент, обычно имеются некие идеальные представления о самом себе, каким бы он хотел быть: Я-идеальное. Для К. Роджерса очень сильный разрыв между Я-реальным и Я-идеальным означает симптом внутреннего неблагополучия и страдания. По К. Роджерсу, его клиент центрированной терапии, человек всегда действует в соответствии со своей Я-концепцией. Это своеобразные очки, через которые он видит мир и себя самого.
В гуманистическое направление психологической помощи входит и гештальт-терапия Фредерика Перлза. Цель гештальт-терапии заключается в том, чтобы помочь человеку обрести самого себя, стать аутентичным – подлинным, уникальным, способным быть самим собой и жить полной жизнью, стремиться к своему неповторимому стилю жизни, который не копирует какие-либо авторитетные фигуры и не подражает им, и т.п. Стремление к индивидуальности, целостности, к собственной неповторимости, уникальности личности составляет главную особенность гештальт-терапии, отличающую ее от других направлений.
Еще один крупный представитель гуманистического направления – американский психолог и психотерапевт Абрахам Маслоу. Всю свою работу А. Маслоу связывает с проблематикой личного роста и развития, рассматривая психологию как одно из средств, способствующих социальному и психологическое благосостоянию. А. Маслоу утверждает, что в человеке изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т.п. Основу учения А. Маслоу составляет теория самоактуализации. Говоря словами А. Маслоу, «самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и сложным».
42. Методы поведенческой коррекции.
Методы коррекции поведения разрабатывались в рамках поведенческого подхода в форме поведенческой терапии. Поведенческая коррекция использует принципы и модели теории научения и науки о поведении (бихевиоризма) при определении целей и процедур психокоррекции, а также при объективной оценке ее результатов.
Модель классического обусловливания послужила основой для разработки таких методов коррекции поведения, как аверсивная терапия, метод систематической десенсибилизации, имплозивная («шоковая») терапия.
Аверсивная терапия использует механизм подавления (вытеснения) поведенческой реакции за счет отрицательного подкрепления нежелательного поведения.
Метод систематической десенсибилизации и имплозивная терапия основываются на механизме актуализации (освобождения подавленной реакции).
Имплозивная терапия, основанная на «наводнении» и шоке, вызванном чрезмерностью отрицательных стимулов и генерализации торможения реакций страха и тревожности, не пользуется популярностью в детской психокоррекции, т. к. детские психологи стараются избегать любой дополнительной травматизации ребенка в процессе терапии.
Метод социальной коррекции - это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия и признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением, как взрослыми, так и сверстниками. Метод социальной коррекции позволяет решать задачи профилактики и коррекции отклонений в личностном развитии ребенка, обусловленных депривацией потребности в социальном признании и обеспечивает:
• удовлетворение потребности личности в социальном признании;
• формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности.
Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и пространственно-временные характеристики общения.
47. Принципы и способы составления программ психологической помощи. Выделение цели психологической работы, определение задач психологической помощи.
Основные принципы составления психокоррекционных программ
Составляя различного рода коррекционные программы, необходимо опираться на следующие принципы:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
9. Принцип программированного обучения.
10. Принцип возрастания сложности.
11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.
1. Принцип системное" коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка. Другими словами, каждый ребенок находится на различных уровнях развития: на уровне благополучия, соответствующем норме развития; на уровне риска - это означает, что есть угроза возникновения потенциальных трудностей развития; и на уровне актуальных трудностей развития, объективно выражающихся в различного рода отклонениях от нормативного хода развития. Здесь находитотражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития.
Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым специальных коррекционных мероприятий. Взаимообусловленность в развитии различных сторон психики ребенка позволяет в значительной степени оптимизировать развитие за счет интенсификации сильных сторон личности ребенка посредством механизма компенсации. Кроме того, любая программа психологического воздействия на ребенка должна бытьнаправлена не просто на коррекцию отклонений в развитии, на их предупреждение, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.
Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 44.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты